Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация рыночных структур




Министерство образования Российской Федерации

УРАЛЬСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Курсовая работа

по предмету «Экономическая теория»

на тему: «Определение цены и объема производства

при монополистической конкуренции»

 

 

Исполнитель: заочное отделение

факультет Финансовый

специальность Финансы и Кредит

группы № ФК -5008

Егоровой Ольги Олеговны               

 

 

Руководитель:

 

Дата:____________________

Оценка:__________________

 

Г. Екатеринбург

2009 год

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………….. 3

 

1. Классификация рыночных структур...........................................…….. 5

1.1. Определение несовершенной конкуренции и её виды ………….. 6

1.2. Монополия …………………………………………………….…… 9

1.3. Олигополия …………………………………………….………….. 10

2. Монополистическая конкуренция ………………………….………… 12

2.1. Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции……………………………………….……….……… 17

2.2. Издержки монополистической конкуренции …………………… 26

 

Заключение............................................... ……………………………… 28

Список литературы………………………………………………………… 32

 

 

 

Введение

 

Любая экономическая деятельность существует для прибыли. Товарно-денежные отношения, являющиеся фундаментом для всей экономики, зародились именно из-за стремления к прибыли, и только сейчас, при развитых товарно-денежных отношениях, экономическая деятельность может преследовать не только получение прибыли. Но испокон веков экономическая деятельность олицетворяла собой прибыль, а прибыль - благосостояние, поэтому прибыль всегда будет одной из первых целей в экономической деятельности.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей (поставщиков и потребителей) товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить. При таких условиях большую власть имеет покупатель и при этом сохраняется баланс между покупателями и продавцами.

При рыночной экономике главным элементом является конкуренция, которая является экономическим состязанием субъектов за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности. Конкуренция играет роль соединительной ткани, благодаря наличию которой, рыночная экономика функционирует в качестве слаженной и многозвенной системы. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию, повышение её качества, производство товаров, отвечающих требованиям покупателей. Конкуренция направляет деятельность экономических субъектов в интересах всего общества.

В современной рыночной экономике выделяют следующие функции конкуренции. Регулирующая функция заключается в воздействии на предложение благ в целях установления их оптимального соответствия спросу. Аллокационная функция выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от экономического выживания к расширению сфер хозяйственной деятельности. Инновационная функция обнаруживается в различных проявлениях новаторства, опирающегося на достижение научно-технического прогресса. Распределительная функция оказывает прямое воздействие на распределения национального продукта среди потребителей. Контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних участников рынка над другими. Совокупность этих функций обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики. Именно режим и механизм конкуренции обуславливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся системы.

В зависимости от структуры рынка, определяющей степень его конкурентности, выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.

  

Классификация рыночных структур

 

Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как А.Курно, Э.Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс и другие. Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур.

    При этом яснее будут видны различия между совершенной и несовершенной конкуренцией

 

Рыночные структуры и формы конкуренции

                                                                         

Формы конкуренции Признаки, определяющие форму конкуренции Степень контроля
Совершенная Множество фирм, производящих данный продукт.   Полная однородность производимой продукции.   Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала.   Полная информация, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями.    
Несовершенная.   1. Монополия   2. Дуополия   3. Олигополия     4. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта     Данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы).   Производство данного вида продукции сосредоточено на двух фирмах Производится однородная продукция.   Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции. Производится однородная продукция (или незначительная дифференциация продукции)   Множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции       Очень высокая степень контроля над ценами.   Частичный контроль над ценами   Частичный контроль над ценами     Очень слабый контроль над ценами.  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...