Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международное регулирование миграционных процессов

Тема №8

МИРОВОЙ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ И МИГРАЦИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

 

Состояние международной миграции

Международное регулирование миграционных процессов

Одним из проявлений интернационализации и демократи­зации хозяйственной и социально-культурной жизни челове­чества, а также последствий острых межнациональных про­тиворечий, прямых столкновений между народами и страна­ми, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые пере­мещения населения и трудовых ресурсов в разных формах

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее не­посредственно размеров, особенностей и последствий мигра­ционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разре­шению острых ситуаций и коллективному регулированию Миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирова­ния, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют миро­вому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере меж­дународной миграции населения и нормализовать миграцион­ные потоки.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географические центры иммиграции - наиболее развитые страны — США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономичес­ким ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объеди­ненные Арабские Эмираты и т. д.)

Внешняя трудовая миграция относится к одному из ви­дов международной миграции населения, который характе­ризуется перемещением рабочей силы из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.

Мировой опыт свидетельствует: трудовая миграция обес­печивает несомненные преимущества как принимающим ра­бочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы! Учи­тывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной полити­ки, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным при­держиваться определенных правовых норм и стандартов, зак­репленных в документах международных организаций. Рати­фицируя международные конвенции, страны, регламенти­рующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодатель­ством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

Важная особенность международной миграции рабочей силы в том, что регулирование данного процесса осуществ­ляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна — импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны — экспорте­ра рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран — экспортеров и им­портеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглаше­ний по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международной организации труда), организа­ция набора рабочей силы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран — экспортеров и импортеров рабочей силы?

Международное регулирование миграционных процессов

 

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также регио­нальных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей пре­дусматривает регулирование миграции населения. Ряд меж­дународных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организа­цией здравоохранения), содержит специальные нормы, ко­торые касаются физического состояния трудящихся-мигран­тов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направлен­ие на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (МОМ), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее орга­низация, обмен опытом и информацией по указанным вопро­сам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспе­чением и защитой прав трудящихся-мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Соответствующие документы международных организа­ций имеют большое значение применительно к национально­му законодательству, поскольку при формировании нацио­нальной политики в области внешней трудовой миграции дол­жны быть учтены требования международных конвенций.

Одна из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах — это признание государствами, ратифицирую­щими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т. п. Конвенция содержит статьи, направлен­ные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

♦ организацией бесплатных служб для помощи мигран­там и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);

♦ принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);

♦ принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);

♦ организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);

♦ разрешением переводить на родину заработок и сбере­жения трудящихся-мигрантов (ст. 9).

Два приложения к Конвенции касаются найма, разме­щения и условий труда мигрантов, еще одно — вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении указывается, что посред­нической деятельностью по трудоустройству мигрантов мо­гут заниматься:

♦ наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от ком­петентных властей и под их контролем;

♦ частное агентство, получившее на это предваритель­ное разрешение компетентных властей территории, на кото­рой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглаше­нием между компетентными органами принимающей и направ­ляющей стран.

В данной Конвенции указывается, что лицо или органи­зация, способствующие незаконной миграции, подлежат со­ответствующему наказанию. В ней подчеркивается необходи­мость письменного оформления трудовых контрактов и со­блюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания и в уровне минимальной за­работной платы, а в тех странах, где это предусмотрено на­циональными законодательствами, — возможность участво­вать в процедурах по установлению размера заработной пла­ты. Заработная плата трудящимся-мигрантам должна выпла­чиваться регулярно и наличными деньгами.

Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящего­ся-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.

Международными стандартами предусматривается воз­можность для трудящихся-мигрантов получить образование. Или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению обра­зования.

 

Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц безгражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать поотношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусмат­ривать одну или более социальных гарантий: медицинское об­служивание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т. п.

Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны: выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые к государствам в отно­шении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся мигрантов или членов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изло­жена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения.

Назначение данной Конвенции — координация нацио­нальных систем социального обеспечения с учетом различи в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами между­народных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, — необходимое условие для их осуществления. Страны -— импортеры трудовых ресурсов постоянно испытывающие потребность в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают на мерах регулирова­ния численности и качественного состава прибывающих трудящихся- мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности ис­пользуется показатель иммиграционной квоты, который еже годно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям при­влекаемого населения (половозрастным группам, образова­нию и т. п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и соци­альная обстановка в стране-импортере.

Иммиграционная квота может быть распределена в опре­деленной пропорции между различными категориями иммиг­рантов.

Качественный состав трудящихся-иммигрантов регули­руется в принимающих странах путем использования различ­ных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, в части первоочередного получения въездной визы).

Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным кате­гориям мигрантов с целью их привлечения в страну. Одной из целей иммиграционной политики является защита националь­ного рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы.

МОТ так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способ­ствовать сокращению безработицы, поступлению от трудя­щихся-эмигрантов валютных средств, которые используют­ся для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответству­ющий жизненный уровень; требование возвращения на ро­дину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

Современная международная трудовая миграция харак­теризуется активизацией и ростом влияния стран — экспор­теров рабочей силы, применяющих различные методы и сред­ства для достижения целей эмиграции, а именно:

♦ методы и средства защиты интересов государства — экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масшта­бов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав сво­их граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в от­ношении высококвалифицированных специалистов и при не­хватке квалифицированной рабочей силы, а также при не­благоприятной демографической ситуации;

♦ методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т д. Ряд госу­дарств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференци­рованную по категориям) долю полученной за границей зара­ботной платы. Государство привлекает также средства част­ных посреднических организаций, занимающихся трудоуст­ройством граждан за границей, путем введения обязатель­ных вкладов и страховок;

♦ методы и средства по защите прав трудящихся-эмиг­рантов путем использования двусторонних соглашений и кон­трактной формы найма рабочей силы для работы за грани­цей, которая призвана обеспечить определенные экономичес­кие и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и меди­цинскому обслуживанию и т. д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специ­альных должностных лиц и т. п. в целях контроля за выполне­нием условий международных соглашений по трудовой миг­рации, решения спорных вопросов в стране пребывания миг­рантов и соблюдения их основных прав.

В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, призванные обеспе­чивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение пе­реговоров с работодателями.

Заслуживает внимания опыт создания специальных фон­дов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обес­печения медицинского обслуживания, жилищного строитель­ства, расширения сети школ и т. п. возвращающихся на роди­ну мигрантов:

♦ меры, способствующие защите как государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. Госу­дарство стремится выработать такой механизм регулирова­ния миграции, который позволял бы совмещать защиту госу­дарственных интересов и его граждан. Одним из инструмен­тов реализации данной задачи является введение порядка обя­зательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирова­ния — наделение правом посредничества при трудоустрой­стве за границей только тех организаций, которые облада­ют достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести ма­териальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;

♦ меры, направленные на взаимную защиту интересов стран — экспортеров и импортеров трудовых ресурсов (на­пример, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования воз­вращения мигрантов на родину).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...