Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техническое обслуживание и ремонт механизмов управления




6.1. Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления

1. Для чего предназначено рулевое управление?

2. Опишите общее устройство рулевого управления.

3. Опишите принцип действия рулевого управления.

6.1.1. Диагностирование рулевого управлении

Диагностирование позволяет без разборки узлов оценить состояние руле­вого механизма и рулевого привода. Диагностирование включает работы по оп­ределению свободного хода рулевого колеса, общей силы трения, люфта в шарнирах рулевых тяг.

Свободный ход рулевого колеса и силу трения определяют универсаль­ным прибором модели НИ И AT К-402 (рис. 6.1). Прибор состоит из шкалы 3, закрепленной на динамометре, указательной стрелки 2, которая жестко прикре­плена к рулевой колонке с помощью зажимов 1. Зажимами 4 динамометр кре­пят к ободу рулевого колеса. Шкалы динамометра расположены на рукоятках 5 и обеспечивают отсчет прикладываемого к рулевому колесу усилия в диапазо­нах до 20 Н и от 20 до 120 Н.

Рис. 6.1. Прибор для диагностирования рулевого управления: 1 и 4 - зажимы; 2 - стрелка; 3 - шкала; 5 - рукоятки

 

При замере свободного хода рулевого колеса через рукоятку динамомет­ра прикладывают усилие 10 Н, сначала действующее вправо, а затем влево. Пе­ремещение стрелки из нулевого положения в левое и правое крайние положе­ния укажет суммарный свободный ход рулевого колеса. Для автомобилей, имеющих неразрезную поперечную тягу, в момент замера необходимо выве­сить левое переднее колесо. У автомобилей с гидроусилителем свободный ход рулевого колеса определяют при работающем двигателе (на малых оборотах).

Общую силу трения в рулевом управлении проверяют при полностью вы­вешенных передних колесах приложением усилия к рукояткам динамометра.

Замеры выполняют при прямолинейном положении колес и в положениях мак­симального их поворота вправо и влево. В правильно отрегулированном руле­вом механизме рулевое колесо должно свободно поворачиваться от среднего положения (для движения прямо) при усилии 8-16 Н.

Качественным методом визуальной оценки делают заключение о состоя­нии шарниров рулевых тяг (на ощупь в момент резкого приложения усилия к рулевому колесу или непосредственно к шарнирам). При этом люфт в шарни­рах будет проявляться взаимным относительным перемещением соединенных рулевых тяг и ударами в шарнирах.

Проверка усилителя рулевого управления сводится к измерению (рис.6.2) давления в системе гидроусилителя. Для этого в нагнетательную магистраль устанавливают манометр с краном. Доливают в бачок гидроусилителя масло до требуемого уровня, пускают двигатель на малых оборотах и, полностью открыв кран манометра, поворачивают колеса в крайние положения. При этом давле­ние, развиваемое насосом, должно составлять не менее 6 МПа. Если давление меньше указанного значения, то медленно закрывают кран, наблюдая по мано­метру за увеличением давления, которое должно подняться до 6,5 МПа. Если давление не увеличивается, то это свидетельствует о неисправности насоса.

Рис. 6.2. Измерение давления в системе гидроусилителя рулевого управления: 1 - бачок гидроусилителя; 2 - манометр; 3 - кран

 

6.1.2. Техническое обслуживание рулевого управлений

При ЕО качественным методом визуальной оценки и в процессе движе­ния автомобиля проверяют: герметичность соединений и шлангов системы гид­роусилителя рулевого управления, свободный ход рулевого колеса, состояние рулевого механизма и рулевого привода.

При ТО-1 проверяют: крепление и шплинтовку гаек рычагов поворотных цапф, гаек и шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг; состоя­ние уплотнителей шаровых пальцев (обнаруженные неисправности устраняют); крепление (при необходимости закрепляют сошку рулевого управления на ва­лу); картер рулевого механизма на раме и контргайку регулировочного винта вала рулевой сошки; свободный ход и усилие поворота рулевого колеса (при помощи люфтомера-динамометра НИИАТ К-402 и др.), люфт в шарнирах руле­вого привода (при необходимости люфты устраняют); затяжку (при необходи­мости затягивают клинья карданного вала рулевого механизма), натяжение приводных ремней насоса гидроусилителя рулевого управления (при необхо­димости регулируют).

При ТО-2 проверяют крепление и при необходимости закрепляют руле­вое колесо на валу и колонку рулевого управления на панели кабины, снимают и промывают фильтр насоса гидроусилителя рулевого управления.

6.1.3. Ремонт и регулировки рулевого управления

Регулировки рулевого управления. Рулевые механизмы имеют две регу­лировки: осевого зазора в подшипниках вала и в зацеплении. Состояние руле­вого механизма считается нормальным, если свободный ход рулевого колеса при движении по прямой не превышает 10°. При отклонении свободного хода в сторону увеличения необходимо прежде всего проверить зазор в подшипниках вала (червяка или винта). Для этого резко покачивают рулевое колесо в осевом направлении в обе стороны и пальцем прощупывают осевое перемещение коле­са относительно рулевой колонки. При наличии большого зазора в подшипни­ках осевой люфт будет легко ощущаться. Для регулировки и устранения осево­го люфта в подшипниках вала отворачивают болты и снимают нижнюю крыш­ку картера рулевого механизма (рис. 6.3а). Из-под крышки удаляют одну регу­лировочную прокладку, после чего собирают механизм и повторно проверяют осевой люфт. Если регулировка окажется недостаточной, то все операции по­вторяют вновь до получения нужного результата. После регулировки натяга в подшипниках проверяют усилие на ободе рулевого колеса, отсоединив сошку от тяги рулевого привода. Усилие на поворот руля должно составлять 3-6 П.

Зацепление червяка с роликом (рис 6.36) регулируют без снятия рулевого механизма с автомобиля. Для регулировки отворачивают гайку 3 и, сняв шайбу 2 с штифта, специальным ключом поворачивают регулировочный винт 1 на не­сколько вырезов в стопорной шайбе. При этом изменяется боковой зазор в за­цеплении гребней ролика и нарезки червяка, что изменяет свободный ход руле­вого колеса. После регулировки гайку устанавливают на место.

Рис. 6.3. Регулировка осевого зазора (а) и зацепления червяка с роликом (б) в рулевом механизме: 1 - нижняя крышка картера рулевого механизма; 2 - картер рулевого механизма; 3 - регулировочные прокладки; 4 - регулировочный винт; 5 - шайба; 6 - гайка


Люфт в сочленениях рулевого привода (рис. 6.4а) определяют, резко по­качивая рулевую сошку при поворотах рулевого колеса, охватив руками прове­ряемое сочленение (повышенный люфт легко ощущается рукой). Чтобы его устранить, подтягивают резьбовую пробку (рис. 6.46). Выполняется эта опера­ция в следующем порядке: сначала расшплинтовывают пробку, затем специ­альным ключом завертывают пробку до отказа и, отпустив на одну прорезь до совпадения с отверстием в головке тяги, шплинтуют.

Во время регулировки осевого люфта добавляют смазку в шарниры. При большом износе, если регулировкой люфт устранить не удается, заменяют ша­ровой палец и вкладыши или всю тягу в сборе. Неразборные шарниры рулевого привода на легковых автомобилях регулировке не подлежат, поэтому при изно­се и возникновении люфта их заменяют.


 

Рис. 6.4. Проверка (а) и регулировка (б) люфта в сочленениях рулевого привода

Основные неисправности рулевого управления. Неисправности рулевого управления затрудняют управление автомобилем и создают значительную уг­розу безопасности движения. Основными признаками неисправностей рулевого управления являются увеличенный свободный ход рулевого колеса, тугое вра­щение или заедание в рулевом механизме, стуки, нарушение герметичности системы гидроусилителя, недостаточное или неравномерное усиление и др.

Увеличенный свободный ход рулевого колеса появляется при износе шар­ниров рулевых тяг, нарушении регулировки червяка с роликом, износе под­шипников (червяка или вала винта), ослаблении крепления картера рулевого механизма, увеличении зазоров в подшипниках ступиц передних колес и шкворней. Указанные неисправности устраняют выполнением регулировочных работ, заменой или ремонтом изношенных деталей.

Тугое вращение или заедание в рулевом механизме возникает при непра­вильной регулировке зацепления в редукторе рулевого механизма, погнутости тяг, недостаточном количестве смазки в картере редуктора. Устраняют эти не­исправности регулировкой, ремонтом тяг, пополнением масла в редукторе ру­левого управления до необходимого уровня. Нарушение герметичности в руле-

Ill

вом механизме устраняют заменой прокладок и подтяжкой креплений и соеди­нений.

Недостаточное или неравномерное усиление в рулевом механизме с гид­роусилителем может возникать из-за слабого натяжения ремня привода насоса, снижения уровня масла в бачке гидроусилителя, попадания воздуха в систему усилителя, заедания золотника или перепускного клапана при загрязнении. По­сле выявления причин неисправностей их устраняют регулировкой натяжения ремня привода, заливкой масла до заданного уровня, промывкой системы и за­меной масла, ремонтом насоса, гидроусилителя или клапана управления.

Устранение неисправностей рулевого управления. Для установления степени износа и характера необходимого ремонта деталей рулевой механизм разбирают. Рулевое колесо и рулевую сошку снимают специальными съемни­ками.

Основными дефектами деталей рулевого механизма являются: износ чер­вяка и ролика, вала сошки, втулок подшипников и мест их посадки; сколы и трещины на фланце крепления картера; износ отверстия в картере под втулку вала рулевой сошки; ослабление крепления рулевого колеса на валу. В рулевом приводе наиболее быстро изнашиваются шаровые пальцы и вкладыши шарни­ров, меньше - наконечники. Кроме того, могут прийти в негодность отверстия на концах тяг, ослабиться или поломаться пружины шарниров, погнуться тяги, сорваться резьба.

Червяк рулевого механизма заменяют при значительном износе рабочей поверхности или отслоении закаленного слоя. Ролик вала сошки бракуют при наличии на его поверхности трещин и вмятин. Червяк и ролик заменяют одно­временно. Изношенные опорные шейки вала сошки восстанавливают хромиро­ванием с последующим шлифованием под номинальный размер. Вал сошки со следами скрученных шлицев бракуют. На изношенные места посадки подшип­ников в картере рулевого механизма устанавливают дополнительную деталь. Сколы и трещины на фланце крепления картера заваривают. Изношенные от­верстия в картере под втулку вала рулевой сошки развертывают под ремонтный размер.

Для ремонта шарниров рулевых тяг их разбирают. Для этого расшплин- товывают резьбовую пробку, вывертывают ее из отверстия головки тяги и сни­мают детали. Изношенные шаровые пальцы, а также пальцы, имеющие сколы и задиры, заменяют новыми. Одновременно устанавливают новые вкладыши ша­ровых пальцев. Слабые или сломанные пружины заменяют новыми.

Разработанные отверстия на концах рулевых тяг заваривают. Погнутые рулевые тяги выправляют в холодном состоянии. Перед правкой тягу заполня­ют сухим мелким песком.

Ремонт гидроусилителя заключается в его разборке и замене изношенных деталей. Нарушение герметичности устраняется заменой прокладок и подтяж­кой соединений.

После ремонта и контроля деталей рулевой механизм собирают, регули­руют и испытывают с гидравлическим усилителем (при его наличии в конст­рукции рулевого механизма) в сборе.


Задание для закрепления изученного материала

1. При диагностировании рулевого управления контролируют следующие

параметры: 1)________________________; 2)_________________________:

3)._________; 4)______________.

2. При ЕО рулевого управления выполняют следующие работы:______

3. При ТО-1 рулевого управления выполняют следующие работы:

4. При TQ-2 рулевого управления выполняют следующие работы:

5. В рулевом управлении выполняют следующие регулировки:

1)._; 2)__________________________________________________________

3) •

6. Основными признаками неисправностей рулевого управления являют­ся: 1); 2);

3); 4)________________; 5)_________________.

7. Причинами увеличенного свободного хода рулевого колеса являются:

Контрольные вопросы и задания

1. Опишите технологию определения свободного хода рулевого колеса.

2. Опишите технологию определения общей силы трения в рулевом управле­нии.

3. Опишите технологию оценки технического состояния шарниров рулевых тяг.

4. Опишите технологию проверки работоспособности гидроусилителя рулево­го управления.

5. Перечислите операции, выполняемые при техническом обслуживании руле­вого управления.

6. Опишите технологию регулировки подшипников вала (или червяка) рулево­го механизма.

7. Опишите технологию регулировки зацепления в рулевом механизме.

8. Опишите технологию устранения люфта в шарнирах рулевого привода.

9. Перечислите основные признаки неисправностей рулевого управления.

10. Какие неисправности рулевого управления являются причинами увеличен­ного свободного хода рулевого колеса?

11. Какие неисправности рулевого управления являются причинами тугого вра­щения или заедания в рулевом механизме?

12. Какие неисправности рулевого управления являются причинами недоста­точного или неравномерного усиления в рулевом механизме с гидроусили­телем?

13. Перечислите основные способы обнаружения неисправностей рулевого управления.

14. Перечислите основные способы устранения неисправностей рулевого управ­ления.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...