Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкурентоспособность экспортного товара. Соотношение качества и конкурентоспособности.




Экспортный товар - это продукт, разработку идеи, коммерческое производство и продвижение которого компания осуществляет на основе выявления и своевременного удовлетворения нужд и потребностей целевого сегмента потребителей конкретной страны, способствуя тем самым существенному повышению качества их жизни.

Основным критерием для принятия решения о производстве экспортного товара должно быть создание возможно более высокой предпочтительной его ценности для зарубежных потребителей. При этом существенно, что данный товар в большей степени привлекателен для потребителя с позиций именно того, что он ожидает с точки зрения удовлетворения своих нужд, потребностей и интересов.

Другими словами, экспортный продукт должен быть адресным, соответствовать предпочтениям и потребностям целевой группы зарубежных покупателей.

Экспортным может считаться продукт, под потребительной ценностью которого компания понимает всю совокупность полезных свойств, как связанных непосредственно с самим товаром, так и сопутствующих ему.

Ценность экспортного товара для покупателей внешнего рынка зависит от различных его свойств (атрибутов). Выбор потребителя направлен не столько на сам товар, сколько на ожидаемую выгоду от него. Поэтому для компании, ориентированной на внешние рынки, важна креативность маркетологов, их способность предложить иностранным потребителям нечто особенное. Свойства экспортного товара являются одним из инструментов конкурентной борьбы, дифференциации и позиционирования торговых марок.

Конкурентоспособность экспортного товара на первых стадиях международного жизненного цикла определяется преимущественно так называемыми жесткими потребительскими качествами, описывающими важнейшие функции товара и связанные с ним основные характеристики, заданные конструктивными и технико-технологическими принципами, использованными при производстве товара и определяющие мощность, производительность и т.п., а также цену потребления.

На стадии зрелости экспортного товара по мере возникновения международной конкуренции, ведущей к выравниванию жестких параметров, на первый план выдвигаются «мягкие» потребительские качества, характеризующие гуманистические, эстетические, эргономические свойства товаров. Однако наиболее удачным будет вариант, когда экспортер еще на первых порах своей коммерческой активности с уважением отнесется к ним.

Конкурентоспособность и качество нередко трактуются как синонимы. В данном случае качество продукции отождествляется с набором технических характеристик товара. Конкурентоспособность изделия определяется в процессе сопоставления затрат, понесенных покупателем, и результата, достигнутого покупателем с использованием приобретенного изделия.

В другом обзоре при рассмотрении различных аспектов конкурентоспособности продукции указывается, что главными факторами, определяющими конкурентоспособность, являются качество и цена. Достижение оптимального соотношения между качеством изделия и издержками производства определяется как цель управления конкурентоспособностью.

Независимо от физической природы и выполняемых функций все изделия, а также производственные системы их изготовляющие и использующие, могут рассматриваться в контексте проблемы конкурентоспособности, причем такой аспект анализа диктуется не абстрактными соображениями, а сугубо практическими интересами конкретной экономической деятельности.

Конкурентоспособность экспортного товара на первых стадиях международного жизненного цикла определяется преимущественно так называемыми жесткими потребительскими качествами, описывающими важнейшие функции товара и связанные с ним основные характеристики, заданные в том числе конструктивными и технико-технологическими принципами, использованными при производстве товара и определяющие мощность, производительность и т.п., а также цену потребления.

Важным положением маркетинга по отношению к экспортируемой продукции должна быть сертификация система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, рекомендаций и иных документов, действующих на мировом рынке и в конкретной стране-импортере (чтобы преодолеть существующие там нетарифные, технические барьеры (или в стране-экспортере) при проведении самосертификации). В последнем случае владелец продукции, самостоятельно осуществляя сертификацию, обязан гарантировать: точное и полное соблюдение требований к изделию, предъявляемых договорами и другими документами; высокий уровень системы комплексных испытаний и контроля качества от сырья до упаковки и маркировки товара; ответственность (в том числе и юридическую) изготовителя за качество сертификации и достоверность сертификационных удостоверений; доступность для покупателей информации о методах испытаний, системе контроля и качества, а также возможность посещения предприятия и наблюдения за процессом сертификации.

Однако наивысшим уровнем гарантирования качества продукции на внешнем рынке считается проведение сертификации третьей стороной, которая не имеет отношения ни к производству, ни к сбыту данного товара. Преимуществом независимой сертификации является ее обособленность от заинтересованных сторон, а также возможность соблюдения единообразия требований к изделиям и к системе контроля качества.


Примеры решения задач

Задача 1. Население страны составляет 20 млн чел. При этом ВВП в стране составил 800 млрд евро. Экспорт составил 180 млрд евро, импорт составил 300 млрд евро. Требуется оценить, насколько национальная экономика данной страны открыта (степень открытости страны).

Решение:

Судить о том, на сколько экономика страны открыта можно исходя из того, в какой степени страна участвует в международном обмене.

Для оценки степени участия в международном обмене рассчитаем импортную квоту и экспортную квоту.

Импортная квота = 100% = (300/800)×100%= 37,5%.

Экспортная квота = 100% = (180/800)×100%= 22,5%.

Рынок считается закрытым,если экспортная квота менее 10%. При этом рынок можно считать в высшей степени открытым, если экспортная квота более 35%. В нашем случае экспортная квота равна 22,5%, т.е. рынок можно считать открытым.

Импорт страны (внутренний рынок) также существенен (37,5%), однако экспорт составляет достаточно большую долю ВВП, т.е. страна активно участвует в международном обмене.

 

Задача 2. Экономике страны характерны следующие интегральные показатели:

Импорт продукции равен 19000 млн. евро.

Экспорт продукции равен 17000 млн. евро.

Население страны также получает доход в качестве выплаты процентов за инвестиции в другие страны. Величина данного вида дохода составляет 3000 млн. евро.

Напротив проценты инвесторам из других стран составляют 1200 млн. евро.

Резервы страны 2400 млн. евро.

Импорт услуг равен 1800 млн. евро.

Экспорт услуг равен 1900 млн. евро.

Приток капитала в эту страну равен 6500 млн. евро.

Отток капитала из данной страны равен т 4000 млн. евро.

Чистые денежные переводы составили 2100 млн. евро.

Найти: сальдо баланса по текущим операциям (сальдо текущего счета), а также сальдо платежного баланса этой страны.

 

Решение:

Сальдо баланса внешней торговли = Экспорт продукции – Импорт продукции = 17000 - 19000 = - 2000 млн. евро.

Сальдо баланса товаров и услуг = Сальдо баланса внешней торговли + Экспорт услуг - Импорт услуг = -2000 + 1900 – 1800 = -1900 млн. евро.

Сальдо баланса по текущим операциям = Сальдо баланса товаров и услуг + Чистые доходы от инвестиций + Чистые денежные переводы = -1900 + (3000-1200)+2100=2000 млн. евро.

Сальдо баланса движения капитала = Приток капитала - Отток капитала = 6500-4000=2500 млн. евро.

Сальдо баланса по текущим операциям и движению капитала = Сальдо баланса движения капитала + Сальдо баланса по текущим операциям = 2500+2000 = 4500 млн. евро.

Сальдо платежного баланса = Сальдо баланса по текущим операциям и движению капитала + Резервы страны = 4500+2400 = 6900 млн. евро.

Задача 3. В таблице приведены затраты на производство сыра и трикотажа в России и Германии следующие:

  Россия Германия
Сыр (кг в час)    
Трикотаж (кв. м. В час)    

 

Определите:

а) в производстве какого товара имеют преимущества Россия и Германия? Какой тип преимущества имеет место?

б) подсчитайте (в часах) выигрыш от международной торговли соответственно России и Германии, если обменивают 5 кг сыра на 3 кв. м. трикотажа.

Решение;

а) Россия имеет абсолютное преимущество в производстве сыра, поскольку за 1 час она производит 5 кг сыра, тогда как Германия - только 1 кг. Германия имеет абсолютное преимущество в производстве трикотажа, поскольку за 1 час она производит 3 кв. м трикотажа, тогда как Россия - только 1 кв. м.

б) В условиях отсутствия торговли Россия может обменять 5 кг сыра только на 1 кв. м отечественного трикотажа. Если же она торгует с Германией, то те же 5 кг сыра она сможет обменять уже на 3 кв. м трикотажа. Тем самым выигрыш России составит 3-1=2 кв. м трикотажа, или 2/1=2 часа труда.

Германия, со своей стороны, получает от России 5 кг сыра, на производство которого ей пришлось бы затратить 5 часов. Вместо этого она тратит эти 5 часов на производство 5×3=15 кв. м трикотажа. Тем самым выигрыш Германии от торговли с Россией составит 15-3=12 кв. м трикотажа, или 12/3=4 часа труда.

 

Задача 4. Имеются следующие условные данные по российской экономике:

 

Годы                  
ВВП (млрд.руб.) 7350,6 8943,5 10803,5 13243,2 17048,1 21625,0      
Объем импорта (млрд. долл. США) 33,9 41,9 46,2 57,3 75,6 98,7 164,3 223,5 292,0
Курс $ (в руб.) 28,16 30,14 31,78 29,45 27,75 28,78 26,33 24,54 27,61

 

Рассчитайте импортную квоту и сделайте вывод о ее динамике в РФ.

Решение:

Для того чтобы показать, какую часть от ВВП составляет импорт развивающихся стран, рассчитаем показатель импортной квоты, который рассчитывается по формуле:

Импортная квота = 100%

 

Добавим дополнительные строки в таблицу, рассчитаем объем импорта в млрд. долларов и импортную квоту по годам.

 

Как видно из приведенной выше таблицы, импортная квота России имеет положительную динамику, и увеличивается с каждым годом на 1 - 2%. Исключение составил 2004 год, но затем в последующие годы импортная квота вновь имела тенденцию увеличения. В 2008 г. она составила 19%.

Импорт играет очень значимую роль для национального хозяйства, что может повлечь за собой некоторую зависимость страны от мирового рынка. Но, тем не менее, рост импортной квоты может свидетельствовать и о достаточной открытости экономики РФ, т.е. об ее активном участии в международном обмене.


 

Годы                    
ВВП (млрд.руб.) ВВП 7350,6 8943,5 10803,5 13243,2 17048,1          
Объем импорта (млрд. долл. США) 33,9 41,9 46,2 57,3 75,6 98,7 164,3 223,5    
 
Курс долл. США (в руб.) 28,16 30,14 31,78 29,45 27,75 28,78 26,33 24,54 27,61  
 
Объем импорта (млрд. руб.) 954,62 1262,87 1468,24 1687,49 2097,9 2840,59 4326,02 5484,69 8062,12  
Импортная квота 13% 14% 14% 13% 12% 13% 16% 17% 19%  

 


Задача 5. Российская фирма обсуждает возможность закупки телефонных аппаратов в Германии. Стоимость одного аппарата составляет 20 евро; стоимость перевозки 100 шт. – 5 евро за штуку, 500 шт. – 4 евро, 1000 шт. – 3 евро, 10000 шт. – 2 евро, 20000 шт. – 1 евро за штуку. Такой аппарат можно продать в России за 23,5 евро за штуку. Если предположить, что других расходов нет, то какой минимальный объем импорта обеспечит прибыль в 10%?

Решение:

Обобщим исходные данные задачи в таблице и добавим новые расчетные столбцы.

 

Стоимость приобретения ед. продукции, евро Цена продажи ед. продукции, евро Объем, Шт. Стоимость перевозки за шт., евро Итоговая стоимость перевозки, евро Итоговая стоимость приобретения, евро Выручка при реализации, евро Прибыль при реализации, евро
  23,5           -6%
  23,5           -2%
  23,5           2%
  23,5           7%
  23,5           12%

 

Таким образом, для обеспечения прибыли в 10% компании потребуется заказывать объем продукции от 20000 штук, так как это позволит заработать 12% прибыль.

Заказ партии продукции от 10000 до 20000 штук обеспечит предприятию 7% прибыль.

Т.о, следует либо поставлять продукцию в размере от 20000 штук, либо рассмотреть вариант увеличения продажной цены. Так, при увеличении цены продажи до 24,2 евро за штуку, можно обеспечить 10% прибыль при объеме поставок в 10000 штук, прибыль составит в данном случае (10000*24,2-10000*(20+2))=22000 евро, т.е. (242000-220000)*100%/220000= 10%.

 

Задача 6.. Функция предложения телевизоров в Германии Ps = 5+0,5Q. Спрос на телевизоры на внутреннем рынке описывается как Qd = 1000 – 2P. Найдите величину импорта, если цена телевизора на внутреннем рынке P = 200. Как сократится импорт, если будет введена таможенная пошлина в размере 10?

Решение:

Найдем величину внутреннего производства телевизоров при данной цене: 200 = 5 + 0,5Q, то есть Q = 390. Величина спроса при данной цене: Qd = 1000 - 2 * 200= 600. Разница между внутренним предложением и спросом составит импорт: Im = Qd - Qs = 600 - 390 = 210. При введении таможенной пошлины в 10 новая цена составит 210. Тогда внутреннее предложение возрастет до Qs = 210 = 5 + 0,5 Q = 410, и спрос на телевизоры сократится до Qd = 1000 - 2 * 210 = 580. Соответственно, импортные поставки сократятся до Im = 580 - 410 = 170.

Т.о., при исходных данных импорт составляет 210. А при введении таможенной пошлины в 10, импорт сократится до 170.

Задача 7.. Внешняя торговля России характеризовалась следующими условными данными (в млрд. долл. США):

 

  Страны дальнего зарубежья Страны СНГ Всего
1995 г. 2013 г. 1995 г. 2013 г. 1995 г. 2013 г.
Экспорт 63,7 256,0 14,5 48,0 78,2 304,0
Импорт 33,1 167,7 13,6 24,1 46,7 191,8

Вычислите:

а) внешнеторговое сальдо в каждом году по каждой группе стран;

б) внешнеторговый оборот в каждом году по каждой группе стран;

в) относительную долю стран СНГ в российском экспорте и импорте;

г) темпы роста экспорта, импорта и внешнеторгового оборота по каждой группе стран.

Решение:

а, б) Сальдо торгового баланса внешней торговли — это разность между стоимостью всего экспорта и импорта.

Вся сумма экспорта и импорта страны представляет ее внешнеторговый оборот. Исходя из этого, дополним таблицу, приведенную в условии задачи, и найдем внешнеторговое сальдо в каждом году по каждой группе стран и внешнеторговый оборот в каждом году по каждой группе стран.

 

  Страны дальнего зарубежья Страны СНГ Всего
 
1995 г. 2013 г. 1995 г. 2013 г. 1995 г. 2013 г.
Экспорт 63,7   14,5   78,2  
Импорт 33,1 167,7 13,6 24,1 46,7 191,8
внешнеторговое сальдо(экспорт – импорт) 30,6 88,3 0,9 23,9 31,5 112,2
внешнеторговый оборот(экспорт+импорт) 96,8 423,7 28,1 72,1 124,9 495,8

 

в) Далее рассчитаем относительную долю стран СНГ в российском экспорте и импорте.

Доля экспорта стран СНГ в общем объеме экспорта России составляет в 1995 году: 14,5/78,2=0,185 или 18,5%.

Доля экспорта стран СНГ в общем объеме экспорта России составляет в 2013 году: 48/304=0,158 или 15,8%.

Доля импорта стран СНГ в общем объеме импорта России составляет в 1995 году: 13,6/46,7=0,121 или 12,1%

Доля импорта стран СНГ в общем объеме импорта России составляет в 2013 году: 24,1/191,8=0,126 или 12,6%.

Соответственно, доля стран СНГ в общем внешнеторговом обороте России составила в 1995 году 28,1/124,9=0,225 или 22,5%

Доля стран СНГ в общем внешнеторговом обороте России составила в 2013 году 72,1/495,8=0,145 или 14,5%.

г) темпы роста экспорта, импорта и внешнеторгового оборота по каждой группе стран.

Темп роста экспорта по странам дальнего зарубежья составил в 2013 году по сравнению с 1995 годом 256/63,7=4,02.

Темп роста импорта по странам дальнего зарубежья составил в 2013 году по сравнению с 1995 годом 167,7/33,1=5,07.

Темп роста внешнеторгового оборота по странам дальнего зарубежья составил в 2013 году по сравнению с 1995 годом 423,7/96,8=4,38.

Темп роста экспорта по странам СНГ составил в 2013 году по сравнению с 1995 годом 48/14,5=3,31.

Темп роста импорта по странам СНГ составил в 2013 году по сравнению с 1995 годом 24,1/13,6=1,77.

Темп роста внешнеторгового оборота по странам СНГ составил в 2013 году по сравнению с 1995 годом 77,1/28,1=2,74.

Темп роста экспорта по итоговым показателям РФ составил в 2013 году по сравнению с 1995 годом 304/78,2=3,89.

Темп роста импорта по итоговым показателям РФ составил в 2013 году по сравнению с 1995 годом 191,8/46,7=4,11.

Темп роста внешнеторгового оборота по итоговым показателям РФ составил в 2013 году по сравнению с 1995 годом 495,8/124,9=3,97.

 

Задача 8. В странах А и В рынок труда описывается системой уравнений. Для страны А функция спроса на труд выглядит как DL = 100 – 5W, а функция предложение труда – SL = 60 + 3W, где W – реальная заработная плата в долларах.

В стране В аналогичные функции имеют вид: DL = 120 – 3W и SL = 40 + 5W.

Рассчитайте:

а) Каково потенциальное направление миграции рабочей силы?

б) Каковы уровень занятости (млн.чел.) и равновесный уровень заработной планы (в долл.) в обеих странах?

в) Допустим, что в обеих странах сняты все ограничения на эмиграцию и иммиграцию, и в результате передвижения рабочей силы в стране эмиграции равновесная ставка заработной платы выросла на 1 долл. Какой будет объем эмиграции в данной стране?

Каков будет новый уровень заработной платы в принимающей стране?

Решение:

а) Условие равновесия на рынке труда заключается в том, что реальная зарплата должна достичь такого уровня, при котором спрос и предложения труда уравновесились бы. Это условие можно записать, объединив следующие формулы, как: D=S.

Действительно, рынок строится на взаимодействие спроса и предложения, если не вмешивается государство.

Следовательно, поскольку спрос и предложение находятся в равновесии, то можно записать соотношения спроса и предложения по странам:

страна А: 60+3W=100-5W,

страна Б:40+5W=120 – 3W.

Т.о., в стране А W=5 (долл. в час), в стране Б W=10 (долл. в час).

Следовательно, в виду более высокой ставки в стране Б, потенциальное направление миграции будет из страны А в страну Б.

б) равновесный уровень заработной платы в стране А составляет 5 долл. в час, а в стране Б – 10 долл. в час.

в) При равновесии спроса и предложения можно рассматривать уровень занятости равным 1, поскольку данный показатель рассчитывается как отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста, когда спрос равен предложению, то предполагается, что все люди заняты.

Если предположить, что в обеих странах сняты все ограничения на эмиграцию и иммиграцию, и в результате передвижения рабочей силы в стране эмиграции равновесная ставка заработной платы выросла на 1 долл., то следует осуществить следующие расчеты для оценки нового уровня заработной платы в принимающей стране и объема эмиграции.

В стране, из которой эмигрируют (в стране А) ставка заработной платы выросла на 1 доллар, т.е. составила 5+1=6 долл. в час.

В таком случае изменятся спрос и предложение.

Функция спроса на труд: DL = 100 – 5W=100-5×6 = 70 – готовы предложить данные рабочие места.

Функция предложения труда: SL = 60 + 3W = 60 + 3×6 = 78 готовы работать по данной ставке.

Получается, что при увеличении ставки заработной платы на рынке спрос превысил предложения, т.е. люди потенциально хотели бы работать в стране А, а не эмигрировать.

В стране Б функция предложения труда составит SL = 40 + 5W = 40 +5×10=90.

Функция спроса на труд составит DL = 120 – 3W = 120-3×10=90.

В случае, если спрос на труд увеличится на 8 (при миграции из страны А), то 98 = 120-3W. Ставка заработной платы (W) составит = 7,33 (долл. в час).

Задача 9. Страна А и страна В собираются образовать зону свободной торговли. До этого страна А импортировала 10 тыс. мобильных телефонов из третьих стран по 100 долл. каждый, облагавшихся пошлиной в 30 долл. за единицу. Издержки производства подобных телефонов в стране В составили 110 долл., в стране А - 130 долл.

Определите:

а) какой будет для страны А цена переориентации ее внешней торговли на страну В после создания зоны свободной торговли?

б) На сколько должен увеличится объем импорта страны А, чтобы компенсировать издержки, вызванные этой переориентацией?

Решение:

Прежде всего, обобщим данные задачи в таблице

Количество, шт. Цена приобретения в третьей стране, долл. Пошлина на ед., долл. Итого пошлины Затраты на телефоны при импорте из третьей страны, долл. (количество* цена) Цена производства собственными силами, долл. Итого затраты при собственном производстве Цена производства в стране В, долл. Итого затраты при приобретении в стране В
                 

а) Зона свободной торговли - это тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором.

Таким образом, переориентация внешней торговли на страну В после создания зоны свободной торговли приведет к тому, что государственный бюджет не дополучит пошлин (выступающих своего рода косвенными налогами) на сумму 10000×30=300 тыс. долл.

Потребители напротив выиграютот организации зоны свободной торговли, поскольку стоимость телефона сократится со 130 до 110 долл. Таким образом, потребитель сократит расходы на 20 долларов с телефона, следовательно, совокупные расходы потребителей сократятся на 20×10000=200 тыс. долл. Надо заметить, что цена производства собственными силами составляет 130 долларов, т.е. производимая на внутреннем рынке продукция становится неконкурентоспособной. Выходом станет либо модернизация российских предприятий, либо приведение мировой цены к внутренней цене, т.е. продажа телефонов по цене не ниже 130 долларов за единицу. В таком случае страна будет зарабатывать 20 долларов на поставляемом из вне телефоне, т.е. компенсирует в совокупности 200 тыс. долл., поставляя 10000 единиц телефонов на внутренний рынок.

б)Чтобы компенсировать весь размер импортных пошлин, которые будет недополучать бюджет в связи с переходом в зону свободной торговли, потребуется увеличить объем импорта до величины, которая позволит заработать бюджету еще 100 тыс. долл. Таким образом, необходимо увеличить импорт телефонов на величину 100000/20=5000 (шт.). Т.о., импорт должен составлять 15000 телефонов для компенсации потерь бюджета, т.е. издержек, вызванных переориентацией внешней торговли.

 

Задача 10. Имеются данные о спросе и предложении швейцарских франков:

 

Цена франка (в долл.) Объем спроса на франки (млн. франков) Объем предложения франков (млн. франков)
0,80    
0,70    
0,60    
0,50    
0,40    

 

Рассчитайте:

а) Каков равновесный валютный курс доллара?

б) Каков равновесный валютный курс швейцарского банка?

в) Какое количество долларов будет куплено на валютном рынке?

г) Какое количество швейцарских франков будет куплено на валютном рынке?

Решение:

а, б) Валютный курс определяется взаимодействием спроса и предложения валюты. Равновесный валютный курс – это курс валюты, обеспечивающий достижение равновесия платежного баланса при условии отсутствия ограничений на международную торговлю, специальных мотивов для притока или оттока капитала и чрезмерной безработицы. Равновесный курс швейцарского франка можно определить по графику равновесия валютного рынка Швейцарии.

Построим данный график по данным задачи.

Равновесный курс швейцарского франка равен 0,60 долл. (по графику равновесия валютного рынка Швейцарии), а равновесный валютный курс доллара равен 1,67 франков (т.е. за 1 франк дают 0,60 долл.).

в, г) Количество швейцарских франков, которое будет куплено по равновесному курсу 440млн. франков (по данным задачи). Количество американских долларов, которое будет куплено по равновесному курсу рассчитываем как 440 млн. франков × 0,6 долл. = 264 млн. долл. (потому как по равновесному курсу франк относится к долл. как 1/0,6).

 

Задача 11. Россия производит 70, потребляет 20 и экспортирует 50 легких спортивных самолетов в год по цене 6000 долл. за самолет. Правительство, считая самолетостроение перспективной отраслью, предоставляет производителям субсидию в размере 15% стоимости самолета, в результате чего цена самолета на внутреннем рынке увеличилась до 6450 долл., а его цена на внешнем рынке сократилась до 5550 долл. Поясните:

а) Почему внутренняя цена на самолет увеличилась меньше, чем размер субсидии?

б) Как в ведение субсидии отразилось на объемах внутреннего производства и экспорта?

в) Как повлияло введение субсидии на потребителей и доходы бюджета страны?

Решение:

а) Внутренняя цена может вырасти на всю величину субсидии только при бесконечно большой эластичности спроса на импорт на мировом рынке, что это не относится к отрасли самолетостроения.

б) Субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством особенно актуальны для экспортеров и расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но, чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут.

в) Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается (с Pw до Pd). Рост цены обусловливает увеличение предложения с S0 до S1 и сокращение спроса с D0 до D1. В результате потребители несут потери, а производители получают дополнительный выигрыш.

Эластичность спроса на импорт в странах-импортерах, очевидно, не бесконечно велика, поэтому внутренние цены в стране-экспортёре увеличатся на меньшую величину, чем предоставляемая субсидия, и, следовательно, бюджетные затраты увеличатся.

Но, чтобы оценить последствия субсидирования для страны в целом, надо учесть затраты на субсидию, которые будет нести государственный бюджет (т.е. налогоплательщики). Для этого надо размер субсидии на единицу экспортируемого товара умножить на новый объем экспорта (S1 - D1).

Как рассчитать процентные изменения показателей спроса в зависимости от изменившихся цен? Если показатели снижения цен и увеличения спроса равны в процентном отношении, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице. Примем, эластичность спроса равной единице для упрощения расчетов. Т.о., если величина спроса на внутреннем рынке была равна 20 единицам, а цена на внутреннем рынке увеличилась на 7,5% ((6450-6000)×100%/6000), то можно предположить снижение спроса на внутреннем рынке на 7,5%, то есть спрос составит 18 самолетов (20×0,075).

На внешнем рынке величина спроса составляла 50 самолетов, а цена на внешнем рынке снизилась на 8% ((6000-5555)×100%/5555), то можно предположить увеличение спроса на внешнем рынке на 8%, то есть спрос составит 54 самолета (50×1,08).

Итого потребуется произвести и реализовать 72 самолета.

Объем реализации самолетов в денежном выражении до введения субсидий составлял 20×6000+50×6000=420000 долларов.

После введения субсидий предполагается, что будет осуществлена продажа самолетов на сумму 18×6450+54×5555=416070 долларов.

Кроме того, рассчитаем потери бюджета в связи с предоставленными субсидиями:

0,15×6000×72=64800 долларов (дополнительная нагрузка бюджета, связанная с субсидированием самолетостроения).

Предоставляемая субсидия позволяет увеличить экспорт продукции на внешний рынок, продукция становится более привлекательной и конкурентоспособной для стран импортеров. Поэтому можно увеличить объем производства самолетов и реализовывать большее количество, чем ранее. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

 

Задача 12. Определить сумму налогов, входящих в состав таможенных платежей при ввозе в РФ пива. Груз 6000 л; таможенная стоимость – 0,8 долл./л; пошлина – 0,5 р./л; специальная пошлина – 1,5 %; дополнительная импортная пошлина – 5 %; акциз – 7 р./л; НДС – 18 %. Курс Евро – 40,2 руб., курс доллара – 31,5 руб.

Решение:

Таможенная стоимость = 6000×0,8 = 4800,00 $ = 3761,19? = 151200,00 руб.

Таможенная пошлина = 6000×0,5 р/л = 3000,00 руб. = 74,63? = 95,24 $

Специальная пошлина = 4800,00×1,5 % = 72 $ = 56,42? = 2268,00 руб.

Дополнительная импортная пошлина = 4800,00×5 % = 240,0 $ = 188,06? = 7560,00 руб.

Акциз = 6000×7 руб./л = 42000,00 руб. = 1333,33 $ = 1044,78?

НДС = (151200,0+3000,0+7560,0+42000,0)×18%= 36676,80 руб.=912,36?=1164,34 $

 

Задача 13. Определите ППС евро и американского доллара по данным таблицы об условной потребительской корзине, состоящей из четырех товаров:

 

страны товары
Цена товара Количество товара
A B C D A B C D
Зона евро 4? 11? 130? 1500?        
США 1,5 $ 9 $ 100 $ 2800 $        

 

Решение:

Для определения ППС необходимо рассчитать стоимость условной потребительской корзины в странах зоны евро и в США, а затем найти их отношение.

Стоимость потребительской корзины в зоне евро:

4 х 100 + 11 х 20 +130 х 10 + 1500 х1 = 3420 евро.

Стоимость потребительской корзины в США:

1,5 х 100 + 9 х 20 + 100 х 10 + 2800 х 1= 4130 долл.

ППС = 3420 евро: 4130 долл. ≈ 0,83 евро/долл.

 

Задача 14. За год средние экспортные цены выросли на 12%, цены импорта увеличились на 5 %. Как изменились внешнеторговые условия?

Решение:

Принимая уровень экспортных и импортных цен в предыдущем году за 100% (или за 1), определяем, что уровень экспортных цен в текущем году составляет 112% (или 1,12), а уровень импортных цен - 105% (или 1,05). Для того чтобы определить, как изменились условия внешнеторговых операций, рассчитаем индекс условий торговли в текущем году:

J= =

1,07 > 1

Следовательно, индекс условий торговли за год увеличился. Это говорит о том, что для закупки единицы импортного товара в этом году пришлось расходовать меньше выручки от экспортируемых товаров, чем в прошлом году.

 

Задача 15. В каком из приведенных ниже в таблице случаев можно сказать, что фирма практикует демпинг на внешних рынках:

 

Показатели Японская фирма Южнокорейская фирма Китайская фирма
Средние издержки      
Цена товара на внутреннем рынке      
Экспортная цена      
Цена товара в Европе      
Цена товара в США      
Цена товара в России      

 

Решение:

Так как демпинг – это искусственное занижение цен на экспортируемые товары для достижения конкурентоспособности на внешних рынках, то мы должны определить, у какой из фирм экспортные цены на ее продукцию ниже внутренних цен. Этому критерию соответствует экономическая политика южно-корейской фирмы. Цены на экспортируемый ею товар на территории стран-импортеров различаются в зависимости от размера применяемых ими антидемпинговых пошлин.

 

Задача 16. Две одинаковые по своим качествам стиральные машины – российская и итальянская – стоят соответственно 10 тыс. руб. и 400 евро. Номинальный обменный курс евро составляет 35 руб. за 1 евро. Каков при этом будет реальный обменный курс?

Решение:

Рассчитаем реальный обменный курс по формуле: ER = EN ×(Pd / Pf × EN) = 35 × (10000 / 400 ×35) ≈ 25 (руб./ евро). Таким образом, реальный обменный курс составляет 25 руб. за 1 евро

 

Задача 17. По данным газеты «Коммерсантъ» на 02.08.2007г. 1 долл. США Центральным Банком России оценивался в 25, 6008 руб.

Определите обменный и девизный курсы национальной валютыРоссии на эту дату.

Решение:

25,6008 руб. за 1 долл. – это прямая валютная котировка и, следовательно, это обменный курс национальной валюты России.

Для того чтобы определить девизный курс рубля, надо рассчитать обратную (косвенную котировку). Обратная котировка составляет:

1долл./ 25,6008 руб. ≈ 0,03906 долл./руб., т.е. около 4 центов за 1 руб. Это и будет девизный курс национальной валюты России.

 

Задача 18. Предположим (цифры условные), что курс 1 доллара – 2 евро. Ноутбук последней модели в США стоит 1500 долл., а такой же компьютер в Германии, стоивший ранее 3000 евро, из-за инфляции подорожал на 1 тыс. евро. Рассмотрите возможные последствия произошедших изменений.

Решение:

В сложившихся условиях будет выгодно экспортировать ноутбуки из США в Германию. Купив компьютер в США за 1500 долл. и продав его за 4000 евро, можно превратить эти евро в 2000 долл. (выгода 500 долл.). Так как такие операции выгодны (и не только в области продажи компьютеров), многие захотят ими заниматься.

Для этого для закупки товаров в США будут больше покупать долларов на валютном рынке, что приведет к росту спроса на доллар и поднимет его курс – допустим, до 3 евро за 1 доллар. Но тогда станет выгодным экспортировать компьютер (и другие товары) из Германии. В частности, приобретая ноутбук за 4000 евро и реализуя его за 1500 долл. в США, можно поменять 1500 долл. на 4500 евро (получив выгоду в 500 евро). Это вызовет рост спрос

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...