Е.П.Масленников – руководитель поисков.

Е. П. Масленников – руководитель поисков.

когда я занимался туризмом. Установились дружеские отно-шения, несмотря на солидную разницу в возрасте, а потом я при-нимал участие в общественной работе в Федерации, им руково-димой.

Мне сообщили, что он уже в курсе дела и занимается органи- зацией поисков.

Из числа студентов были сформированы две группы. Одну - Бориса Слобцова - высадили под вершину Отортена, вторую - Олега Гребенника - в район вершины Ойка Чакур, на которые в заявленном маршруте Дятлова планировались восхождения.

Но оказалось, что Слобцова по ошибке высадили достаточно далеко от вершины. И он отправился на юг пересечь долину р. Лозьвы и Ауспии, чтоб попытаться обнаружить след (лыжню) группы Дятлова. По одной из этих долин Игорь должен был подняться в верховья рек, к главному водоразделу Уральского хребта.

Но узнать был ли Дятлов на Отортене, имело ключевое значение для понимания, что делать дальше, где сосредоточить поиски на маршруте протяженностью почти в 300 км. Охватить весь маршрут поисковыми группами было просто не реально. А облёт на самолёте не дал никакого результата.

Предлагаю решить эту задачу нашей группой. Времени на сборы нет. Надо вылетать завтра. Ребят собрать, только что вер-нувшихся из похода, не просто. А тут ждут уже на рюкзаках распоряжения М. Аксельрод и С. Типикин, оставшиеся в резерве.

Потому комплектуется группа из трёх человек для повторной высадки на Отортен. Коллегиально предлагаем Моисею Аксель-роду (среди друзей Моня) взять на себя обязанности руково-дителя, поскольку он старше нас (уже закончив УПИ, работал на заводе), а мы ещё студенты.

На следующий день мы вылетаем с Уктусского аэропорта на двукрылке АН-2 в Ивдель. С нами ещё два незнакомых нам человека.

Чтоб рассказ об этих днях и событиях был более убеди-тельным, достоверным и не только от моего лица, приведу воспоминания Стаса Типикина, которые он мне прислал неза-долго до своей смерти.

«В феврале 1959 г. я учился на 5-ом курсе физико-технического факультета УПИ. Игоря Дятлова знал не долго, но достаточно хорошо: приходилось вступать с ним в горячие споры в кабинете председателя Спортклуба Л. Гордо при распределении финансовых средств между турсекцией и альпинистской секцией, руководителем которой я в то время был.

О принятом решении об организации поисковой экспедиции узнал от Моисея Аксельрода – одного из своих друзей по альпсекции и по студенческой жизни. Сергея Согрина также хорошо знал по альпсекции, как отличного спортсмена и орга-низатора.

Наша группа (группа Аксельрода) добиралась до Ивделя на специально выделенном самолёте с промежуточной посадкой в Артемовском».

Посадка в Армёмовском была запланированной, т. к. два не-знакомца оказались радистами, которые на радиозаводе должны были получить радиостанции для наших поисковых работ. На это ушло немало времени. Когда две радиостанции загрузили в самолёт, то показалось, что он осел под их тяжестью. Щелочные аккумуляторы к ним были огромных размеров, и с трудом их мог поднять один человек. Невольно возник вопрос. А что же мы будем делать с ними в глубоких снегах? Как переносить,

когда сам чуть ли не по грудь будешь тонуть в снегах без лыж? А как на лыжах их перетаскивать? Тот, кто придумал придать нам этот груз, не представлял тех условий, в которых мы ока-жемся.

Рассказ продолжит Стас.

«Ребята-радисты (2 чел) оказались в нашей группе, очевидно, волей случая. Это были хорошие парни, но их поездка на Отор-тен получилась, к сожалению, бесполезной, т. к. обе рации ока-зались неработоспособными (не смогли установить радио-кон-такт ни с вертолетом, ни с самолетом, ни друг с другом).

По прибытии в Ивдель М. Аксельрод ушёл за указаниями к представителю Штаба поисков и по возвращении сообщил нам план действий, включающий восхождение на Отортен. Группа пересаживается из самолета в вертолет и вылетает на Ото-ртен.

Радисты Ябуров и Чигвинцев находились с нами всё время пребывания группы в районе Отортена, но к горе с нами не хо-дили. Им было поручено, находясь на биваке, установить нам надежную радиосвязь с самолетами и вертолетами, которые будут работать в районе Отортена».
Нас очень удачно на вертолёте забросили на склоны Оторте- на. В двух шагах от места высадки нашли место для организа- ции лагеря. Рядом были и сухие дрова. Мы организовали лагерь. У нас был достаточно большой опыт ночёвок в зимних услови- ях. Моня - турист с богатым опытом, как и я. Вместе ходили в 1956 году на Приполярный Урал зимой, а Стас уже имел 2-ой разряд по альпинизму. Для наших радистов всё было необычно. Их даже пугала предстоящая ночёвка в снегах и на морозе. Но ребята молодые, быстро освоились и наравне с нами включи-лись в работу по обустройству ночёвки.

Переночевав, наша тройка отправилась к вершине. Склоны довольно пологие. Сама вершина куполообразная со скальными останцами на высшей точке.

Снова впечатлениями делится Типикин.

«27. 02. 1959г. После рассвета, оставив радистов заниматься рациями, мы втроем отправились на лыжах к Отортену. С места бивака (он был организован на середине склона ущелья) была прекрасно видна гора и извилистое заросшее лесом ущелье в сторону горы с замёрзшим ручьём на дне. Погода была отличной, идти было легко, дорогу прокладывали там, где зарослей было меньше. Шли часа полтора. Наконец деревья стали отступать, мы вышли на открытое место и … потеряли ориентировку. Перед нами была седловина, влево и вправо от которой поднимались заснеженные склоны двух похожих друг на друга вершин. Верх их из-за перегиба склонов видно не было. Которая из них Отортен? Решили так: один из нас идёт на левую гору, второй – на правую, а третий дежурит на седловине в качестве координатора и для оказания экс-тренной помощи на случай нештатной ситуации. Контроль-ный срок возвращения на седловину – через полтора часа. Я вызвался идти на левую. Лыжные палки в руки и вверх!
   По мере подъема, когда из-за перегиба склона стали появляться скалы-останцы, я понял, что поднимаюсь на Отортен. Достигнув верха, я стал обходить останцы, раз-бросанные на значительной площади. Нигде никаких следов пребывания людей не было. Но ведь должен же быть тур, куда закладываются записки. Исходя из своего альпинистского опы-та, мне наиболее подходящим показался один не очень высокий останец. Я подошел к нему, но сразу же понял тщетность своих намерений: стенки скалы покрыты коркой льда и валенками не за что зацепиться. А внизу у Сергея есть альпи-нистское снаряжение. Короче, ещё раз обойдя вершину горы и

заглянув на другой (западный) склон, я посыпался вниз. И Моня и Сергей уже были на седловине, встретили меня известием, что я был на Отортене. Я рассказал им всё, что видел, и мы решили всё же добраться до тура на Отортене. Снова палки в руки и вверх! Верёвка, крючья, молоток, страховка - и Сергей, под-твердив репутацию отличного скалолаза, взобрался на останец. Вскоре он крикнул нам, что записка есть, но не Дятлова, и зачитал текст. Значит группа Дятлова сюда, до конечной точки своего маршрута, не добралась (Записку МГУ я в руках не держал и у кого она хранится, я не знаю)».