Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание результатов




Потребности – это нужда в чем-либо, то благо, которого нам недостает. А. Маслоу разделил все потребности на пять основных (по его мнению) категорий.

1. Физиологические потребности – необходимые для выживания (в пище, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности).

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем – потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что они будут удовлетворены не только сегодня, но и завтра.

3. Социальные потребности – чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребность в уважении – потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности [3].

Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Когда человек достигает цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной (в последнем случае человек может начать работать с меньшим усердием или искать другое место для удовлетворения потребности), что представлено на рис.3.

 

           
 
Побуждения или мотивы
 
Поведение (действие)
     
Цель
 
 
               
   
       
 
 
 

 

 


Рис. 3. Удовлетворение потребности

 

Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем: повторить то, которое привело к успеху и избежать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением.

В каждый конкретный момент времени человек стремится к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет для него доминирующей, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но с развитием человека расширяются и его потенциальные возможности, поэтому потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Другими словами, хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею.

Руководителю желательно внимательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Но со временем эти потребности могут меняться, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая проявилась один раз, будет эффективно работать все время.

От чего зависит исполнение наших желаний, устремлений, потребностей? В первую очередь от усилий, необходимых для их реализации, от стремления человека превзойти уже достигнутый уровень исполнения. Проверим и эту способность, для этого предлагаем ответить на вопросы методики, позволяющей определить степень развития силы воли [1].

Инструкция по работе с методикой. Отвечайте на вопросы, одним из трех вариантов ответов: «да», «не знаю (иногда)», «нет».

1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая тебе неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделай, что-то неприятное тебе (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда ты попадаешь в конфликтную ситуацию (на работе (учебе) или в быту), в состоянии ли взять себя в руки на столько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво, с максимальной объективностью?

4. Если тебе прописана диета, сможешь ли преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдешь ли ты утром силы вставать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?

8. Если у тебя вызывает страх предстоящий полет на самолете или по­сещение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего на­мерения?

9. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержишь ли ты сгоряча данное слово, даже если его выполнение принесет тебе немало хлопот, иными словами являешься ли ты че­ловеком слова?

11. Без колебаний ли ты отправляешься в командировку (деловую по­ездку) в незнакомый город?

12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня; время пробужде­ния, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным должникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выпол­нение срочной работы. Так ли это?

15. Сможешь ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не показались тебе слова «противной стороны»?


Обработка результатов. Просуммируйте полученные ответы по балльной системе: «да» – 2 балла; «нет» – 0 баллов; «не знаю» – 1 балл.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...