Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности.

Эти сферы личности развиваются в процессе обучения и накопления человеком опыта интеллектуального и эмоционально-волевого поведе­ния. Этот процесс идет по линиям усложнения мыслительной деятель­ности и эмоционально-волевого восприятия воздействий окружающе­го мира и социальной среды, формирования целостной структуры ин­теллекта, эмоций, чувств и воли личности.

Развитие направленности, характера и способностей личности. Мож­но следить за возникновением, становлением и усложнением мотиваци-онно-потребностной сферы личности, ее направленности, выделять в ней ведущие и доминирующие линии. Можно также изучать и характе­ризовать доминирующие линии развития характера и способностей че­ловека, их основных особенностей.

Развитие психической структуры деятельности личности. Психоло­гическая структура деятельности личности развивается в потоке изме­нения соотношения между мотивами и целями, усложнения операцио­нальной стороны самой деятельности человека (см. 7.1., 7.5.).

Основные тенденции психического развития. Тенденция 1 выражает­ся в движении от непроизвольности, непосредственности восприятия и оценки воздействий окружающей среды и общества к произвольному, сознательному взаимодействию с ними.

Тенденция 2 выражается в становлении и стабилизации аналитико-синтетической деятельности мозга человека, усложнении его эмоцио­нально-волевой сферы.

Тенденция 3 состоит в постепенном переходе от наглядно-действен­ной, наглядно-образной формы отражения действительности к отвле­ченной, абстрактно-логическому ее осмыслению.

Тенденция 4 характеризуется постепенной интеллектуализацией и усложнением всех сторон жизни и деятельности личности, что приво­дит к формированию устойчивых черт направленности, характера и способностей, осмыслению положительных и отрицательных сторон темперамента, их продуктивному использованию в интересах совершен­ствования личности.

Тенденция 5 свидетельствует о характере завершения процесса фор­мирования личности, возможных направлениях её адаптации к соци­альному и профессиональному окружению.

 

 


 


Темперамент - это психическое свойство личности, характеризую­щееся динамикой протекания психических процессов.

Темперамент отражает динамические характеристики деятельнос­ти и поведения человека, что выражается не столько в их конечном ре­зультате, сколько в их течении.

И.П. Павлов считал, что темперамент это - генотип, т.е. прирожден­ная, природная особенность нервной системы.

Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотно­шением двух основных процессов: возбуждения и торможения.

Возбуждение - это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

Торможение - это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.

Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внеш­ней среды.

Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.

Подвижность нервных процессов показывает способность возбуж­дения и торможения быстро сменяться один другим.

Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека.

И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соот­ветствии с этим четыре вида темперамента.

1. Сильный. У человека, которому он свойственен, процессы воз­
буждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие.
Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и под­
вижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД со­
ответствует холерический темперамент.

3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, урав­
новешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флег­
матический
темперамент.

 


4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.


Сангвиник. Сангвиник обычно находится в приподнятом располо­жении духа, отличается быстрым и эффективным мышлением, прибы­вает в хорошем расположении духа.

Он активно и легко приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен.

Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются. Его мимика богатая, подвижная, выразительная

При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой дея­тельности у сангвиника вырабатываются поверхностность и непосто­янство.

Холерик. Действия холерика резки, порывисты. Он отличается по­вышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональ­ностью. Часто выглядит самонадеянным, высокомерным.

Без труда дающееся сангвинику чувство душевного равновесия хо­лерику совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой на­пряженной деятельности.

Проявление холерического темперамента в значительной мере зави­сит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто прояв­ляется отрицательнр: в раздражительности, аффективности.

Флегматик. Флегматику, как правило, совершенно чужда тревога. Его обычные состояния - спокойствие, тихая удовлетворенность окру­жающим.

Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик роьсн и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен аффектам.

В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут воз­никнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д., в дру­гих - вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Меланхолик. Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях.

Его реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосре­доточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика про­должительную тормозную реакцию.

В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, со­держательный.

При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

 


 


Характер - это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчи­вых и постоянных проявляющихся черт и качеств личности, которые обусловливают особенности его индивидуального и социального пове­дения и взаимодействия с другими людьми.

Знать характер человека - значит знать те существенные его чер­ты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в поступках человека.

Несмотря на то, что характер складывается из множества различ­ных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в характер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типо­логическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей.

В структуру характера входят такие взаимосвязанные существен­ные компоненты, которые являются общими для всех людей.

Структура и содержание характера каждого человека определяют­ся:

а) динамикой воли (от того, насколько способен человек осущес­
твить свои цели, т.е. слаба или сильна его воля);

б) спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона
(например, конфликтного), который сопровождает те и иные его пос­
тупки;

в) интеллектуальными особенностями человека;

г) взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера
важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой, или
же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу).

Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требо­ваниям реального мира и таким образом оказывает влияние на деятель­ность человека.

Особенности темперамента также накладывают свой отпечаток на характер и социальное поведение человека. Однако то, какая из сторон темперамента (положительная или отрицательная) станет чертой ха­рактера, зависит от условий его формирования.

Характер формируется под влиянием общественных условий в ре­зультате деятельности личности. В тоже время характер является про­явлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.

 



 


При равных внешних условиях разные люди будут с неодинаковой степенью эффективности приобретать знания, умения и навыки.

Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит мно­го времени и сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой, при всем своем старании, - лишь определенного среднего уровня. Есть некоторые виды деятельности, например искусство, наука, спорт, в ко­торых успеха может достигнуть человек только с определенными спо­собностями.

Способности - это психическое свойство личности, отражающее про­явления таких её особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

Способности бывают специальные и общие.

Специальные (профессиональные) способности- это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Например, возможность раз­вития педагогической внимательности является необходимой специаль­ной способностью учителя.

Общие способности- это благоприятные возможности развития осо­бенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, явля­ются возможности развития у человека находчивости, сообразительнос-

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность.

Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность че­ловека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обу­чающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же услови­ях.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в опреде­ленной области, называется талантом.

Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей лич­ности.

Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достиг-

нутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениаль­ностью.

Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.

У каждого человека при рождении формируются определенные пред­посылки его способностей - задатки. Задатками называются врожден­ные анатомо-физиологические особенности организма, которые об­легчают развитие способностей.

Задатки многозначны. На основе одного задатка могут форми­роваться самые различные способности. Последние определяются ок­ружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др.

 



 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...