Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Требования к выпускной квалификационной работе




2. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

 

2. 1. Структура выпускной квалификационной работы и требования к ее содержанию

 

Требования к выпускным квалификационным работам определяются уровнем основной профессиональной образовательной программы и квалификацией, присваиваемой выпускнику после успешного завершения аттестационных испытаний.

Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) является самостоятельной творческой работой, характеризующейся рядом требований: теоретическим, методологическим и методическим уровнем исследования в решении конкретных задач психологической науки и применения полученных научных результатов в практической психологической (профессиональной) деятельности.  

В    структуре выпускной квалификационной работы выделяют следующие составные части:  

• титульный лист;  

• содержание;  

• введение;  

• основная часть (главы, параграфы);  

• заключение;  

• список использованных источников;  приложения.  

Титульный лист и содержание занимают два первых листа и оформляются в соответствии с установленными правилами.  

В содержании (оглавление) указывается перечень всех рубрик выпускной квалификационной работы с указанием номеров страниц.  

Введение. В нем обосновывается актуальность выбора темы, выделяется цель, гипотеза исследования, описываются задачи,    объект,      предмет     исследования,      перечисляются респонденты и их демографическая характеристика, база проведения исследования, основные методы исследования и психодиагностические методики; отражаются особенности структуры работы и ее содержания. Во введении должны быть включены краткий обзор методологических и теоретических предпосылок исследования по рассматриваемому вопросу, практическая значимость в работе.

Введение должно быть кратким и сжатым изложением основных идей работы. В нем должны отсутствовать подробности, связанные, например, с возникновением замысла работы или с личными переживаниями исследователя. Рекомендуемый объем введения – не более 3 страниц машинописного текста.  

Актуальность исследования. Актуальность исследования определяется, прежде всего, запросами практики и необходимостью научного решения выявленных проблем. Обычно актуальность исследования позволяет точно и обоснованно сформулировать проблему исследования.

Начинается словами «Актуальность работы заключается в... ».

Степень разработанности проблемы включает определение степени изученности проблемы исследователями в России и за рубежом с тем, чтобы указать перспективные направления для дальнейшего анализа.  

При анализе     научно-исследовательской        литературы можно использовать следующие фразы:  

- Интерес к изучению... нашел свое отражение в многочисленных исследованиях российских и зарубежных авторов...  

- В работе были использованы наработки и развиты идеи российских и зарубежных авторов относительно...  

- При работе над выпускной квалификационной работой были изучены коллективные труды и отдельные монографии российских ученых, посвященные...

В соответствии с формулировкой выявленной проблемы формулируется цель исследования.  

Цель исследования – это научное решение сформулированной проблемы. Цель исследования, как правило, лежит за границами исследования. Цель исследования предполагает формулировку желаемого конечного итога работы. При постановке цели следует использовать термины: «проанализировать.. », «обосновать. », «раскрыть... », «выявить... », «охарактеризовать... » и т. п.  

Для достижения необходимо решение задач исследования, которые формулируются и указываются последовательно, в соответствии с планом и структурой ВКР, ее главами и параграфами.  

Количество задач должно соответствовать количеству параграфов.  

Например: «Цель обусловила постановку следующих задач», «Достижение поставленной цели требует решения следующих задач».  

Предпочтительно не ограничивать цель исследования «изучением», «описанием», «выявлением» и т. д., так как не изучение само по себе является целью исследования, но решение с помощью такого изучения вполне определенных практических задач. Цели работы могут быть разнообразными, например:  

– Разработка рекомендаций для….  

– Организация профилактических мероприятий для….  

– Обеспечение эффективности ….  

– Разработка психокоррекционных    (тренинговых) программ в ….  

Предложенный перечень целей достаточно условен и характеризует общие направления исследований, в конкретном исследовании различные направления могут пересекаться и представлять собой единую, интегрированную цель.  

Задачи исследования. Постановка задач исследования - это своего рода обозначение этапов исследования, выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Соответственно, в работе может быть поставлено несколько задач. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования в соответствии с методологическими требованиями и принципами.  

Предмет исследования. Предметом профессиональной деятельности специалиста-психолога являются теоретически определѐ нные феномены жизнедеятельности (психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности). Предмет исследования - это всегда определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. К предмету исследования в психологии относятся психические процессы, свойства, психологические характеристики человека, психические состояния, поведенческая, когнитивная, эмоциональные сферы, виды деятельности и общения, а также взаимосвязи и взаимовлияния их друг на друга, взаимосвязи с другими уровнями и внутри одного уровня психической организации человека и т. д.  

Объектом исследования           являются   процессы, их участники и причинно-следственные связи, возникающие между ними в процессе деятельности организации.  

Объектом психологического исследования может быть пациент (клиент), группа пациентов, терапевтическая группа, семья, коллектив. При описании объекта исследования указывается количество обследованных, их возраст, пол и другие клинико-психологические характеристики, важные для понимания изучаемого явления, например, наследственная отягощенность и длительность расстройства.  

Пример     формулировки:    «Объектом исследования является... », «Предметом исследования является... ».

Важный компонент введения - построение рабочей гипотезы. Гипотеза - это изложение логически обоснованного предположения о характере и сущности связей между изучаемыми явлениями. Гипотеза – это утверждение (суждение), соответствие которого действительности необходимо проверить в ходе исследования, с помощью его результатов. Гипотеза может быть подтверждена результатами исследования, а может быть опровергнута, что также является научным результатом. Например, выдвигается гипотеза о том, что некая модификация методики коррекции позволит повысить ее эффективность, однако в ходе проведенного исследования данная гипотеза не получила надежного доказательства. Для того чтобы это было возможно, гипотеза должна быть сформулирована точно и однозначно. Не следует выносить на анализ несколько гипотез, даже логически связанных друг с другом. Множество гипотез, как правило, невозможно ни доказать ни опровергнуть в ходе планируемого исследования.  

Варианты гипотезы:  

1. Существует взаимосвязь между        агрессивностью подростка и его самооценкой.  

2. У младших школьников имеются стойкие нарушения письма, устраняемые в процессе проведения целенаправленной систематической коррекционной работы по предложенной коррекционной программе.

Теоретические и методологические основы исследования - в этой части введения необходимо кратко перечислить источники информации, на базе которых построена теоретическая часть и сформирован понятийный аппарат исследования, а также определить методы исследования. Например: «Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых (авторы), законодательные акты, материалы международных научно- практических конференций.  

Наиболее распространенные методы исследования:  

1) анализ - логическая операция, которая заключается в объяснении неизвестного объекта при помощи его мысленного, абстрактного разъединения, расчленения на составные понятные части;  

2) синтез - логическая операция, которая заключается в объединении изученных в ходе анализа частей в единое понятное для осознанного восприятия целое;  

3) моделирование - создание искусственного подобия объекта (т. н. модели) для изучения отдельных сторон его работы;  

4) системный подход (или принцип системности) заключается в комплексном изучении границ объекта в окружающей среде, внутренней структуры, целостности, иных характеристик объекта во взаимосвязи с характеристиками внешней и внутренней среды;  

5) структурно-функциональный   подход      состоит     в выявлении элементов, из которых состоит объект, их признаков, предназначения и характера взаимосвязей между ними;  

6) сравнительный анализ - сравнение с прошлыми показателями,     сравнение со        средними показателями,      с плановыми, с лучшими по отрасли и т. д.  

При обосновании методов исследования можно употребить такие обороты: «При написании работы в методологическом плане применялась следующая совокупность методов... », «В методологическом отношении для понимания... использовались разработки... ».  

Структура работы. Например: «Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников литературы, приложения. Для написания работы использовались 53 источника. В качестве иллюстративного материала использовались 15 таблиц, 4 рисунка, 19 диаграмм и приложения».

Основная часть работы, как правило, состоит из нескольких глав, чаще всего из двух-трех глав.  

Каждая глава имеет целевое назначение и в определенной мере является основой последующей. Основной текст обычно включает обзор литературы по выбранной теме, описание организации собственных исследований, описание полученных результатов, заключение, выводы и рекомендации. К основному тексту относится также и список использованных источников, которые были прочитаны и проанализированы в процессе работы.  

Структура основной части выпускной квалификационной работы существенно зависит от характера работы. Однако, в большинстве случаев, основная часть должна содержать следующие разделы: теоретическое исследование и практическую работу бакалавра. Ее содержание для психологов может быть изложено в 2-х или 3-х главах:

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования.  

Глава 2. Практическая часть.

Глава 3. Результаты.

Глава 1. Теоретическое обоснование содержит обзор научной литературы и выводы, пишется по материалам, собранным на этапе информационного поиска.  

Глава имеет свою собственную внутреннюю структуру, то есть делится на параграфы. Необходимо соблюдать логику изложения материала. Это предполагает плавные, естественные переходы между отдельными составными частями всей дипломной работы и между параграфами литературного обзора, в частности. Для этого можно использовать «переходные фразы», смысл которых может заключаться в выводах из уже изложенного, и в отсылках к следующей части работы.  

Теоретическое обоснование заканчивается формулировкой основных выводов, сделанных при анализе материалов главы 1. Содержание вывода по первой главе должно сводиться к тому, что исследуемая проблема нуждается в более детальной проработке и глубоком изучении той или иной стороны развития. Такая структура текста позволяет сделать логичный переход от обзорной к практической экспериментальной части работы.  

Глава 2. Практическая глава представляет описание практической части исследования и содержит:

а) программу организации исследования и описание психодиагностических методик. Подробно представить базу исследования, характеристику испытуемых, их количество, пол, возраст. Выделить этапы развернутой программы исследования (что делали сначала, далее, потом, в итоге работы), желательно также представить условия сбора эмпирических данных, процедуры пилотажного исследования, проверки надежности получаемых данных.  

Обязательно раскрыть содержание используемых методов и подробное описать параметры психодиагностических методики психодиагностическую модель в целом. Вопросы психодиагностических методик, инструкцию, ключ следует поместить в приложении.  

Сделать вывод о соответствии целей исследования с выбранными методиками;

Глава может содержать характеристику исследуемой организации, методов исследования, выборки испытуемых, методов статистической обработки данных. Эта часть работы может содержать обоснование выбора использованных диагностических методов, процесс разработки конкретных методик, педагогических технологий и их описание.  

Описание выборки испытуемых должно содержать обоснование использования именно этих групп испытуемых с точки зрения репрезентативности выборки, указание на состояние испытуемых во время проведения исследования, а также сведения о других релевантных особенностях испытуемых. Среди них могут быть: распределение испытуемых по полу и возрасту, их образовательный и социальный статус, успешность обучения, медицинский диагноз, логопедическое заключение ПМПК и другие характеристики.  

При описании методики экспериментального исследования необходимо подробно перечислить задания констатирующего эксперимента, их цель, инструкцию экспериментатора, используемый дидактический материал, критерии оценки полученных результатов. Когда в работе используется новая или адаптированная методика, то все этапы работы должны быть тщательным образом прописаны. Также необходимо обратить внимание на описание организации исследования: в каком учреждении проходил эксперимент, когда, в течение какого времени обследовались испытуемые, какова была процедура эксперимента.  

Глава 3. Результаты исследования включают описание и анализ полученных данных в соответствии с логикой поставленных задач и гипотез; результаты исследования должны быть представлены качественным и количественными данными, сведенными в схемы, таблицы, а также рисуночное отображение исследований в виде диаграммы, гистограммы, графиков, дендограммы; обсуждение результатов исследования, выводы.  

В этой части должны быть представлены результаты проведенного исследования, причем:  

- результаты могут носить качественный характер и заключаться, например, в констатации определѐ нного речевого уровня развития, выявления психологических особенностей и т. д. Соответственно и изложение таких результатов будет носить качественный характер, т. е. будет представлять собой описание этого речевого состояния.  

- если результаты носят количественный характер - т. е.

являются результатом проведенных измерений или оценивания, то они могут быть оформлены в таблицу, схему, диаграмму. Кроме количества обследуемых высчитывается процент того или иного результата от общего количества испытуемых.  

Например: низкий уровень развития фонематического слуха – 55%. При этом необходимо помнить, что данные, приведенные в таблице или на графике (диаграмме) должны быть обязательно описаны (объяснены) и в текстовой форме.  

Результаты статистического анализа данных могут быть представлены в текстовой форме, либо в табличной. При этом необходимо приводить не только значения самих статистических показателей, но и обязательно указывать уровень их статистической достоверности. Данные, приведенные в табличной форме, должны быть интерпретированы и объяснены и в текстовом виде.  

Подразделы могут заканчиваться выводами. Это позволяет освободить основные от выводов второстепенных, которые, тем не менее, важны для понимания сущности изучаемого явления. Промежуточные выводы подготавливают автора к написанию заключения о работе и формулировке основных выводов по всему проведенному исследованию.  

Выводы должны строго соответствовать задачам и гипотезе, каждая задача должна, так или иначе, найти отражение в выводах. Выводы должны быть содержательными и убедительными, могут включать цифры, должны быть пронумерованы. Выводы – это краткая презентация результатов выполненного исследования.  

Все выводы должны быть аргументированы ссылками на конкретные данные (таблицы, графики). В конце работы необходимо проанализировать возможные побочные факторы, снижающие достоверность выводов, с делать собственный вывод о возможных путях уточнения, проверки, расширения и использования полученных данных.

Все материалы, не являющиеся необходимыми для решения поставленной в работе задачи, выносятся в приложение.

Заключение, которое является завершающей частью исследования, должно кратко, не повторяя содержания основного текста ВКР, включать основные выводы и предложения, с рациональными вариантами решения рассматриваемой проблемы и их обоснования. Подводя итоги выполненной работы, даются краткие обобщения по каждой главе и выводы по задачам, обозначенным во введении.  

В заключении следует отметить, насколько подтвердилась гипотеза (полностью, частично, не подтвердилась), а также план на дальнейшие исследования по данной теме.  

Выводы не должны быть излишне формальными («проведено исследование», «получены результаты»). Они должны иметь конкретное содержание. В выводах даются аргументированные ответы на поставленные вопросы, выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы бакалавра.  

Здесь же отмечается теоретическая и практическая значимость проведѐ нного исследования. В заключении высказывается предположение о перспективах дальнейшего изучения данной проблемы.

Рекомендации. Рекомендации предполагают конкретные указания на способы использования полученных результатов. Рекомендации имеют конкретного адресата. Например, они могут быть даны школьному психологу, родителям, приемноотборочной комиссии и т. д.  

Список использованных источников приводится в конце работы, с соблюдением всех библиографических правил, на русском и иностранных языках. Приводится та литература, на которую есть ссылки в тексте, а также другие проанализированные источники. Список должен включать не менее 40, две трети которых должны быть не старше 5-ти лет.

Приложение не обязательный элемент структуры работы. Приложения целесообразно создавать в том случае, когда автор использует относительно большое количество громоздких таблиц, содержащих большой объем статистического материала, исторических справок, описаний известной методики расчета, выписки или копии нормативных, методических и т. п., документов и др., подробно и детально комментирующие и иллюстрирующие основное содержание работы.

После завершения работы по написанию и оформлению ВКР студент-выпускник составляет аннотацию к выпускной квалификационной работе (см. приложение).

Аннотация к выпускной квалификационной работе – это ее краткая характеристика, которая пишется выпускником. В ней формулируются цель и задачи выпускной квалификационной работы, указывается объект и предмет исследования, структура работы и результаты работы (выводы).

Аннотация к выпускной квалификационной работе составляется в виде сопроводительного документа и прикладывается к выпускной квалификационной работе. Аннотация должна лаконично отразить имеющиеся в выпускной квалификационной работе данные и позволить быстро составить предварительное мнение      о     содержании выпускной квалификационной работы.

Аннотация не считается разделом ВКР, не нумеруется и не сшивается с работой. Аннотация прикладывается к работе с другими документами.

Выпускная квалификационная работа       бакалавра сопровождается следующими документами:  

• заявление на   выбор        темы выпускной

квалификационной работы;

• индивидуальный календарный график подготовки выпускной квалификационной работы;

• отзыв научного руководителя;

• аннотация к выпускной квалификационной работе;

• заявка на проведение научного исследования в рамках подготовки выпускной квалификационной работы и акт о внедрении (использовании результатов работы (при проведении практического исследования);

• скан-копия справки о результатах проверки текса работы в системе «Руконтекст». Оригинальность текста работы не менее 70%.

Выпускная квалификационная работа должна быть выполнена печатным способом (с использованием компьютера) на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4. Оптимальный объем выпускной квалификационной работы - 6070 страниц печатного текста без приложений.  

Параметры страницы текста: кегль (размер) шрифта - 14, межстрочный интервал - полуторный, гарнитура (название) шрифта - Times New Roman. Шрифт принтера должен быть четким, черного цвета. Полужирный шрифт применяют только для заголовков глав и параграфов, заголовков структурных элементов. Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм. верхнее и нижнее - 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту работы и равен 1. 25 см.  

При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность и четкость изображения по всей работе. Все линии, буквы, цифры и знаки должны иметь одинаковую контрастность по всему тексту работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...