Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оказание помощи молодежи в трудоустройстве и занятости




 

Оказание помощи в трудоустройстве молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности Центра занятости населения.

Организация занятости молодежи – сложная многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находиться на стыке интересов целого ряда культур – центра занятости населения, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий.

Работа с безработной молодежью в ГКУ ПК «Краснокамский центр занятости» проводится в несколько этапов.

На первом этапе происходит регистрация безработных в центре занятости, подбор подходящей работы с помощью компьютерного банка вакансий и направление к специалисту по трудоустройству.

На втором этапе происходит непосредственная работа по трудоустройству молодых безработных и в зависимости от индивидуальных качеств безработного специалист выбирает форму работы с ним.

Третий этап работы с безработной молодежью направлен на проведение различных мероприятий способствующих быстрому трудоустройству лицам, испытывающим трудности в поиске работы.

Начальным направлением работы с молодыми безработными является социальное консультирование предполагающее предоставление подробной информации о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение. Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в центр занятости населения в целях поиска подходящей работы. Статистика показывает, что 2013 году в ГКУ ПК «Краснокамский центр занятости» было признано безработными 4680 человек, из них 603 человека – граждане в возрасте от 16 до 29 лет.

Важным этапом консультирования является правовая защита молодых безработных. Целью мероприятия, является защита прав безработных. При трудоустройстве молодежи на работу необходимо предусмотреть, чтобы работа соответствовала возрастным и психофизиологическим особенностям молодых людей, способствовала их профессиональному росту, продвижению по службе, формированию и развитию их личности. Анализ данного направления показывает, что нормы социально – правовой защиты в основном связаны с разъяснением трудовых прав молодым безработным: приемом на работу, увольнением, режимом рабочего времени, некоторыми разделами оплаты.

Согласно статье 63 Трудового кодекса Российской Федерации заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими шестнадцати лет [3, c. 37]. Продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Оплата труда работника, отработавшего за период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы, а также права граждан на справедливые условия труда, на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, на обязанности сторон соблюдать условия трудового договора, кроме этого на мероприятия направленные, на социально-правовую защиту безработных обращают внимание на правильность при оформлении трудовых договоров, на что необходимо обратить внимание при заключении договора и т.д. [9, c. 24].

Юридический аспект работы специалистов в данном направлении деятельности ГКУ ПК «Краснокамский центр занятости» предполагает знание и защиту своих прав молодыми людьми согласно трудовому законодательству Российской Федерации, так как в последнее время из-за отсутствия знаний работниками своих прав происходят нарушения этих прав со стороны работодателей.

Еще одним из важных направлений деятельности специалистов в ГКУ ПК «Краснокамский центр занятости» является осуществление системы мер по социальному обеспечению молодых безработных, признанных в установленном порядке безработными. В данном направлении меры социального обеспечения направлены на помощь в решении социально-экономических проблем молодого безработного и представляют собой различные социальные выплаты – пособие по безработице, выплата стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению ГКУ ПК «Краснокамский центр занятости».

Выплата пособий по безработице происходит с первого дня признания гражданина безработным. Причем решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным [37, с. 92]. По данному направлению можно сделать вывод, что для лиц, признанных безработными, пособие является основным источником средств существования. С учетом этого пособие по безработице можно определить как выплаты, предоставляемые в течение установленного законом срока лицам, признанным безработными в размере пропорциональном утраченному заработку. Согласно статье 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице [13,с. 5]. В соответствии с Постановлением Российской Федерации величина пособия по безработице с 1 января 2009 года установлена – максимальная величина 4900, минимальная величина 850 рублей (увеличив, в нашем случае, данные суммы на Уральский коэффициент 15% они составляют 5635 рублей и 977,5 рублей соответственно). Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения молодым безработным перерегистрации в установленные центром занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Пособие по безработице выплачивается молодым безработным, уволенным из организаций по любым основаниям и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях не полного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Согласно статье 33 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице начисляется:

в первом (12-месячном) периоде выплаты:

– в первые три месяца – в размере 75% от среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;

– в следующие четыре месяца – в размере 60%;

– в дальнейшем – в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице.

во втором (12-месячном) периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Пособие по безработице для граждан впервые ищущих работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице[13, с. 30].

Размеры стипендии, выплачиваемой молодежи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению центра занятости населения, выплачивались:

Молодежи уволенной из организаций по собственному желанию (в связи с переездом или из-за болезни); молодым лицам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях не полного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) – в размере 75% от среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента, установленного Правительством Российской Федерации.

Молодежи, из числа тех, кто впервые ищет работу (ранее не работавшим); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва и другим категориям гражданам – в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренной для этой категории граждан.

Анализ проведения мер по социальному обеспечению молодых безработных выявил существование положительного и отрицательного характера деятельности ГКУ ПК «Краснокамский центр занятости» в данном направлении. Положительный характер заключается в предоставлении помощи в решении социально-экономических проблем молодого безработного. Отрицательный характер деятельности носит возможность формирования у молодежи иждивенческой ориентации жизни за счет пособий и материальной помощи. При выявлении у молодежи, данной ориентации (путем частых отказов от предлагаемой работы) в ГКУПК «Краснокамский центр занятости» происходило принятие решения о приостановке выплаты пособия по безработице.

Подбор подходящей работы происходит с учетом профессиональной подготовки молодого безработного и критериев, установленных работодателем. Поиск подходящей работы ведется как при постановке на учет, так и в последующей работе с молодыми безработными с помощью выдачи бланк-направлений на работу.

В рамках социальной помощи по трудоустройству, молодых людей, не имеющих возможности быстро трудоустроится, ГКУ ПК «Краснокамский центр занятости» организуется проведение оплачиваемых работ.

Организация временного трудоустройства реализуется по специальным программам с оказанием материальной помощи из федерального или областного бюджета на время трудоустройства.

Оказанием содействия в поиске работы выпускникам учебных заведений является реализация программы «Молодежная практика». Целью программы является трудоустройство выпускников учебных заведений, зарегистрированных в качестве безработных более трех месяцев, в возрасте от 16 до 26 лет. Данная программа связана с трудоустройством выпускников учебных заведений, зарегистрированных в качестве безработных, на временные рабочие места, позволяющие приобрести профессиональные знания, умения и навыки для получения постоянного рабочего места.

Под общественными работамипонимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие профессиональной предварительной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

Право на участие в общественных работах имеют молодые люди, зарегистрированные в Центре занятости населения в целях поиска подходящей работы. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие молодых безработных в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.

Оплачиваемые работы организуются для реализации следующих целей:

– предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;

– приобщение к трудовой деятельности (трудовой адаптации) лиц, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), в том числе молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;

– сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе;

– трудовая реабилитация лиц, имеющих длительный (более одного года) перерыв в профессиональной деятельности.

Анализ этого направления позволяет сделать вывод о том что, общественные работы и работа временного характера позволяют снизить социальную напряженность, при этом часть молодых безработных обеспечивается рабочими местами с оплатой труда; также эта работа позволяет приобрести опыт и стаж работы для лиц впервые ищущих работу.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:

– Благоустройство территории: уборка городской территории, промышленных предприятий.

– Социологические работы: участие в проведении федеральных и региональных общественных кампаний (опросов общественного мнения, переписи населения и т.д.)

– Руководство бригадами школьников: обслуживание отдыха детей в период каникул.

– Работа в архивах и библиотеках: помощь в оформлении документов.

– Распространение печатных изданий: распространение рекламных листовок, продажа газет.

– Сельскохозяйственные и подсобные работы: сезонная помощь при проведении сельскохозяйственных работ и заготовок сельхозпродукции; подсобные работы на предприятиях перерабатывающего комплекса, плодоовощных базах.

– Работы в сфере социальных услуг: уход за престарелыми и инвалидами; помощь организациям жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения; помощь в организации масштабных мероприятий культурного значения (спортивных соревнований, фестивалей, сооружение детских спортивных площадок и т.д.).

– Дорожные и строительные работы: строительство дорог, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций; участие в строительстве жилья и реконструкции жилого фонда, а также объектов социально-культурного значения).

По данным ГКУ ПК «Краснокамский центр занятости» участие в общественных и работах временного характера в 2013 году приняло – 802 человека, из них в работах временного характера приняло 430 человек, в общественных работах – 372 человека.

При этом удельный вес граждан от 21 до 24 лет, принимавших участие в оплачиваемых работах, включая работы временного характера и общественные работы, по сравнению с другими категориями безработных очень низок – они, безусловно, снижают некую социальную напряженность, но проблема заключаются в том, что месячный заработок на таких работах очень мал и, следовательно, низкое желание молодежи участвовать в этих работах.

Еще одной важной мерой для усиления социальной защищенности молодых людей на рынке труда является принятое постановление о квотировании рабочих мест для молодежи. Однако в Трудовом кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федерации «О занятости населения в РФ» отсутствует закон о квотирование рабочих мест для молодежи, поэтому эта мера по отношению к социально незащищенным категориям молодых людей не действует и соответственно им не гарантируется получение рабочих мест.

Все исследуемые выше направления являются деятельностью ГКУПК «Краснокамский центр занятости» активизирующей внутренние ресурсы молодежи, формирующей у него новую позицию. Однако деятельность этих направлений не направлена на формирование у молодежи способности к самостоятельному решению проблемы трудоустройства. Необходимо заметить, что эффективными направления деятельности Центра занятости по преодолению безработицы среди молодежи будут только в том случае, если деятельность этих направлений будет заключаться в активизации ресурсов молодых людей направленных на их самостоятельное трудоустройство.

В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право на бесплатное профконсультированиеи профориентационные услуги, а также профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению Центра занятости населения. Исследование деятельности показало, что основной целью профориентационной работы центра занятости, является содействие молодежи в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального консультирования и профессионального обучения. Рассмотрим эти направления немного подробнее.

Профессиональная ориентация включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности, направлению профессионального обучения.

Исходя из годового отчета специалиста ГКУПК «Краснокамский центр занятости» за 2013 год профессиональная ориентация молодежи остаётся одним из приоритетных направлений деятельности службы занятости. Работа с молодежью велась в целях оказания помощи в профессиональном самоопределении, грамотном выборе учебного заведения для получения профессионального образования, формирования индивидуальной стратегии поиска работы и повышения осознанности выбора профессии. Численность молодежи в возрасте от 14 до 29 лет, получившей государственную услугу по профессиональной ориентации, увеличилась по сравнению с результатом 2012 года. Она составила 1112 человек за 2013 год. В 2012 году указанный показатель составил 911 человек.

Особое внимание уделялось молодежи, не имеющей профессии (специальности) и впервые вступающей на рынок труда. Основной акцент в работе с этой категорией граждан состоял в направлении в профессиональные образовательные учреждения или учебные центры для получения профессионального образования до начала трудовой деятельности или получения профессии (специальности) для ускорения процесса трудоустройства, а также в подборе подходящей профессии с учетом результатов тестирования, собеседования и спроса на рынке труда. В 2013 году государственные услуги по профориентации получили 90 человек, которые ранее не работали и занимались поиском работы впервые, из них 20 человек трудоустроились и 37 человек направлены в учебные центры для получения профессии.

Для выпускников образовательных учреждений профессионального образования в 2013 году были предложены и проведены лекции о рынке труда и услугах ГКУПК «Краснокамский центр занятости». В этих мероприятиях участвовали основные учебные заведения Краснокамского района: ГБОУ СПО СО «Краснокамский колледж» № 38; ГОУ СПО СО «Профессиональное училище» № 16. Всего проведено пять лекций, в этих мероприятиях приняли участие 175 выпускников. Для них специалистами центра занятости освещены вопросы о рынке труда и имеющихся вакансиях, об услугах службы занятости и спецпрогаммах для выпускников, даны рекомендации, направленные на овладение выпускниками стратегии эффективного поведения на рынке труда и умениями планирования профессиональной карьеры. Для оценки состояния готовности выпускников образовательных учреждений профессионального образования к самостоятельному поиску работы и эффективному трудоустройству по полученной профессии (специальности) проведен опрос 15 выпускников по предложенной специалистами ГКУ ПК «Краснокамский центр занятости» анкете.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...