Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы организации рефлексии




Рефлексия проводится с участниками непосредственно после ролевой игры. Здесь мы обсудим принципиальные основы, на которых строится рефлексия участия в ролевых играх[12].

Рис. 7.

Выше мы уже отмечали, что рефлексия необходима после игры для перехода от опыта проживания ситуации к выделению и освоению средств (с возможностью их дальнейшего применения в будущей ситуации). Это и зафиксировано на рис. 7, где изображена принципиальная схема рефлексии: для рефлексии необходима остановка действия и обращение сознания человека на это – совершавшееся им – действие. Назначение рефлексии состоит в том, чтобы сформировать новую позицию (на схеме она выделена пунктиром). В структуре движения человека (как в мероприятии, так и в жизни) это означает, что рефлексия является сознательным переходом от одной ситуации действия к следующей. При этом из одной ситуации в другую переносится не опыт оперирования с конкретными предметами, а способность к постановке самостоятельных целей, способы анализа ситуации и средства, отделенные от прожитой ситуации.

Из сказанного следует, что в качестве базового средства организации рефлексии мы должны использовать понятие позиции. Понятие позиции собирается как минимум на трех вещах: целях, средствах и ситуации (см. рис. 8). Для того, чтобы рефлексия у участников случилась, нужно совместно с ними в их действиях выделить их цели, средства (как они предполагали и пытались достичь своих целей) и ситуацию (что они принимали во внимание и почему).

Рис. 8.

Первый принципиальный момент рас­сма­три­ва­емой конструкции состоит в том, что цели, средства и ситуация существуют в связке. Если, скажем, у участника ролевой игры были некоторые цели, но при этом не было никакого представления о возможных средствах их достижения и никакого представления о той ситуации, в которой он находится с точки зрения этих целей, – то в таком случае позиции у участника по отношению к игре не возникло (о смысле формирования позиции см. в п. 3.1). В то же время, если участник при продумывании перед игрой своих действий понимает, что ему недостаточно средств для достижения поставленных целей, это может привести к изменению последних, и т.д. Таким образом, все элементы, формирующие позицию участника игры, являются взаимоопределяющими.

Осмысленность постановки целей означает следующее. С одной стороны, цели, которые участник ставит для себя, по факту должны быть завязаны на содержание игры. То есть они должны иметь свою фиксацию в игровых предметах (например, накопить больше других некоторого ресурса). С другой стороны, они не должны исчерпываться этим (в духе наших рассуждений о выигрыше в игре в первом разделе статьи, когда мы обсуждали понятие игры как таковой). Цели участника ролевой игры получаются сложно устроенными – с одной стороны, они должны указывать на игровой результат (собственно, на основании чего мы можем утверждать, что желаемое достигнуто), с другой стороны – и это более важно – они должны иметь основания вне игры, то есть фиксировать результат прохождения игры, не привязанный к конечности самой игры.

Приведем пример. На уровне игры целью участника может быть захват контроля над предприятиями, введенными в игру; вне игры, – собственно, на уровне позиции, – цели будут фиксироваться, например, такой рефлектируемой конструкцией, как освоение средств перехвата контроля над предприятиями в конкурентной ситуации (предполагается, что другие участники тоже будут бороться за этот ресурс). Это делает игровую ситуацию принципиально похожей на реальную жизнь.

Когда осмысленность постановки целей либо обнаружена, либо принципиально сконструирована, следующим важным моментом является вопрос, «что же на самом деле участник делал и зачем». Иными словами, это выделение тех средств, которые участник пытался применять в игре, и обсуждение их эффективности.

В качестве регулятивов здесь выступают следующие понятийные представления о средствах:

1) средства «не привязаны» к человеку – он может их либо использовать, либо не использовать[13]13;

2) по поводу средства известно, какой принципиально должна быть ситуация, в которой это средство применимо;

3) по поводу средства заранее известен результат его использования.

Последнее не всегда выполняется в игре, поскольку в этом случае средство применяется в ситуации конкурентного взаимодействия, и само то, что один участник ожидает от применения некоторого средства определенного результата, может выступать элементом более сложного действия кого-то другого. Эффективность средств может обсуждаться в двух вариантах. Первое – относительно игрового факта (получилось или нет добиться своих целей в игре этими средствами), то есть имеется в виду достаточность средств в конкретной ситуации (соответственно – с переходом к выделению типовой ситуации, в которой такие средства, использованные участником, срабатывают и являются достаточными). И второй, более сложный вариант – это указание иных средств достижения поставленных участником целей и сравнительное обсуждение применявшихся средств и иных, которые могли бы быть применены.

Наконец, в плане анализа ситуации важно выделить, чт о участник учитывал, продумывая свои действия, и является ли это достаточным для тех целей, которые он себе поставил. (Принципиальные уровни анализа игровой ситуации были рассмотрены в п. 3.1.)

В зависимости от задач, поставленных перед игротехником на проведение ролевой игры и рефлексии, для организации последней могут привлекаться и иные схемы, отвечающие содержанию мероприятия, эле­ментом которого является ролевая игра. Описанные же выше схемы являются принципиальными для организации рефлексии в работе с организационно-управленческой действительностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы рассмотрели основы технологии использования ролевых игр ММАСС как элемента методологического мероприятия. Подчеркнем ключевые моменты наших рассуждений. Ролевые игры ММАСС используются для проживания ситуаций неэффективности привычных средств и необходимости использования новых, методичное освоение которых вынесено за рамки ролевой игры в пространство рефлексивного анализа и консультаций. Принципиальным каркасом для конструирования ролевой игры является игровое представление той действительности, которая отвечает замыслу мероприятия.

Ролевой пласт таких игр является, с одной стороны, вторичным, – в том смысле, что привносится самими участниками игры, но, с другой стороны, основным – в смысле запуска игры и обеспечения собственно игрового проживания.

Ввиду того, что термин «ролевые игры» является в настоящее время достаточно популярным и в целом практика игровых методов получила широкое распространение в различных сферах, в заключение скажем несколько слов о сопоставлении и различении ролевых игр ММАСС и иных, схожих по устройству и назначению, игровых конструкций.

Одну из областей популярных игровых практик принято называть «деловыми играми». Причем здесь выделяются два ключевых направления. Первое связано с моделированием экономических процессов и воздействий на них. Это направление развилось на Западе и сегодня представляет собой достаточно сложные компьютерные модели работы предприятия, экономики страны и пр. Принципиальным отличием этой практики от того, над чем работает ММАСС, является то, что в ней сознательно делается акцент на работе со стационарными, неизменно функционирующими конструкциями; в практике ММАСС не менее сознательно акцент делается на работе в ситуации изменений и трансформаций.

Второе направление развития деловых игр в нашей стране было всерьез востребовано уже во время Второй мировой войны, когда Советскому Союзу пришлось перебрасывать заводы из европейской части страны на Урал и в Сибирь. В это время получила распространение практика предварительного проигрывания (за время переброски на восток) процесса сборки завода на новом месте. Основной функцией такой игровой практики было добиться слаженной работы команды, руководящей сборкой завода. Понятно, что в такой игровой практике не возникал вопрос о формировании у участников управленческой позиции – им нужно было только научиться быстро выполнять свои руководящие функции. Некоторые ролевые игры, применяемые и обсуждаемые сегодня, являются модификацией этих направлений игровых практик.

Большую популярность получили практики ролевых игр, которые у нас на английский лад стали называть «фэнтези». Мы не беремся основательно анализировать этот социально-культурный феномен, отметим лишь, что такие практики отличает иная направленность целей участников и организаторов. На наш взгляд, в такого рода игровых практиках внимание уделяется не передаче средств, не организации результативной мыслительной или иной работы, а воспроизводству и поддержанию своего особого мира (мира социально-пси­хо­ло­ги­ческих отношений и переживаний, где деятельностный пласт не присутствует в принципе), отделяемого от обычного мира. Строго говоря, такие игровые практики не являются средствами, поскольку не имеют никакого результата; там не возникает организованной рефлексии с целью изменения способов действия людей.

Вероятно, наиболее длительную историю имеют ролевые игры в различных психотерапевтических практиках. Такие практики действительно используются как определенные средства, но их принципиальное отличие от того, что делает ММАСС, заключается в том, что задача участника состоит не в отделении себя от роли (и тем самым – от ситуации этой роли для возможности анализа ситуации в целом), а, скорее, наоборот – во вживании в роль. В частности, это делается для того, чтобы человек смог отделить себя от ролей, привычных ему в реальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. С.В.Попов. Организационно-де­я­тель­ност­ные игры: мышление в «зоне риска». «Кентавр», № 3, 1994. (www.circle.ru/ kentavr/TEXTS/012PPV.ZIP).

2. А.С.Пушкин. Пиковая дама. Любое издание.

3. С.В.Попов. Организация хозяйства в России. Омск, 2000 (www.circle.ru/kentavr/fil/999PP1.ZIP и...PP2-PP5.ZIP).

4. П.Б.Мрдуляш. Управление временем проведения имитационно-ролевой игры. «Кентавр», 22 (www.circle.ru/kentavr/TEXTS/022MRD.ZIP).

5. П.Б.Мрдуляш. Продолжая наши темы... (Две заметки). «Кентавр», 27 (www.circle.ru/kentavr/TEXTS/027MRD.ZIP).


*Садовый Петр Михайлович, выпускник Государственного университета – Высшей школы экономики (2003). С осени 2000 г. принимает участие в деятельности ММАСС в качестве игротехника и руководителя проектов. Диплом игротехника вручен в январе 2003 г.

[1] То есть возможности разворачивания на этом плацдарме игры или вызывания интереса к игре у участников.

[2] Систематически понятие средств для целей этой статьи введено в разделе 3 при обсуждении принципов организации рефлексии.

[3] Задание на игру и направленность послеигровой реф­лексии задаются общей структурой мероприятия и в этом плане являются внешними по отношению к конкретной ролевой игре.

[4] Основным содержанием работы здесь становится рефлексия человеком собственных «предрассудков» и замена их другими конструкциями. Ролевая игра в этом процессе конструируется с расчетом на то, чтобы эти предрассудки проявлялись в действиях и поведении участника.

[5] Здесь работа строится на выявлении стереотипов, задающих социальное поведение людей, и на освоении сознательного конструирования социальных структур, формирования социальных соглашений. Оба эти элемента отрабатываются в специально сконструированных (с акцентом на социальные взаимодействия) ролевых играх.

[6] Ниже мы покажем, что уровень схем организации игры является ключевым для игротехника. В этом плане «удержание» означает, что действия игротехника при проведении игры диктуются неизменностью и фактической реализацией этих, заложенных в конструкцию игры, схем организации.

[7] Технологически мы это не разбираем, поскольку задачи такого типа не отрабатываются нами на ролевых играх. Здесь мы лишь обозначаем возможность продолжения разворачивания принципиальной конструкции ролевой игры.

[8] Нужно понимать, что эта конструкция является инженерным ходом, реализованным в конкретном проекте. В какой-то другой ситуации такая схематизация деятельности по захвату рынка, закладываемая как основание ролевой игры на уровне схемы организации, может оказаться недостаточной, неэффективной или вообще бесполезной.

[9] В этом смысле у разных ролей могут быть и разные ресурсы, но общая конструкция игры задается так, что эти роли получаются зависимыми друг от друга.

[10] Нужно отметить, что проведение ролевой игры является отдельной обширной темой, которая здесь затрагивается лишь в степени, необходимой для реализации об­щего замысла – представления ролевых игр ММАСС как специфического элемента методологического мероприятия.

[11] Такие требования к регламенту ролевой игры задаются самой конструкцией организационно-управ­лен­чес­ко­го тренинга (именно он есть та объемлющая конструкция, на примере которой мы разбираем ролевые игры). Они связаны с тем, что участники за несколько дней тренинга должны качественно освоить все уровни интересующей – например, организационно-управленческой – действительности. В свою очередь, такие временные ограничения (1,5-2,5 часа на ролевую игру) задают ограничения на количество участников – 7-10 человек. Если число участников будет значительно больше, то пропадет возможность коммуникации каждого с каждым и в и дения участником действий всех остальных.

[12] Взятое для примера направление – организационно-управленческая действительность – сохраняется и здесь.

[13] В этом смысле представление о том, что «губернатор заботится о населении своего региона», не является средством, если человек привык так считать. Когда ему говорят, что он становится губернатором, у него автоматически срабатывает это представление, он начинает действовать исходя из него, а не из того, что фактически заложено в игру, – и, естественно, в результате проигрывает.

Но если мы рассмотрим ситуацию, когда к такому человеку подходит другой участник игры и, чтобы заставить что-то сделать первого, говорит: «Ты же губернатор, а губернаторы этим не занимаются, они занимаются тем-то и тем-то», – то тогда то же самое представление уже становится средством (для второго участника): оно не привязано к человеку и может им использоваться для влияния на действия других участников игры.

Дата публикации статьи: 27 декабря 2003, 22:44

Адрес страницы в интернете: http://www.circleplus.ru/archive/n/32/7

Дата печати: 6 июня 2008, 21:32

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...