Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

УДК 33 (экономика. народное хозяйство. экономические науки)




Рубрика:

  Экономика, логистика и управление на транспорте
Economics, logistics and transport management

 

УДК 33 (экономика. народное хозяйство. экономические науки)

Элькинбард Л. М., к. и. н., доцент ФГБОУ ВО " ВГУВТ"

603600, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

Гирина Т. С., преподаватель Института пищевых технологий и дизайна, филиала ФБОУ ВО " НГИЭУ"

603041, г. Нижний Новгород, ул. Спутника, 24а

 

 

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ СЛУЖБЫ КОРПОРАТИВНОЙ РАЗВЕДКИ КОМПАНИИ

Аннотация

В статье, впервые в отечественной литературе, рассматриваются наиболее сложные проблемы организации службы корпоративной разведки компании.

Ключевые слова:

Разведывательный цикл, служба корпоративной разведки, фирма, корпоративная разведка

Разведывательный цикл – это совокупность процессов, работ, связанных с информацией, составляющих кругооборот в течение известного промежутка времени.

Разведцикл принято делить на несколько основных частей, число которых видится по-разному. Одни (Ян. П. Херринг[1], Стефан Марсо и Кеннет Саука[2], А. И. Доронин[3], Г. Э. Лемке[4]) делят его на пять частей, другие (Джон Х. Ховис[5]) на 4 части, существует и трехэтапное[6] деление разведцикла.

Ян П. Херринг в эти 5 частей включает следующие процедуры:

1. Планирование и направление;

2. Обработка и хранение информации (на этом этапе создается база данных);

3. Сбор разведывательной информации и доклад руководству;

4. Анализ и создание (на этом этапе создается понятная и действенная разведывательная информация);

5. Распространение (среди других пользователей).

Стефан Марсо и Кеннет Саука видят разведывательный цикл состоящим из " 5 базовых операций, каждая из которых необходима и приносит пользу":

1. Планирование и направленность;

2. Хранение и обработка информации;

3. Обобщение и доклады;

4. Анализ и производство данных;

5. Распространение

А. И. Доронин, полагая, что разведцикл состоит 5 частей, включает в него:

1. Планирование и целеуказание;

2. Сбор – добывание данных;

3. Обработка разведывательных данных – превращение их в разведывательную информацию;

4. Анализ и синтез разведывательной информации – превращение ее в знания – выводы и рекомендации;

5. Распространение.

Джон Х. Ховис говоря, что " традиционный процесс конкурентной разведки состоит из трех этапов: сбор данных, их анализ и распространение", полагает, что этот трехступенчатый процесс " недостаточный", и делит разведцикл на 4 этапа:

1. Планирование/сбор информации;

2. Анализ/оценка информации;

3. Рекомендации;

4. Распространение.

Все рассмотренные варианты представления содержания разведывательного цикла, как представляется " грешат" двумя принципиальными недостатками, которые существенно снижают эффективность функционирования корпоративной разведки:

1. Определение круга пользователей (внутрикорпоративных заказчиков) вообще не рассматривается в связи с процессом разведывательного цикла.

2. Определение потребностей заказчиков выведено за пределы разведцикла.

Тот же Ян П. Херринг пишет, что " любая операция должна начинаться с выявления потребностей в разведывательной информации топ-менеджмента компании, тех, кто принимает решения". [7] Однако, при этом он не делает этот процесс этапом разведывательного цикла. С таким подходом сложно согласиться.

На наш взгляд разведывательный цикл в корпоративной разведки компании состоит из 8 этапов.

Первым, стартовым этапом

разведывательного цикла является

" Внутрикорпоративный маркетинг разведывательных услуг"

Удовлетворение реальных потребностей пользователей и выполнение данной задачи таким образом, чтобы организация могла действовать и добиваться успеха в своем бизнесе является важным фактором успеха любой разведки. Такие потребности являются основой для создания эффективной и действенной разведывательной информации.

На эту тему написано очень мало специальных работ. [8] Действительно, отсутствие явно выраженных потребностей руководства компании в разведывательной информации часто называют в качестве основной причины слабой работы программ корпоративной разведки. Почему так происходит? Дело в том, что в действительности речь идет не об отсутствии явно выраженных потребностей руководства в развединформации, а в неумении руководства компании, его необученности осознать и сформулировать эти потребности как для себя, так, тем более, для начальника корпоративной разведки. [9] В свою очередь руководители корпоративных разведслужб не рассматривают себя как своего рода интрапренера (внутреннего предпринимателя)[10], перед которым стоит задача найти потребность и удовлетворить ее[11].

Именно поэтому начальник корпоративной разведки должен уметь сам выявлять тренды развития компании и на основе этого прогнозировать информационные потребности, в ходе реализации этих трендов. Опытный американский разведчик Ян П. Херринг после выхода на пенсию ставший одним из наиболее известных консультантов в области конкурентной разведки, считает, что " одной из самых трудных задач нашей профессии является определение фактических потребностей организации в разведывательной информации, которую руководство не могло не использовать". [12] Возникает вопрос " Как выявить эти тренды? " Думается двумя взаимодополняющими способами:

a) Самостоятельно анализируя самые скупые намеки (разведпризнаки[13]) этих потребностей.

b) Задавая вопросы пользователям разведывательной информации об их потребностях. [14]

Процесс маркетинга разведывательных услуг имеет четко цикличный характер, при этом мониторинг предоставляемой ценности коррегирует понимание того, какая ценность требуется внутрикорпоративным потребителям. Цикл включает маркетинговый план на год, фиксирующий конечный результат " понимания ценности" и развития " ценностного предложения". Однако перемены, происходящие в течение этого времени, требуют быстрого повторения цикла для нахождения ответа на конкретные, вновь возникающие возможности и проблемы.  

Этот, ключевой этап разведцикла, состоит из четырех блоков:

Блоки А-В – стратегическое планирование (другими словами развитие маркетинговых стратегий корпоративной разведслужбы);

Блок С – доставка на внутрикорпоративный рынок того, что планировалось;

Блок D – последующее измерение эффекта функционирования СКР.

Блок А. Определение  рынков и понимаемой ценности, состоящий из четырех основных подпроцессов:

1. Выработка миссии и целей корпоративной разведслужбы.

2. Определение рынков/сегментов (т. е. определение заказчиков этих услуг в компании). Существует две категории (два рынка) потребителей услуг, предоставляемых службой корпоративной разведки компании различным потребителям в компании: стратегические и тактические. Стратегические пользователи применяют информацию для того, чтобы разрабатывать и реализовывать функцию стратегического планирования. Тактическим пользователям информация нужна для принятия текущих решений и " оперативного программирования". [15] При этом и " стратеги" и " тактики" внутренне не едины. Именно на этом этапе корпоративные разведчики и должны понять, какие потребители со схожими нуждами (сегменты рынка) можно на этих рынках вычленить.

3. Понимание требуемой потребителями ценности.  У всех этих сегментов свои зоны ответственности и потребности в соответствующей информации различной по глубине и широте охвата, степени детализации, скорости информирования и реагирования, горизонте прогнозирования и т. д.

4. Оценка привлекательности рынка/сегмента. В результате этих трех процессов можно составить оценку относительной привлекательности различных рынков и/или сегментов, необходимую для принятия решения о том, чему отдать приоритет при распределении ресурсов организации.

Блок В. Определение ценностного предложения.

Эта процедура состоит из пяти подпроцессов:

1.  Выбор рынков/сегментов. Расстановка целевых рынков по приоритетности на базе анализа потребительских нужд и относительной привлекательности различных потребительских сегментов является ключевым пунктом данного процесса (блока).

2. Определение целей (т. е. получаемой заказчиком ценности);

3. Определение соотношения цена/качество предложения (цена [16] , удобство, коммуникации, запросы и нужды заказчиков);

4. Определение маркетинговых стратегий (уделяя особое внимания качеству подбора и обучения персонала, отработанности процесса создания и предоставления услуг, а также уровня обслуживания заказчиков);

5. Оценка ожидаемых результатов (получаемый эквивалент и бюджетирование).

Блок С. Предоставление ценного предложения услуги.

Исходной точкой данного процесса является стратегический маркетинговый план (планы), полученный на предыдущем этапе.

СКР является внутренним подразделением компании, поэтому в основе процедуры " продажи" услуг разведывательного подразделения  другим структурным подразделениям фирмы должна лежать концепция взаимодействия. В рамках этой концепции услуги СКР разрабатываются в союзе с потребителями и в связи с этим стадии процесса донесения информации о ценности предлагаемых услуг (т. е. их продажа) могут выглядеть следующим образом:

1. " оценка обменного потенциала" – обе стороны должны видеть возможность для взаимного обмена ценностями;

2. " инициирование диалога" – диалог продавца и заказчика может начать любая из сторон (как СКР, так и любое подразделение компании);

3. " обмен информацией" , т. к. для того, чтобы обслужить заказчика эффективно необходимо адаптировать под него предложение СКР (имеющиеся возможности) и выстроить с ним долгосрочные отношения. СКР необходимо знать о заказчике и его потребностях ничуть не меньше, чем заказчику нужно знать о возможностях корпоративной разведки;

4.  " обсуждение/адаптация" . Обсуждение – это двусторонний процесс, который может привести к тому, что СКР придется скорректировать свое предложение, для того, чтобы лучше удовлетворить нужды заказчика;

5. " взятие обязательств". На этом этапе обе стороны принимают решения, подразумевающие некоторые последствия для обеих сторон, которые целесообразно зафиксировать в письменном виде как " Темы разведывательной информации подразделения " ( ТРИП );

6. " обмен ценностями". При этом послепродажное обслуживание является неотъемлемой частью предоставляемой ценности.

Блок D. – Мониторинг ценности.

Существует четыре основные области мониторинга, соответствующие основным типам информации, необходимой для процесса планирования на стадиях понимания ценности и определения ценностного предложения.

1. Мониторинг соответствия требуемой потребителями ценности ранее проведенному анализу потребительских запросов, осуществленному в рамках процесса " понимания ценности"

2. Мониторинг предоставляемой ценности в сравнении с предложенной ценностью, выработанной в течение процесса " определение ценностного предложения".

3. Мониторинг получаемой ценности в сравнении с поставленными целями.

4. Мониторинг эффективности маркетинговых стратегий, в соответствии с которыми предоставлялась ценность. [17]

 

Второй этап

разведывательного цикла

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...