Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор метода архитектурной реставрации




С.В. Семенцов, Е.Н. Баулина, Л.Л. Калошина, Ю.С. Ли, Ю.А. Обласов, Г.О. Федотова

В ПОМОЩЬ ПОСТУПАЮЩИМ

В МАГИСТРАТУРУ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

07.04.02 "РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ"

НА КАФЕДРУ АРХИТЕКТУРНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ СПбГАСУ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Санкт-Петербург


 

С.В. Семенцов, Е.Н. Баулина, Л.Л. Калошина, Ю.С. Ли, Ю.А. Обласов, Г.О. Федотова

В ПОМОЩЬ ПОСТУПАЮЩИМ В МАГИСТРАТУРУПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 07.04.02 "РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ"НА КАФЕДРУ АРХИТЕКТУРНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ СПбГАСУ (Учебно-методическое пособие) // СПб.: СПбГАСУ, 2016. - 134 с.

 

В Учебно-методическом пособии представлены варианты заданий для поступления в магистратуру по направлению подготовки 07.04.02 "Реконструкция и реставрация архитектурного наследия" на кафедру Архитектурного и градостроительного наследия СПбГАСУ, в том числе на проектную КЛАУЗУРУ (с учетом задания 2015 г.) и на вопросы СОБЕСЕДОВАНИЯ. В состав Учебно-методического пособия включена обширная литература, которая поможет поступающим более углубленно подготовиться к поступлению в магистратуру.

 

 


 

 

Вступительные экзамены для поступления в магистратуру на кафедры Архитектурного факультета СПбГАСУ, предусматривают поступление в магистратуру по следующим направлениям подготовки:

- Направление подготовки 07.04.01 "Архитектура" - на кафедру Архитектурного проектирования.

- Направление подготовки 07.04.02 "Реконструкция и реставрация архитектурного наследия" - на кафедру Архитектурного и градостроительного наследия.

- Направление подготовки 07.04.03 "Дизайн архитектурной среды" - на кафедру Дизайна архитектурной среды.

- Направление подготовки 07.04.04 "Градостроительство" - на кафедру Градостроительства.

Вступительные экзамены на все направления подготовки состоят из двух частей:

- Клаузура;

- Собеседование (с ответами на вопросы, вывешенные на сайте Приемной комиссии).

 

КЛАУЗУРА.

Проектная клаузура проводится в первый день экзаменов, она предназначена для определения уровня профессиональной компетенции в области проектной деятельности. Поступающим необходимо разработать небольшой проект на стадии клаузуры малого архитектурного объекта, на листе формата А2 (лист выдается Приемной комиссией СПбГАСУ), в любой ручной графической манере, в соответствии с Заданием на проектирование и ситуационным планом (выдаются Приемной комиссией СПбГАСУ). Клаузура исполняется в течение 4 астрономических часов.

В качестве примерного задания (единого для всех направлений подготовки), можно напомнить о Задании на клаузуру 2015 г., которое представляло собой Задание на разработку проекта небольшого жилого дома для архитектора, на площадке в 50х50 м, имевшей в качестве небольшого топографического разнообразия пруд сложного очертания.

Каждый год Задания на клаузуру изменяются.

 

 


 

 

СОБЕСЕДОВАНИЕ.

Собеседование проводится после клаузуры, оно ориентировано на выявление уровня общепрофессиональных и профессиональных компетенций в конкретных областях знаний для каждого направления подготовки и проводится по системе особых (специализированных) вопросов, сформулированных преподавателями каждой кафедры в отдельности. Для поступающих в магистратуру на кафедру Архитектурного и градостроительного наследия вопросы сконцентрированы на области реконструктивной и реставрационной деятельности, на теорию и практику охраны культурного наследия.

На сайте Приемной комиссии вывешены все вопросы к собеседованию. Они включают достаточно широкий спектр тем, ответы на которые помогают определить как широту профессиональной подготовки поступающих, так и глубину освоения отдельных проблем нашей профессиональной специализации.

По кафедре Архитектурного и градостроительного наследия вопросы следующие:

1.Виды и содержание процессов проектирования и реконструкции архитектурного наследия.

2.Исторические архитектурные стили.

3.Система предпроектных исследований.

4.Архивные исследования.

5.Историко-архитектурные исследования.

6.Историко-градостроительные исследования.

7.Натурные исследования.

8.Архитектурно-археологические исследования и обмеры.

9.Историко-архитектурный опорный план.

10.Предмет (предметы) охраны.

11.Охранное зонирование (зоны охраны, зоны регулирования застройки), зоны охраны ландшафтов.

12.Памятник культурного наследия, классификация, типы.

13.Консервация.

14.Реставрация.

15.Реконструкция.

16.Капитальный ремонт.

17.Исторические строительные материалы.

18.Исторические конструкции и виды их усиления.

19.Типология исторической застройки.

20.Типология исторической планировки и застройки зданий и сооружений.

21.Реставрационные работы в Средние века.

22.Реставрационные работы в Западной Европе в XIX-XX вв.

23. Реставрационные работы в России в XIX - начале XX вв.

24.Реставрационные работы в СССР в XX в.

25.Реставрационные работы в Москве и Ленинграде в XX в.

26.Охрана памятников в СССР в XX в.

27. Современная система охраны памятников.

28.Всемирное наследие. ЮНЕСКО.

29.Объекты всемирного наследия в России.

30.Объект всемирного наследия "Исторический центр Санкт-Петербурга и сопутствующие ему группы памятников".

31.Основы реставрационного и реконструктивного проектирования.

32.Основы приспособления исторических зданий под различные современные функции.

33.Особенности инженерного обеспечения исторических зданий в процессе реставрации и реконструкции.

34.Основы теории архитектурной композиции.

35.Особенности пространственного восприятия архитектурной и градостроительной формы.

36.Система градостроительных доминант и акцентов.

37.Историко-градостроительный каркас исторических поселений.

 

При подготовке устных ответов на вопросы (ответы надлежит готовить в письменном виде, возможно - с кратким, тезисным изложением ответов), следует обращать внимание на точность и глубину проработки тем. При этом приветствуется краткость и исчерпывающая точность ответов. Очень положительно будет восприниматься ситуация, когда поступающие смогут иллюстрировать свои ответы структурными схемами, рукописными изображениями (планами, фасадами, разрезами, фрагментами, перспективами и т.д.) зданий, сооружений, комплексов и т.д.

Далее, для обеспечения лучшей ориентации поступающих в проблематике и содержательно направленности вопросов, в конспективном виде приводится основная канва ответов на эти вопросы (на уровне ключевых слов и основных смысловых моментов), конечно же требующая более развернутых и более углубленных формулировок при ответах во время собеседования.

 

 


 

ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Составление проекта реставрации во многом отличается от проектирования новых сооружений. Прежде всего, совершенно иным является объект проектирования— памятник архитектуры, исторический объект, историческая застройка, исторически сформировавшиеся садово-парковые ансамбли и т.д. — то есть, проектируемый объект не подлежит созданию заново («в чистом поле»), а уже имеется в наличии. Именно особенности существующего сооружения и его состояния предопределяют основные ограничения и основное содержание разрабатываемого проекта. Поэтому в основе реставрационного проектирования лежит не абсолютно свободный творческий акт (ограниченный только системой нормативов, финансовых ограничений и вкуса заказчика), а необходимость учитывать специфические особенности существующего объекта.

Поэтому проект реставрации не является "просто" проектом, а включает в обязательном порядке глубокое исследование. Исходя из этих коренных ограничений творчество в деятельности архитектора-реставратора выступает в очень специфическом виде, в основном как синтез разносторонней исследовательской работы. Проектирование в этой области должно рассматриваться как проектная деятельность, основанная на огромном научно-исследовательском фундаменте, как работа научно-проектная, а архитектор-реставратор выступает не столько как «чистый» проектант, сколько как научный руководитель реставрации.

 

Реставрационный процесс складывается из отдельных самостоятельных (по взаимоувязанных) стадий:

1) составление и выдача архитектурно-реставрационного задания на выполнение реставрационных, ремонтно-реставрационных или консервационных работ, определяющего цели, программу и план реставрационных работ;

2) выполнение системы исследований (с определением необходимых и возможных методов исследований);

3) выбор метода архитектурной реставрации;

4) выполнение научно-исследовательского проектирования (включая уточнение методов и стадий проектирования);

5) выполнение реставрационного ремонтно-реставрационного или консервационного производства (основываясь на методах и технологиях реставрационных работ);

6) достижение функционального результата.

 

Архитектурно-реставрационное задание подразумевает:

● выбор цели проведения одного из видов сохранных работ (реставрация, ремонт-реставрация, консервация и его объемы);

● обоснование и определение метода архитектурной реставрации;

● обоснование и определение конечных результатов реставрации функции здания после завершения работ (с развернутой характеристикой структуры помещений и специфичностью рекомендуемого оборудования).

В задании также должно быть указано:

● решение государственных или каких-либо правовых органов на выполнение проектных и производственных работ;

● стадийность проектирования;

● число вариантов проекта;

● основные положения по градостроительному, архитектурному решению,

инженерно-конструктивным особенностям, природному и ландшафтному

окружению, предложения по охране окружающей архитектурно-исторической среды;

● предложения по реставрационным материалам с указанием рекомендуемых

заводов-изготовителей;

● рекомендации по объему и месту использования (в случае необходимости)

инженерных конструкций из современных строительных материалов;

● рекомендации о дополнительных приложениях к основному составу проектов: проектов охранных зон, историко-архитектурных опорных планов, первоначальных проектов фасадов или интерьеров, окраски фасадов, определения колеров и др.;

● сроки очередности проектных и производственных работ, основные положения по организации реставрационных работ;

● дополнительные требования (в случае необходимости) при специфических

функциональных, конструктивных, объемно-пространственных особенностях объектов.

 

Система предпроектных исследований и исследований, которые должны проводиться в процессе ведения работ, включает разные методы:

Метод камеральных исследований. Имеет целью подготовку исторической справки (разной степени подробности) и предполагает работу с источниками в библиотеках, архивах, хранилищах и т.п.

Метод натурных обследований. Предусматривает комплексное изучение объекта (его руин и фрагментов, места его исторического размещения) с визуальным обзором и фиксацией сведений по художественному, конструктивному, техническому состоянию. Возможно использование инструментально-технических средств (лазер, ультразвук, рентгеноскопия, теплофизика и т.д.).

Необходима подробная фиксация существующего технического состояния и архитектурного облика памятников архитектуры при разработке проекта реставрации, такая фиксация выполняется на основе:

1. Обмеров, с изготовлением масштабные ортогональных чертежей объекта в целом (планов, фасадов, разрезов) и его деталей.

2. Фотофиксации (с оформлением схемы фотофиксации, формированием свода фотоизображений).

3.Дефектных схем (с изображением существующего технического состояния конструкций объекта).

4. Словесных описаний.

Метод физических обмеров (схематических, архитектурных, археологических, зондажей, фотограмметрии и т.д.).

 

Выбор метода архитектурной реставрации

Обычно различают три вида работ, которые должны производиться на памятниках: консервация, реставрация и ремонт. На практике такое формальное разграничение имеет существенные последствия. Для трех названных категорий приняты различный порядок рассмотрения и состав проектной документации. Вместе с тем это разделение довольно приблизительное и не претендует на детальное разграничение встречающихся на практике бесконечно разнообразных случаев. Отнесение к той или иной категории производится по преобладающему характеру работ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...