Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение. Часть I. Глава 1. Общий интеллект




Введение

Почему эмпатия?

Когда я училась на первом курсе медицинского факультета Бостонского университета, д-р Ричард Чейсин, наш профессор психиатрии, решил наглядно показать, что произойдет с семьей, если кто-то из ее членов получит психологическую травму. Он вооружился стульями, составил их в круг и объявил, что каждый стул символизирует человека. Если из круга убрать один стул, проблема ложится на всю семью – нарушается стройная система, домашним приходится разбираться с эмоциями и последствиями психологической травмы родственника.

Тогда я поняла, что дома все не так плохо: наша семья не была уникальным явлением, как мне казалось до сих пор. Было большим облегчением узнать, что с самого детства моя личность формировалась в соответствии с ключевыми компонентами эмпатии.

Мои родители переехали в Соединенные Штаты банкротами – они потеряли все, что имели, во Второй мировой. Папе было четырнадцать лет, когда для его семьи закончилась привилегированная жизнь – отца с двумя сестрами отправили в лагеря, а их родителей казнили. Семья мамы тоже прошла через подобное – у них отобрали дом и все имущество, потом заключили в исправительно-трудовые лагеря. В одном из этих лагерей умер ее отец. Такова мрачная история нашей семьи. Она висела над нами, как занавески на окнах дома – свет проникает в помещение, но тени никуда не исчезают.

Мои родители были протестантами немецкого происхождения. Их предки переехали в Югославию в начале XIX века и мирно жили в долине Дуная до конца Второй мировой войны. При режиме Тито[5] они попали под этническую чистку, подразумевавшую выселение немцев и других «нежелательных» групп. Ирония судьбы состояла в том, что с немцами при режиме Тито поступали, как с евреями и другими несчастными по всей Европе при Гитлере – их выгоняли из домов и отправляли в концлагеря. На протяжении истории жертвами подобных безжалостных режимов стали миллионы людей. О судьбах многих из них мы до сих пор ничего не знаем.

Мои родители бежали из лагерей благодаря силе своей веры и эмпатии людей, принадлежавших к их церковной общине. Родители встретились и поженились в Австрии, а потом иммигрировали в Америку. Люди, которые не понимали или не хотели понять их историю, осуждали родителей за происхождение и немецкий акцент. Многие предполагали, что, раз они немцы, значит, повинны в ужасных преступлениях, от которых сами пострадали.

Боль войны усугублялась промедлением – родители не спешили сочувственно относиться к своему опыту и позволили ему оказать на них глубокое влияние. Им приходилось нести на себе не только боль потери – Родины, семей и домов, но и терпеть необоснованное осуждение со стороны окружающих. Это глубоко повлияло и на меня.

Будучи ребенком, я очень расстраивалась, когда одноклассники высмеивали других детей за то, что те не в силах были контролировать, – цвет кожи, место проживания или какие-то семейные обстоятельства. Несправедливо судить о книге по обложке. Меня это волновало. Я стала поборником социальной справедливости и остаюсь им по сей день. Желание излечить других людей от эмоциональной боли направило меня на путь психиатрии. Теперь, как профессионал, я выслушиваю истории пациентов, которых клеймили за наличие психических заболеваний или прием больших доз лекарств, воздействующих на психику. Меня до сих пор раздражает, что никто не сочувствует этим людям.

Я довольно рано начала заниматься исследованиями в области эмпатии, еще до того, как эта тема стала появляться в заголовках новостей. Десять лет назад, газеты вроде New York Times, Wall Street Journal и Washington Post трубили о необходимости развивать эмпатию в области здравоохранения. Мы с коллегами в то время работали в психиатрическом отделении Массачусетской больницы общего профиля и исследовали физиологические параметры пациентов и врачей во время беседы. Нам было интересно, совпадут ли у них показатели, если врачи начнут проявлять больше эмпатии – мы искали «вещдоки», чтобы наглядно показать возможность «синхронизации» двух человек.

В наших исследованиях использовалась простая, но очень действенная методика, хорошо зарекомендовавшая себя при определении уровня эмоционального возбуждения. Мы измеряли кожногальванический рефлекс – изменения электрического сопротивления кожи; замеряли в режиме реального времени электродермальную активность, определяли количество пота на коже, степень физиологической и эмоциональной активности испытуемых… Мой бывший студент, а ныне – доктор Карл Марси, нашел долгожданные доказательства. В одних случаях показатели врачей и пациентов синхронизировались, а в других – нет. Когда пациентов просили оценить врачей по шкале эмпатии, оказывалось, что физиологические показатели медиков, которым ставили высокие баллы, были весьма близки к показателям пациентов.

Большим прорывом для нас стало обнаружение биомаркера, который, казалось, позволял количественно оценить эту неуловимую черту личности, которую мы называем эмпатией. Одна женщина, увидев показатели собственной тревоги, которые выводились на дисплей одновременно с данными о реакции врача, воскликнула: «Мне кажется, что я смотрю на рентген собственной психики! » Она страдала хроническим беспокойством большую часть жизни, но чувствовала, что никто и никогда не мог увидеть ее боль по-настоящему. Наше открытие помогло ей добиться огромных успехов в лечении. Мы не только узнали о силе эмпатии, но и научились лучше ее определять и измерять.

Как преподаватель Гарвардской медицинской школы, я была очарована возможностью сделать видимыми эмоции, на которые до сих пор нельзя было «посмотреть». Потом пришла идея использовать этот инструмент для улучшения эмпатической реакции медицинских работников. Мне очень повезло получить стипендию, позволившую пройти курсы усовершенствования врачей в Гарварде, в частности, в Гарвардском институте Мэйси, где нам преподавали нейробиологию эмпатии. Получив необходимые знания, я ввела в свою практику новые инструменты, разработала тренинг по развитию эмпатии и проверила его эффективность в рандомизированном контролируемом исследовании.

Позднее стартовала наша исследовательская программа под названием «Обучение эмпатии и отношениям»[6]. До нас в Массачусетской больнице общего профиля этим никто не занимался. Когда мы с коллегами только начинали, многие эксперты полагали, что эмпатия – это врожденное качество, которого некоторые люди попросту лишены. В ходе исследования, мы отобрали врачей, представителей шести различных специальностей, и пригласили их на краткий обучающий курс. Задача была следующая: выяснить, поможет ли такая подготовка развить навыки эмпатии медработников, станут ли они лучше воспринимать эмоциональные сигналы пациентов и более эффективно реагировать на них. Когда мы завершили обучение, пациентов попросили оценить врачей по шкале эмпатии – «до» и «после». Врачи, которые прошли обучение, получали значительно более высокие оценки. Итак, мы увидели на практике – эмпатию можно развить, ей можно научиться.

Мы знаем, что, когда к пациентам относятся с бо́ льшим сочувствием, процесс лечения становится приятнее, больные больше доверяют врачу, следуют медицинским рекомендациям, их здоровье улучшается. Медики в этом случае тоже выигрывают. Наше исследование показало, что повышение уровня эмпатии помогло докторам получать больше удовлетворения от работы. Они стали меньше уставать, говорили, что научились видеть самого человека, а не только его болезнь или поврежденную часть тела. Так врачи начали чувствовать более глубокую связь с профессией в целом и с пациентами в частности.

Нам начали поступать запросы на тренинги. Их было так много, что я не могла лично проводить каждый. Из курса Гарвардского института Мэйси под названием «Ведущие инновации в здравоохранении и образовании» я узнала, как масштабировать программу по развитию эмпатии, чтобы охватить как можно более широкую аудиторию. Так я стала соучредителем компании Empathetics, Inc. Мы занимаемся обучением эмпатии по всему миру, в том числе в форме дистанционных курсов.

Вскоре начали поступать запросы на обучение из других сфер, и я поняла, что методы, разработанные для медработников, могут применяться ко всем, независимо от профессии. Фактически, самая первая организация, внедрившая нашу методику, относилась к экономическому сектору – это был крупный банк на Среднем Западе. Лаурис Вулфорд, вице-президент по организационному развитию банка, говорила, что эмпатия является ключевой компетенцией, которая необходима командам руководителей, чтобы привести организацию к успеху.

В этой книге я хочу показать, как проявление большей эмпатии к окружающим может улучшить нашу жизнь и общество в целом. Эмпатия позволяет родителям увидеть своих детей такими, какие они есть, и помочь им реализовать свой потенциал. Учителя при помощи эмпатии могут изменить стиль общения с учениками, помочь им раскрыть и развить свои таланты. Если компании начинают инвестировать в сотрудников, им будет легче добиться успеха, поэтому эмпатия полезна и в бизнесе. Политики, овладевшие искусством эмпатии, начинают представлять потребности всех своих избирателей. Общий эмпатический опыт всего человечества можно познать через искусство, которое всегда было связующим звеном для представителей всех слоев общества. Искусство помогает нам узнать больше друг о друге, найти общий язык, проявить любопытство вместо осуждения. Оно напоминает нам, что все люди являются нитями в гобелене человечества.

Семь ключевых компонентов эмпатии, которые я вывела в ходе своих исследований и усовершенствовала в процессе разработки тренингов, могут помочь вам изменить свою жизнь. Вы узнаете, как эти компоненты можно использовать для улучшения всех аспектов жизни – от семейной до общественной. Эмпатия будет полезна и школьникам, и учителям, и бизнесменам, и руководителям организаций. Настроившись на эмпатию и задействуя развитые нейронные сети общего интеллекта, о которых мы поговорим в следующей главе, человек помогает окружающим, делает этот мир чуточку лучше, превращая его в более «доступную среду».

Любое сходство упомянутых в этой книге имен пациентов с реальными людьми и их семьями является случайным. Для удобства чтения, ссылаясь на отдельных лиц, я использую местоимения «он» или «она» в единственном числе, вместо более громоздкого, на мой взгляд, клише «он или она», что не подразумевает классификации по половому признаку. Я выражаю исключительно собственное мнение, оно может не совпадать с мнениями учреждений, в работе которых я принимаю участие.

Часть I

Глава 1. Общий интеллект

Сандра зашла в мой кабинет и с тяжелым вздохом села на стул. Выражение ее лица говорило о серьезности проблемы.

«Не знаю, справлюсь ли когда-нибудь с этим», – сказала она.

У меня сжалось горло, участился пульс… Не зная подробностей, я уловила эмоции клиентки, меня охватил страх. Сандра одной из первых пришла на помощь жертвам теракта во время Бостонского марафона. Она пыталась помочь одному из раненых спортсменов, хотела снять с него кроссовок, но, внезапно, нога целиком отделилась от туловища и осталась у нее в руках.

Возможно, читая эту историю, вы почувствовали себя некомфортно. Может быть, вы неосознанно коснулись собственной ноги. Если это так, теперь вы знаете, что такое общий интеллект.

Несмотря на то что физически с вами ничего не произошло, мозг зафиксировал боль из истории Сандры и самого бегуна с помощью специальных нейронных цепочек, которые позволяют получить приблизительное представление о самочувствии другого человека. Вероятно, вы чувствовали себя иначе, когда только начинали читать эту историю – сработала эмпатия. Мы обладаем способностью представлять себе чужие мысли и чувства, испытывать дискомфорт других людей. Как правило, это приводит к «эмпатической заботе» – переживанию за ближнего, которое мотивирует нас реагировать сострадательно.

Эмпатическая забота побуждает нас помогать другим. Хотите – верьте, хотите – нет, но для изучения эмпатии было проведено множество исследований на стыке психологии и нейробиологии – это новая, обширная научная область. Результаты исследований впечатляют. Ученые полагают, что эмпатия берет свое начало в родительской заботе, направленной на обеспечение выживания потомства. «Нейронные цепочки эмпатии», встроенные в наш мозг, формировались на протяжении тысячелетий.

Существует так много определений эмпатии, что в них путаются даже люди, которые изучают это явление, хотя философы, психологи, ученые и педагоги много раз пытались прийти к компромиссу… Мне кажется, что эмпатию лучше понимать как способность, состоящую из нескольких аспектов, которые позволяют нам ощущать эмоции других людей, чувствовать себя так, словно мы находимся в их положении. Я предпочитаю использовать термин «эмпатические способности», а не «эмпатия», поскольку она состоит из множества различных психологических и физиологических аспектов.

Для использования эмпатических способностей необходимы специальные нейронные цепочки, которые позволяют нам воспринимать и обрабатывать информацию о другом человеке, реагировать на него. Помните мою реакцию на рассказ Сандры о Бостонском марафоне? Интеграция трех вышеупомянутых компонентов показывает уровень «эмпатичности» человека. Когда мы проявляем эмпатию к другому, то обычно способны воспринимать его чувства, можем обрабатывать информацию о нем и эффективно реагировать на его действия или ситуацию. Поэтому важно расширить определение: эмпатия – это способность, которая охватывает весь «цикл» – от восприятия данных до отклика на чужой опыт, включая уточнение информации. Эта последняя часть цикла называется «эмпатическая точность». Поскольку информация основана на нейробиологии эмпатии, я буду использовать научный термин «эмпатический» вместо привычного некоторым «эмпатийный».

Вернемся к Сандре. Я уловила чувства клиентки, проанализировав выражение ее лица, позу, тон голоса и представив, каково это – проявить желание помочь раненому мужчине, почувствовать, что у тебя в руке оказалась нога, отделившаяся от тела… Страшная история. Мне пришлось сознательно контролировать свои чувства, чтобы выслушать ее рассказ и не дать повлиять на себя ужасу, который испытала Сандра. Успокоиться удалось при помощи медленных, тихих, глубоких вдохов. Я не знала точно, какие эмоции испытывала клиентка, но понимала, что они причиняли ей боль. Нужно было узнать о ее чувствах побольше. Для начала следовало позаботиться о собственной эмоциональной реакции. В ход пошла моя техника «ABC», которая является основой обучения эмпатии. Я осознала собственное напряжение, поняла, что у меня участилось сердцебиение, и:

A – признала, что вступила в эмоционально сложную беседу, B – сделала несколько глубоких вдохов, чтобы справиться со своей реакцией, C – проявила любопытство, чтобы узнать побольше об этом случае.

Я догадывалась, что Сандра испытывает ужас и горе, но, расспросив ее, выяснила, что чувство вины тоже имело место.

«Я должна была сделать для него больше», – говорила она.

Затем я представила, что значит пытаться помочь кому-то и почувствовать, что вы только усугубляете ситуацию. Очевидно, что моя клиента заблуждалась. Нога спортсмена была слишком серьезно повреждена осколками, ее нельзя было спасти. Это упражнение на воображение, нужно увидеть мир глазами другого человека – мне ведь никогда не доводилось бывать в подобной ситуации. Как терапевт, я не имела права «зависать» на ужасном моменте, анализ которого позволил понять, что пережила клиентка. Пришлось перейти к более продуманной тактике и задействовать любопытство и профессиональные навыки психиатра, выяснить детали. Сандре необходимо было вылечиться, ей нужен был кто-то, кто мог бы засвидетельствовать произошедшее и помочь оправиться от психологической травмы.

В ходе исследований с применением технологии нейровизуализации мозга было продемонстрировано, как «рождается» эмпатия. Участники эксперимента просматривали изображения или видео, при помощи которых активировались структуры мозга, связанные с эмпатией, а ученые отслеживали эту активность при помощи сканеров. В результате получилось выявить, какие области мозга отвечают за проявление эмпатии. Одним из важнейших открытий в области нейробиологии эмпатии было доказательство ее двойственной природы: эмоциональной или аффективной и когнитивной – «обдуманной». Зная об этих составляющих эмпатии, мы можем лучше понять, как люди осознают тяжелое положение других и чем обусловлена их реакция. При помощи воображения, мы способны узнать, что чувствуют окружающие, не испытывая при этом похожих эмоций.

Способность к эмпатии – важная черта, которую мы проявляем во всех аспектах жизни, от воспитания детей до сферы образования, труда, здравоохранения, бизнеса, юриспруденции, искусства, цифровых технологий, политики, лидерства и заботы об окружающей среде. Далее мы рассмотрим, как и почему эмпатия помогает людям увидеть новые возможности. Совместные усилия, основанные на эмпатии, понимании и сотрудничестве, позволяют добиться невероятных результатов, которых мы не смогли бы достичь в одиночку. Эмпатия изначально развивалась как компонент родительской заботы, направленный на выживание потомства, но мы можем применить ее и в других ситуациях.

Раньше считалось, что кому-то эмпатия дана от рождения, а кому-то – нет, и с этим ничего не поделаешь. Но я уверена, что ее можно развить, это особенно важно для ряда «прикладных» профессий. Лабораторные исследования подтвердили эту гипотезу – нам с коллегами удалось доказать, что уровень эмпатии врачей, прошедших соответствующее обучение, повышался – это отмечали пациенты. При помощи тренировок можно улучшить как навыки восприятия в целом, так и умение видеть ситуацию с точки зрения других людей. Это гарантирует, что специалист не начнет страдать сам под влиянием чужого несчастья, но научится выстраивать тонкий баланс между оценкой чувств собеседника и собственными эмоциями. Мы должны научиться управлять своими эмпатическими реакциями, чтобы проявить заботу в действии, даже если не сможем найти нужные слова для конкретного человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...