Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сновидение: 1–6 этапы. Обзор




 

В течение всего этого времени практик, последовательно осваивающий этап за этапом психоэнергетической дисциплины, не прекращает изучать сновидение. Эволюция осознания в сновидении — это отдельная тема. В этой книге я не намерен подробно описывать детали и нюансы сновидческих трансформаций. Во-первых, о сновидении я подробно писал в предыдущих книгах. Во-вторых, развитие мощного осознания в сновидении обусловлено, прежде всего, систематической работой наяву. Иного пути проникновения в миры сновидения не существует — только непрерывная, тщательная работа с чувствами и эмоциями (сталкинг и безупречность) в совокупности с арсеналом психотехнических инструментов, значительная часть которых уже описана в этой модели психоэнергетического развития.

Хочу обратить ваше внимание на явную корреляцию между тем, что мы делаем наяву, и тем, как развиваются способности в состоянии сновидения.

На первом этапе мы пытаемся пробудить собственное осознание. Наяву эта деятельность состоит в выслеживании нашего психического поля со всеми его содержаниями. Одновременно мы используем традиционные психотехнические приемы, усиливающие способность к концентрации и деконцентрации внимания.

Что происходит в кратковременных осознанных сновидениях, когда мы попадаем в них?

Главная задача сновидящего на первом этапе — осознать себя. То есть, вспомнить о существовании своего «Я» и попытаться проявить контролирующую активность. Иными словами, хоть на минуту вернуть своему вниманию произвольность, которая выражается в действиях, преодолевающих обычную бессознательность и автоматизм. Например, практик пытается взглянуть на собственные ладони, удержать в фокусе сознательно выбранный объект, перевести взгляд (т. е. переместить внимание) на конкретную область пространства сновидения. Это — «работа по пробуждению осознания». Успехи в сновидении будут отражать успехи в работе наяву.

Взаимовлияние сновидческой активности осознания и тренировки в состоянии бодрствования никогда не бывает совершенным. Здесь нет никакой механической связи. Сновидение развивается по своим законам и с другой скоростью. Иногда ваш прогресс в сновидении может значительно отставать от успешности обучения наяву. И наоборот — время от времени трансформационные процессы в сновидении происходят быстрее, чем изменения во время бодрствования. Если вы замечаете, что прогрессируете в сновидении значительно быстрее, то можете считать себя сновидящим. Если же наяву вы обучаетесь новым способностям и навыкам быстро, а в сновидении — «застреваете» на каждом этапе, то, скорее всего, у вас психоэнергетическая конституция сталкера. На самом деле, в эпоху нового цикла, когда каждый практик чаще всего остается «одинокой птицей» даже в кругу единомышленников, этот конституциональный критерий (сновидящий — сталкер) утратил практическое значение. Его смысл ограничен межличностными взаимодействиями: сталкеру проще иметь дело со сновидящим, сновидящие дружат со сталкерами. Они способны помогать друг другу — каждый по-своему.

Что касается практической работы, то здесь чаще всего имеет следующая закономерность: сновидящие начинают исследование, применяя сновидение, и лишь через некоторое время, преодолев внутреннее сопротивление, переходят к освоению безупречности и сталкинга. У сталкера все происходит в противоположном порядке. И только на седьмом-восьмом этапе дисциплины психоэмоциональное, поведенческое различие между сновидцами и сталкерами полностью исчезает. Сохраняются лишь некоторые особенности характера и отпечаток пройденного Пути. Но и они постепенно растворяются, по мере того, как практик странствует по миру сновидения, все больше и больше трансформируя структуру своего поля и качество энергетического обмена с внешними источниками Силы.

На втором этапе дисциплины сновидение становится тренировочной площадкой для выслеживания проявлений базальных комплексов. Это тормозит исследование перцептивного пространства сновидения и часто провоцирует мощный выброс проекций. Мы не столько изучаем внешнюю Реальность, сколько наблюдаем внутренние феномены, превратившиеся в поток сновидческих образов. Поскольку бессознательная часть тоналя знает о реальной природе наблюдаемых в сновидении образов, она реагирует возрастающим сопротивлением. Ибо тональ не желает допускать осознание в собственные глубины. Ведь это приведет к изменениям — к тому, чего тональ страшится сильнее всего. В итоге сновидящий попадает в ситуацию кризиса. Конфликт между усилиями сознания и сопротивлением тоналя может привести к полной невозможности достичь осознанного сновидения.

Кризис может растянуться на несколько лет. Если вы испытываете сильную увлеченность сновидением, это разочаровывает и даже травмирует. Многие сновидцы не выдерживают испытания и в этот период прекращают практику.

Третий этап (формирование фигуры безупречности) изменяет ситуацию в сновидении. Мы успокаиваемся и, быть может, впервые «пробуждаемся» по-настоящему. Интерес к сновидению становится более гармоничным — именно потому, что наяву наша эмоциональная и чувственная жизнь обретает стабильность, которой прежде не было. С момента закрепления в психическом поле фигуры безупречности мы не испытываем больше того неосознаваемого стремления «сбежать» в сновидение от давления и трудностей бодрствующей жизни.

Качество сновидения незаметно, но довольно быстро меняется. Осознание, пробудившись во внимании сновидения, никуда не спешит. Оно не торопится пережить как можно больше таинственного сновидческого опыта. Безупречность, которой мы добились наяву, устраняет кризис, имевший место на втором этапе, и дает возможность остановиться.

Перцептивное пространство сновидение сразу становится шире. Практику проще удерживать картину сновидения с большим количеством объектов. В этом состоянии мы ощущаем безупречную отрешенность и учимся поддерживать ее, независимо от того, как меняется мир сновидения. Опыт действия при сохранении высокого уровня эмоциональной невовлеченности — вот чему учит сновидение на данном этапе практики.

Добившись этого и убедившись в стабильности своего прогресса, мы приступаем к исследованию пространства сновидения. Сейчас оно представляет собой смесь из реальных сигналов, полученных от энергетических полей внешней Реальности, и образов, которые являются результатом имагинативной способности тоналя. Эти образы могут демонстрировать сновидцу множество содержаний его психики, уже готовых к осознанию и последующей трансформации.

Перед сновидящим стоит важная и, на мой взгляд, увлекательная задача — выследить эти образы, отделить их от сенсорных пучков, поступивших от внешнего поля, приложить к ним всю свою чувствительность и обнаружить «области уязвимости». То есть, области, где безупречность по той или иной причине «не работает». В процессе такого исследования мы можем узнать о себе неожиданные, удивительные вещи. Кроме психоэмоциональной уязвимости, можно обнаружить уязвимость соматическую — проблемы организма, которые мы успешно вытесняем наяву.

Безусловно, все это приносит пользу лишь в том случае, если сновидческое осознание научилось справляться с забытьем, сопровождающим пробуждение. Иначе практик не сможет внести необходимые изменения в свою психоэнергетическую работу. На момент пробуждения следует обратить особое внимание. О «правильном» пробуждении вы можете прочитать в моей книге «Пороги сновидения» (2005).

Четвертый этап («Свидетель») активизирует осознание в сновидении настолько, что мы начинаем переживать собственный сновидческий опыт как полноценный режим восприятия. Конечно, он имеет специфические особенности, качественно отличающие его от бодрствующего состояния восприятия. Но по ряду важнейших параметров сновидение определенно перестает быть набором ярких иллюзий, присущих классическому люцидному сну.

В частности, мы начинаем чувствовать с высокой степенью уверенности, какие феномены сновидения являются продуктом переработки внешних сигналов, какие феномены отражают наши собственные мысли, фантазии и эмоции. И самое главное, мы видим сложные феномены — те, что собраны из внешних сигналов и внутренней продукции тоналя. Надо заметить, что именно сложные феномены составляют основную часть ткани пространства сновидения. Сновидец начинает их замечать и разбираться, как они сделаны.

Одновременно сновидец фиксирует состояние собственного осознания. Он чувствует, как его осознание расширяется и сужается в процессе сновидения. Это позволяет уточнить объем ясно осознаваемого пространства. Те детали, что исчезают либо сильно изменяются после каждой пульсации осознания, относятся к разряду сенсорных «фантомов» или к полям, которые сновидец все еще не может контролировать. Постепенное расширение объема осознаваемого пространства — хороший критерий прогресса на пути эволюции осознания в сновидении.

Примерно в то же время максимально сокращается, а затем — полностью исчезает разрыв непрерывности осознания в момент перехода от бодрствования к сну. И начинается серьезная работа с телом сновидения, которое раньше проявляло себя лишь всплесками.

Пятый этап заключается в систематическом делании тела сновидения. Если наяву мы формируем энергетическое тело, обращая при этом специальное внимание на необычные его компоненты, на то, что отличает «второе тело» от шаблонного восприятия схемы тела, воспринимаемого первым вниманием, то в сновидении практик должен использовать противоположный метод — максимально точно моделировать физическое тело, к которому он привык наяву.

На шестом этапе область стабильного восприятия в мире сновидения должна быть достаточно широкой, а тело сновидения — плотной, подвижной и максимально осознанной формой. Здесь сновидящий вступает в энергетический обмен с объектами пространства сновидения. Осознанный метаболизм приобретает в сновидении такие масштабы, что его последствия заметны даже наяву.

Но не это является главным достижением. Для дальнейшей трансформации энергетического тела важнее то, что сновидящий с помощью усиленного осознания начинает использовать главные компоненты ЭТ, деланием которых он занимается во время бодрствования. Попытки управлять фронтальной пластиной и другими полями не наяву, а в сновидении вызывает масштабную перестройку психики и порождает второй кризис на Пути сновидения.

Этот кризис, насколько я могу судить по фрагментарному опыту, разрешается окончательно на девятом этапе психоэнергетической дисциплины, о чем еще будет коротко сказано в соответствующем пункте.

 

Этап 7. Отрешенность

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...