Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 10. Эмпатия лидеров и политиков




Глава 10. Эмпатия лидеров и политиков

Аксель Баго, студентка из Франции, жила в Бостоне и училась в Гарвардском институте государственного управления имени Джона Ф. Кеннеди. В 2015 году, когда в Париже и его окрестностях начались теракты и был атакован концертный зал Батаклан, погибло 129 ее соотечественников. Аксель была потрясена. В тот вечер она отправилась в Бостон-Коммон[43] – традиционное место встречи студентов и других жителей Бостона, надеясь услышать слова утешения и получить новую информацию от чиновника из французского правительства. Но в результате была ошеломлена тем, что после минуты молчания он покинул сцену, не произнеся ни слова. «Там была тысяча человек, все смотрели на него, а чиновник не признал нашу боль или не знал, как это сделать, и решил даже не пытаться, – вспоминала она. – Я считаю, что в такие времена лидеры должны говорить людям то, что они ожидают услышать, что-то, чтобы смягчить боль. Чиновник мог зачитать имена ста двадцати девяти погибших, мог прочесть стихотворение или процитировать кого-нибудь, но не сделал этого…»

«После того как он покинул сцену, мы чувствовали себя покинутыми и разочарованными. Мужчина слева от меня начал петь Марсельезу – наш национальный гимн. Это сработало – толпа запела, мы ощутили единство и поняли, какую силу представляем, когда собираемся вместе. Когда лидеры не находят слов поддержки, нас могут сплотить музыка и искусство».

Пока Баго рассказывала мне эту историю, я подумала, что у нее получилось точно определить, чего ждут от лидера во время кризиса: способности распознавать эмоции, проявлять эмпатию и возвращать людям уверенность. Когда случается трагедия или приходится терпеть лишения, эффективный лидер знает, как объединить пострадавших и сохранить надежду. Даже в хорошие времена лидер понимает, что его роль заключается не в ранге, авторитете, власти или привилегиях. Истинное лидерство – независимо от того, рулите вы страной, командуете армией или организацией, – полностью зависит от успеха и благополучия всей группы.

Нейронная субстанция эмпатического лидерства

Лидерство – это эмоции. Описывая великих лидеров, мы часто используем такие слова как «интеллект», «интуиция» и «опыт». Они прекрасно умеют настраиваться на эмоции других людей и профессионально управляют собственными. Главных исполнительных директоров и руководителей часто хвалят за упорство и решительные действия, политиков – за твердость, предпринимателей – за инновационные идеи и конкурентоспособность. Но эти качества являются лишь частью истории лидерства. С точки зрения нейробиологии, мы предрасположены отдавать предпочтение лидерам, которые прежде всего умеют выражать сочувствие и сострадание, что положительно сказывается на нашем физическом и душевном здоровье, а также на личных отношениях. Ричард Бояцис, профессор Школы менеджмента Уэдерхеда Университета Западного резервного района, подчеркивает, что «отсутствие эмпатии в организациях приводит к многочисленным катастрофам, включая потерю связи с сердцами и умами сотрудников, клиентов, поставщиков и сообщества в целом. Отсутствие эмпатии снижает активность сети пассивного режима работы мозга, ответственной за мысли о других людях, воспоминание о прошлом и размышления о будущем». Великие лидеры умеют профессионально настраиваться на чужие эмоции, используя общие нейронные цепочки. Разум лидера – быстрый решительный и творческий, помогает ему находить возможности для выполнения задуманного – это редкое сочетание качеств, таких людей очень мало.

Дэниел Гоулман описал, как эмпатия может изменить «химию» мозга самого лидера и его последователей, создав взаимосвязь между их мыслями и чувствами. Гоулман называет это явление «социальным интеллектом». Существенную роль в процессе играют нейротрансмиттеры: эндорфины, дофамин, серотонин и окситоцин. Они способствуют налаживанию социальных связей и вдохновляют нас доверять другим, проявлять открытость, идти на сотрудничество. Общие нейронные цепочки отражают мысли и эмоции лидера и побуждают людей воспроизводить их.

Социальная связь устанавливается благодаря уже знакомым нам типам нейронов – веретенообразным клеткам и осцилляторам. Веретенообразные клетки были впервые описаны анатомом Константином фон Экономо[44], иногда их называют «клетки Экономо». Эти сверхразмерные нейроны представляют собой своего рода эмпатическую автомагистраль: их длинные, тонкие «ветви» проникают в другие нейроны, ускоряя передачу мыслей и чувств в мозге. Веретенообразные нейроны находятся в передней поясной коре и островке головного мозга. Они есть только у людей, человекообразных обезьян и других «социальных» существ, таких как слоны, собаки, киты и дельфины. Эти нейроны активируются, когда мы испытываем социальные эмоции, включая эмпатию, любовь, доверие, вину, пытаемся успокоиться или пошутить. Как объясняет Гоулман, веретенообразные клетки активируют «систему социального руководства», которая помогает осуществлять «тонкие слияния» – за доли секунды создавать взаимопонимание и резонанс между лидерами и последователями.

Осцилляторы, расположенные в центральной нервной системе, отвечают за физическое движение при общении индивидов и групп. Вы можете наблюдать, как синхронизируется ритм между партнерами в фигурном катании, если они долго выступали вместе. На повседневном уровне такое наблюдается у супружеских пар после нескольких десятков лет совместной жизни. Согласно результатам научных исследований, если два музыканта играют в гармонии, происходит синхронизация работы правых полушарий мозга. При этом синхронизация превосходит по качеству связь между левым и правым полушарием каждого музыканта. Интересные исследования Дэвида Дестено[45], проведенные в Северо-Восточном университете[46], доказывают – если испытуемые начинают синхронно постукивать пальцами, они будут больше доверять и сострадать друг другу. Что касается лидерства – осцилляторы помогают установить буквально физическую связь не только в группах, но и между лидером и его последователями. Этим можно объяснить желание «следовать за лидером».

Большинство сотрудников слишком хорошо знают, как эмоциональный климат на работе зависит от настроения начальника и его умения применять основные компоненты эмпатии, о которых повествует эта книга: зрительный контакт, выражение лица, позы, интонации, аффект и физиологические реакции.

Эмоции лидера передаются всей организации как вирус. «Инфекция» поражает всех, кто находится рядом с руководителем, незаметно для них самих.

В этом процессе задействуется узкоспециализированная нейронная схема, которая, наряду с другими системами мозга и тела, создает «социально-осознанный, общий интеллект». Смесь «химии» и «биологии» вызывает мощное чувство вдумчивой и эмоциональной эмпатии, позволяющей хорошему лидеру понять, что думают его последователи. Лидеры-эмпаты создают эмоциональные связи с разными группами, командой и избирателями, формируют культуру доверия и сотрудничества. Они знают свои потребности и умеют правильно их удовлетворять, понимают и используют таланты других людей, признают их возможности при решении проблем и привлекают к совместному принятию решений.

Если лидеры руководят «в лоб», без особого энтузиазма, то выполняют задачу в краткосрочной перспективе, но редко достигают успеха в долгосрочной, вызывая у команды и персонала страх, беспокойство и враждебность. С точки зрения биохимии, тревога, страх и стресс вызывают скачки уровня гормонов, ответственных за реакцию «бей или беги», таких как кортизол и адреналин. Также задействуются гормоны, повышающие риск возникновения тревожных расстройств, депрессии, ожирения и сердечных заболеваний. Неэффективные руководители, не способные проявить эмпатию, могут нанести огромный психологический и даже физический вред своим подчиненным. Результаты исследований говорят о том, что авторитарные лидеры, которые орудуют кнутом, забыв про пряник, снижают производительность сотрудников, подавляют их креативность и ослабляют мотивацию.

На физиологическом уровне организм достигает равновесия или гомеостаза при помощи систем, которые координируют и поддерживают стабильность температуры, давления, частоты сердечных сокращений, дыхания и т. д. В работе двух частей вегетативной нервной системы необходим баланс, нельзя все время держать ногу только на одной педали – газа или тормоза. Симпатическая нервная система действует как «ускоритель» – она повышает частоту сердечных сокращений и дыхания, поднимает давление, обеспечивает приток крови к мышцам, влияет на мимику и тон голоса. Парасимпатическая нервная система действует как «тормоз» и замедляет вышеупомянутые процессы. Управляющие центры, или «ядра», этих механизмов расположены в среднем мозге, в области, называемой «мост».

Точно настроенная физиологическая система «газ-тормоз» помогает лидерам вести за собой людей. Великие лидеры могут волноваться, испытывать неудовлетворенность, страх, иногда они не знают, что делать. Тем не менее эти люди ведут себя спокойно и передают это чувство другим, они следят за тоном голоса и основными компонентами эмпатии даже в кризисной ситуации. Пилот Чесли «Салли» Салленбергер является знаковым примером самоконтроля. Салли, как вы, наверное, помните – герой «чуда на Гудзоне». Он смог благополучно приземлить аэробус US Airways на реке Гудзон, причем после того, как в самолет врезалась стая канадских гусей, что привело к потере мощности двигателей. Проявив поразительный героизм и хладнокровие, капитан Салленбергер спокойно объявил пассажирам и экипажу о приземлении на реку.

Очевидно, что тренированная парасимпатическая нервная система пилота спасла жизни людей. Он остался спокойным и сосредоточенным, ограничившись репликой – «невозможно», когда центр управления воздушным движением приказал ему повернуть влево, чтобы вернуть самолет на взлетно-посадочную полосу. Салленбергер не кричал, не ругался и не впадал в истерику. Его внимание к решению задачи и мастерство внушали доверие и успокаивали пассажиров. Он спас жизни всех 155 человек, находящихся на борту.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...