Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 13. Линейная организационная структура




Вопрос 7. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту, их особенности

 

Процессный подход

 

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Системный подход

Организация (фирма, предприятие) представляет собой открытую систему, которая состоит из подсистем: административной, экономической, финансовой, производственной, технической, технологической, закупочно-сбытовой, социальной, демографической и др. Эти подсистемы в процессе функционирования организации системно взаимодействуют между собой таким образом, что каждое изменение в одной из подсистем влечет за собой соответствующие изменения во всех других подсистемах и в системе-организации в целом. Иными словами, организация есть система систем.

 

Ситуационный подход

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, то и не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Вопрос 12. Общие принципы построения организационных структур

Принципы:

  1. Развитие демократических основ управления. Предполагает оптимальное соотношение централизации и децентрализации принятия решений, разделение стратегических и тактических задач в управлении, обеспечении единоначалия и персональной ответственности.
  2. Принцип системного подхода. Определяет формирование полной совокупности управленческих решений, реализующих все цели функционирования организации.
  3. Принцип управляемости. Предполагает фиксированное соотношение руководителя и числа подчиненных ему работников. Важно, чтобы такое соотношение было оптимальным, в противном случае снижается эффективность и оперативность управления.
  4. Принцип соответствия субъекта и объекта управления. Заключается в том, что структура организации должна формироваться прежде всего исходя из особенностей объекта управления, так как эффект управляющей системы может быть достигнут с учетом специфических особенностей объекта управления.
  5. Принцип адаптации. Выдвигает к построению организации требования гибкости, способности реагировать на изменяющиеся условия внутренней и внешней среды предприятия.
  6. Принцип специализации. Предусматривает обеспечение в организации технологическое разделение труда между структурными подразделениями.
  7. Принцип централизации. Предполагает при создании организации объединить управленческие процедуры с повторяющимся характером операций, однородностью приемов и характером их выполнения – это плановые, учетные и др.
  8. Принцип профессиональной регламентации. Обосновывает группировку функциональных звеньев на каждом уровне таким образом, чтобы каждое звено работало на достижение поставленной цели и несло полную ответственность за выполненную работу.
  9. Принцип правовой регламентации. Предполагает создание любого подразделения на правовой основе, с учетом представленных полномочий. Правовой аспект при формировании подразделений должен отражать условия и содержание функционирования данного подразделения, степень самостоятельности. Этот принцип при создании организации обязывает соблюдать все решения и постановления вышестоящих органов в управленческой деятельности.

Вопрос 13. Линейная организационная структура

Схема линейной структуры управления:

 

  Директор по производству |  
         
             
  Начальник цеха   Начальник цеха  
             
                     
Мастер участка 1   Мастер участка 2   Мастер участка 3   Мастер участка 4
                         

Линейная структура управления обеспечивает прямое воздействие на объект управления и предусматривает реализацию в полном объеме принцип единоначалия. Сам руководитель подчинен вышестоящему начальству. При этом аппарат специалистов по выполнению отдельных функций отсутствует. Такая структура организуется только на вертикальных связях, через которые проходят все команды управления.

Деятельность менеджеров в структурах управления линейного типа базируется на соблюдении следующих принципах:

- каждый подчиненный имеет только одного непосредственного начальника, от которого он получает распоряжения по всем функциям управления (какой принцип функции организации реализуется?)

- командная информация поступающая сверху вниз, и осведомительная информация – снизу вверх, должны передаваться по цепи управления без обхода промежуточных звеньев (цепной принцип),

- у каждого руководителя существует определенный предел числа починенных, которыми он может управлять непосредственно (принцип предельных границ контроля).

Количество уровней управления и число непосредственных подчиненных у каждого линейного руководителя в разных организациях зависит от общего числа работников управления и масштаба управляемости.

Схема (раздаточный материал)

Достоинства:

- единство и четкость распорядительства,

- не появляется противоречивых команд,

- обеспечивается быстрое принятие решений,

- согласованность действий исполнителей,

- полная ответственность руководителя за результаты деятельности своего звена

Недостатки:

- соблюдение принципа единоначалия подразумевает у каждого руководителя наличие специальных знаний по всем функциям управления и сферам деятельности его подчиненных (экономическим, организационным, техническим, социальным); что практически невозможно.

- отсутствие специалистов по реализации отельных функций управления;

- следование цепному принципу приводит к затягиванию процесса принятия, реализации и корректировки решения, отставанию воздействий от изменений, которые происходят в объекте управления. Организация с такой структурой управления становится негибкой, медленно реагирующей и плохо адаптирующейся к внешним и внутренним изменениям.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...