Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8.1. Теоретическая часть




«Я-позиция» — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. «Я-позиция» не просто продукт самосознания, но важный фактор, влияющий на поведение человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление деятельности индивида, его поведение в ситуациях выбора, контактах с людьми. Как уже было сказано, «Я-позиция» определяет не просто совокупность знаний человека о себе, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Выделяются три основные, составляющие «Я-позиции»: когнитивная (т. е. мысленный, осознанный образ), оценочная и поведенческая.

Первую, когнитивную составляющую «Я-позиции» называют еще самопониманием. Это — знания о себе. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными - независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, в результате которого формируется образ «Я», могут быть самыми разнообразными. Когда мы описываем самих себя, мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые ролевые (я — ученик, сын, пассажир и т. п. ), статусные (я — староста класса), психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в образ «Я» с различным удельным весом — одни представляются

индивиду более значимыми, другие — менее. Описательную составляющую «Я-позиции» часто называют «образом Я» или картиной «Я». Каждый из нас имеет довольно устойчивое представление о себе. Бывает, что какие-то комплименты нас совершенно не трогают. Почему? Вероятно, здесь играет роль и тот факт, что комплименты могут не совпадать с нашим «образом Я» и поэтому кажутся фальшивыми.

Вторая составляющая «Я-позиции» называется самооценкой и является оценочным отношением к себе. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. В основном в попытках охарактеризовать себяприсутствует сильный личностный, эмоциональный и оценочный момент. Дажетакие объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметьразное значение, обусловленное общей структурой их «Я-позиции». Свой рост, составляющий 170 см, одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. В зависимости от взгляда нате или иные характеристики «Я» выстраивается определенное поведение человека.

Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, вкотором присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Прежде всего важную роль в ее формировании играет сопоставление образа «реального Я» с образом «идеального Я», т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть.

Третья составляющая «Я-позиции» называется поведенческой. Отношение к себе сказывается на взаимоотношениях с людьми и определяет социальное поведение. Наши поступки часто обусловлены элементами нашей «Я-позиции», которые влияют на то, как мы воспринимаем, запоминаем и оцениваем людей и себя.

Поведенческая составляющая «Я-позиции» выражается в большей или меньшей способности к самоконтролю. Самоконтроль — это способность управлять своим поведением. Многие элементарные формы поведения и суждений прививаются человеку с детства и превращаются в так называемые социальные стереотипы и социальные навыки, выполняемые бессознательно, автоматически. Именно так формируется привычный образ мыслей, образ психического реагирования и стиль поведения.

Социальный фактор является первостепенным в формировании Я-позиции ребенка. Он предполагает необходимость учета условий социально-средового окружения. В первую очередь, это касается характеристики ближайшего социума которым выступает семья, образа жизни членов семьи, стиля поведения и отношения к ребенку-инвалиду. Не менее значимым моментом в социализации является анализ семейных отношений, так как именно в семейном контексте формируются основы личности ребенка. Взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут сформировать эффективную потребностно-мотивационную систему маленького человека, позитивный взгляд на мир и на самого себя. Те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием, могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефицитарности в общении. Наиболее вредным оказывается непредсказуемость родительских реакций, которая лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность.

В то время как чувствительные, эмоционально понимающие и сопереживающие детям родители, адекватно и своевременно реагирующие на все потребности ребенка, формируют в нем уверенность в том, что он может контролировать свои действия, себя, других и достигать своих целей. Если же в родительских отношениях преобладает эмоциональное отвержение, игнорирование потребностей ребенка из-за погруженности в собственные дела и переживания, а тем более, если это больной ребенок, у него может возникнуть чувство опасности, непредсказуемости среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Отношение к больному ребенку – одна из важнейших характеристик семьи, определяющая ее внутренние ресурсы в процессе социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...