Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы курсовых работ по теории культуры




Идея гуманизма в творчестве деятелей эпохи Возрождения и ее значение для философии культуры.

«Энциклопедия» Дидро и Д' Аламбера — главный культурный памятник эпохи Просвещения.

Критика культуры и цивилизации в работах Ж.-Ж. Руссо.

И.Г. Гердер как историк культуры.

Критическая философия Канта как философия культуры.

Просвещение в трактовке Канта.

Полемика Канта с Руссо относительно цели и назначения культуры.

Учение Канта о моральной ценности культуры.

Шиллер о задачах культуры в деле примирения природы и свободы.

 

История культуры в трактовке немецких романтиков.

Понятие «иронии» в философии культуры Ф. Шлегеля.

Классицизм и романтизм о соотношении авторского замыс­ла и его художественного воплощения (сравнительный анализ).

Ф. Шеллинг о соотношении бессознательного и сознатель­ного в развитии природы и культуры.

Гегель о культуре как процессе «образования индивида».

Общественный труд как «субстанция» культуры (понимание культуры основоположниками марксизма).

 

Маркс о судьбе духовного производства в капиталистиче­ском обществе.

Маркс о «свободном времени» как времени развития чело­веческой индивидуальности.

Методология наук о культуре в представлении неокантиан­цев Баденской школы (Г. Риккерт).

Э. Кассирер о символической природе культуры.


Оценка Ницше античного культурного наследия.

Ницше как критик христианской морали.

Разработка проблем герменевтики в трудах Ф. Шлейермахера и В. Дильтея.

Г. Зиммель о «конфликте современной культуры».

Судьба европейской («фаустовской») культуры в интерпре­тации О. Шпенглера («Закат Европы»).

Ортега-и-Гассет о судьбе искусства и культуры в эпоху мас­сового общества.

Психоанализ как метод истолкования религии и искусства.

Концепция «нового гуманизма» Э. Фромма.

28. Оценка Просвещения в книге Хоркхаймера и Адорно
«Диалектика Просвещения».

Концепция «коммуникативного разума» и ее культурфило-софский смысл в работах Ю. Хабермаса.

Х.-Г. Гадамер о роли «предрассудков» (традиции) в развитии культуры.

31. Диалог культур как принцип «творческой герменевти­
ки».(М. Бахтин).

Проблема «осевого времени» в философии К. Ясперса.

Теория «социально-культурной динамики» Питирима Соро­кина.

Концепция «культурно-исторических типов Н.Я. Данилев­ского.

Игровая теория культуры Й. Хейзинги.

Проблема «смерти автора» в стуктурализме (Р. Барт).

Понятие «эпистемы» и «дискурсивных практик» в работах М. Фуко.

38. Метод деконстукции в философии постмодернизма
(Ж. Деррида).

39.«Русская идея» в понимании Вл. Соловьева.

Г.П. Федотов о «трагедии интеллигенции».

Оценка интеллигенции в сборнике «Вехи».

Своеобразие русской национальной культуры в изображе­нии Ф.М. Достоевского.

А. Блок о культурном противостоянии России и Европы.

А. Белый как теоретик культурного символизма.

Оценка Н. Бердяевым культурной роли русского западниче­ства и славянофильства.

46.«Свобода» и «творчество» в философии Н. Бердяева. 47. В.Ф. Эрн о двух принципах изучения культуры.


 

 

Темы курсовых работ по теории культуры

48. Концепция карнавальной культуры в работах М. Бахтина.

49. Понятие культуры в трудах русской школы семиотиков
(Лотман, Топоров, Успенский и др.).

Д. Лихачев как историк и теоретик русской культуры.

Оценка марксистского наследия в области теории культуры советскими философами (М. Лившиц, Э. Ильенков, Г. Батищев, Н.С. Злобин и др.).

Обоснование предмета культурологии в работах Э.С. Маркаряиа.

53. Системный подход в изучении культуры (по рабо­
там М.С. Кагана).

54. Философское обоснование культуры в работах М.Б. Туровского
и В.В. Сильверстова.

55. Наука и культура в интерпретации М.К. Мамардашвили.
56.«Наука о культуре» в трактовке Лесли Уайта.

Решение проблемы культуры в работах неофрейдистов.

Вклад Г. Маркузе в разработку теории культуры.

Историческое значение работы И. Тэна «Философия искусства».

Я. Бурхард как один из основоположников теории культуры.

Проблема культуры в понимающей социологии М. Вебера.

62. Решение проблемы культуры в «философии знания» (на
примере анализа работ К. Манхейма «Диагноз нашего времени»).

63. Г. Зиммель как культуролог.

64. П. Тиллих и его работа «Историзм и его проблемы» как
вклад в теорию культуры.

Решение проблем динамики культуры в работах А. Тойнби.

Понимание специфики и исторических особенностей разви­тия русской культуры в трудах славянофилов XIX века.

 

Осмысление проблем культуры в работах западнического направления русской социально-философской мысли.

Современные отечественные мыслители о судьбах русской культуры.

Кризис культуры как топика западного интеллигентского сознания XX века.

Проблема универсалий культуры и ее решение в современ­ной культурологической литературе.

Проблема символа и ее осмысление в работах отечественных и зарубежных авторов.

Миф как феномен культуры.

Культурная революция как проблема теоретической культу­рологии.

Феномен контркультуры.


514 Теория культуры

75. Массовая культура как особый социокультурный феномен.

76. Природа и характерные черты элитарной культуры.

Народная культура и ее историческая судьба.

Духовность как проблема теории культуры.

Интеллигенция как субъект культуры и исторического дей­ствия.

Диалог культур как теоретическая проблема.

Преемственность культур как проблема теоретической куль­турологии.

Экранная культура: природа, условия возникновения, исто­рические перспективы.

Осмысление судеб русской культуры в рамках европейской парадигмы.

Модернизационные процессы в России и проблема сохране­ния культурной идентичности.

Роль средств массовой информации в сохранении и преум­ножении культурного наследия.

Теоретические основы анализа современной социокультур­ной ситуации.

Культурная экспансия как реальность и меры ее противо­действию.

Культура и национальные образы мира (критический анализ книги Г. Гачева «Космо-Психо-Логос»).

Культура как творчество.

Структура культуры.

Функции культуры.

Типология культуры.

Культура и власть: проблемы взаимодействия.

 

Культура социалистической цивилизации как особый со­циокультурный феномен.

Представление о культуре и путях ее развития в концепции ноосферы В.И. Вернадского.

Понимание культуры и ее роли в трудах В.В. Розанова.

Театр как базовый элемент европейской культуры.

Кинематограф и его роль в формировании культуры постин­дустриального общества.

Концепция карнавальной культуры в работах М. Бахтина.

100. Л.Н. Гумилев как один из ярких представителей неоевра­
зийского направления русской общественно-политической мысли
конца XX века.


 

Приложение 2 Тематика рефератов

Античность как тип культуры.

Цицерон и его время.

Категории средневековой культуры.

Ментальность средневекового человека.

Просвещение как культурно-историческая эпоха.

Руссо как идеолог Великой Французской буржуазной революции.

Руссо и европейская исповедальная традиция.

Идейные истоки культурологических воззрений Гердера.

Гердер и Кант: идейное противостояние.

Гердер и русская философская и общественно-политическая мысль.

Идейный контекст возникновения марксизма.

Гуманистический потенциал марксизма.

Культуротворчество как путь преодоления отчуждения человека.

Культурно-историческое значение общественного разделения труда.

Жизнь и судьба Зигмунда Фрейда.

Истоки неофрейдизма.

Юнг как «социальный критик».

Маркузе как идеолог «нового левого движения».

«Гуманистический психоанализ» и программа социального пе­реустройства общества Эриха Фромма.

Психоанализ и «массовое искусство».

Социальные и гносеологические предпосылки возникновения психоанализа.

Зигмунд Фрейд и его ученики. Развитие идей классического психоанализа в работах Г. Рохейма и О. Ранка.

Идейный спор 3. Фрейда и К. Юнга и его значение для разви­тия культурологической науки.

Отражение концептуальных установок психоанализа в совре­менном искусстве.

Жизнь Зигмунда Фрейда как трагедия ученого.


516 Теория культуры

Критика основных постулатов классического психоанализа в работах неофрейдистов (К. Хорни, Г. Адлера, Э. Фромма).

Идейный контекст появления книги О. Шпенглера «Закат Европы».

Ницше и Шпенглер: перекличка идей.

«Закат Европы» как выразительный документ осмысления со­временной эпохи.

Идея «конца истории» у О. Шпенглера и Ф. Фукуямы.

Трактовка кризиса культуры в работах О. Шпенглера.

Шпенглер и Данилевский: сходство и различие подходов.

Провиденциализм О. Шпенглера.

Идейный контекст появления книги «Протестантская этика и дух капитализма».

Макс Вебер как оппонент Карла Маркса.

Исследование типов рациональности в работах Макса Вебера.

Античная и средневековая демократия: специфические черты.

Город как феномен культуры.

Религиозная этика и ее роль в формировании личности человека.

Специфика гуманитарного познания (по М. Веберу).

Наука и ее место в системе культуры (по М. Веберу).

Политика как культурно-творческая деятельность (по М. Веберу) XX век как эпоха культурологии.

Социальные и гносеологические предпосылки смены лидера в гуманитарных науках в XX веке.

«Философия жизни» как отражение кризиса европейского ра­ционализма.

Жизнь и судьба Фридриха Ницше.

Ницше как критик европейской культуры.

Проблема культурного прогресса в работах Фридриха Ницше.

Ницше и идеология национал-социализма: правда и вымысел.

Русское ницшианство.

Шопенгауэр и Ницше: старая и новая метафизика.

Ницше как гуманист.

Понятие культурно-исторического типа у Н. Данилевского (истоки и характер обоснования).

Эстетика культуры К.Н. Леонтьева (концепт культурного свое­образия у К. Леонтьева).

Концепция эволюционной монадологии Н.В. Бугаева и ее куль­турологические преломления (П. Флоренский, А. Белый).

Культурология B.C. Соловьева (идея «цельного знания» и «всеединства» в теоретико-культурном отношении).

Спор о культуре Вяч. Иванова и М. Гершензона («Переписка из двух углов»). Теоретико-культурологический аспект.


Тематика рефератов 517

Теоретико-культурологические идеи Л.П. Карсавина. Концеп­ция культурной (статической) истории.

Теоретико-культурологические идеи русского евразийства (Н.С. Трубецкой, П. Савицкий, Л. Карсавин).

«Средневековье» и «Возрождение» как культурные типы в рус­ской культурологической мысли начала XX века.

Анализ пространственности искусства в русской культурологии 1920-х гг. (Флоренский, Габричевский, Тарабукин).

Теоретико-культурные подходы в русской семиотике 1920-30-х гг. (О. Фрейденберг и др.).

Понятие культуры в теоретико-культурологическом наследии М.М. Бахтина.

Философия культуры Я.Э. Голосовкера (культура как «имагина-тивный абсолют»).

Теоретико-культурологические идеи школы «диалога культур» (B.C. Библер).

Циклическая концепция этногенеза Л.Н. Гумилева. Анализ ос­новных теоретических концептов.

Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. Основные теоретико-культурологические идеи.

Семиотическое направление в отечественной теоретико-культурологической мысли (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, и др.)

«Аполлоническое» и «дионисийское» в культурологической мысли начала XX в. и современной культурной антропологии.

Философия символических форм Э, Кассирера (теоретико-культурологический аспект).

«Коллективные представления» Э. Дюркгейма и «коллективное бессознательное» у К.Г. Юнга.

Социальная организация как модель формирования первобыт­ных представлений в социальной культурологии М. Мосса и Э. Дюркгейма.

Проблемы первобытной цветовой классификации в культуран-тропологии В. Тернера. Спор с Э. Дюркгеймом.

Принцип партиципации и особенности первобытного мышле­ния в концепции Л. Леви-Брюля.

Макроисторические процессы социокультурных циклов в теоре­тико-культурологической модели П. Сорокина.

Понятие «языкового мировидения» (В. Гумбольдт) и принцип лингвистической относительности (Сепира-Уорфа)-

Ключевые слова культуры. Концептуальные основы психологии культуры в трактовке А. Вежбицкой.


Оглавление

Предисловие 3

Введение 6

Глава 1. Возникновение идеи культуры в философской

и исторической мысли Античности 21

Рождение представления о «мире человека» 21

Римские мыслители о культуре 28

Глава 2. Представления о культуре во времена европейского Средневековья 46

Глава 3. Понимание культуры в трудах мыслителей

европейского Возрождения 58

Петрарка и его вклад в осмысление феномена культуры 65

Культурологические идеи в трудах М. Монтеня

• и его современников 72

Глава 4. Культурологическая проблематика в трудах

представителей европейской общественной мысли
Нового времени 86

Трактовка культуры в трудах Ф. Бэкона 89

Т. Гоббс о культуре и государстве 96

Культорологические воззрения Дж. Локка 106

Дж. Вико как один из основоположников

теории культуры 114

Глава 5. Культурологические воззрения представителей

европейского Просвещения 124

Осмысление проблемы культуры в работах Ж.-Ж. Руссо 125

Понимание цивилизации и культуры в трудах

В.Р. де Мирабо 132

5.3. И.Г. Гердер и его теория культуры 134

Глава 6. Разработка проблем культуры в трудах европейских мыслителей конца XVIII —

первой половины XIX вв. 149

Культурологические идеи в трудах И. Канта 153

Представления о культуре в трансцендентальном идеализме Шеллинга 162

Гегель о сущности, структуре и истории культуры 173


6.4. Вклад представителей романтизма в развитие

культурологической теории 189

Глава 7. Представления о культуре в трудах западных

мыслителей второй половины XIX в. 199

226 255

Понимание культуры в классическом марксизме 200

Понимание культуры в трудах неокантианцев 213

Трактовки культуры в классическом психоанализе и в аналитической психологии

Осмысление проблемы культуры представителями антропологической науки

Глава 8. Исследование проблемы культуры в западной

общественной мысли XX в. 270

8.1. Понимание культуры в «философии жизни» 272

8.2. Трактовка культуры в «понимающей социологии» 322

8.3. Понимание культуры в «социологии знания» 336

8.4. Идея культуры в неофрейдизме 346

8.5. Теория культуры А.Д. Тойнби _ 355

8.6. Понимание культуры в трудах И. Хейзинги 375

8.7. Представления А. Швейцера о культуре и ее судьбе 386

Глава 9. Теоретические проблемы культурологии в трудах отечественных мыслителей

конца XIX — начала XX вв. 409

9.1. Понимание культуры в работах А.С. Хомякова 413

9.2. Культурологическая концепция Н.Я. Данилевского 417

9.3. Культурологические воззрения К.Н. Леонтьева 426

9.4. Концепция культуры Н.А. Бердяева 439

9.5. Понимание культуры в работах И.А. Ильина 455

9.6. Теория культурных суперсистем П.А. Сорокина 463

Глава 10. Теоретические основы современной

культурологии в трудах отечественных ученых

советского и постсоветского периодов 485

Приложение 1. Темы курсовых работ по теории культуры 511

Приложение 2. Тематика рефератов 515

 


В оформлении книги использовано:

К.Ф. Шинкель. Царица ночи

Эскиз к опере Моцарта «Волшебная флейта» (1815 г. Берлин, Университетская библиотека)

Учебное пособие

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...