Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е. Ю. Казакова–апкаримова. Частные и общественные инициативы. В. Н. Паршина. Роль образования в частной жизни провинциалки в начале XX века (на примере пензенской губернии)




Е. Ю. Казакова–Апкаримова

Екатеринбург, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН

РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДАХ УРАЛА И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ В.:

ЧАСТНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

Во второй половине ХIХ – начале ХХ в. наблюдалось широкое общественное движение за предоставление женщинам права получения среднего и высшего образования. На волне общественного подъема 60–х гг. ХIХ в. и последующего издания «Положения о женских училищах» (1860 г. ), замененного «Положением о женских гимназиях и прогимназиях» (в 1870 г. ) в городах Урала и Западной Сибири стали возникать женские учебные заведения.

Примеры из истории Екатеринбурга свидетельствуют о значении частных и общественных инициатив в развитии женского образования в целом и открытии средних женских учебных заведений, в частности. Об этом свидетельствуют факты щедрых пожертвований на их благоустройство и помощь со стороны городского общественного самоуправления.

Исследователи Западной Сибири отмечают, что женщины принимали энергичное участие в создании школ (особенно девичьих). В форме женской благотворительности во второй половине XIX в. и на Урале, и в Сибири значительные средства стали вкладываться в развитие женского образования. В Западной Сибири наиболее активную роль в этом процессе сыграли жены и взрослые дочери чиновников, женщины из купечества, мещанства и духовенства.

Таким образом, женские учебные заведения на Урале и в Сибири пользовались поддержкой со стороны представителей городской элиты. В культурно–просветительской деятельности лидировали женщины высшего общества, женщины разночинной интеллигенции, по мере развития среднего женского образования в нее втягивались женщины среднего звена.

Так, в Перми успешно развивалась общественная благотворительность, направленная на поддержку «недостаточных учениц гимназии».

Благотворительные общества при женских учебных заведениях действовали и в Западной Сибири, например, Общество вспомоществования нуждающимся ученицам Тюменской женской прогимназии. Поскольку большинство учащихся составляли дети мещанских семей, возникали трудности с оплатой за учение. Для поиска средств начальница прогимназии организовывала концерты, спектакли. По ее же инициативе в конце 1899 г. было учреждено общество вспомоществования нуждающимся ученицам Тюменской женской прогимназии.

Государственная власть отмечала знаками отличая самоотверженный труд и успехи женщин на ниве просвещения. Подобные факты освещались в хронике общественной жизни городов.

Таким образом, развитие женского образования в городах Урала и Западной Сибири во второй половине ХIХ – начале ХХ в. было обусловлено частными и общественными инициативами горожан. Женщины передовых взглядов проявляли инициативу создания женских учебных заведений и активно участвовали в общественной жизни городов. Приметной чертой рассматриваемого времени являлась женская благотворительность на ниве просвещения и образования. Рост грамотности и образованности женщин, их участие в добровольных общественных организациях меняли их социальный статус, заметно эволюционировало их мировоззрение в целом.

В. Н. Паршина

Пенза, Пензенский государственный педагогический университет

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ПРОВИНЦИАЛКИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ)

В начале XX века патриархальной модели, определяющей место женщины дома, противостоит модель самореализации личности путем получения образования и занятия общественно полезным трудом и проявлением общественной активной позиции. Это сказывается на увеличении числа женских учебных заведений. Развитие женского образования идет более интенсивно, чем в предыдущие десятилетия. Если к 1905 году в Пензенской губернии насчитывалось 2 женские гимназии и 1 прогимназия, к 1915 году женских гимназий стало 11, начальных женских училищ только в городе Пензе – 14.

К 1914 году 60, 2% учителей в земских школах Пензенской губернии составляли учительницы, выпускницы епархиального училища, женских гимназий и прогимназий, начальных женских городских училищ, в 1889 году этот показатель составлял лишь 23%[612]. В целом по России число учительниц начальных народных училищ к 1911 году составляло 53, 8% от общего количества народных учителей[613]. Многие выпускницы гимназий своей активной деятельностью вносили значительный вклад в формирование культуры провинции.

В начале XX века вопрос о женском профессиональном образовании получил общественное признание. В 1900 г. при отделении Ученого комитета по техническому профессиональному образованию Министерства народного просвещения создан специальный отдел по руководству 129 женскими профессиональными учебными заведениями (в них насчитывалось 9920 учащихся).

В начале XX века в Пензенской губернии из 20 профессиональных учебных заведений 6 были женскими, примерно такое же положение было во всех Средневолжских губерниях. Почти все заведения принадлежали к низшему типу учебных заведений и содержались за счет городского земства и частных пожертвований.

Одним из крупных учебных заведений данного типа в г. Пензе была ремесленная школа Л. А. Татищевой. В ремесленную школу могли поступать девочки всех сословий не моложе 12 лет. После завершения курса обучения воспитанницы могли работать закройщицами, учительницами рукоделия, белошвейками и вышивальщицами.

Провинциальная печать того времени писала, что девочек к образованию привлекает практическая направленность учения: «За отсутствием практических школ по женскому образованию в селах и деревнях учиться негде. Откройте училища с рукодельными курсами, и школы привлекут симпатию народа, и недостатка в ученицах не будет»[614]. Автор данного высказывания был прав лишь отчасти: рукоделие преподавалось в народных школах. Но число таких учебных заведений было не велико.

Нет оснований сомневаться в том, что создание ремесленных отделений и классов при общеобразовательных и низших школах и училищах имело положительное значение, поскольку способствовало приобщению девочек несостоятельных городских сословий и крестьян к различным ремеслам. Это давало им возможность в дальнейшем трудоустроиться и обеспечить свой доход. Но, с другой стороны, подобное направление таило в себе опасность падения и без того крайне низкого уровня общего образования, получаемого в народной школе.

Медицинское направление профессиональной подготовки было представлено в регионе фельдшерской школой и земской повивальной школой 2–го разряда[615]. Ежегодно земская повивальная школа готовила от 20 до 30 выпускниц. Средний возраст поступающих учениц в данные заведения в России составлял 16—21 год, и пензенская школа не была исключением. Поздний срок поступления объяснялся тем, что в учебные заведения поступали в основном замужние женщины или вдовы.

Политическому воспитанию женщины, по мнению Н. П. Ефремовой способствовала борьба за высшее образование[616]. Мы бы уточнили, получение образования различного уровня способствовало политической активности женщин. В архивных фондах имеются документы об активной деятельности сельских учительниц среди местного населения. Так, в 1908 году в местном департаменте полиции было заведено дело о высылке из Пензенской губернии учительницы Богородского училища Мокшанского уезда Большаковой Варвары Матвеевны за противоправительственную агитацию среди крестьян и своих учеников[617].

Таким образом, благодаря модернизационными процессам, в начале XX века в России происходит изменение стереотипного взгляда на образование девочек, оно перестает рассматриваться только в связи с обязанностями жен и матерей, в большей степени оно связывается с нуждами женщин как индивидов. Хотя дискуссии о наиболее подходящей сфере для женщин в общественной жизни продолжаются.

Под влиянием быстро растущей потребности общества в дешевых интеллигентных работниках, которую не могло удовлетворить занятое в этой сфере число мужчин, обладающих соответствующими знаниями и находящих вполне достаточным существующий в той или иной профессии размер заработка, разные интеллигентные профессии – сначала наименее оплачиваемые, – делались доступными и женщинам средних классов. Активная деятельность общественности способствовала развитию начального и среднего образования, что позволило девушкам занять определенное место в профессиональной структуре общества.

Труд выпускниц женских гимназий и прогимназий, епархиального училища на ниве просвещения внес свой вклад в формирование культурного пространства провинции, ликвидации неграмотности среди населения. Образованные барышни выступали в качестве мощного фактора социокультурной трансформации общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...