Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е. С. Колесова. «что должна знать каждая девушка»: предписания для женщин конца 1940–х – начала 1960–х годов в США




Е. С. Колесова

Ярославль, Ярославский ГПУ им. К. Д. Ушинского

«ЧТО ДОЛЖНА ЗНАТЬ КАЖДАЯ ДЕВУШКА»: ПРЕДПИСАНИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН КОНЦА 1940–х – НАЧАЛА 1960–х ГОДОВ В США

Важным для изучения сексуальности является использование предписывающих источников знаний о сексуальности, потому что именно в них находят отражение общественные нормы. К комплексу поучительной литературы относится широкий спектр источников: книги, буклеты и брошюры по сексуальному образованию, а также периодическая печать. В данной работе были использованы материалы, целью которых являлось сексуальное образование для девушек–подростков и их родителей.

С 1948 года в печати начинается бурное обсуждение сексуального образования, доказывается его необходимость как средства борьбы с «сексуальными проступками». Его главной задачей должно стать развитие эмоционально здорового отношения к сексуальности, которое даст возможность ученику в дальнейшем создать успешные и гармоничные семейные отношения. В то же время требовалось избежать ситуации, когда подросток получал слишком много информации. Больше всего осуждался упор в преподавании исключительно на биологию и физиологию, утверждалось, что необходимо изучать только основы, пропуская физиологические подробности. Еще одной темой было изучение отклонений от нормы в сексуальном поведении. Эксперты пришли к выводу, что необходимо «ограничить изучение перверсий только краткой лекцией о гомосексуальности»[146]. Одной из причин неправильного сексуального поведения называлось получение информации из неправильных источников – бесед с друзьями, дешевой литературы, рекламы и т. д. В противовес этому подчеркивалось важность осведомленности о «фактах жизни».

В первой половине 50–х годов выходит очень большое количество различных книг, брошюр, статей. Самыми обсуждаемыми темами в них стали поведение на свиданиях и целомудренность. В обсуждении сексуальности начинает появляться врачебный дискурс, так как авторами статей чаще всего были врачи–психиатры или семейные психологи. Для этого периода характерна и особая стилистика текста, которая определяет способ воздействия на читателя, а также выбранная автором стратегия убеждения. Самым предпочитаемым был «доверительный разговор с читателем», в ходе которого автор статьи представляется как доброжелательный старший друг. Еще одним способом был «спор с предполагаемым оппонентом», в роли которого обычно выступала девушка, которая придумывала себе оправдания. Характерной чертой этих текстов является включение нравоучительных историй: они в изобилии содержат рассказы о несчастных судьбах девушек, которые не знали того, что требуется знать девушке, или знали и умышленно вели себя неправильно[147]. Для описания нормальной или правильной сексуальности часто использовалось слово «ответственность». Именно на женщину возлагается обязанность быть в ответе за каждый свой поступок, вся жизнь девочки и девушки – это постоянная ответственность за будущих детей[148]. Идея рациональной заботы о будущем ребенка связана с представлениями о замужестве как единственной цели всех отношений для девушки. Отсюда следуют такие запреты, как отношения с человеком другой веры из–за возможных разногласий при воспитании будущего ребенка[149].

Причин для объяснения, почему именно девушки должны нести такую ответственность, – множество. Самой распространенной является упоминание об особом инстинкте: «У каждой девушки есть такое укоренившееся понимание запретного, которое отсутствует у любого юноши. Этот инстинкт произошел из–за того, что именно женщина вынашивает ребенка»[150].

Такая разница мужской и женской сексуальности настолько велика, что они находятся в конфликте, и традиционный брак является единственной возможностью гармоничного сосуществования. Именно для девушек брак является главной жизненной целью[151]. В статье «Как стать женщиной» журнал «Севентин» рассказывает молодой женщине, что она является «партнером мужчины… не его соперницей, врагом или игрушкой. Ваше партнерство в большинстве случаев выражается в деторождении, и вы совместно с мужчиной создадите убежище, домашний очаг, способ жизни для себя и детей»[152]. Главной помехой ожидаемому будущему виделся добрачный секс.

Сексуальные отношения для незамужней девушки описывались как чрезвычайно опасные и нежелательные, как переход границы, нарушение закона, преступление, характерное для всей нации[153]. Но в тоже время подчеркивалось, что к сексу не стоит относиться негативно, так как при правильном использовании своего сексуального потенциала секс может стать источником счастья и удовлетворения[154].

В качестве еще одной причины называется опасность беременности. Внебрачная беременность означает не только финансовые и социальные трудности, как, например, сложности с окончанием школы, но и моральную несостоятельность. Мнение психиатра Маринии Фарнхэм, соавтора книги «Современная женщина – потерянный пол»: «Незамужняя мать уже не удалась как женщина. Во–первых, потому что она вступила в сексуальные отношения с кем–то, кого она не знала; потому что она была в отношениях с мужчиной без получения гарантий, что он будет отцом для возможного ребенка. В–третьих, потому что, как правило, она не получила никакого удовлетворения, чувственного или какого–либо другого от ее сексуальной сделки». Розалинд Печески описывает отношение к абортам в этот период следующим образом: «Во времена моей молодости в Тулсе, штат Оклахома, в конце 50–х – начале 60–х годов аборт, конечно же, был позором, но он не имел ничего общего с вредом, наносимым зародышу. Мое поколение женщин из среднего класса представления не имели об эмбрионе. Так же, как «внебрачное» материнство и страх беременности, аборт обозначал стыд, ибо подразумевал секс до брака»[155]. И беременность, и аборт здесь рассматрены как символы несостоятельности женщины.

Девиации в сексуальном поведении должны были привести к другим отклонениям, таким как алкоголизм, проституция и другие социальные болезни[156]. Свидание описывалась как ситуация, которая содержит в себе множество опасностей, и поэтому девушкам предписывалось быть постоянно настороженными. Читать книги, слушать совета старших оказывается важным для того, чтобы свидание не было «антагонистичным», «битвой, которую никто не может выиграть», «ночным кошмаром»[157].

В США 1950–х гг. тревогу вызывала девичья сексуальность вообще. Основными экспертами в этой области были врачи, которые описывали сексуальность на основе морально–этических категорий «целомудренности», «ответственности», связывая эти термины с процессом деторождения. Конструирование сексуальности молодой девушки включало предупреждение об опасности, четкую регламентацию поведения, метафоричность при описании, а также постоянное обсуждение последствий и невыгодности для девушки любых отношений, не ведущих к замужеству.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...