Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ф. Бомануар «кутюмы Бовези»




Слово «кутюмы» буквально переводится как «обычаи». Запись обычного права (кутюмов) нача­лась во Франции в XIII столетии, когда в стране (помимо юга, где господствовало писаное право) насчитывалось 60 больших и 300 малых кутюмов. Предлагаемый источник—«Кутюмы Бовези» —представляет собой запись обычного пра­ва северо-восточной части Франции, сделанную в 1282 году одним из крупнейших французских юристов —Фи­липпом Бомануаром (1247—1295).

Бомануар жил в годы правления Людовика IX (1226—1276). Это было время больших реформ и значительных успехов в деле объединения французских земель. Дед Людовика IX—Филипп II наряду с присоединением к королевскому домену (собственным владениям короля) Нормандии, Мэна, Тюрени, части Пуату, Пикардии и Лангедока провел важнейшую админи­стративную реформу. По этой реформе все королевские владения были раз­делены на равные административные округа — бальяжи (на юге—сенешальства). Во главе округов были постав­лены королевские чиновники—бальи—с очень значитель­ными и разнообразными функциями в области суда, сбора налогов и созыва ополчения. Назначали их обычно на три года из людей, близких ко двору и никак не связанных с местной провинциальной знатью. Таких бальяжей при Филиппе II было 20. Людовик IX продолжал программу Филиппа II и, зна­чительно округлив свой домен, еще более укрепил коро­левскую власть.

Увеличение и укрепление королевского домена и цент­рализация королевской власти сопровождались серьезны­ми иэменениями в организации суда. Проведенная Людовиком IX судебная реформа объяв­ляла королевский суд высшим апелляционным органом для всего королевства, в который могли жаловаться на решения всех низших феодальных судов, не исключая и тех, которые находились на территории вассаль­ных владений. Ряд судебных дел—поджог, похищение женщин, изготовление фальшивой монеты и другие подле­жали исключительно юрисдикции королевского суда.

Успехи в деле централизации государства и консолида­ции всех сил внутри него требовали оформления норм обычного права и введения общегосударственных право­вых норм. Это мероприятие и было предпринято при Лю­довике IX, причем первую плодотворную попытку записи обычного права Франции сделал Филипп де Бомануар, дворянин, который много лет служил на должностях бальи и сенешала в различных районах страны.

Основным произведениям Бомануара, прославившим его и обеспечившим ему имя «Светоча своего времени» (так назвал его Монтескье), являются «Кутюмы Бовези». Дата их написания— 1283 год—чисто условна, так же, как и само название источника, далеко не исчерпывающее его содержание. Сам автор в предисловии признается, что часть книга основана на «правовых нормах, общих для кутюмов всей Франции», и можно смело считать, что «Кутюмы Бовези» являются не только записью и объяснением местных обычаев (что уже само по себе представляло бы не­сомненный интерес), но и первым в истории Франции серьезным опытом правотворчества, дающим нам пред­ставление о нравах и обычаях страны, а также о полити­ческих идеях, зародившихся в этот период.

 

Г л a в a I. О ДОЛЖНОСТИ БАЛЬИ [21][1]

§ 12. По нашему мнению, человек, желающий быть справедливым и честным бальи, должен обладать десятью добродетелями, из которых одна является главной и госпожей над всеми другими, и без нее не могут существовать другие добродетели правителей. И эта добродетель назы­вается мудростью, что означает быть мудрыми. Поэтому скажем прямо, что тот, кто хочет стать бальи и вершить правосудие, должен быть мудрым, иначе он не справится с обязанностями бальи.

§ 13. Вторая добродетель, которую должен иметь бальи - это то, что он должен сильно любить бога - наше­го отца и спасителя, а также из любви к богу - святую цер­ковь. И речь идет не о любви, которую некоторые слуги питают к своим сеньорам, любви, основанной на страхе и боязни, а о подлинной любви, той, которой сын должен любить отца...

§ 14. Третья добродетель, которой должен обладать бальи,—это спокойствие и доброта; ему должны быть чужды свирепость и жестокость. Но он не должен быть добр ни к изменникам, ни к жестоким, ни к совершаю­щим преступления, потому что к такого рода людям он должен показать себя строгим и даже суровым, чтобы положить конец их злодеяниям. Ведь так же, как врач позволит болезни из жалости к ней свалить больного, которого он должен лечить, добрый к злоумышленникам бальи подвергает угрозе смерти людей, жаждущих жить в покое. И нет большего блага для бальи, как выкорчевать зло при помощи скорого суда. Итак, когда мы говорим, что бальи должен быть добр, это значит, что он должен быть добр к тем, кто желает блага, и к простому народу, а также в тех случаях, которые произошли больше по не­счастью, чем по злому умыслу...

§ 15. Четвертая добродетель, которой должен обладать бальи,—это терпение и умение внимательно выслу­шать, способность не выходить из себя ни в каком случае, ибо бальи, который спешит с выводами или терзает людей и гне­вается, не может уяснить себе всего, что предлагают ему в суде. А если он не может всего этого себе уяснить и не может ничего хорошо запомнить, он не может надлежаще осуществить свою должность. Итак, бальи должен быть терпелив и внимательно выслушивать таким образом, чтобы предоставить тем, которые находились перед ним в суде, (возможность) высказать в суде все, что покажет­ся необходимым одной стороне против другой, не преры­вая их слов. Только в этом случае бальи сможет наилучше и наиболее мудро судить... Так же, как мы говорили, что доброта бальи не должна простираться на злоумышленников, мы говорим, что на них не должно простираться его сострадание; но он должен очень внимательно их выслушать, так как часто таким путем он может узнать, что скрывают они.в своих сердцах... Мы также не считаем, что бальи должен быть чересчур сострадателен в делах об оскорблении его сеньора или причинении его сеньору или ему caмомy ущерба. Если вред или оскорбление нанесено его сеньору или ему, он должен быстро и мудро наказать за это сообразно тому, что требует содеянное, подавая самим наказанием другим пример того, как следует себя вести в отношении своих сеньоров или своих бальи, потому что бальи, находясь в своей должности, представляют своего сеньора, и потому преступление против бальи является преступлением против сеньора...

§ 16. Пятая добродетель, которой должен обладать бальи,— это смелость и энергичность без всякой лени. Ленивый бальи упускает множество обязанностей, которые следует осуществлять, предоставляя другим делать массу таких дел, которые должны быть сделаны им самим, и от­кладывает по своей лени решение таких вопросов, разре­шение которых незамедлительно. О смелости же мы гово­рим потому, что без этой добродетели бальи не может делать то, что относится к его должности, ибо, если он труслив, он не сможет обвинить богатого человека, кото­рый совершил что-либо против бедняка, не посмеет осу­дить того, кто заслужил смерти, из страха за свою семью, и он не посмеет арестовать преступников, ни схватить их из страха, что (злоумышленники) могут оказать сопротив­ление. И все, что он не сделает из трусости, надлежит сде­лать ему. Итак, он должен быть смелым и бесстрашным, ничего не бояться и не колебаться, иначе он не сможет совершить то, что надлежит ему по своему положению. Но всегда, когда ему надлежит действовать решительно (смело), он должен делать это разумно. Ведь есть два рода смелости: одна мудрая, другая сумаобродная. Мудрая сме­лость состоит в том, чтобы проявлять ее после зрелого раз­мышления и разумно. Сумасброд же, желая проявить свою смелость, поступает, никогда не подумав о результатах...

§ 17. Шестая добродетель, которая должна быть при­суща бальи,— щедрость...

§ 18. Седьмая добродетель, необходимая бальи, состоит в том, что он должен повиноваться приказам своего сеньора...

§ 19. Восьмая добродетель необходимая тому, кто взял на себя должность бальи,—быть настоящим знатоком (своего дела)...

§ 20. Девятая добродетель, которая должна быть у то­го, кто взял на себя (должность) бальи, состоит в том, чтобы он был способным, сообразительным и умел хорошо исполнять (свои обязанности), не причиняя вреда другим, а также хорошо считать. Хорошо исполнять (свои обязан­ности) означает, что доходы, земли сеньора не должны уменьшаться по небрежности бальи, но, напротив, должны всегда расти, благодаря его разумным действиям...

§ 21. Десятая добродетель, которая должна быть у то­го, кто взял на себя (должность) бальи,—лучшая из всех, без которой ни одна ничего не стоит, потому что она оза­ряет все остальные. Эта добродетель называется вер­ностью...

§ 22. Мы говорили о десяти добродетелях, которые должны быть у того, кто взял на себя (должность) бальи. И тот, который бы обладал ими, заслужил бы любовь Бога и своего сеньора. Но так как очень трудно обладать всеми добродетелями, то, по крайне мере, бальи должен следить за тем, чтобы у него не было недостатка в верно­сти. Если же он может быть мудрым и верным, он имеет все остальное...

§ 47. Ни один преступник, каковы бы ни были его пре­ступления, до тех пор, пока они не доказаны и недостаточ­но известны, не должен быть приговорен к смерти. Преж­де следует спросить бальи, хочет ли он дожидаться закон­ных доказательств, и если он этого не хочет, пусть держит его (преступника) в тюрьме, т.к. его плохая репутация свидетельствует против него.

§ 48. Бальи не должен ждать, пока его прево и сер­жанты [22][2] ознакомят его с делами заключенных и с обстоя­тельствами, послужившими к их задержанию. Он должен переговорить с каждым заключенным о причинах его аре­ста, ибо нет такого положения, чтобы арестанты были одинаковы и чтобы преступления были равны. (Лица), задержанные за преступления, подсудные королевской юрисдикции [23][3], должны быть закованы в кандалы и содержаться в яме; другие же [лица], задер­жанные за преступления, не влекущие за собой потерю жизни или какого-либо члена, должны содержаться в бо­лее легких условиях.

Г л а в а 2. О ВЫЗОВЕ В СУД

§ 57. Когда кто-либо жалуется на нанесенный ему ущерб и хочет получить по справедливости возмещение, он должен вызвать в суд сеньора [24][4], ведению которого под­лежит дело, того, на кого он собирается жаловаться. Об этом мы и будем говорить в этой части — о вызове в суд дворян и людей незнатного происхожде­ния. И мы скажем, каким образом каждый должен быть вызван в суд, как он должен повиноваться вызову, кото­рый ему сделан, (по какому бы то ни было поводу) — будь то по поводу наследования имущества или ссоры, ка­сающейся его словом или действием. Мы расскажем также, на какой вызов, согласно обычаю, он может ответить, что явится в суд лишь через две неде­ли, и на какой он не может (так отве­тить), на какой он может ответить извинением и какое наказание он понесет, если не явится, как это должно, по вызову.

§ 58. Если сеньор хочет вызвать в суд дворянина, си­дящего на его фьефе [25][5], он должен взять двух людей, являю­щихся равными по положению тому, кого он хочет вызвать; а если таковых не имеется, он должен одолжить их у своего сеньора, а сеньор, от которого они держат фьеф, обязан ему их пре­доставить. И тогда он должен им сказать, чтобы они пошли и вызвали в суд этого человека и чтобы они сопровождали его в надлежащее место, а также должен им поручить, чтобы они ему сказали, по какой причине он вызван в суд. И тогда, когда следует вызывать в суд, вызов должен быть сделан по меньшей мере за 15 дней.

§ 59. Тот, кто вызывается в суд, должен рассмотреть, как и почему его вызывают. Если его просто вызывают в суд, вызывающий говорит: «Мы вам предлагаем, счи­тая с сегодняшнего дня, через 15 дней предстать в та­ком-то месте перед лицом нашего сеньора, от которого вы держите фьеф». Больше они ничего не говорят. Или они говорят: «Мы вас вызываем по поводу всего, о чем вас будут спрашивать». В этих двух случаях вызова человек может 3 раза отложить суд на полтора месяца (3 раза по 2 недели) и в четвертый раз не явиться в течение двух не­дель по извещению. И если сеньор захватит его фьеф за то, что он не мог оправдаться, т. к. заявил, что придет в суд лишь через 15 дней, он должен будет ему его (фьеф) вернуть целиком, по требованию, если тот сможет ответить по всем обвинениям, которые ему будут предъ­явлены.

Г л.а в а 3. ОБ ИЗВИНЕНИЯХ И ОТСРОЧКАХ

§ 98. После того как в предыдущей главе мы говорили о вызове в суд, в этой главе следует рассказать об изви­нениях по поводу невозможности явиться в суд и о двух­недельных оторочках, как их следует производить и в ка­ких тяжбах; о некоторых мы уже говорили в другом ме­сте—в главе, посвященной вызову в суд; здесь же мы будем говорить о тех случаях, о которых мы еще не гово­рили. И так как после вызова в суд следуют извинения и отсрочки, которые зависят от того, как был сделан вы­зов, мы должны поговорить об этом до того, как перей­дем к другим предметам.

§ 99. Существует множество поводов для того, чтобы просить у своего сеньора отложить дело—извиниться... при вызове в суд; к таковым относится телесная немощь: ведь существуют болезни, при которых совершенно ясно, что без серьезного вреда невозможно явиться в суд, и они являются вполне законным извинением (для от­срочки).

§ 101. Законно может принести извинение тот, кто должен явиться в суд в качестве свидетеля и даже как заинтересованная сторона, если у него наступает срок (участия в суде) в другом месте, так как в противном случае очень бы за­держивались дела, не могущие быть завершенными без принесения присяги.

§ 102. Когда кто-либо должен явиться в суд к опре­деленному сроку, законным извинением служит ему какая-либо помеха в дороге; если падет или взбесится лошадь, и он не сможет найти себе другую и не сможет также по состоянию своего здоровья идти пешком; если перед ним встанет обширное водное пространство, которое он не смо­жет пересечь без опасности для жизни, если наступит время больших дождей или больших снежных заносов и больших бурь.

§ 108. Существует большая разница между законным извинением за неявку в суд и отсрочкой. При всех тяжбах, при которых появляется необходимость в отсрочке, прежде чем явиться в суд, ее можно просить трижды (каждая по 15 дней); при этом не надо давать никаких клятв и не приводить причин, по которым требуется отсрочка. Извинение же может быть принесено только один раз между двумя заседаниями суда и без назначения какого-либо срока, так как никто не знает, принося извинение, когда он смо­жет явиться в суд. А если его извинение будет принято, он, придя в суд, должен принести присягу в том случае, если его спросят.

Глава 5. ОБ АДВОКАТАХ

§ 174. Так как большинство людей не знакомо с кутюмами и не знает, как ими надо пользоваться и на что следует опираться в каждой данной тяжбе, то те, которым предстоит судиться, должны искать совета у людей, могу­щих говорить за них. И тот, который говорит за других (в суде), называется адвокатом.

§ 175. Если кто-либо хочет стать адвокатом...—он должен присягнуть, что, исполняя свои обязанности адво­ката, он будет вести себя хорошо и честно, что он, на­сколько ему будет известно, будет вести только добрые и законные дела, что, если он начнет дело, которое в на­чале покажется ему правильным, а потом, узнав, что оно нечестно, он сразу, как только узнает об этом, бро­сит его. И если он принесет в суде эту присягу, он после этого никогда ее не должен (уже) повторять. Но до того, как он ее принес, он не может приступить к исполнению своих обязанностей и участвовать а споре (прениях).

§ 189. Бальи собственной властью может отвести с тем, чтобы он не выступал в данном суде, такого адвоката, ко­торый обычно говорит дерзости бальи, суду или против­ной стороне, т.к. было бы очень плохо, если бы подобного рода люди не могли бы быть отстранены от адвокатской должности.

§ 190. Женщина не должна выступать за плату в ка­честве адвоката за другого, но без вознаграждения она может говорить за себя или за своих детей или кого-нибудь из своих домашних, но (делать) это она может с раз­решения своего мужа, если она имеет мужа.

§ 195. Адвокат или советчик могут получать деньги и вознаграждение за свой совет или за защиту, но на это не имеют права судьи, т. к. могут действительно быть про­даны услуги и совет, но не могут и не должны (быть про­даны) решения.

Глава 30. О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

§ 823. Самое главное для всех тех, кто вершит право­судие,— это умение различать проступки, каковы они — велики или малы, и знание того, какого наказания они заслуживают. Ибо так же, как неодинаковы проступки, неодинаковы и наказания. Есть такие преступления, которые должны караться смертью как подлежащие коро­левской юрисдикции [26][6], независимо от того, каким путем злоумышленник их совершил. Другие же преступления должны быть наказаны долголетним тюремным заключе­нием с конфискацией имущества, но не одинаково во всех случаях, а в той степени, в какой это требуется. Третьи же преступления должны быть наказаны конфискацией имущества без смертной казни, без увечья и без тюрем­ного заключения; (для наказания преступников, их совер­шивших) достаточно штрафа, так как они не равны тем, о которых мы говорили выше. Mepa наказания должна зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб. А для того, чтобы простые люди знали, какое их ожидает наказание, если кто-либо из них совершит преступление, и чтобы каждый человек в отдель­ности знал это, также чтобы сеньор знал, какое наказание следует за каждое преступление, мы расскажем в этой главе о преступлениях, которые могут быть совершены, и о том наказании, которое должно последовать за каждым из них.

§ 825. Убийство состоит в том, что один (че­ловек) умышленно убивает или заставляет кого-нибудь убить другого человека во время между заходом и восхо­дом солнца, причем убийство это совершается наверняка.

§ 826. Предательство состоит в том, что кто-нибудь, не выказывая явно признаков ненависти, смертельно ненавидит кого-либо и из ненависти убивает его, или за­ставляет другого человека его убить, либо избивает его, или заставляет другого человека его избить до того, что тот, кoro он ненавидит или предает, становится калекой.

§ 827. Никакое убийство не может быть совершено без предательства, но предательство может быть совершено без убийства во многих случаях; ведь убийство не может быть без смерти человека, а предательство выражается и в избиении, и в нанесении увечий, вo время перемирия, в то время как (человек) чувствует себя в полной без­опасности... Предательство заключается и в лжесвидетель-ствовании, ведущем к чьей-либо смерти, или к лишению кого-либо наследства, или к ссылке, или к тому, что сеньор (данного человека) возненавидит его, или к другим подобного рода последствиям.

§ 828. Убийством называется и тот случай, когда кто-либо убивает другого (человека) в пылу спора: возникает ссора, во время ссоры произносятся безобразные слова, после безобразных слов возникает драка, кончаю­щаяся часто смертью одного из спорящих.

§ 829. Изнасилованием женщины называется акт, со­вершаемый плотской компанией, овладевающей женщиной против ее воли и невзирая на то, что она делает все воз­можное для своей защиты.

§ 830. Все четыре вышеуказанные преступления долж­ны быть наказаны и отомщены одинаково... Но имеют­ся другие дела, подлежащие королевской юрисдикции, которые должны быть наказаны по-иному. Послушай­те о каждом из них и о наказаниях, которые за них следуют.

§ 831. Тот, кто поджег дом, должен быть повешен, и его имущество должно быть конфисковано.

§ 832. Тот, кто крадет чужие вещи, должен быть по­вешен, и его имущество должно быть конфисковано.

§ 833. Тот, кто заблуждается в вере, не верит и не хочет вернуться на истинный путь, или тот, кто занимает­ся содомией, должен быть сожжен и лишен всего имуще­ства.

§ 834. Фальшивомонетчики должны быть посажены под замок и затем повешены; имущество их подлежит кон­фискации.

 

Глава 32. О ЗАХВАТЕ СЕЙЗИНЫ [27][7], О СИЛЕ И Т. Д.

§ 972. Один рыцарь вчинил иск к другому рыцарю по поводу того, что он принял... его по­селенца [28][8], который жил у него в силу держания гостизы [29][9] 1 год и 1 день и ушел с нее, никому не передавши и не продавши своего надела, не очистивши его от обязательств и не оставивши заместителем поселенца со стороны, а про­сто бросивши (гостизу) совсем необрабатываемой и пу­стой. Вследствие этого требовал (рыцарь) принудить (другого рыцаря) отослать своего поселенца жить у него, как он жил и нести ему с гостизы повинности, как пола­гается. Но на это возразил (другой) рыцарь, что он не обязан того делать, ибо каждый свободный человек волен идти жить туда, где ему будет угодно, оставивши свою гостизу сеньору за (прекращение уплаты) оброка...

§ 973. Было постановлено по суду, чтобы он отослал его жить к истцу и впредь не принимал до тех пор, пока (поселенец) не даст удовлетворения своему сеньору за гостизу или очищением ее от обязательств, или продажей, или дарением, или же меной.

Но путей заграждать своим поселенцам сеньоры не мо­гут, ибо они — свободные люди, не крепостные. И были еще показания на этом суде (от некоторых лиц), ссылав­шихся на свидетельства своих отцов и дедов, о соглашении, заключенном между графом Раулем Клермонским и васса­лами его из области Клермона, по поводу того, что граф Рауль провозгласил в местечке Невилль свободные поселе­ния и малые оброки, предоставляя всем, кто туда прихо­дил, вольное жительство и пользование сухостоем в лесу... Ввиду таких вольностей и льгот поселенцы его вассалов стали стекаться туда, не выполняя по отношению к своим сеньорам того, что они должны были (выполнять) со сво­их наделов...

На это и жаловались вассалы графа Рауля своему сеньору, ввиду чего между ними и их сеньором было за­ключено соглашение (в том числе), что нельзя им прини­мать поселенцев друг друга, пока они не выполнят того, что следует с их гостиз сеньорам, как выше оказано.

 

Глава 39. О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ, ФАЛЬШИВЫХ СВИДЕТЕЛЯХ И Т. Д.

§ 1145. Имеется много видов доказательств, которые все или некоторые из них достаточны для подтверждения. В этой главе мы укажем некоторые виды доказательств, положительные моменты каждого из них, время их при­менения и то, как можно и должно оспаривать свидетелей.

§ 1146. По нашему мнению, согласно нашим обычаям, имеется восемь видов доказательств. И первый вид состоит в том, что кто-либо признает то, что от него тре­буют, соглашается исполнить требуемое либо без всякого отказа, либо после некоторого отрицания факта. Это дока­зательство наилучшее, наиболее простое и наименее доро­гостоящее из всех.

§ 1147. 2-й вид доказательства—письменное доказа­тельство. Если кто-либо дал письменное обязательство, а затем отрицает его, следует при доказательстве при­бегнуть к самому обязательству, так как отрицание не является достаточным основанием для обесценивания письменного доказательства.

§ 1148. 3-й вид доказательства—дуэль [30][10]; но это доказательство не должно приниматься в тех случаях, когда речь идет о поручительстве. Об этом виде доказательств и о случаях, когда оно должно быть принято во внимание, мы будем говорить в главе, посвя­щенной апелляциям. И пусть тот, кто прибегает к этому доказательству, будет осторожен, так как из всех доказа­тельств это самое опасное.

§ 1149. 4-й вид доказательства—доказательство при помощи свидетелей. К нему прибегают в тех случаях, когда отрицается какой-то факт, и проситель предлагает его подтвердить при помощи свидетелей. Для этого дока­зательства необходимы по меньшей мере два законных свидетеля, которые отвечали бы после принесения присяги на предложенные вопросы одинаково. А о том, как их следует допрашивать, мы расскажем в следующей главе.

§ 1154. 5-й вид доказательства: утверждения одной стороны не оспариваются другой стороной...

§ 1155. 7-й вид доказательства: обстоятельство, кото­рое хотят доказать, настолько ясно само по себе, что не требует иного доказательства...

§ 1175. Женщины, привлеченные в качестве свидете­лей, не должны быть допущены в том случае, если против них выступает тот, против кого они должны свидетельст­вовать, в каком бы состоянии они ни находились — вдовы, замужние или девушки. Исключение составляет только один случай: когда речь идет о засвидетельствовании факта рождения ребенка или его возраста. Ибо если жен­щина имеет двух мальчиков, и старший хочет доказать старшинство, нельзя будет установить, кто старше, без свидетельства женщины. И в этом случае ей следует верить.

Глава 45. ОБ ОТКАЗАХ, СЕРВИТУТАХ И Т. Д.

§ 1432. Тот, кто преследуется закрепощением, может избавиться от преследования следующими путями. Пер­вый путь таков: сам серв [31][11] и его мать всю свою жизнь были свободными людьми и не несли никакой крепостной повин­ности по случаю своего крепостного состояния... И тогда сеньор, который преследует этого серва, должен доказать, что мать матери данного лица была крепостной этого сеньора... Но если сеньор не может этого доказать, [серв] остается свободным, если только сеньор не приведет новых доказательств происхождения своего утверждения, так как по закону никто не имеет права сказать бывшему всегда свободным человеку: «Вы мой серв»; это следует доказать. Если же он не говорит о происхождении (крепо­стной зависимости) и не может доказать, что данный человек когда-либо платил ему крепостную подать [32][12], то его не следует слушать и данное лицо остается свободным.

§ 1433. Другое основание, по которому тот или иной человек может защитить себя от того, чтобы попасть в крепостную зависимость,—это, если он знает, что его мать, бабка или прабабка, будучи крепостными, получили свободу от лица, имеющего право давать эту свободу. Для доказательства достаточно представить письменное удостоверение от сеньора или живых свидетелей. Этого достаточно для того, чтобы человек оставался свободным.

§ 1434. Известно, что крепостное состояние идет от матери, так как все дети, которых она выносила,— сервы, если она крепостная, даже, если отец — свободный человек. Если бы дворянин женился на крепостной, все дети, кото­рых она бы имела от него, были бы сервами. И им было бы отказано в иске о признании их дворянами, т.к. нет такого закона, чтобы сервы получили дворянство, хотя милость получения дворянства должна идти от отца. Та­ков обычай французского королевства: дворянство может получить всякий, чей отец был дворянином, при условии, что его мать была кем угодно, даже простолюдинкой, но только не крепостной, ибо в таком случае, как это было оказано выше, он тоже становится (крепостным). Если же мать—дворянка, а отец не имеет дворянства, ребенок не может быть дворянином; но все же он не теряет всех привилегий: в отношении личности он рассматривается как дворянин и может владеть фьефом, на что крестьяне не име­ют права. И ясно, что если мужчина серв женится на сво­бодной женщине,.все дети свободны...

§ 1435. Третья возможность освободиться от закрепо­щения неучтивая; но мы ее должны были много раз вы­двигать, защищая человека, которого хотят закрепо­стить,— это если серв говорит, что хочет доказать свое незаконнорожденное происхождение; если он может это.доказать, он — вне крепостной зависимости. Доказатель­ством незаконнорожденности является установление фак­та рождения человека до замужества матери или того факта, что его отец не был дома за 10 месяцев до его рож­дения и находился в чужих и дальних землях, не возвра­щаясь домой; это значит, что он не может быть сыном данного лица... Третьим доказательством незаконнорожденности является факт рождения ребенка через десять месяцев после смерти отца во время вдовства матери. И если человек докажет, что он незаконнорожденный, он остается свободным и живет по статуту незаконнорожден­ных. Но пусть люди не думают, что рожденные вне брака что-либо выигрывают, так как незаконнорожданный не наследует ни звания отца, ни звания матери или семьи, ни состояния и ничего другого. А так как он не наследует ни их имущества, ни их положения, то он не должен насле­довать и тяжких условий и тех податей, которые они обя­заны платить сеньору.

§ 1436. Четвертым основанием для освобождения от закрепощения может служить тот факт, что данный чело­век является духовным лицом и принадлежал к духовному сословию в течение десяти лет на глазах и с ведома сеньо­ра, который сейчас его преследует и который ранее этому не сопротивлялся, ибо достоин похвалы тот сеньор, кото­рый, видя, что его крепостной становится священником, не протестует против этого... Если епископ делает духовным лицом моего человека помимо моей воли, я имею право потребовать возмещения ущерба за потерю этого человека и его имущества, переходящего в юрисдикцию епископа; ибо нет никакого сомнения, что я не могу забрать и при­соединить к своему имущество священника.

§ 1451. Следует знать, что людям нашего века извест­ны три состояния. Первое — это знатное. Второе — состоя­ние свободных по происхождению людей, рожденных свободной матерью; тех, которые могут и должны были бы по праву называться дворянами. Но не все свободные люди — дворяне, и между правами дворян и других сво­бодных людей существует большая разница, т. к. дворя­нами называют тех, которые по прямой линии происходят от королей, герцогов, графов или рыцарей; и эта знат­ность идет по прямой отцовской, но никак не материнской. линии; ведь совершенно ясно, что никто, даже если его мать и дворянка, не может стать дворянином, (если только не будет на то особой королевской милости), если только его отец не дворянин. Но по иному обстоит дело со сво­бодным состоянием, т. к. это состояние идет от матери, и всякий человек, рожденный свободной матерью,— сво­боден...

§ 1452. Мы говорили о двух состояниях — о знатном и свободном; 3-е состояние людей—крепостное. И в этом состоянии не все люди находятся в одинаковом положе­нии: имеются различные условия крепостной зависимости. Ибо один из крепостных так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют (над ними) право жизни и смерти, могут держать их в заключении как им будет угодно — за вину или без вины — и ни перед кем за них не несут ответственности, кроме как перед Богом. С другими обращаются более мягко, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их оброков, платежей и повинностей, обычно платимых ими за их крепостное состояние. И (лишь) когда они умирают или женятся на свободных женщинах, все их имущество — движимое и недвижимое — переходит к сеньо­рам. Ибо тот, кто женится на свободной или на женщине из другой сеньории, должен платить выкуп по усмотрению сеньора. И если (крепостной) умирает, нет у него иного наследника, кроме сеньора, а дети крепостного ничего не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это дела­ли бы люди посторонние. Этот последний обычай, о кото­ром мы говорили, носит у крепостных Бовези название “мертвой руки” и “брачного выкупа (формарьяж)”. О других крепостных состояниях в чужих землях мы умолчим, ибо наша книга рассказывает об обычаях в Бовези.

§ 1457. Наш обычай более мягок в отно­шении к крепостным, нежели во многих других странах, ибо во многих других странах сеньоры могут распоряжаться жизнью и смертью своих крепостных когда и как им угодно, а также принуждать их вечно жить на своих зем­лях. В Бовези же с ними обращаются более человечно, ибо при условии уплаты своим сеньорам положенных обы­чаем ренты и специального налога, собираемого с каждой семьи (шеважа), они могут идти служить и жить вне юрисдикции своих сеньоров. Но нигде они не должны от­казываться платить следуемый сеньору брачный выкуп, за исключением мест, пребывание в кото­рых может дать им свободу, как, например, в некоторых городах, всякий житель которых свободен в силу привиле­гии или обычая. Ибо, как только кто проведает, что его крепостной поселился в таком месте, он может потребо­вать его возвращения, если заявит на него свои права в течение одного года и одного дня или в течение того срока, который действителен для этих мест, согласно их обычаям. Многие крепостные, таким образом тайно ушед­шие от своих сеньоров на жительство в другие места, получили свободу.

 

Глава 58. О ЮРИСДИКЦИИ

§ 1641. Мы говорили..., что каждый человек, владею­щий фьефом в Клермонском графстве, обладает высшей и низшей юрисдикцией в пределах своего фьефа; и тако­вую же имеют церкви, имеющие право свободного наследования и с давнего времени не платящие никому и никакой аренды.

Однако, так как имеется большое число областей, где одни (лица) обладают высшей юрисдикщией, а другие лица имеют низшую, и в самом Бовези могут иметь ме­сто такие случаи при продаже или при перемене с разре­шения сеньора, что одно (лицо) может иметь в данном месте высшую юрисдикцию, а другое—низшую, полез­но, чтобы мы объяснили вкратце, что такое высшая юрис­дикция и что такое низшая юрисдикция, чтобы каждый мог пользоваться той юрисдикцией (тем судом), которая ему полагается.

§ 1642. Следует знать, что всякий, совершивший пре­ступное деяние, каково бы оно ни было, исключая разбой, через которое можно и должно потерять жизнь, когда он будет пойман и предан суду, подлежит высшей юрисдик­ции; разбойник за раэбой лишается жизни, хотя разбой и не подлежит ведению высшей юрисдикции. Но все прочие плохие деяния, как убийство, измена, отцеубийство и на­силие над женщиной, поджог имущества или ночное ограб­ление и изготовление фальшивой монеты и помощь в ее производстве и скупке — все подобные деяния подсудны высшей юрисдикции. Следовательно, когда случается по­добное дело, производство расследования и разбор его должны осуществляться тем, кто обладает высшей юрис­дикцией. А расследование дел о разбое и прочих проступ­ках, за которые не следует казнь, должен производить тот, кто обладает правом низшей юрисдикции.

§ 1643. Мы указали, какие преступные деяния должны подлежать суду того, кто обладает правом высшей юрис­дикции, и никакой выгоды не должно быть ему от высшей юрисдикции, так как все имущество тех, кто захвачен в связи с деяниями, указанными выше, ему не принадлежит. Но следует принять во внимание, что это не относится к имуществу, находящемуся на собственной земле того, кто обладает правом высшей юрисдикции, по­тому что всякий, обладающий этим правом на своей зем­ле, должен получать то, что находится на его земле из имущества тех злодеев.

§ 1644. Найденные и никому не принадлежащие вещи, розыски хозяев которых были безуспешны, как и имуще­ство незаконнорожденных на том основании, что у них нет семьи, и то, что принадлежало чужестранцам, если кто из родных не заявит своих npaв,—все эти вещи должны перейти сеньору, обладающему правом высшей юрисдик­ции, а не тому, кто имеет юрисдикцию низшую, если толь­ко он не приобрел таковую посредством длительного дер­жания или же если она была передана ему как привиле­гия, или если, как это происходит в некоторых местностях, сеньор не передал все эти выгоды каким-либо церквям, оставляя за собой право высшей юрисдикции.

§ 1645. Тот, кто обладает высшей юрисдикцией, не может запретить тому, кто имеет низшую, чтобы он или сам или его сержант применял бы оружие для охраны того, что подведомственно низшей юрисдикции, а также тот, кто обладает низшей юрисдикцией — не мо­жет запрещать тому, кто обладает высшей юрисдикцией, чтобы он или его сержант те стерегли то, что ему принад­лежит, потому что каждому надлежит охранять свое право, не причиняя вреда другому.

 

Глава 66. О ПРАВЕ ОТВОДА СУДЕЙ

§ 1871. Пришло время поговорить о тех, которые хотят дать отвод судьям. Это следует делать до вынесения при­говора, т. к. после отвода можно этого добиться лишь при помощи апелляции [33][13]. До вынесения же приговора отвода судей можно добиться по ряду причин. Укажем на неко­торые из них.

§ 1872. Причина, по которой можно дать отвод судье,— это если тот, кто собирается судить, значится в числе моих врагов или так поссорился со мной или с кем-либо из моих близких, что уже началась война или если мы находимся только в состоянии перемирия; так как было бы значительно хуже, если бы я был осужден из нена­висти...

§ 1873. Другая причина, по которой я могу дать отвод судье,— это если он угрожал мне или говорил кому-либо до разбора дела, что я проиграю тяжбу, либо если он был прокурором, адвокатом или советником противной стороны, либ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...