Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аборигены Северной Америки (современных США и Канады). Общая характеристика и особенности культурного развития.

Народы Океании. Этнический состав, общественная структура. Религия, её различие в разных частях региона. Понятия маны и табу, их характеристика и параллели в других культурах.

Океания разделена на три больших региона: Микронезия («малые острова»), Меланезия (черные острова), Полинезия («множество островов»), находящихся в Тихом океане (Исследователи данных регионов – Васко Нуньес де Бальбоа, Д.Кук, У.Дампир, И.Крузенштерн и др.). Физический тип народов данных регионов разнообразен: меланезийцы – австралоиды, но некоторая схожесть есть с негроидами. Полинезийцы похожи на жителей Юго-Восточной Азии. Микронезийцы – смешанные (на юге меланезийские черты, на востоке полинезийские). В наши дни на островах Океании живут переселившиеся этносы со времен колоний: на Гавайях 90% - американцы, филиппинцы, японцы; на Фиджи – большинство составляют индийцы; в Новой Зеландии большинство населения – англичане. Во время посещения Океании европейцами, общественное развитие Океании было разным. В Меланезии в XIX в. имели место мужские союзы и «мужские дома», в которые женщины не имели право входить. Эти союзы могли становиться центром дружин, они также руководили обрядами инициации. На Соломоновых островах существовал институт Big Man («большого человека» называли mumi (мумии) – он должен был трудиться, экономить на себе, построить свой «мужской дом», устроить пир (очень щедрый); на пир он звал прежних «муми» и, если эти прежние «муми» не могли через год устроить пир богача, то от них переходили к победителю. Однако, на этом «большом человеке» была большая ответственность за племя и он себя всегда ограничивал). В Полинезии существовали более развитые вождества, называвшиеся «королевствами». В Новой Зеландии было очень развитое сословно – кастовое общество. Существовало три сословия: арики (перворожденные), рангатира (младшие по рождению) и варе (зависимые и рабы). Социальными единицами были: хапу (патриархальные общины), иви (племена) и вака (союзы племен). В Полинезии выделялись два сословия: жреческое и военное (на Таити только жрецы могли наложить табу; в Новой Зеландии вождь племени был и верховным жрецом. В Полинезии религия ярко проявлялась – существовали мифы, пантеон богов природы. Существовала система табу (ритуальные запреты). Табу мог налагать человек с самой высокой манной – жрец, очень редко вождь. С.Миронов постарался разъяснить значение табу и маны. Понятия мана и табу составляли суть мировоззрения маори. Мана давалась человеку после рождения специальным обрядом. С помощью маны маори могли влиять на все, что их окружало. Табу были своеобразными предупредительными знаками, а не запретами. Табу должны были ограждать от опасной энергии. Мана и табу позволяли существовать обществу. Важным стало появление нового вида маны — «мана маори». Теперь слово маори означало образ жизни, который связан с культурой коренных жителей Новой Зеландии. Если кто-то из маори хотел начать вести европейский образ жизни ему приходилось обращаться к тохунга, чтобы он провел соответствующий обряд. У мальгашей (основное население Мадагаскара, близкое к полинезийцам по языку и культуре), например, в разряд табу попали первые завезённые на остров лошади, кролики, европейские продукты, товары и даже лекарства. Эти табу держались недолго — всего лишь до выяснения сути новых явлений. По мере познания эти вещи осваивались сознанием туземцев и теряли сакральность. В Меланезии не было веры в богов (кроме духов) и касты жрецов. В их религии главную роль играла мана — безличная мистическая сила, присущая явлениям природы, духам, а также людям — но не всем: чем знатнее и богаче человек, тем больше его мана. Схожим понятием маны можно считать маниту у индейцев Северной Америки, китайское понятие дэ (благой силы) и даже «энергию» современных мистиков и либидо в описании К.‑Г. Юнга.

Аборигены Северной Америки (современных США и Канады). Общая характеристика и особенности культурного развития.

Вся территория Северной Америки включает в себя 7 хозяйственно – культурных типов: 1.Арктические охотники и рыболовы (эскимосы) 2.Племена прерий (апачи, народы семьи хока-сиу) 3.Племена лесных охотников (атапаски, алгонкины) 4.Индейцы Северо-Западного побережья (тлинкиты, селишы и др.) 5.Собиратели и охотники Калифорнии (почти все представители, кроме эскимосов) 6.Земледельцы юго-восточных и восточных районов (северо-америндская семья) 7.Земледельческие племена Юго-Запада (индейцы пуэбло). На основе материальной культуры выделяются 4 периода до вторжения колонизаторов: 1. Палеоиндейские культуры -племена, которые живут на материке уже 25-30 тысяч лет и примерно до VIII тыс. до н.э. (верхний палеолит Северной Америки). Континент в это время делился на две культурные зоны: к востоку от Кордильер жили племена охотников на крупную дичь (прерии); на Тихоокеанском Северо-Западе - культура неспециализированных охотников-собирателей. 2. Архаический период (VIII-I тыс. до н.э.) - эпоха присваивающего хозяйства. Племена вели оседлую жизнь. Развивалась обработка дерева, кости и камня. В III-I тыс. до н.э. сложилась культура меди (район Великих озёр), но позже угасла. На западном побережье сложились специализированные культуры: «полупустынь», а также культуры охотников и собирателей в Калифорнии и по берегам больших рек. 3. Культуры вудлэнда возникли на востоке материка в течение I тыс. до н.э. и просуществовали до Х в.н.э., а на северо-востоке — вплоть до колонизации. Представители вудлэнда охотились, рыбачили, занимались собирательством, земледелием, изготовлением керамики. Прослеживалось социальное неравенство. Высшего развития данные культуры достигли в долинах больших рек: Миссисипи, Огайо и Иллинойса. В долине Огайо, например, существовала культура Адена с центром в Нью-Кэш-Холлоу. Население занималось охотой, земледелием. Во время данной культуры появляется «первый этап могильных курганов» (он длился до III в.н.э., когда на смену культуре Адена пришла культура Хоупвелл - большие поселения с земляными валами, обработка меди, серебра, художественная керамика, глиняные и каменные скульптуры, богатые курганы). 4. Культура Миссисипи – сложилась в конце VII в. Для неё характерны большие укреплённые земледельческие поселения с сооружениями на высоких террасах в форме усечённых курганов. До XII в. культура переживала расцвет в центральной зоне, а в XII-XV вв. — на периферии. На Юго-Западе выделяются три культуры: 1. Культура могольон (III в. до н.э. — XIV в.н.э.). В деревнях строились подземные жилища из одной камеры, стены укреплялись брёвнами или песчаником и обмазывались глиной. Могольонцы обогатили земледелие несколькими новыми сортами кукурузы. 2. Культура хохокам (I-XIV вв.н.э.). Известна своей системой ирригации: до наших дней сохранились каналы, выложенные каменными плитами. Выращивали кукурузу, табак, тыкву, красный перец и др. Стала также известной благодаря домам-селениям (пуэбло). 3. Культура анасази (III-XV вв.н.э.) была самой развитой из всех земледельческих культур Северной Америки. В её истории два периода: «развитых пуэбло» (VII-X вв.) и «великих пуэбло» (X-XIII вв.). Крупнейшие дома-крепости: «Скальный дворец» в долине Колорадо, Пуэбло-Бонито и Пуэбло-Пинтадо [1] в каньоне Чака — насчитывали сотни комнат и десятки святилищ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...