Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С. В. Несына. Развитие романтической любви




С. В. Несына

Петрозаводск, Карельская государственная педагогическая академия

РАЗВИТИЕ РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ

Любовь является важным элементом культурно–исторической реальности, ее возникновение связано с формированием элементов частной жизни и развитием индивидуальности. Романтические чувства появляются в индивидуальной, личной любви, направленной на конкретного человека.

Любовь как отношение включает в себя «онтологическое» содержание (термин С. Л. Рубинштейна): любовь есть утверждение существования другого человека и выявление его сущности. «Центр тяжести» личного бытия переносится за пределы самого себя, перемещается на любимого человека. Данное онтологическое содержание представляет собой переживание и понимание ценности другого человека и реализацию данного отношения в конкретных действиях. Онтологическое содержание любви появляется на определенном этапе возрастного развития.

Первые любовные переживания возникают в конце дошкольного возраста. В младшем школьном возрасте дети впервые встречаются с романтическими привязанностями, приобретающими специфические формы проявления вследствие половой гомогенизации и сегрегации общения. Подростковую влюбленность можно рассматривать как период формирования готовности к переживанию романтической любви. Изучение подростковой группы показало, что в жизни большинства подростков межличностных отношений «романтического» характера еще не было, но значимость любви в системе ценностных ориентаций велика, любовь обладает большой побудительной силой. Юношескую любовь можно назвать романтической. Исследование юношеской группы (15–17 лет) показало, что любовь является субъективно–личностным, интрапсихологическим отношением, в структуре которого своеобразно представлены эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты. Именно в период ранней юности в эмоциональном и поведенческом компонентах отношения раскрывается онтологическая сторона любви в виде переживания и понимания ценности, необходимости, уникальности, неповторимости другого человека. Психологическое содержание романтической любви юношей и девушек имеет специфику. У девушек романтическая любовь как субъективно–личностное отношение чаще реализуется в интерпсихологическом плане – во взаимоотношениях с противоположным полом и является более важным фактором личностного развития. Романтическая любовь юношей является более сложным и конфликтным интрапсихологическом отношением, которое реже реализуется в общении с противоположным полом, но характеризуется выраженной чувственной стороной.

В период поздней юности сложное интрапсихологическое содержание любви реализуется в интерпсихологическом плане, при этом, в оценке диадных отношений с противоположным полом проявляется избирательность (не любые романтические отношения оцениваются как любовь). Данный период можно рассматривать как этап развития «любовно–романтического поведения».

В нашей работе исследовалась влияние романтической любви на личностное развитие юношей и девушек. Полученные данные свидетельствуют, переживание романтической любви в ранней юности выступает важным фактором личностного развития, и во многом предопределяют успешность личностного самоопределения – она наполняет внутреннюю жизнь богатством переживаний, становится предметом осмысления, способствует изменениям смысловой сферы личности, находит отражение в создаваемой в этом возрасте, «концепции собственного будущего».

Так, участники исследования отметили, что любовь, как событие жизни, максимально связана с сильными эмоциональными переживаниями, которые в ходе рефлексивного анализа рассматриваются участниками исследования в качестве причины личностных изменений. Переживание любви, по мнению большинства юношей и девушек (91%), оказала позитивное влияние на их жизнь: «жизнь стала насыщенной», «любовь принесла кусочек счастья», «появился смысл» «любовь дала незабываемые моменты жизни» и т. д. Многими участниками исследования (95%) отмечается положительное влияние романтической любви на их личностное развитие: «стала уверенней», «стал серьезнее», «научился заботиться», «появилась ответственность за другого», «теперь по–другому смотрю на мир».

Небольшая группа юношей и девушек считают, что переживание любви сыграло негативную роль в их жизни – 9% («любовь переломала жизнь», «появилась пустота», «любовь принесла боль») и личностном развитии 5%.

Также в работе выявлено, что важным фактором развития романтической любви в ранней юности является отношение матери к ребенку, в частности постоянство психологического принятия ребенка.

В нашем исследовании проводилось изучение ретроспективного взгляда взрослого человека на любовь ранней юности. В результате были получены следующие данные. Большая часть воспоминаний о первой любви относятся к периоду ранней юности. Большинство опрошенных отметили, что любовь в этом возрасте имеет специфические особенности, заключающиеся в особой эмоциональности, наличии большого количества иллюзий, наивности, незрелости, романтичности. Таким образом, с позиции определенного жизненного опыта романтическая любовь в ранней юности оценивается как первая любовь, которая в силу присущих ей специфических особенностей становится важным моментом индивидуальной истории личности и оставляет значительный след в автобиографической памяти человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...