Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВОПРОС 14. Монопольный рынок и конкуренция. Необходимость государственного антимонопольного законодательства.




Монопольный рынок — это рынок, ограниченный в свободах поведения участников хозяйства. Такой рынок имеет ограниченное число производителей (продавцов) или потребителей (покупателей).

Монополия — исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному субъекту — частному лицу, коллективу, государству. Монополии могут быть разнообразными.

Чистая монополия — это отрасль деятельности, состоящая из
предприятий одного собственника. Это не означает частную собственность на весь продукт отрасли, т.к. собственником может быть и акционерное общество. Но суть от этого не меняется. Одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. При этом доступ на рынок для конкурентов закрыт, а монополия осуществляет полный контроль над предложением товаров и ценой на рынке. Сила чистого монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров — заменителей.

Легальная монополия — исключительное право на что - либо, возникшее на законном основании. Легальная монополия может быть обусловлена патентной системой, авторскими правами, торговыми марками и прочим. Патент — свидетельство страны на право исключительного пользования изобретением, а также на право занятия промыслом или торговлей. Авторские права. Авторы получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого — то периода. Торговые марки — специальные рисунки, названия, символы конкретной фирмы (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Все монополии можно разделить на естественные и искусственные.

Естественная монополия — это право собственности на редкие и особые элементы производства. Например, собственность на месторождения ограниченных в природе полезных ископаемых; собственность на особые участки земли, способные воспроизводить редкие и ограниченные блага — особые сорта винограда, чая, кофе и пр. К естественным монополиям относятся также собственники ресурсов общественного пользования в рамках отдельных поселений или страны в целом. Например, предприятия по производству энергоносителей (электропроизводящие и газодобывающие транспортные фирмы; предприятия связи, водоснабжения, канализации и пр.). Существование естественных монополий вполне целесообразно из-за экономии ресурсов. Искусственные монополии - это объединения предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка: создают
барьеры для вхождения в отрасль; ограничивают доступ свободным предпринимателям к источникам сырья и энергоносителям; применяют более крупный капитал и т.д. Искусственные монополии образуют ряд конкретных организационных форм: картель, синдикат, тест, концерн. Картель -

соглашение предпринимателей о норме производства и условиях сбыта продукции.

Синдикат — соглашение об объединении сбыта товаров и закупки сырья для участников данного вида монополии.

Трест — объединение, в котором одна компания выступает головной, а остальные — ее филиалами.

Филиалы теряют правовую, производственную и коммерческую самостоятельность, но получают определенную часть прибыли для самостоятельного использования. Концерн — наиболее сложная форма монополистического объединения, охватывающая предприятия различных отраслей и сфер экономики. Участники концерна сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность, но теряют финансовую самостоятельность.

В настоящее время монополия — это крупный по размерам, групповой по числу собственников капитал, позволяющий присваивать особый доход в виде монопольной прибыли в любой сфере предпринимательства.

Монопольный рынок характеризуется особой рыночной ситуацией, основу которой составляет ограниченное число производителей и продавцов («монополия» — один продавец), или ограниченное число потребителей («монопсония» — один покупатель).

В отдельных отраслях производства эффективность может быть достигнута только крупными предприятиями, которые практически невозможно вытеснить иным производителям. У мелких производителей — соперников товар окажется неконкурентоспособным по затратам на его производство.

Монополия зачастую не допускает даже появление соперника. И для этого используются: демпинг, нечестная реклама, давление на поставщиков ресурсов и банки с целью ограничения соперников в ресурсах; переманивание ведущих специалистов; промышленный шпионаж; перехват выгодных государственных заказов и пр.

Экономические последствия господства монополий противоречивы.

Отрицательные последствия. 1) монополия уничтожает конкуренцию, захватывая сферу производства целиком. 2) монополия устанавливает жесткие барьеры для проникновения конкурентов в монополизированную отрасль. 3) монополии ограничивают
выпуск продукции, устанавливают
монопольно высокие цены на готовую продукцию. 4) усиливают неравенство в доходах. 5) снижают жизненный уровень населения. 6) не
всегда заинтересованы вприменении достижений научно-технического
прогресса. 7) монополии навязывают партнерам дискриминационные условия договоров, могут изымать товары из обращения,
ограничивать или прекращать производство товаров для
создания искусственного дефицита. Монополии практикуют предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или замораживании цен.
Монополии могут навязывать покупателям принудиельный ассортимент в качестве условия реализации товара.

Положительные последствия. 1) эффектив­ность использования капитала. Крупные фирмы могут применять в производстве высокопроизводительное, новейшее и очень дорогое оборудование, что не под силу более мелким предприятиям. 2) монополия — это крупное производство, управляемое из единого центра, что позволяет ей осуществлять планируемую стратегию борьбы за потребителя. 3) монополии могут создавать новейшую продукцию высокого качества, осуществлять проведение научных исследований и концентрировать у себя изобретения и открытия путем покупки патентов на изобретения у небольших венчурных компаний. Кроме того монополии сдерживают сокращение производства и возникновение массовой безработицы. 4) использование высоко - качественных сопутствующих товаров — например, применение красивых и дорогих оберточных материалов, специальных присадок, катализаторов и пр. Все это позволяет увеличивать отдачу использованных ресурсов и снижать издержки на единицу выпускаемого товара.

Необходимо отметить, что некоторые проявления конкуренции возможны и в условиях чистой монополии. Например, потенциальная конкуренция — возможность появления в отрасли новых производителей. Если нет юридического запрета заниматься данным видом деятельности, то появление конкурента всегда возможно. Чем выше будет монопольная прибыль, тем больше будет опасность появления потенциальных конкурентов.

Конкуренция нововведений. Угроза может возникнуть со стороны небольшой венчурной компании, разработавшей усовершенствованный вариант товара. Поэтому монополист вынужден заниматься качественным преобразованием своих товаров и внедрением новых экономических способов производства с последующим снижением рыночных цен. Кроме того, может возникнуть конкуренция со стороны товаров — заменителей и конкуренция с импортными товарами. Однако все это — скорее потенциальная возможность конкуренции, а не сама конкуренция. С целью охраны конкуренции и ограничения монополий начинает выступать государство, как дееспособный законодательный субъект рынка. В результате формируется третий тип товарного хозяйства— смешанный рынок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...