Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВОПРОС 15. Смешанный рынок и конкуренция. Модели несовершенной конкуренции.




Смешанный рынок — это такое хозяйство, когда в качестве полноправного субъекта действует государство, регулирующее отношения между спросом и предложением. При этом возможны варианты: а) жестко контролируемый государством рынок (квази — рынок); б) мягко регулируемый государством рынок.

На исходе XIX столетия началась эпоха государственного воздействия на рынок.

Смешанный рынок — это прежде всего защита государством конкуренции. Однако прежнюю свободную конкуренцию невозможно было вернуть при условии господства крупных промышленных предприятий. Смешанный рынок создает условия для новой разновид­ности конкуренции, сочетающей в себе одновременное существование монополий и возможность конкурентной борьбы, соперничества в относительно равных условиях для всех участников рыночной экономики. Опыт развитых стран показывает, что такой цели можно достичь, создав условия для несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция — это соперничество субъектов рынка при наличии монополий. Но монополии при этом должны быть в определенной степени ограничены.

Несовершенная конкуренция – рынок на котором два и более продавца, обладая некоторым контролем над ценой конкурирует между собой за продажу.

Несовершенная конкуренция выступает в двух разновидностях (моделях). Рынок несоверш. конкуренции бывает нескольких видов: 1) рынок монополистич. конк. 2) рынок олигополистич. конкур. 3) рынок монополии.

1) Монополистическая конкуренция - это соперничество между относительно большим числом фирм, действующих в одной отрасли хозяйственной деятельности, каждая из которых является своего рода
монополией. Признаки рыночной ситуации, обес­печивающей возможность монополистической конкуренции: а) достаточно большое число фирм в отрасли; б) дифференциация продукции и условий их продажи; в) невозможность тайного сговора по ценам, невозможность установления единой господствующей цены на отраслевой товар; г) относительно легкое вступление в отрасль всем желающим предпринимателям;
д) сочетание ценовых и неценовых методов конкурентной борьбы. В смешанном рынке каждая из множества фирм в отрасли может выступать как мини — монополия. Монополистическая конкуренция
означает появление в отрасли множества товаров, являющихся как бы заменителями друг друга. Предлага­емое разнообразие видов товаров позволяет покупателям осуществлять покупку в соответствии со своей потребностью и платежеспособностью.

Вход на рынок монополистич. конкур. затруднен, но возможен.

2) Олигополия - борьба между незначительным количеством крупных фирм в одной отрасли. Таких крупных фирм в отрасли может быть не менее двух (дуополия). Товары, выпускаемые крупными производителями, могут быть одинаковыми (стандартизированными) или же различными (дифференцирован­ными).

В условиях олигополии крупные фирмы могут вести себя по — разному: не учитывать поведение других производителей, как и при совершенной конкуренции; пытаться предвидеть поведение других производителей; вступать в сговор с другими производителями (во многих странах — это противозаконно). Крупные предприятия в условиях олигополии могут использовать четыре варианта формирования рыночных цен. 1) различные конкурирующие цены. Каждая из господству­ющих фирм может повышать или понижать цену, не обращая внимания на остальных. 2) жесткие монопольные цены, основанные на явном или тайном картельном соглашении. 3) лидирующая монопольная цена, когда фирмы ждут установления цены одной из действующих фирм и следуют за нею. 4) планомерно формируемая цена, основой которой служат средние издержки производства крупных производителей.

Экономические последствия олигополии довольно противоречивы. Олигополия имеет определенные преимущества перед чистой монополией: способность и желание крупных фирм к освоению достижений научно-технического прогресса; высокое качество товаров; более низкие цены; высокий уровень производства и занятости рабочей силы. Вступление в олигополистические отрасли — дело очень сложное поскольку существуют барьеры входа и выхода.

В условиях несовершенной конкуренции применяются преимущественно неценовые методы соперничества.

Конкуренты используют показатели своих товаров, виды обслуживания и рекламу. Конкурентоспособность товара обеспечивается технологическим превосходством, высоким качеством и надежностью изделий, эф­фективными методами сбыта, расширением видов предоставляемых услуг и гарантией покупателю, льготными условиями оплаты, добросовестной рекламой и другими способами.

3) Монополия – это тип отраслевого рынка, на кот. единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей.

Монополизм осуществляет полный контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль.
при монополии существуют запретительно высокие барьеры входа в отрасль.

Главной причиной возникновения монополий явл. концентрация пр-ва. Кроме того, имеется 3 источника возникновения монополий: 1) технические соображения. 2) прямая или косвенная правительственная поддержка, частный сговор.

Сущ. различные виды монополий. 1) естественные монополии – формируются на основе технологических потребностей развития производительности общества. и при высоком уровне концентрации пр-ва. 2) искусственные монополии возникают на основе сговора или под давлением конкуренции. 3) случайные монополии явл. рез-ом ограничен. во времени превышения спроса над предложением.

Ключевой целью монополий явл. достижение max возможного дохода путем контроля над ценой или объемами производства.

Ср-ом достижения этой цели явл. монопольная цена, кот. обеспечивает монопольно высокую прибыль.

Монопольный рынок защищен входными барьерами,кот. препятствуют проникновению конкурентов на монополизированный рынок.

К ним относятся: 1) высокая стоимость товара, производимого в данной отрасли. 2) патентная защита пр-ва.

Монополия явл. достаточно противоречивым явлением, поскольку последствия монополизации рынка неоднозначны.

Отрицательные последствия монополизации рынка: 1) монополия уничтожает конкуренцию посредством установления входных барьеров. 2) в условиях монополиз. рынка сокращ. выпуск товара и услуг и устанавл. монопольно высокие цены. 3) монополиз. приводит к неравенству доходов и снижению жизненного уровня населения. 4) монополии не способствуют рахвитию и внедрению пр-ва в достижениях научно-технического процесса.

Положительные последствия монополизации рынка: 1) для монополии хар-на эффективность использования капиталов. 2) может осуществлять планируемую стратегию борьбы за потребителя. 3) могут использовать высококачественные сопутствующие товары, что позволяет увеличить отдачу от используемых ресурсов.

Поскольку монополиз. рынков наносит ущерб и вред потребителям и явл. в принципе нежелательным явлением, то в условиях рыночной экономики сложилась совокупность факторов, ограничивающих власть монополий.

Так, например, экономические факторы, ограничивающие власть монополий, кот. присущи самому рынку.

1) Появление товаров – заменителей. 2) интернационализация рынка – появление на рынке производителей и иностранцев. 3) частая смена приоритетных для потребителя товаров, кот. связана с развитием НТП.

На сегодняшний день сложились административные меры ограничения власти монополий.

К ним относятся: 1) антитрестовское законодательство, кот. препятствует тайным сговорам, направленным на поддержание монопольн. цен и установление контроля над предлож. 2) принудит. демонополизация. 3) налоговая политика, в кот. заставляют снижать монопольные цены.

Для поддержания конкурентной среды гос-во разрабатывает свод антимонопольных законов. К основным направлениям антимон. законод-ва относят: 1) контроль за соблюдением антимопольн. Требований при создании реорганизации и ликвидации предприятий. 2) контроль за крупными продажами и покупками акций, кот. могут привести к доминирующему положению в хозяйствующей среде. 3) предоставление льготных кредитов, а также ум. налогов или освобождение от них предприятий, кот. впервые вступили на данный рынок. 4) финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров с целью устранения доминирующего положения некоторых предприятий и прочее.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...