Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Костюм раннего Средневековья (романский период 9-12 вв. )

ЕВРОПЕЙСКИЙ КОСТЮМ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Вместе с падением в 5 веке н.э. Древнего Рима исчезло навсегда рабовладельческое общество и погибла античная цивилизация. В течение многих веков на территории теперешней Европы не было сколько-нибудь устойчивых государственных объединений. Они часто возникали и также быстро погибали.

Средневековые государства возникали на основе новых экономических отношений – феодальных, при которых основными силами общества являлись феодалы и находящиеся в крепостной зависимости от них крестьяне. После принятия христианства огромную роль в жизни людей играла церковь.

Для средневекового общества очень важным элементом его структуры была сословная иерархия. Сословные различия найдут свое выражение и в костюмах.

История культуры феодального общества делится на два основных периода – раннее средневековье (9-12 вв.) и позднее средневековье (12-15 вв.).

В период раннего средневековья в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве складывается романский стиль. Как в архитектуре, так и в костюме романский стиль сложился благодаря скрещиванию двух культур – римской, античной и местной, варварской.

Характерная особенность романского стиля (в архитектуре) тяжеловесность, массивность форм. Спокойные, монументальные формы романского стиля находятся в гармоничном единстве с решением костюма того времени.

Однако, чтобы понять происхождение европейского костюма, следует обратиться к одежде народов заселявших европейские окраины Римской империи, и к одежде завоевателей – варваров, пришедших с Востока.

Основными частями одежды варваров были рубашки и штаны, из грубых, плохо обработанных тканей. Для последующего ра звития европейского костюма элементы именно этой варварской одежды сыграли решающую роль. На их основе сложился новый тип одежды – трико, то есть, повторяющей формы человеческого тела (полностью или частично), который на протяжении нескольких столетий был основным в европейском костюме.

В период раннего средневековья складывается рыцарское сословие, значение которого в эпоху средневековья было достаточно велико. Средневековое рыцарство явилось одним из главных факторов, оказавших влияние на образование европейского мужского костюма. Напряженная жизнь военной рыцарской среды превращало рыцарские доспехи всвоего рода форму, с которой рыцарь редко расставался. И бытовой костюм развивался в тесной взаимосвязи с видоизменениями рыцарских доспехов.

После крестовых походов оживляется торговля, развиваются ремесла, растут города. Города быстро отстраиваются. На центральных площадях возводятся величественные соборы, ратуши – центры городского управления. В архитектуре и прикладном искусстве складывается готический стиль. Возникший на основе романского, готический стиль, однако, сильно от него отличается. Преобладают вытянутые вверх легкие, изящные формы. Конструкция готических сооружений состоит из сложной системы стрельчатых арок и опор –столбов, которые составляли как бы скелет здания, заполненный тонкими стенами или витражами. Основные черты готического стиля получили отражение и в костюме.

Средневековье создало свой идеал человеческой красоты. Согласно светским представлениям считалось красивым, чтобы женщина была высокой, с золотистыми локонами, темными, но не сросшимися бровями, узкой талией. Подчиняясь этикету, женщины должны были ходить мелкими шагами, опустив глаза, слегка склонив голову, умело подхватывать платье, не волочя его по земле и т.д.


 

КОСТЮМ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (РОМАНСКИЙ ПЕРИОД 9-12 ВВ.)

В этот период покрой всех одежд был очень прост и примитивен, преобладали накладные одежды. Обертывались вокруг тела только плащи. Костюм романского периода продолжает тенденции византийского костюма по форме, но имеет уже ряд отличий. Одежда становится более прилегающей, яснее обозначается фигура, костюм приобретает более строгий характер, почти отсутствуют украшения.

Тело старались закрыть как можно плотнее. Вольность в костюме, недостаточная его «закрытость» преследуется церковью, как проявление язычества, как «дьявольскоепонущение». Светская одежда стала почти точно такой же, как носили монахи. Различие между мужской и женской одеждой было очень не значительно.

Классовое различие в одеждах проявлялось, главным образом, в качестве ткани и драгоценности отделки, а не в форме костюма.

Мужской костюм. Одежда состояла из двух туник, надетых друг на друга. Туника всегда опоясывалась, а над поясом иногда был напуск. Длина могла быть различной: до колена, до середины икры или до пола. Нижняя туника – камиза – была с длинными цельнокроеными рукавами, а верхняя котта – могла быть без рукавов или с короткими широкими рукавами, изпод которых виднелись рукава камизы. Котту шили из более дорогих тканей, чем камизу. Во время холодов сверху носили плащи.

В отличии от римлян и греков мужчины обязательно носили штаны, исконно варварскую часть костюма. Штаны были или длинными, до щиколотки, узкими, но не облегающими, или в виде чулка-трико, туго облегающего ногу.

Обувью служили мягкие башмаки, без твердой подошвы, с заостренным носком, сшитые из ткани или цветной кожи.

Прическа была примитивной: волосы подстрижены вокруг головы до мочек ушей, а спереди – челка.

Женский костюм, как и мужской состоял из двух туник, надетых одна на другую, только эти туники были длинными, до щиколотки. Под нижнюю тунику надевали полотняную камизу-рубашку. Туники назывались котта и сюрко.

Рукава у котты были длинные и узкие; у сюрко – иногда короткие и широкие, а иногда их совсем не было. Сюрко подпоясывали поясом, опускающимся на бедра. Верхней одеждой служили длинные полукруглые плащи ярких расцветок.

Обувь из цветной кожи имела вид закрытых туфель на мягкой подошве без каблуков.

Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Украшениями служили фибулы, пояса, головные обручи.

Интересным явлением, характеризующим ярко выраженную классово-сословную структуру феодального общества, было создание специальной «гербовой одежды». Начиная с конца 12 века рыцарские гербы, возникшие как средство различить между собой закованных в доспехи рыцарей, превращаются постепенно в родовые знаки, которые имеют постоянное изображение и традиционные цвета.

Как правило, гербы рисовали в две, три или четыре краски и цвета герба стали переносить на одежду. В одежду цвета гербов и с их изображением имели право одеваться члены рода данного феодала, а вассалы и слуги должны были носить одежду или цвета герба, или другого специально выбранного цвета. Перенесение цветов поля герба на одежду создавало пестрые «лоскутные» костюмы, когда каждая половина одежды или рукава были разных цветов. Позже этот обычай распространился и на одежду горожан. Впоследствии из гербовой одежды вассалов произошла ливрея слуг дворянства.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...