Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация инноваций как объектов интеллектуальной собственности




 

 

Иные объекты промышленной собственности: средства индивидуализацииорганизаций и производимой ими продукции (фирменные наименования, указания происхождения или наименования места происхождения товара, доменные имена),права по пресечению недобросовестной конкуренции, рацпредложения, доброе имя фирмы, деловые связи, software фирмы, право пользования природными ресурсами

Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой отрасли народного хозяйства, дающее положительный эффект. Решение признается новым, если до даты приоритета заявки сущность его не была нигде (ни в стране, ни за рубежом) раскрыта настолько, что было бы возможно его осуществление. Положительным эффектом обладают и те изобретения, которые не дают экономии, но улучшают эксплуатационные качества изделия, облегчают труд, обеспечивают безопасные условия труда и т. п.

Объекты изобретения:


• устройство;

• способ;

• вещество;

• штамм;

• культуры клеток растений и животных;

• применение перечисленных объектов по новому назначению.


 

Полезная модель - это конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей (малое изобретение, т.к она должна отвечать критериям новизны и промышленной применимости, но имеет недостаточный для изобретения изобретательский шаг).

Промышленный образец - это художественно-конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид, вкл. технический дизайн (эргономические хар-ки продукта) и эстетический дизайн (внешняя привлекательность, цвет, текстура, форма продукта).

 

44. Критерии патентоспособности

Для управления инновационными процессами принципиально необходимо, чтобы патентоспособное изобретение имело правовую охрану. Для этого оно должно отвечать трем основным критериям: быть новым, иметь изобретательский уровень и быть промышленно применимым.

Наименее проблемным из упомянутых критериев является промышленная применимость, т.е. возможность использования изобретения в различных отраслях экономики и сферах деятельности (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, образовании, здравоохранении и т.п.). Этот критерий означает, что нельзя запатентовать невоспроизводимый объект, обладающий уникальными, не повторяющимися в природе особенностями (например, непатентоспособна геотермальная электростанция, приспособленная исключительно к геологическим особенностям конкретного вулкана). Новизна означает, что изобретение должно быть неизвестным ранее, т.е. оно не должно быть общедоступным (открытым, гласным), а также не должно быть раскрытым каким-либо образом где-то в мире до даты приоритета изобретения. Наличие изобретательского уровня является, по-видимому, наиболее сложным критерием патентоспособности изобретения. Этот критерий формулируется по-разному в патентных законах разных стран: «изобретательский уровень», «изобретательский шаг», «неочевидиость» и т.п. Изобретение имеет изобретательский уровень, если, сравнивая с тем, что уже было известно, никому с хорошими знаниями и опытом в соответствующей области этот изобретательский шаг не должен быть непосредственно очевидным. Другими словами, этот критерий означает наличие в изобретении творческого начала. Поэтому оценка по этому критерию, как правило, наиболее сложна, и именно она порождает большинство споров относительно патентоспособности изобретений.

 

45. Особенности правовой защиты инноваций полезных моделей

Цели и задачи правовой защиты инновации как объектов интеллектуальной собственности:

- получение ин.пред-ями, монопольно владеющими объектами инт.собст-ти, технологической ренты,

- поддержка конкурентных преимуществ организаций, осуществляющих инновационную деятельность (препятствует получению конкурентами выгод от результатов ин. деят-ти без осуществления затрат на разработку и реализацию инноваций),

- коммерческая реализация инноваций (позволяет покупать и продавать инновации аналогично тому, как покупаются и продаются другие товары),

- разработка эффективных стратегий на рынках лицензий,

- улучшение инновационного климата,

- стимулировать инновационную деятельность хозяйствующих субъектов,

- интенсифицировать процессы трансферта технологий.

Несовершенство подходов и методов управления интеллектуальной собственностью может приводить: - к снижению инвестиционной активности в наукоемких, высокорисковых отраслях, определяющих в конкурентоспособность национальной экономики;

- может создавать угрозу здоровью людей в результате потребления поддельной продукции;

- приводить к росту криминализации общества, увеличению безработицы в результате сокращения легального производства и т.п.

 

Правовая охрана изобретения осуществляется с помощью патента - документа, удостоверяющего авторство изобретения и предоставляющего его владельцу исключительное (монопольное) право на использование изобретения в течение 20 лет с даты приоритета.

Для защиты инноваций существенную роль играет дата приоритета, т.е. та дата, которая служит основанием для установления первенства заявителя в отношении объекта промышленной собственности (приоритет, как правило, устанавливается по дате подачи первой правильно оформленной заявки).

Обладание патентом означает, что никто не имеет нрава использовать данную интеллектуальную собственность (изобретение) без согласия владельца патента, а согласие может даваться путем выдачи лицензии. Применение запатентованных средств в личных целях без получения дохода не является нарушением исключительного права патентообладателя.

 

Объект интеллектуальной собственности Согласно ГК РФ
Срок действия исключительных прав Возможный срок продления
Изобретение 20 лет -
Полезная модель 10 лет Максимум 3 года
Промышленный образец 15 лет Максимум 10 лет
Произведение В течение жизни автора и 70 лет после смерти  

 

Однако права, даваемые патентом, не реализуются автоматически. Следить за соблюдением этих прав посредством выявления того, не нарушил ли кто-либо патент, - это дело собственника. По требованию патентообладателя нарушение патента должно быть прекращено, а нарушитель обязан возместить убытки патентообладателю в соответствии с действующим законодательством.

 

Полезная модель - это конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Из определения полезной модели следует, что объектом защиты в этом случае могут быть только устройства.

Полезную модель часто называют малым изобретением, так как она должна отвечать критериям новизны и промышленной применимости, хотя имеет невысокий творческий уровень (недостаточный для изобретения изобретательский шаг). Возможность и механизмы быстрой и дешевой правовой защиты конструктивных разработок существенно влияют на эффективность деятельности малых и средних инновационных предприятий.

В рамках ГК РФ срок действия исключительного права на полезную модель и удостоверяющего это право патента составляет 10 лет, причем патент может продлеваться федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по заявлению патентообладателя на срок, указанный в заявлении, но не более чем на три года. - срок в 4 раза меньший, чем для изобретения, но намного более простойым и дешевый механизм зашиты. В условиях жесткой конкуренции и быстрого обновления потребительского рынка этого срока нередко оказывалось достаточно. Однако представляется, что увеличение сроков правовой охраны полезной модели должно сыграть стимулирующую роль, активизирующую инновационную деятельность.

Заявка на полезную модель подвергается только формальной экспертизе, т.е. процедура выдачи патента на полезную модель носит явочный характер; проверка на соответствие критериям охраноспособности экспертным путем не проводится. Естественно, что размер пошлин за получение и поддержание свидетельства на полезную модель значительно ниже размера пошлин в случае защиты изобретения. Преимуществом процедуры защиты полезной модели является также быстрота: патент может быть получен заявителем через полгода. К недостаткам можно отнести меньшую надежность и потенциально большую частоту оспаривания правомерности выдачи патента.

Чтобы устранить этот недостаток, заявителю и третьим лицам предоставляется право ходатайствовать о проведении патентным ведомством информационного поиска по заявке с целью оценки охраноспособности полезной модели, в первую очередь ее новизны. Механизм информационного поиска позволяет инновационным предприятиям принимать гибкие управленческие решения относительно защиты результатов инновационной деятельности. Например, в зависимости от оценки изобретательского уровня, полученной на основе результатов информационного поиска, возможна трансформация заявки на полезную модель в заявку на изобретение (как подчеркивалось выше, возможна и обратная трансформация).

Хотя институт полезных моделей в нашей стране был введен относительно недавно, в других странах он возник довольно давно (в Германии - в 1891 г.). На уровне международного права полезные модели стати предметом охраны в 1911 г., когда были включены в статью Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Поэтому важно учитывать международный опыт защиты этих объектов интеллектуальной собственности.

 

46. Особенности защиты средств индивидуализации на рынках инновационной продукции

В управлении инновационными процессами все большее значение приобретают вопросы защиты таких объектов промышленной собственности, как товарные знаки и знаки обслуживания, а также фирменные наименования и доменные имена, которые относятся к средствам индивидуализации организаций и производимой ими продукции. Это связано с тем, что одним из важных результатов осуществления инновационной деятельности является хорошая репутация предприятия, благоприятное мнение потребителей о качестве и других достоинствах его продукции. Репутация предприятия может рассматриваться как его нематериальный актив, дающий определенное конкурентное преимущество. Поэтому актуальной задачей управления инновационной деятельностью является защита хорошей репутации предприятия и его продукции, которая может принимать форму охраны товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований. Такая охрана лишает производителей подделок инновационных товаров возможности получать конкурентное преимущество, завоеванное усилиями инновационного предприятия, не тратя средства на научные исследования и разработки, технологические работы, проведение промышленных испытаний, маркетинг, рекламу, подготовку и переподготовку кадров, другие виды инновационной деятельности.

Для выделения товаров и услуг своего предприятия, их идентификации, четкого указания на источник происхождения продукции, для донесения до потребителя информации о качестве и других значимых характеристиках товаров и услуг инновационные предприятия активно используют товарные знаки и знаки обслуживания, т.е. обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Традиционно товарные знаки были связаны с готовым продуктом, на упаковку которого они проставлялись. В условиях быстрого роста сферы услуг предприятия этих отраслей также стали использовать свои индивидуальные знаки - знаки обслуживания. Однако заметим, что в ряде стран нет отдельного термина для знаков предприятий сферы услуг. Поэтому часто понятие «товарный знак» толкуется широко, т.е. используется и для сферы услуг. Мы тоже для краткости будет применять понятие «товарный знак» в расширительном смысле.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. В качестве словесных товарных знаков могут выступать искусственные слова, образуемые по принципу легкости запоминания (например, Xerox), аббревиатуры (IBM, МФТИ), имена, существующие слова, цифры. По оценкам специалистов, примерно 80% товарных знаков в мире являются словесными. Примером известного изобразительного товарного знака является трехлучевая звезда фирмы «Мерседес». Но, по мнению многих специалистов, наиболее эффективны комбинированные товарные знаки, состоящие из словесных и изобразительных элементов. Таким образом, товарный знак может быть словом, надписью, монограммой (сплетение, вязь из двух или нескольких букв в виде вензеля), рисунком, логотипом (графический символ, эмблема) или их комбинацией.

Следует отметить, что объемные товарные знаки (изображения в трех измерениях) часто защищаются одновременно и в качестве промышленного образца. Так, этикетка может быть зарегистрирована и в качестве товарного знака, и в качестве промышленного образца, поэтому ее иногда относят к так называемым смежным объектам промышленной собственности.

Процесс экспертизы заявки на товарный знак включает два этапа: предварительную экспертизу (проверка соответствия содержания заявки установленным требованиям) и экспертизу заявленного обозначения (проверка соответствия заявленного обозначения определению товарного знака).

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Другими словами, владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Регистрация товарного знака действует в нашей стране в течение 10 лет, считая с даты поступления заявки в орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Но срок действия товарного знака по ходатайству владельца и после уплаты установленной пошлины может быть продлен на 10 лет, причем количество таких продлений не ограничено. В мировой практике известны товарные знаки, действующие более ста лет.

Заметим, что правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. По заявлению лица, считающего используемый им товарный знак общеизвестным, этот товарный знак (или даже обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ) по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности может быть признан общеизвестным в РФ, если в результате интенсивного использования товарный знак стал широко известен среди соответствующих потребителей. Такой товарный знак вносится в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков.

Рядом с товарным знаком его владельцем может проставляться предупредительная маркировка ®, указывающая на то, что применяемое обозначение является зарегистрированным товарным знаком.

Поскольку рынки многих инновационных продуктов и услуг носят глобальный, мировой характер, постольку принципиальное значение имеет участие России в международных соглашениях, касающихся товарных знаков, в первую очередь это - Парижская конвенция но охране промышленной собственности (1883) и Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (1891).

Бросающийся в глаза, отличный от других товарный знак может быть неотъемлемой частью маркетинговой стратегии инновационного предприятия. Поэтому профессиональная разработка товарного знака может представлять собой надежные инвестиции в будущее.

Необходимо отметить, что организация может владеть несколькими товарными знаками и использовать их для идентификации различных классов своей продукции. При этом каждая организация имеет специальное, так называемое фирменное наименование, которое состоит из двух частей: произвольной части, являющейся собственно наименованием, и обязательной части, которая однозначно определяет его организационно-правовую форму.

Правовые режимы охраны фирменных наименований в разных странах характеризуются большим разнообразием. Право на фирменное наименование относится к числу имущественных прав, оно не может быть отделено от предприятия. Поэтому невозможны лицензирование фирменного наименования или его продажа без продажи предприятия.

Для эффективной защиты инновационного предприятия от недобросовестной конкуренции важно правильно использовать в коммерческих целях фирменное наименование и товарный знак. Во многих случаях эффективной оказывается защита товарного знака, который полностью повторяет слово или словосочетание, образующее произвольную часть фирменного наименования (например, предприятие с фирменным наименованием «ООО "Спектр"» регистрирует товарный знак «Спектр»). Нередко произвольная часть фирменного наименования является словесным элементом комбинированного товарного знака, включающего и изобразительный элемент. Ряд организаций в качестве товарного знака регистрируют аббревиатуру произвольной части своего фирменного наименования.

Таким образом, сочетание фирменного наименования организации с товарным знаком, проставляемым на его инновационной продукции, является эффективным управленческим шагом для защиты результатов инновационной деятельности организации, ее коммерческого успеха.

Здесь важно отметить, что впервые в российском законодательстве была предпринята попытка введения права на доменное имя, которое способствует развитию на основе интернет-технологий таких важнейших нематериальных ресурсов инновационных организаций, как имидж, репутация, продвижению их торговых марок в сети Интернет.

 

47. Ноу-хау. Срок действия исключительного права на ноу-хау

Секретом производства (ноу-хау) согласно ГК РФ признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Другими словами, атрибутами ноу-хау являются:

• коммерческая ценность;

• секретность, т.е. неизвестность третьим лицам;

• ограниченность доступа на основе режима коммерческой тайны. Таким образом, для возникновения и осуществления исключительного права на секрет производства регистрации такою секрета не требуется. При этом лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемою секрета производства, приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства.

Какое срок действия исключительного права на ноу-хау?

Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента уграты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.

Исключительное право на служебное ноу-хау, т.е. результат интеллектуальной деятельности, способный к правовой охране в качестве секрета производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, согласно ГК РФ принадлежит работодателю.

 

48. Принципы разработки лицензионной политики

Целью инновационной деятельности организаций может быть не только выход на рынок с новыми, инновационными продуктами и услугами, усовершенствование уже освоенной продукции, повышение эффективности применяемых технологий, но и получение прибыли от продажи самих инноваций.

Согласно экспертным оценкам, в настоящее время в мире среднегодовые темпы роста торговли лицензиями в 3-4 раза выше темпов развития товарных рынков, что в целом позволяет ускорить темпы научно-технического развития. Разработка лицензионной политики инновационной организации предполагает решение ряда управленческих проблем, что, в свою очередь, позволяет выработать эффективную стратегию поведения организации на рынках лицензий. К таким проблемам относятся:

• определение формы предоставления права на использование инноваций другим хозяйствующим субъектам;

• оптимизация временных и территориальных характеристик передачи прав;

• определение стоимости лицензий и схемы лицензионных платежей и др.

49. Оценка стоимости интеллектуальной собственности

рекомендуется проводить на основе использования различных подходов и обоснованного обобщения результатов расчета, полученных при использовании различных методов в рамках каждого из подходов:

• формулировку цели оценки стоимости инновации и планируемого использования результатов оценки;

• описание допущений, ограничений и всех возможных особых обстоятельств;

• описание условий, существенных для выполнения оценивания и понимания полученных результатов;

• описание инновации как объекта оценки (область применения, функциональные, технологические, экономические и другие характеристики);

• описание правомерности использования оцениваемого объекта (при наличии правоустанавливающего документа - указание его реквизитов);

• описание инновационной продукции, производимой с использованием оцениваемого объекта;

• описание результатов анализа рынка продукции, производимой и реализуемой с использованием оцениваемой инновации;

• описание источников получения доходов (выгод) от использования оцениваемого объекта и др.

при определении рыночной стоимости интеллектуальной собственности следует руководствоваться следующими принципами:

• полезности (рыночную стоимость имеют такие объекты, которые способны удовлетворять конкретные потребности при их использовании в течение определенного периода времени);

• спроса и предложения (рыночная стоимость объекта интеллектуальной собственности зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей);

• замещения (рыночная стоимость объекта не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности);

• ожидания (рыночная стоимость объекта зависит от ожидаемой величины, продолжительности и вероятности получения доходов/выгод, которые могут быть получены за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании);

• изменения (рыночная стоимость объекта интеллектуальной собственности изменяется во времени и определяется на конкретную дату);

• внешнего влияния (рыночная стоимость объекта зависит от внешних факторов, определяющих условия их использования, например обусловленных действием рыночной инфраструктуры, международного и национального законодательства, политикой государства в области интеллектуальной собственности, возможностью и степенью правовой защиты и др.);

• наиболее эффективного использования (рыночная стоимость интеллектуальной собственности определяется исходя из наиболее вероятного использования интеллектуальной собственности, являющегося экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым, в результате которого расчетная величина стоимости интеллектуальной собственности будет максимальной; при этом отмечается, что наиболее эффективное использование интеллектуальной собственности может не совпадать с ее текущим использованием).

 

50. Основные составляющие разработки инновационных управленческих решений

Управленческое решение

- главный инструмент выработки и реализации эффективной концепции менеджмента

- как и коммуникации связующий компонент инновационного менеджмента, т.к. проявляется практически во всех его предметных функциях. Управленческие решения в инновациях могут приниматься интуитивно или на основе научного подхода.

Интуитивный способ основывается на эмоциональном восприятии и оценке ситуации и предполагает наличие у менеджера профессиональных знаний и значительного практического опыта. Именно эти факторы обеспечивают взвешенность и рациональность принимаемых решений.

Научный подход, являющийся фундаментальной основой менеджмента, рассматривает принятие управленческого решения как целостный процесс, содержание которого позволяет изучить возникшую проблему, проанализировать возможные варианты ее решения и выбрать наиболее эффективный из них.

 

Принятие решений в инновационном менеджменте (ИМ) - циклический процесс, в котором исходная инфо-ия о состоянии деятельности трансформируется в направленные воздействия на объект управления с целью приведения его в желаемое или требуемое состояние.

 

 

 

Определение проблемы решения - точное и объективное фиксирование состояния объекта управления на основе сбора исчерпывающей информации. Источником информации для повторяющихся исполнительских решений выступает планово-отчетная документация о ходе выполнения инновационных проектов. Концептуальные разовые решения требуют, как правило, специального информационного обеспечения на базе маркетинговых исследований, аналитических обзоров конкурентов и пр.

Оценка ситуации: процедуры сопоставления фактического состояния инновационной деятельности с требуемым или предусмотренным соответствующим планом. Наличие расхождений означает появление угрозы возникновения проблемы, требующей управленческого решения.

Под проблемой в менеджменте принято понимать оценку функционирования управляемого объекта при затруднении достижения поставленных целей в настоящем или будущем. Оценка ситуации должна не только выявить наличие или отсутствие отклонений в деятельности ИП (инн.пред-ия), но и в случае существования последних определить степень их опасности для функционирования предприятия. Многие из текущих отклонений могут быть компенсированы менеджером в оперативном порядке, без специальных управленческих решений. Оценка ситуации должна не только выявить наличие проблемы, но и определить необходимый иерархический уровень ее решения в менеджменте ИП. Для этого в ходе оценки ситуации выясняются конкретные причины, вызвавшие возникшие отклонения, определяются возможные сферы и последствия их влияния на деятельность ИП. Сложность идентификации проблемы в инновациях усугубляется недостаточностью релевантной информации и вероятностным характером проводимых НИОКР.

Формулирование проблемы для управленческого решения должно содержать характеристику ситуации, описание ее масштабов (пространственных и временных), указание причин и определение уровня решения. Формирование альтернатив начинают с установления граничных областей поиска возможных решений, которые задаются двумя компонентами: критериями оценки альтернатив и принятыми ограничениями реализации решений.

Совокупность критериев оценки и принятых ограничений определяет поле будущих решений и способствует адресности генерирования альтернатив.

Критерии оценки альтернатив могут задаваться качественными (имидж, устойчивость ИП, демонстрация потенциала и пр.) или количественными (затраты, научно-технический уровень, конкурентоспособность и пр.) параметрами. Чаще всего критерии оценки альтернатив решений формулируются в виде параметров экономической эффективности инноваций. Ограничения определяются по всем внешним и внутренним факторам решения инновационной проблемы. К внутренним факторам решения относятся внутрифирменные ограничения: по целям и принятой стратегии инноваций, ресурсам, организационной структуре ИП, условиям финансирования и пр. Внешние факторы отражают рамочные условия деятельности ИП. Следует различать постоянные, не зависящие от ИП, факторы внешней среды, например система налогов, таможенная и кредитная политика государства, экологическая среда и пр., и переменные факторы, на которые ИП может оказывать влияние, например партнеры по кооперации, поставщики, потребитель, кредитные организации.

Генерирование вариантов альтернатив решения осуществляется на базе принятых ограничений и с учетом сформулированных критериев их оценки. Для формирования альтернатив, как уже отмечалось, могут использоваться индивидуальные или коллективные процедуры. В теории и практике менеджмента используется достаточно много разнообразных методов формирования управленческих решений, основанных на моделировании инновационных процессов, их прогнозировании, построении «дерева целей», морфологическом анализе ситуации и пр. Применение методов должно быть направлено на формирование возможно большего количества допустимых вариантов решения проблемы. Под допустимым понимается любой вариант решения проблемы, удовлетворяющий принятым ограничениям и обеспечивающий достижение поставленной цели. Принятие решения осуществляется на основе сравнительной оценки допустимых вариантов и выбора наилучшего с точки зрения установленных критериев. Методы сравнительной оценки вариантов инновационных решений подробно рассмотрены в гл. И. Заключительный этап принятия решения предусматривает организацию контроля за его реализацией и оценку фактических итогов выполнения предусмотренных решением мероприятий.

 

 


[1] Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.

[2] Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...