Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лучшие дела – дела постоянные




 

Лучшие дела – это постоянные дела, даже если они маленькие, и не нужно смотреть на их количество, величину. В хадисе, рассказывающем о ночном переносе пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на небо, сказано, что он встретил там Ибрагима (мир ему), который сказал: «Мухаммад, передай своей общине приветствие от меня, и сообщи им, что земли Рая благодатны, воды ее пресны и прозрачны. Саженцы для ее долин – это слова: «субханаллахи уа бихамдихи субханаллахи-ль-Азым (Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Всевышнему!)»[23]. Эти слова не большие и не займут много времени, но после того, как человек произнесет их, в раю для него вырастает дерево, а когда он умрет и войдет в рай, то увидит очень много деревьев в своем саду. Несмотря на то, что это небольшие слова, все же не нужно умалять их достоинства, а наоборот необходимо произносить, зная им цену и делать это нужно постоянно. Если сейчас мы хотим придерживаться какой-либо программы, то первое, что можно сделать, так это каждый день в течение одной минуты повторять слова «субханаллахи уа бихамдихи субханаллахи-ль-Азым (Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Всевышнему!)». Попробуем выполнять эту программу в течение года, ведь чтобы произнести их нам достаточно одной минуты. Мы можем произносить эти слова в машине, автобусе, возвращаясь домой, в мечети и в других местах. Ведь каждый из нас скажет, что это дело несложное, легкое, но я думаю, что это тяжело, так как трудность состоит не в произнесении этих слов, а в системности и постоянстве. Но, если человек будет знать и напоминать себе, что каждый день при произнесении слов «субханаллахи уа бихамдихи субханаллахи-ль-Азым» (Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Всевышнему!) в его райском саду будет посажено несколько десятков деревьев, то для него это будет ценно. А если он будет знать, что за год в его саду будет посажена тысяча деревьев, то можно радоваться этому. И если Аллах примет хотя бы одно поминание, то это значит, человек войдет в рай и это будет для него легкой дорогой. Передает Ибну ʼАсакир от Хишама бну Яхьи от его отца, рассказывающего, что когда Абдуллах бну ‘Умар был дома, в его дверь постучал нищий. Сын Абдуллаха открыл дверь и человек попросил милостыню. Абдуллах бну ‘Умар приказал сыну отдать ему один динар. Когда нищий ушел, сын Абдуллаха сказал: «О, отец! Да примет Аллах вашу милостыню!» Ибну ‘Умар ответил ему: «Если бы я знал, что Аллах принял хотя бы один мой земной поклон или хотя бы один дирхем милостыни, то я готов умереть. Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных».

Стоит упомянуть о человеке, который никогда в своей жизни не совершал молитву, но был наставлен Аллахом. Пришел к нему иблис и сказал: «Ты всю свою жизнь не совершал молитву, а сейчас начал. Тебе нужно больше поклоняться, чтобы восполнить то, что ты пропустил за свою жизнь». Человек поверил ему и стал больше молиться, выбирая подходящие моменты. По истечении месяца он устал, ему стало это неприятно, а затем совсем оставил совершение молитвы. Из этого примера необходимо взять для себя урок и выбрать такое дело, от которого человек не устанет, а также оно должно быть несложным в выполнении, легким, но продолжительным. Метод во всех наших делах – выбрать легкое дело, но постоянно его совершать.

И мы нуждаемся в знаниях, но больше всего мы нуждаемся в способности планировать наши дела, в уважении к нашему обществу, а также, чтобы каждый предлагал то, что он в состоянии выполнить.

 

Жажда науки

 

Аллах Всевышний сказал: «Превыше всего Аллах, Истинный Царь! Не торопись читать Коран, пока ниспослание откровения тебе не будет завершено, и говори: «Господи! Приумножь мои знания» [24].

Ибну Аббас

 

После смерти пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Ибну Аббас был маленьким мальчиком. Он рассказывал: «Когда я был маленьким, у меня был друг из ансаров и я сказал ему однажды: «Идем получать знания», на что он ответил мне: «Я удивляюсь тебе Ибну Аббас, ты думаешь, что когда среди нас есть сподвижники пророка (да благословит его Аллах и приветствует), люди будут спрашивать тебя?» Я оставил его, и пошел брать знания от сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Придя к Зейду бну Сабиту, я спал у его дверей, ожидая, когда он будет выходить из дома, и тогда у меня появиться возможность получить от него знания. Выйдя из дома, он увидел меня и сказал: «Ты, Ибну Аббас! Племянник пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)! Почему ты не пришлешь за мной? Я бы пришел к тебе сам». Я ответил ему: «Не люблю, чтобы знания приходили ко мне, я люблю сам приходить к знаниям». Когда мой друг из ансаров увидел, сколько людей собирается вокруг меня, и задают мне вопросы, он сказал: «Этот мальчик был мудрее меня»[25]. За эту настойчивость и стремление Ибну Аббас был назван одним из самых знающих людей в исламе.

Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Превосходство знающего над поклоняющимся подобно моему превосходству над нижайшим из вас».

А потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, Аллах, и ангелы Его, и обитатели небес и земли, и даже муравей в своей норке и даже кит в море призывают благословения на тех, кто обучает людей благому!» [26].

Аль-кадый абу Юсуф

 

Аль-кадый[27] Абу Юсуф – ученик Абу Ханифы рассказывал, что когда умер его отец Ибрахим бну Хабиб, мама отправила его зарабатывать деньги, хотя он был еще маленьким. Абу Ханифа сказал ей: «Оставь его! Пусть он учится». Мама Абу Юсуфа ответила: «Он же сирота, у нас нет средств. Пусть он работает и прокормит нас». Абу Ханифа сказал: «Если ты сейчас оставишь его, дав возможность учиться, то в один из дней ты увидишь, как он будет кушать самую лучшую еду вместе с правителем». Однажды, когда Абу Юсуф находился на уроке, ему сообщили, что умер его сын, но он не отвлекся на его похороны и продолжил обучение. Он стал судьей и настолько был близок к халифу, что тот очень любил приглашать его к себе. В очередной раз, когда он был снова приглашен халифом, им принесли именно ту еду, о которой в прошлом упоминал Абу Ханифа. В тот момент Абу Юсуф вспомнил его слова и рассмеялся, а халиф Харун ар-Рашид спросил его: «Почему ты смеешься?» Абу Юсуф рассказал ему о словах Абу Ханифы, а Харун ар-Рашид сказал: «Вы жили тем, что видели своими глазами, а Абу Ханифа все это видел своим разумом и знанием».

 

3. Имам Аш-Шафиʼи

 

Имам Аш-Шафиʼи сказал: «Когда мне было семь лет, я знал наизусть весь Коран, а когда мне было десять лет, я знал наизусть книги «Аль-муватта». Я ходил на уроки к ученым, но у моей мамы не было денег, чтобы купить для меня бумагу. Я собирал лопатки от съеденных верблюдов и писал на них, так как они были широкими и подходили для этого. На улице я собирал разные бумаги, даже если на них было что-либо написано, я находил чистое место и писал». Также он рассказывал: «Мой учитель – Абу Халид Муслим бну Халид аз-Зинджи разрешил мне давать фатву, когда мне было пятнадцать лет и он сказал: «Давай фатву людям, клянусь Аллахом ты уже готов к этому»[28].

Ибну аби Хатим сказал: «Я слышал, как имам Аль-Музани рассказывал: «Мы спросили имама Аш-Шафиʼи: «Какова степень вашей любви к знаниям?» Он ответил нам: «Когда я слышу вопрос по фикху, то желаю, чтобы все мое тело было ухом и слышало то, что оно слышит». Мы спросили его вновь: «А как вы искали знание?» Имам Аш-Шафиʼи ответил: «Я искал знания, подобно матери потерявшей своего ребенка».

Рассказывал Аль-Хумейди: «Мы жили в оном доме с имамом Аш-Шафиʼи в Египте, он на втором этаже, а я на первом. Каждый день я видел, как в его комнате всю ночь горела лампа, но мне неудобно было зайти к нему. Однажды он почувствовал, что я переживаю за него, и позвал к себе. Когда я вошел, то увидел, что он пишет. Имам посмотрел на меня и сказал: «Всегда, когда я хочу спать, я начинаю размышлять о значениях вопросов фикха, и так проходит ночь»[29].

Аль-Музани и Ар-Рабия бну Сулейман рассказывали: «Однажды мы сидели в кругу имама Аш-Шафиʼи, и к нам подошел человек. Он спросил:

- А где можно найти доказательства религии?

- В книге Аллаха, - ответил имам Аш-Шафиʼи.

- А потом? - спросил человек.

- В сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует), - ответил имам Аш-Шафиʼи.

- А потом? - вновь задал вопрос человек.

- Согласие всей уммы, - ответил имам Аш-Шафиʼи.

- С чего ты взял, что согласие уммы является доводом? - спросил человек.

По лицу имама Аш-Шафиʼи я понял, что этот вопрос является тяжелым для него, и он сказал: «Дай мне время подумать». Имам, находясь дома, искал ответ на этот вопрос три дня, и он прочел Коран за это время девять раз.

- О, имам! Ответь на мой вопрос! - настаивал человек, вернувшись на третий день к имаму Аш-Шафиʼи.

- Аллах Всевышний сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» - ответил имам Аш-Шафиʼи.

 

Имам Ахмад бну Ханбал

 

Имам Ахмад бну Ханбал никогда не разговаривал о ближней жизни, но когда дело касалось знаний, он начинал говорить…….

Абу Дауд аль-Сиджистани

Имам Ахмад бну Ханбал знал наизусть миллион хадисов с цепочкой их передатчиков, тафсиром Корана, который делали сахабы. Говорят, что ночью ему приносили воду для обновления омовения, а когда он брал кувшин, то мог задуматься над каким-либо вопросом по шариату, прокручивая его в голове так долго, что начинался азан[30] на утреннюю молитву. Ахмад бну Ханбал вместе со своим учителем Вакией бну аль-Джаррахом выходили из мечети после ночной молитвы (иша) и всю дорогу беседовали о хадисах пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и их передатчиках. Затем они останавливались у дверей дома Вакии бну аль-Джарраха и, облокотившись на ее косяк, вели дискуссию о том или ином хадисе. Они могли стоять в таком положении до призыва на утреннюю молитву, а затем возвращались обратно в мечеть[31]. Подобную историю передает Али бну аль-Хасан бну Шакык: «После окончания ночной молитвы (иша) я выходил из мечети и в дверях остановил Абдуллаха бну аль-Мубарака, чтобы задать ему вопрос. Эта ночь была холодной, и мы сидели в дверях мечети, не заметив, как к утренней молитве пришел муэззин[32]»[33].

Аллах Всевышний говорит в Коране: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» [34].

Однажды к имаму Ахмаду пришел один из его учеников, и он отдал ему воду для совершения малого омовения, а когда наступила утренняя молитва, имам Ахмад увидел, что вода не была использована. Он спросил ученика: «Ты не совершал тахаджуд?» Ученик ответил: «Нет, не совершал. Я путник». Ахмад бну Ханбал сказал: «Это неправильно. Ученик, ищущий хадисы пророка (да благословит его Аллах и приветствует), должен совершать тахаджуд каждую ночь».

Имам Ахмад рассказывает: «Я делал все, что доходило до меня из хадисов пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и до меня дошел хадис о том, что посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сделали хиджаму[35] (кровопускание), а он заплатил за это хаджаму[36] один динар. Тогда я сделал то же самое». Даже такие элементарные поступки ученые не упускали по причине того, что их выполнял пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Рассказывают, что во времена смуты, когда люди были испытаны таким заблудшим понятием как «Коран – не слово Аллаха, а Его творение», имам Ахмад был в бегах. На три дня он спрятался у одного человека, а затем попросил его найти ему другое место, где бы он мог скрыться, но хозяин разрешил остаться у него, заверив в том, что в этом доме никто не будет искать его. Тогда Ахмад бну Ханбал сказал: «Следование пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) мы не оставили, когда нам было хорошо и мы не оставим его, когда нам тяжело». Из истории нам известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прятался от курайшитов в пещере Саур три дня.

Во время имама Ахмада жил один старый человек, переживший его в последствие. Однажды к нему пришли гости, и он сказал им: «Я хочу вас щедро угостить и кое-что показать». Он принес им листок бумаги, на котором было что-то написано подчерком имама Ахмада. Показывая эту бумагу своим гостям, он сказал: «На этом листочке имам Ахмад написал о том, что он берет в долг у меня десять дирхемов и обещает их вернуть». Причиной написания этой бумаги является случай, произошедший с имамом Ахмадом, когда он был в Мекке. Однажды он пропал из вида на три дня. Поиски привели нас в тот дом, в котором он остановился. Когда люди, желающие получить от него знания, нашли его и постучали в дверь, имам Ахмад ответил им за ней, не выходя из дома. Они спросили его о причине, по которой он скрывается и не выходит к ним, а он ответил:

-У меня только одна одежда. Я постирал ее и повесил сушить, но пришел вор и украл ее, а другой одежды для выхода к людям у меня нет.

-Мы купим тебе новую одежду, - сказали люди.

-Нет, - ответил имам Ахмад бну Ханбал.

Тогда вышел человек, рассказавший эту историю, и написал на листочке бумаги, что он дает в долг имаму Ахмаду десять дирхемов, а имам обещает вернуть их, когда у него появится возможность. Он сделал это для того, чтобы имам Ахмад бну Ханбал смог купить для себя новую одежду[37].

Однажды имам Ахмад бну Ханбал поехал в Йемен для того, чтобы встретиться с имамом Абдурразаком бну Хаммамом, но его деньги закончились, и он пошел работать носильщиком к владельцам верблюдами, прибывших в город Санаа. Они предлагали ему денежную помощь, но он отказался[38].

Сказал Ахмад бну Синан аль-Васыты: «Мне известно, что когда Ахмад бну Ханбал был в Йемене, он ради пищи отдавал в залог свои ботинки».

Люди увидели, что когда Ахмад бну Ханбал вернулся из Куфы, у него с собой было много книг, тогда они спросили: «О, Ахмад! Сколько ты еще будешь путешествовать ради знаний? Скажи нам, достаточно ли будет человеку записать тридцать тысяч хадисов, чтобы стать ученым?» Ахмад бну Ханбал промолчал. Люди вновь спросили: «А достаточно ли будет человеку записать шестьдесят тысяч хадисов?» Имам вновь промолчал. Тогда они спросили: «А сто тысяч хадисов достаточно ли будет?» Ахмад бну Ханбал сказал: «В таком случае можно сказать, что этот человек только вышел на путь знаний»[39].

Близкими друзьями имама Ахмада были Исхак бну Рахавих, знавший наизусть семьсот тысяч хадисов, а также Яхья бну Ма’ин, оставивший после себя четырнадцать кыматров[40] книг.

Человеку, желающему стать великим ученым, который делает наставление людям, а они прислушиваются к нему, который запрещает совершать какие-либо плохие поступки, и люди оставляют их, необходимо быть богобоязненным, с твердым убеждением в сердце. Ученые – те, которые исправляют людей, а если они будут безнравственными, то кто же после этого будет исправлять общество?

 

Имам Аль-Бухари

 

Тот, кто не почувствует голода, тот не постигнет знания….

Ан-Назру бну Шумейль

Полное имя – Мухаммад бну Исмаил бну Ибрагим бну Бардизба аль-Бухари. Умер в 256 г. х.

Мухаммад бну аби Хатим ар-Рази рассказывает о имаме Аль-Бухари (да помилует его Аллах): «Имам Аль-Бухари просыпался за ночь более пятнадцати раз, и в это время он постоянно что-то записывал, а потом снова ложился. Когда он пришел в Палестину, то из-за сильного голода он ел траву, не имея денег на приобретение нормальной еды, но, несмотря на это он терпел». По причине этого терпения, его книга «Сахих Аль-Бухари» в настоящее время является второй книгой после Корана. Несмотря на его богобоязненность, праведность и знания, он не умолял достоинства ни одного дела. Каждое, даже самое маленькое дело он совершал с искренностью. Если во время своего урока имам Аль-Бухари видел какую-либо грязь или мусор на полу мечети, то он наблюдал за теми, кто его слушал в ожидании, что они отвлекутся, а он возьмет и уберет это. Он писал свой сахих пятнадцать лет. Когда он собирался записать очередной хадис, то сначала брал большое омовение, затем совершал два ракаата молитвы истихара, а затем записывал.

Имам Аль-Бухари сказал: «Имам Ад-Дахили был одним из великих мухаддисов своего времени в г. Бухара. Однажды я был в своем кругу и слышал, как он передавал хадис пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он сказал:

- От Суфьяна от аби Аз-Зубейра от Ибрагима.

- Это не правильно. Аби Аз-Зубейр не передавал хадис от Ибрагима, - поправил я его.

- Этого не может быть, - сказал Ад-Дахили.

- Посмотрите в своей книге, - сказал я.

- А как правильно? - спросил Ад-Дахили.

- Правильно так: от Суфьяна от Аз-Зубейра бну Адий от Ибрагима, - ответил я.

После этого имам Ад-Дахили внес исправления в свою книгу, а мне на тот момент было одиннадцать лет. В семь лет я знал наизусть весь Коран, а когда мне было десять лет, я знал наизусть книги «Аль-муватта»[41].

‘Умар бну Хафс сказал: «Мы не видели имама Аль-Бухари в течение длительного времени, и когда были в Басре, то долго искали его. Затем узнав, что он не выходит из своего дома по причине того, что у него нет одежды и денег, мы собрали их и купили ему одежду»[42].

Сказал Аль-Фирабри: «Во время жизни имама Мухаммада бну Исма’иль аль-Бухари его сахих передали девяносто тысяч человек».

 

Мухаммад бну Сухнун

 

Мухаммад бну Сухнун – великий ученик имама Малика, передатчик его учения. Сухнун – маленькая, белая птичка и Мухаммада назвали этим именем по причине его красивого голоса. Родился Мухаммад бну Сухнун в 202 г. х., а умер в 256 г. х. Он написал книгу под названием «Мудаввана», которая является одним из важнейших источников маликитского мазхаба. В ней он записал слова и мнения имама Малика. История этой книги начинается с того, что однажды ученый Асад бну аль-Фурат отправился в г. Медину, где встретился с Абдуррахманом бну аль-Касимом – ученик имама Малика. Все те знания, что Ибну аль-Касим передал от имама Малика, Асад бну аль-Фурат записал, а затем отправился в г. Кайраван, находящийся в Тунисе. Там он посетил Мухаммада бну Сухнуна. Он спросил его: «Что у тебя есть с собой?» Бну аль-Фурат сказал: «Я записал мнения и слова имама Малика, которые передал мне его ученик Абдуррахман бну аль-Касим». Тогда Мухаммад бну Сухнун попросил показать ему эту книгу, но Асад бну аль-Фурат ответил ему отказом, затем Ибну Сухнун сказал: «Дай мне посмотреть ее, хотя бы на одну ночь». Ибну аль-Фурат вновь отказал ему, ведь для них эти знания были сокровищем, которым они не могли делиться. Мухаммад бну Сухнун настоял и ибну аль-Фурат согласился оставить книгу на одну ночь. Ибну Сухнун собрал в своем доме всех писцов, которых он знал на тот момент. Он разделил между ними книгу и дал приказ переписать ее за одну ночь. Так появилась еще одна книга «Мудаввана». И таким было их стремление к знаниям и забота о них. После этого Асад бну аль-Фурат отправился в Сицилию и погиб там. Книга «Мудаввана» распространилась и стала известной под названием «Мудаввана бну Сухнуна». Рассказывают, что Мухаммад бну Сухнун часто перечитывал ее, и когда он садился читать какую-либо книгу, то уходил в нее, не замечая того, что происходит вокруг. Однажды жена позвала его к ужину, но он не услышал ее, и, поняв, что это бессмысленно она села рядом и начала кормить его сама. Он кушал и читал книгу, не обращая внимания на происходящее. Настало утро, а он продолжал читать книгу и, очнувшись, он обратился к своей жене, сказав: «Я отвлекся сегодня, подавай ужин». Жена ответила ему: «Ты съел свой ужин еще в начале ночи».

Аллах Всевышний сказал: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого» [43].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...