Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь экологии с другими науками




Содержание, предмет, задачи экологии

Термин «Экология» получил признание с 1869 года благодаря немецкому биологу Э.Геккелю (1834-1919). Как самостоятельная наука «экология» оформилась к 1900 г. Слово «экология» образовано от греческого «oiкros», что означает дом, жилище. В буквальном смысле экология – наука об организмах «у себя дома».

Экология – наука, изучающая условия существования живых организмов во взаимосвязи с окружающей средой.

Экологическая проблема возникла с появлением человека на Земле. В естественный и сбалансированный круговорот вещества в биосфере вклинился фактор хозяйственной деятельности человека, который неуклонно вносил дисбаланс в окружающую среду по мере своего развития. Глубокие потрясения, связанные с геноцидом, вначале по отношению к животному, а затем и растительному миру, наконец сокрушительное давление на земельные, водные ресурсы и атмосферу породили тот клубок противоречий, который называется проблемой выживания человечества.

Поэтому в настоящее время отмечаются разнообразные толкования содержания самого термина:

· Экология - одна из биотических наук, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой обитания.

· Экология - комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и ее взаимодействии с обществом.

· Экология - особый научный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход).

· Экология - совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы).

· Экология - наука о взаимодействии трех систем: природы, человеческого общества, порожденной человеком техники (глобальная экология).

Таким образом, современная экология не ограничивается только рамками биологической дисциплины, трактующей отношения главным образом животных и растений, она превращается в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Актуальность и многогранность этой проблемы, вызванные обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привели к «экологизации» многих естественных, технических и гуманитарных наук.

По своей сути экология – теоретическая основа рационального использования человеком природных ресурсов, научный фундамент для разработки стратегии и тактики взаимоотношений человеческого общества и природы. Отсюда основным содержанием современной экологии становится исследование взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на популяционно-биоценотическом уровне и изучение жизни биотических макросистем более высокого ранга – биогеоценозов, экосистем и биосферы, их продуктивности и энергетики.

Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии - экосистемы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, т.е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень), биотических сообществ, т.е. совокупностей популяций (биоценологический уровень), - и биосферы в целом (биосферный уровень).

Из содержания и предмета исследований экологии вытекают и ее основные задачи, которые могут быть весьма разнообразными:

разработка теории и методов оценки устойчивости экологических систем на всех уровнях, включая биосферный;

• исследование регуляции численности популяций, биотического разнообразия и механизмов его поддержания, регулирующего воздействие биоты на окружающую среду;

• изучение и прогнозирование изменений биосферы под влиянием естественных (природных) и антропогенных факторов и оценка их экологических последствий;

• оценка состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления;

• разработка и совершенствование методов управления качеством окружающей среды;

• формирование биосферного уровня мышления, экологизация сознания людей, выработка норм экологической этики и морали;

• оптимизация экономических, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития.

 

Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и человеческого общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

 

Решение поставленных задач позволит достигнуть ощутимых результатов в ближайшей перспективе и, в конечном счете, главнейшей цели – вывести человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.

Краткая история экологии

Потребность в знаниях, определяющих отношение живого к окружающей его органической и неорганической «среде», возникла со времен Аристотеля (384-322 до н.э.).

Аристотель классифицирует животных по образу жизни, способу питания. Эмпедокл пишет о связях растений с условиями существования, об их зависимости от окружающего мира. Гиппократ выдвигает исключительно прогрессивные идеи о влиянии факторов среды на здоровье людей. Теофраст приводит сведения о зависимости формы и особенностей роста растении от почвы и климата. Широко известны «Естественная история» Плиния Старшего и сочинения других античных философов, где многие явления природы характеризуются с подлинно экологических позиций. И хотя эти описания носили наивный, порою даже фантастический характер, они, безусловно, сыграли положительную роль в истории экологии.

В истории развития экологии как науки можно выделить три основные этапа:

 

Первый этап — зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. XIX в.), когда накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения. В XVII-XVIII вв. экологические сведения составляли значительную долю во многих биологических описаниях (А. Реомюр, А. Трамбле, Ж. Бюффон, К. Линней, И.И. Лепехин, С.П. Крашенинников и др.). В этот же период Ж. Ламарк (1744-1829) и Т. Мальтус (1766-1834) впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

 

Второй этап — оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. XIX в. до 50-х гг. XX в.). Начало этапа ознаменовалось выходом в свет работ русских ученых К.Ф.Рулье (1814-1858), Н.А. Северцова (1827-1885), В.В. Докучаева (1846-1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии. После исследований Ч. Дарвина (1809-1882), вскрывшего основные факторы эволюции органического мира, немецкий зоолог Э. Геккель (1834-1919) первый понял: то, что Дарвин называл «борьбой за существование», есть самостоятельная область биологии, и назвал ее экологией (1866).

 

Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX столетия. В этот период американский ученый Ч. Адамс (1913) создает первую сводку по экологии, публикуются другие важные обобщения и сводки (В. Шелфорд, 1913, 1929; Ч. Элтон, 1927; Р. Гессе, 1924; К.Раункер, 1929 и др.). Крупнейший русский ученый XX в. В.И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере. В 30-е и 40-е гг. сначала А. Тенсли (1935) выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В.Н. Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе.

 

Развитие экологии связано с именами таких известных русских ученых как: В.В. Докучаев (1846-1903), Г.Ф. Морозов (1867-1920), В.И. Вернадский (1863-1945).

 

Учение В.В. Докучаева о природных зонах имело исключительное значение для развития экологии. Его работы легли в основу геоботанических

 

исследований, положили начало учению о ландшафтах, дали толчок широким исследованиям взаимоотношений растительности и почвы.

 

Г.Ф. Морозов написал капитальный труд «Учение о лесе» (1920), где лес определялся как «общежитие» растений и животных. Это послужило примером широкого экологического подхода к природным биокомплексам.

 

В.И. Вернадский был основоположником учения о биосфере как о глобальной экосистеме.

 

Третий этап (50-е гг. XX в. - до настоящего времени) — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране окружающей человека среды. Современный период развития экологии связан с именами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Дж.М. Андерсен, М.Бигон, А. Швейцер, Дж. Харпер, Р. Уитеккер, Т. Миллер, Б.Небел и др. Среди отечественных ученых следует назвать И.П. Герасимова, А.М. Гилярова, В.Г. Горшкова, Ю.А. Израэля, Ю.Н. Куражковского, Н.Н.Моисеева, Н.П. Наумова, Н.Ф. Реймерса, В.В. Розанова, Ю.М. Свижева, К.С. Лосева и др.

 

Одновременно с развитием теоретических основ экологии и охраны природы решались и прикладные вопросы. Так, первые природоохранные акты на Руси известны с 9-12 вв. («Русская Правда» Ярослава Мудрого). История также сохранила более 60 природоохранных указов Петра 1.

 

Сохранились любопытные указы Петра 1, согласно которым виновники засорения и загрязнения р. Невы должны подвергаться суровым карам. За сброс мусора в воды Невы солдаты подлежали физическому наказанию и ссылке, а офицеры - к штрафу или разжалованию в рядовые.

 

Большое внимание Петр 1 обращал на сохранение лесов вокруг Петербурга и в ближайших провинциях. Запрещалась вырубка корабельных заповедных лесов в Поволжье и на Южном Урале. Был издан целый ряд других указов, касающихся лесного хозяйства. Указы о сохранении лесов о порядке их вырубки неоднократно повторялись. Обращалось внимание также на посадку леса. Петр посадил жёлуди вблизи Таганрога (урочище «Дубки») и по Петергофской дороге на участке 200 м длиной и шириной 50 м. В 1720 г. он приказал астраханскому губернатору «при Астрахани и в др. местах, где степи, сеять дубовые желуди для лесов т.о., как заводят леса в Европе».

 

До царствования Петра 1 в России не существовало учреждения по управлению лесами. При нем были созданы лесные управления и система их организации и охраны. Иногда считают, что Петр 1 охранял леса исключительно

ради кораблестроения. Это не так. Он понимал водоохранное значение лесов и впервые ввел и установил понятие «водоохранные леса».

 

При Петре 1 была создана «Академия наук». Впервые было организованно столько научных экспедиций, что громадная территория России оказалась изученной лучше, чем многие страны Европы. Наряду с охраной лесов при Петре 1 был издан ряд указов по охране животного мира.

 

Указы Петра 1 были очень жестки, но они были направлены на сохранение природных ресурсов государства и дальновидно предусматривали возможные последствия их хищнической эксплуатации и неряшливого отношения к природе. Многие из указов Петра 1 не утратили своего значения и по настоящее время, являясь образцом умного, государственного подхода к природе.

 

На современном этапе экология превратилась в одну из ведущих биологических наук. Это обусловлено тем, что только с экологических позиций становится возможной разработка проблем, связанных с законами интеграции организмов в биологические макросистемы, с рациональным использованием природных ресурсов биосферы, с целым рядом вопросов, возникающих в век научно-технического прогресса и зависящих в той или иной степени от поведениячеловека индустриального общества в природе.

 

Взаимосвязь экологии с другими науками

Экология - один из сравнительно молодых и бурно развивающихся разделов биологии - изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Взаимодействие организмов со средой рассматривает каждая биологическая наука. Экология затрагивает лишь ту его сторону, которая обуславливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций и сообществ.

На современном этапе развития наших представленийо природе произошло идейное сближение экологии с другими биологическими, да и не только биологическими, науками.

Особенно тесные связи установились между экологией и физиологией. В результате выделилось и успешно развивается новое направление - экологическая физиология. Экологические и физиологические методы исследований взаимно пронизывают обе эти науки.

 

Экология связана с систематикой. Последняя не может обойтись без экологического критерия, как и экология без объективной системы организмов для точного определения изучаемых видов. Существует взаимосвязь современной экологии с эволюционным учением и генетикой. Сейчас уже не вызывает сомнения тот факт, что в природе имеют место экологические механизмы эволюции, исследование которых возможно лишь при совместной работе экологов, генетиков и эволюционистов.

На базе экологии развиваются биогеография, молодая наука этология (наука о поведении животных) и т. д.

Экологическая трактовка необходима и при решении определенных задач в области физиологии, морфологии, систематики, биогеографии, поскольку любые биологические исследования в той или иной степени изучают жизнь животных и растений в природных условиях.

Выясняя характер влияния физических факторов среды на организмы и ответные реакции последних, экология не обходится без таких небиологических наук, как климатология, метеорология, ландшафтоведение (физическая география). Геоморфология и почвоведение также сблизились с экологией, поскольку многие процессы образования и разрушения почв происходят под влиянием деятельности сообществ животных и растений.

 

В настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия на природу, экология приобретает особенно важное значение. Достиженияее успешно применяются в сельском и охотничье-промысловом хозяйствах, медицине, ветеринарии, при проведении мероприятий по охране природы, рациональном использованииее ресурсов.

 

Очевидна роль экологии и в разработке ряда теоретических проблем, в частности тех, которые связаны с общими закономерностями миграции вещества и энергии в биосфере, с механизмами эволюционного процесса, с изменением структуры и организации живой материи.

 

Несмотря на то, что существует немало классификаций биологических наук, каждая из них, хотя и не охватывает все биологические науки (например, схема, предложенная Б. Г. Иоганзеном, табл.1.1), дает возможность определить место экологии среди других дисциплин.

 

Общие биологические науки изучают весь органический мир в строго определенном направлении, какую-то одну сторону его жизненных явлений, т. е. «немногое обо всем». Каждая из этих наук может, в свою очередь, подразделяться на части. Например, систематика - на систематику животных, систематику злаков, систематику моллюсков и т. д.

Частные науки изучают конкретные объекты органического мира всесторонне, т. е. «всё об одном». Так, микробиология изучает систематику,

морфологию, физиологию, экологию микроорганизмов. При этом частные науки тоже могут быть расчленены: зоология, к примеру, подразделяется на протозоологию, гельминтологию, орнитологию, энтомологию и др.

 


Таблица 1.1

Классификация биологических наук (по Б.Г. Иоганзену, 1959)

Общие науки Частные науки Комплексные науки
Систематика Морфология Физиология Экология Генетика Биогеография Эволюционное учение Микробиология Ботаника Зоология Антропология Гидробиология Аэробиология Почвоведение Паразитология

 

В основе комплексных наук лежит изучение условий жизни организмов. Поэтому в них значительно глубже и шире развиваются экологические идеи, доминирует экологический подход при изучении конкретных явлений. Например, гидробиология изучает систематику, морфологию, физиологию (общие науки) животных, растений и микроорганизмов (частные науки), обитающих только в водной среде.

 

Сегодня на повестке дня стоит проблема формирования науки о биологических ресурсах, биоэкономики Мирового океана и суши -экономической экологии, или экологической экономики. Успешно развивается и инженерная экология (прикладная биогеоценология), решающая вопросы устранения отрицательных последствий вмешательства человека в природные сообщества. Актуальные проблемы взаимоотношений человека, общества и природы в эпоху научно-технического прогресса разрабатывает интенсивно развивающаяся социальная экология (экология человека) планеты. Специфика современной экологии заключается в том, что она изучает биологические макросистемы более высокого ранга, чем организм. Этим она и отличается от других биологических наук. Экология - вполне самостоятельный раздел биологии, имеющий свои содержание, предмет, задачи и методы исследования.

 

В настоящее время экология вышла за рамки сугубо биологической науки и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Тем самым экология прошла сложный и длительный путь к осознанию проблемы «человек - природа», опираясь на исследования взаимодействий в системе

«организм - среда». Актуальность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации», т.е. к обязательному учету законов и требований экологии, во всех науках и во всей человеческой деятельности.

 

Ныне экология возводится в ранг обобщающей науки, которая включает в себя экологические направления самых различных дисциплин. Так, например, на стыке экологии с другими отраслями знаний продолжается развитие таких новых направлений, как инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйственная экология, космическая экология и т.д.

 

Современная экологиятесно связана с политикой, экономикой, правом (включая международное право), психологией и педагогикой и т. д. Ее методическую основу составляет сочетание системного подхода, натурных наблюдений, эксперимента и моделирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...