Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Братусь Б.С. – Аномалии личности




Братусь Б. С. – Аномалии личности

ГЛАВА I

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ДИХОТОМИИ «НОРМА — ПАТОЛОГИЯ»

Вопрос о норме и патологии понятен только в описании, когда дело касается реальных людей, все становится более расплывчатым.

 

Наиболее расхожее поняте нормы: что-то среднее, устоявшееся, не выделяющегося из массы и наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Психиатры критиковали это представление; указывая на то, что отождест­вление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низ­водя его до уровня приспособления к расхожим шабло­нам поведения.

 

Критика К. Домбровского: способ­ность всегда приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне свидетельствует о моральной и эмоцио­нальной неразвитости. За этой способностью скрывают­ся отсутствие иерархии ценностей и такая жизненная позиция, которая не содержит в себе элементов, необ­ходимых для положительного развития личности и твор­чества

 

Критика усреднения Ю. Б. Гиппенрейтер: «Пусть «нормаль­ными» будут считаться такие степени отклонения ка­кого-нибудь свойства от математического среднего, ко­торыми обладает половина популяции; тогда по '/4 по­пуляции разместятся на обоих полюсах «оси» этого свойства в зонах «отклонения» от нормы. Если мы теперь возьмем не одно, а два независимых свойства, то при тех же условиях в «нормальной» зоне окажется уже '/4 часть популяции, а остальные 3/4 попадут в зоны «отклонения»; при пяти независимых свойствах «нор­мальным» окажется один человек из 32, а при десяти свойствах — один из 1024! ». Так что последовательное применение статистического подхода может обернуться парадоксом — среднестатистическим нормальным ока­жется крайне редкое явление вопреки исходному ап­риорному представлению о среднем, нормальном как о наличном у большинства.

 

Приемы для избежания этих сложностей:

 

1. принятие негативных критериев нормы — норма как отсутствие патологических симптомов (прием неспецифичен)

2. позиция релятивизма — о норме и патологии можно судить лишь на основании соотнесения особенностей культуры опреде­ленных социальных групп, к которым принадлежат ис­следуемые индивиды (похож на статистический подход)

3. экзистенциальный подход — индвидуальное изучение, творческое переживание (снятие проблемы нормы, важны только индивидуальные проявления)

 

Представление о норме в малой психиатрии (изучение пограничных состояний, когда у людей наблюдаются черты и «как у всех», и «не как у всех») остается, правда, по большей части в скрытом, имплицитном виде. Оно в основном заклю­чается в том, что человек здоров настолько, насколько он избегает крайностей невроза или психопатии, на­сколько он, даже имея в себе зачатки, признаки, скры­тые процессы, относящиеся к этим страданиям, не дает им разрастись дальше положенной черты. Т. е. представление о норме и здоровье через термины психопатологий.

 

Здоровая личность с т. з. описательного подхода: наиболее часто отмечаются такие черты, как интерес к внешнему миру, наличие «жизнен­ной философии», которая упорядочивает, системати­зирует опыт, способность юмористически окрашивать действительность, способность к установлению душев­ных контактов с окружающими, целостность личности, и ряд других. (здоровая личность - это НЕ отсуствие недугов, а некое достояние, ценность)

 

Ограничения описательного подхода:

 

1. Большинство описаний не соотнесено с психологическим категориальным аппа­ратом и потому не может быть непосредственно исполь­зовано научной психологией

2. Описывается конечный продукт — ставшая личность, и ничего или крайне мало говорится о самом главном и ценном для теории и практики — о том процессе, ко­торый привел к ее появлению

 

Понятие нормы в различных подходах:

 

· гештальт-терапия: важное понятие — целостность;   слова «целостность», «целый» и «целить», «исцелять» — однокоренные, подчеркивая тем самым связь психического здоровья с интегрированностью лич­ности, а психических аномалий — с личностной дезинтегрированностью

· бихевиоризм: приспособляемость, адап­тивность, стремление (по аналогии с биологическими системами) к гомеостатическому равновесию со средой (конкретная проблема нормы не ставилась)

· психоанализ: так же не ставилась; (у них вообще все невротики, как мы помним)

· гуманистическая психология:   роль само­сознания в нормальном развитии, стремление здоровой личности к совершенствованию, ее уникальность и т. п. (однако Оллпорт и многие другие, например, анализируют уже сформирвоанную личность, опуская процесс формирования этой самой личности; «стань нормальным» - «как? » - «да хуй знает»)

 

«... Вся история психоло­гии, — писал Л. С. Выготский, — борьба за психологию в психологии» (хорошо сказал, душевно. Суть в том, что психологи, выясняя, что такое норма, постоянно скатывались в другие области — биологию, статистику, право и т. д. - и сами не понимали, как они там оказались; а задача психологии личности — создать свое понимание нормы, которое бы не напоминало винегрет из кусочков других наук)

 

«Следо­вательно, для поисков общих критериев нормы необ­ходимо найти такую сферу, относительно которой психо­логия предстанет как частная, нижележащая по уровню область, обретающая через нее смысл и назначение, а потому и критерий общей оценки того, чем она зани­мается. Речь идет о философской концепции человека, которую бы использовала психология»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...