Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Европейская средневековая культура.




Обратите внимание на значение следующих слов и словосочетаний: великое переселение народов, папа,. Десятина, индульгенция, Вселенские соборы, католическая церковь, ересь, инквизиция, монастыри, скриптории, пергамен, богословские диспуты, 7 свободных искусств, менестрели, миннезингеры, трубадуры, куртуазная любовь, ваганты, жонглеры, романский стиль, готический стиль, символизм, мистицизм. эсхатология, традиционализм, консерватизм, нравственный характер христианства.

Вступление В 475 г. германское племя вестготов разграбило Рим. Западная Римская империя перестала существовать. Германские, славянские народы, сдерживаемые римскими войсками, пришли в движение. Оно получило название «великое переселение народов». На континенте Европы появились новые варварские государства. Этническое и культурное состояние Стало чрезвычайно пестрым. Наряду с бывшими подданными империи проживали германцы и славяне, еще вчера жившие родо-племенным строем, а ныне только-только начавшие усваивать многие культурные достижения завоеванной страны: римское право, христианство, письменность и многое многое другое. На смену античному рабовладению пришло натуральное хозяйство и феодальные отношения (натуральное хозяйство – хозяйство, при котором продукты производятся для собственного потребления; феодальные отношения – сословная система, вассально-сеньориальная иерархия властных-служебных отношений). Единственным мостиком, связывающем варварское настоящее и богатое античное прошлое, разрозненные германские государства с Византией, множество племен и народов, говорящих на разных языках, в разной степени цивилизованных, являлось христианство. Гуманисты эпохи Возрождения и деятели эпохи Просвещения называли это время в истории Европы «темными веками». Около 1500 г. был введен термин «средние века» для обозначения времени, отделявшего гуманистов от «золотого века античности». Оценивать эти столетия лишь как времена варваризации, упадка культуры, тем не менее, было бы ошибочно. Со становлением становлением христианства в Европе возникает совершенно иной тип культуры с иными ценностями, иным типом человека и человеческих отношений и, соответственно, иной эстетикой и художественной культурой.
Христианская церковь Христианство еще в 4 веке стало официальной религией империи. В основе этого вероучения лежат, так называемые, таинства триединой сущности бога (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), бого-человеческой природе Иисуса Христа (Бога Сына), Страшного Суда и Конца Света, Загробной Жизни с Адом и Раем как воздаянием благочестивым и грешникам. Еще на заре христианства возник институт церкви, по сути, организации посредников между богом и верующими (паствой). В Европе во главе церкви, имевшей четкую территориальную структуру, встал римский епископ – папа. Крестьяне платили церкви десятую часть урожая – десятину. Крупные феодалы и государи делали пожертвования в пользу церкви. Церковь сама стала крупным земельным собственником. В оборот вошли продажа индульгенций – прощения грехов. Из этого складывалось благосостояние церкви. Единство церковной организации оказалось нелегко поддерживать. Благодаря тому, что в первые века христианство подпольно развивалось в разных уголках Римской империи, возникла масса вариантов вероучения, например, несторианство, монофизитство. В течение ряда столетий после официального признания церковь собирала Вселенские соборы, на которых был разработан догмат веры – единое вероучение. В 1056 г. по вопросам вероучения произошел раскол между римско-католической (католической - вселенской) и греко-кафолической (в греческом произношении) церковью. Во главе первой стоял Папа Римский, во главе второй – Патриарх Константинопольский. Если патриарх был подчинен власти византийского императора, то папы римские в течение всей средневековой истории пытались поставить себя выше светской власти. Временами им это удавалось. Наибольшего могущества папство достигло при Инокентии III (конец 11- 12 вв.). Учения, не признанные официальной церковью, объявлялись еретическими (греч. «ересь» – иное учение) и преследовались. Существовала церковная инквизиция (лат. – расследование), выявлявшая еретиков. Основным способом расправы с ними было сожжение на костре. Именно так церковь надеялась спасти от рук дьявола души еретиков. Именно так были сожжены Жанна Д`Арк, Джордано Бруно. В Испании на кострах инквизиции погибло более 30000 человек. В число еретиков попадали не только приверженцы иных версий христианства, но и простолюдины, занимающиеся магией, колдовством, подверженные народным суевериям, доставшимся от языческой дохристианской культуры. Под знаком ересей нередко случались и народные восстания против светских и церковных феодалов.
Монастыри Проводниками христианской культуры стали, главным образом, монастыри. Первоначально это общины ушедших от мирской жизни и давших обет (клятву) безбрачия людей. Первые монастыри возникли еще в первые века после Рождества Христова (т.е. нашей эры) в Египте. В Европе монастыри стремительно появляются, начиная с 6 века (сначала – в Ирландии и Англии). Объединения монастырей с общим уставом, связанных общим происхождением, общим святым патроном (покровителем) или общим девизом служения, назывались орденами. Один из первых орденов - бенедектинский (6 век). В 12 веке возникли доминиканский и францисканский монашеские ордена. Очень быстро они стали не только религиозными центрами, но и богатыми, крупными собственниками. В мире, наполненном войнами, чумой, грабежами, монастыри были едва ли не единственным пристанищем, хранящим преемственность традиций. При монастырях содержались библиотеки, существовали скриптории, в которых монахи переписывали книги. Само дело создания книг было настоящим искусством. Листы пергамена (особо выделанной телячьей кожи) помимо текста украшались художественными миниатюрами, книжные переплеты (оклады) изготовлялись нередко с использованием металлов и драгоценных камней. В библиотеках хранились не только христианские богословские книги, но и произведения античных и арабских авторов. В стенах монастырей творили крупнейшие философы-богословы средневековья. В частности, Альберт Великий и Фома Аквинский (13 век). В монастырях проводились церковные богословские (схоластические) диспуты. Основных оружием в этих спорах было упование на священное писание и другие церковные авторитеты как главные аргументы убеждения. Именно в них создавались логика и приемы и процедуры диспута, вырабатывавшие дисциплинарный характер науки богословия, во многом потом заимствованный современной наукой.
Образование и науки В 5-9 веках образование тоже находилось в руках церкви. К преподаванию были разрешены так называемые «7 свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, доставшиеся в наследство от античности. Помимо церковных школ, начиная с 10 века, появляются и светские школы, а в 11-12 веках университеты: Болонский в Италии, затем Кембриджский и Оксфордский в Англии, Сорбоннский в Париже. В них преподавали выдающиеся средневековые ученые-богословы Пьер Абеляр, Роджер Бэкон (13 век). Популярными науками в средние века были также алхимия, астрология.
Светская культура Светская культура Европы может быть рассмотрена как феодальная (аристократическая, высокая) и народная, с одной стороны, и городская и сельская, с другой. Доминирующее значение, несомненно, принадлежало городской и аристократической культуре. Светская и особенно городская культура средневековой Европы, чье существование по началу во многом определялось церковью и христианской культурой, с развитием городов, ремесел и торговли все настойчивей заявляли о себе как о самостоятельном пласте европейской культуры. Со временем именно светская и городская культура перехватила у церкви лидерство, что определило закат средневековья и крушение феодальных отношений в хозяйстве. От раннего средневековья до нас дошел ряд народных германских сказаний, отражающих богатый дохристианский языческий народный пласт культуры. Наиболее известными среди них являются скандинавские саги (Старшая Эдда и другие). К более поздним произведениям народного творчества относятся «Песнь о нибеллунгах», «Баллада о Робин Гуде». С развитием феодальных отношений складывается рыцарская культура с идеалами чести и рыцарской («куртуазной») любви к даме сердца. Появляется рыцарская литература, воспевающая такую куртуазную любовь («Тристан и Изольда Годфрида Страсбургского), рыцарскую честь и доблесть («Песнь о Ролланде», «Ланцелот или Рыцарь Телеги» Кретьена де Труа). При феодальных дворах появляются «певцы высокой любви» (менестрели, минезингеры, трубадуры, труверы). Появляются и бродячие народные артисты – ваганты. На городских площадях представления дает жонглеры, акробаты. В Англии в 13 веке разыгрываются театральные действия (т.н. «моралите»). В Италии в 13 веке складывается новый литературный стиль – «новый сладостный стиль», воспевающий любовь к женщине. Дело идет к формированию исподволь церковной христианской культуры национальных светских культур стран Европы.
Изобразительно искусство и архитектура Изобразительное искусство и архитектура Европы в Средние века, тем не менее, развивались, прежде всего, как церковная и христианская художественная культура. Монументальное изобразительное искусство в лице церковных фресковой живописи, иконописи, мозаик и витражей; миниатюры – в лице художественных иллюстраций к христианским книгам. Архитектурные памятники Средневековья представлены, прежде всего, церковным зодчеством. В системе христианских искусств архитектура имела безраздельное главенство. Христианский собор являл собой высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Церкви раннего средневековья имели форму античных базилик, использовавшихся в Древнем Риме как судебные, торговые и прочие общественные помещения. Позднее были выработаны два новых, сменивших друг друга архитектурных стиля – романский (8-11 века) и готический (11-15 века) стили. Романский стиль в архитектуре стал результатом творческого развития от раннехристианских базилик. Храмы романского стиля представляют собой комбинации простых геометрических форм-модулей – цилиндров (колоколен), кубов (базилик), относительно слабо декорированных снаружи, благодаря конструктивным и художественным особенностям имевших тяжеловесный, сумрачный вид. Готический стиль, напротив, в своей основе имел высокие стрельчатые арочные конструкции, несущие в храмах роль опорных сооружений, благодаря чему стены стало возможно максимально облегчить, снабдить широкими оконными проемами. Весь облик готических церквей стал намного легче, возвышенней. На смену сумрачной строгости романского стиля пришла совершенно другая эстетика – эстетика демонстрации божественного величия всеми доступными художественными способами. Отсюда фасады, стены храмов становятся максимально декорированными, украшенными скульптурой. В фигурных окнах появляются сложные витражи. Сами стрельчатые несущие конструкции подчеркивают душевное устремление ввысь к Господу Богу. Церкви этого – готического стиля стали вершиной средневекового зодчества. В разных регионах Европы возникают вариации этого стиля – кирпичная готика, пламенеющая готика, перпендикулярный стиль в готике. Среди соборов готического стиля – Нотр-дам-де-Пари (Собор Парижской Богоматери), Реймский собор (Франция), Вестминстерское аббатство в Англии.
Общая характеристика культуры Проделав краткий обзор различных направлений культуры средних веков, попытаемся ответить на главный вопрос: кто были эти люди, или иначе, каковы те культурные ценности (стереотипы, идеалы), которые владели умами населения Средневековой Европы, создавшего столь яркую и оригинальную культуру? Христианство сформировало особое отношение человека к миру и собственной жизни. Окружающий мир оказался наполненным множеством потусторонних смыслов. Вещи воспринимались не сами по себе, а как некие знаки и символы, несущие божественный промысел. Подлинная сущность лежит где-то за пределами реальности. Вероучение помогает проникнуть в сей тайный промысел. Всевозможные предметы церковной обстановки имеют некий мистический смысл. Книги в отличие от времен античности становятся сокровищницами божественных откровений. Текст словно реликвия помещается на богато и затейливо украшенные страницы. Изощренные буквицы, декоративные орнаменты, иллюстрации-миниатюры полны скрытого мистического смысла. Их дело не облегчить понимание книги, а наоборот, сделать ее доступной чтению и пониманию посвященного читателя. Само изображение делается условным. Фигуры святых рисуются часто с нарушением пропорций человеческого тела, позы статичны, композиции выстраиваются с нарушением перспективы. Художественные достижения античности заброшены: важны не ощущения, доступные глазу, а смысл, скрытый за рисунком-символом. В иконописи и миниатюре вырабатывается особый изобразительный канон. Важнейшая задача церкви в этом мире – спасение человеческих душ. Человек греховен по своей природе. В жизни его подстерегает множество искушений грехопадения. Мир наполнен происками дьявола. Согласно пророчествам («Апокалипсис Иоанна Богослова») в будущем человечество ожидает Конец Света – Пришествие Антихриста, война небесных и адских сил и Страшный Суд. Таким образом, удел церкви – «пастырей душ человеческих» – в спасении порочных, грешных душ, в частности, и подготовка всего человечества к достойной встрече Страшного Суда, в целом. Эти (так называемые, «эсхатологические») ощущения бренности мира, грядущего конца света сполна подогревались общей атмосферой жизни Средневековья – бесконечными войнами, грабежами, эпидемиями, крушениями государств. В этом водовороте смертельных событий человеческая жизнь и впрямь немного стоила. Осознание собственной ничтожности, огромных опасностей на пути спасения души только усиливало веру, стремление к самосовершенствованию, подпитывало религиозный фанатизм населения. Догматизм христианства, как и любой другой религии, авторитет священного писания и признанных церковью трудов богословов лежали в основе традиционализма и консерватизма христианской культуры. Другая особенность христианской культуры – нравственный ее характер: человеческая душа – наивысшая земная ценность, ее спасение лежит в формуле триединства – Веры, Надежды, Любви, является главной задачей церкви и человека на земле. Богословие как наука постижения божественной истины заменило собою философию: нет иной истины в мире кроме бога. Важнейший способ познания ее – вера. На протяжении всей средневековой истории церковь пыталась решить проблему отношения к разуму. Среди ранних наиболее ортодоксальных богословов раздавались утверждения о ненужности и даже враждебности разума в деле постижения бога. Так, Квинт Тертуллиан, один из первых христианских богословов (2 век), утверждал, что вера исключает разум и не нуждается в нем, вера в Христа и человеческое разумение несовместимы. Бернар Клервосский в 11 веке говорил о превосходстве веры над разумом и ненужности философии. С другой стороны, виднейшие представители средневековой философии пытались примирить веру и разум. Живший в 13 веке Фома Аквинский выдвинул идею двойственности постижения истины (бога): путями разума и веры. Уильям Оккам в 14 веке высказывался о независимости философии и религии. Эволюция отношения церкви к роли разума отчетливо выражена в кредо Пьера Абеляра (13 век) «Понимаю, чтобы верить», пришедшему на смену кредо Августина (4 век) «Верую, чтобы понимать». История разрешила этот спор: обмирщение культуры, развитие ремесел, торговли, предпринимательства вывели на первый план разумное отношение к миру, опытно-чувственное (=научное) постижение законов природы. Сословно-феодальный характер общественных отношений дополнял средневековую христианскую культуру идеалами сословной личности, ее чести, состоящей в личном служении не государству (как это было в античные времена), а сеньору. Сознание средневекового человека было определяемо, во-первых, христианской идеологией, носившей универсальный, общечеловеческий характер, а во-вторых, той социальной (сословной) ролью, которая дана была человеку от роду.
Заключение Завершая обзор культуры Средних веков, остановимся на тех особенностях, что отличали ее от предшествовавшей античной культуры. В религии политеизм греков и римлян сменило единобожие (монотеизм) христиан. На смену интереса к материальному миру пришла духовность, гедонизм (культ удовольствий) прошлого сменил аскетический идеал; от познания через наблюдение и логику европейцы ушли к книжному знанию, опирающемуся на Библию и ее толкования авторитетами; на смену гражданских ценностей пришли ценности религиозные и сословные.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...