Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Главные признаки глобальных проблем





Их общечело­веческий характер


Масштабность


Необыкновен­ная острота


Необходимость

коллективного

решения


Ученые сгруппировали глобальные проблемы в три основные группы. К первой группе относятся: проблемы мира, войны, разоружения, выжи­вания. Вторая группа — это проблемы использования достижений на­учно-технического прогресса, демографические, развития образования, здравоохранения, культуры. Третья группа — это проблемы, связанные с природными ресурсами, энергией, продовольствием, экологией.


Система глобальных проблем носит конкретно-исторический ха­рактер. Их обострение может вызвать кризис цивилизации. Сегодня как никогда создалась возможность тотального уничтожения цивили­зации, необратимого нарушения механизмов биосферных процессов Земли и околоземного пространства. Человечество не может больше полагаться на процесс неупорядоченной стихийности в эволюции ми­ропорядка. Современному миру нужна устойчивость, демократия, ци­вилизованность, ненасильственность, создающие условия человечес­кого выживания.

Решение глобальных проблем требует нового подхода к понима­нию взаимодействия государств и общественных движений.

Социальный прогресс это непрерывное поступательное развитие общества, в котором достигаются новые, более высокие рубежи, уров­ни и лучшие качественные его состояния. Важной особенностью соци­ального прогресса является его необратимый характер. Научное пред­видение позволяет на основе знаний определенных закономерностей и тенденций исторического развития находить практические средства для решения социальных проблем. Второй особенностью социального про­гресса является возрастание его темпов, динамики, стремительности поступательного развития. Для него характерны также: насыщенность переменами и интенсивность научных открытий, технических изобре­тений, международного обмена в сфере науки и культуры.

Ссылаясь на ограниченность природных ресурсов, исследователи сегодня говорят о пределах социального прогресса. Однако история свидетельствует о том, что наличие «определенных» пределов роста социального прогресса скорее может послужить стимулом обществен­ного развития, нежели тормозом, ибо будущие поколения, как это было и в прошлом, найдут выход из трудностей.

Интеллектуальный прогресс человечества поможет разумно распо­рядиться знаниями и найти выход из тупиков и кризисов. Человек уси­лит свою мощь как в прошлом письменностью и книгопечатанием, теперь компьютерами, в будущем — новыми изобретениями и нововве­дениями. Социальному прогрессу не грозит исчерпание интеллекту­альных способностей человека, и в этом весь смысл.

Практика подтверждает, что ведущими тенденциями социального прогресса является возрастание свободы человека, рост гуманистичес­ких ценностей, согласование личных и общественных интересов, кон­солидация демократических сил в борьбе за мир, интернационализа­ция общественных отношений, стремление к справедливости, ра­венству, к гармонии отношений человека с природой.


Социальный прогресс не застрахован от зигзагов и попятных дви­жений, однако научное предвидение и сознательная деятельность лю­дей помогают выправить искривления на пути социального прогресса. Гуманистическая миссия социального прогресса — обеспечить реаль­ный поступательный процесс развития человечества в соответствии с объективными закономерностями и тенденциями.

Американский исследователь Г. Кан дает такую периодизацию раз­вития общества, связанную с развитием науки и техники:

1) великая сельскохозяйственная революция, которая свершилась 10 тысяч лет назад и обеспечила человечеству стабильные средства су­ществования;

2)великий переход, который начался в XVII столетии и явился пе­реходом от традиционного общества к технотронному (господство тех­ники). Этот период подразделяется на 3 стадии:

а) индустриальная революция (началась приблизительно 200 лет
назад);

б) технологическая революция (развернулась во второй половине
XX в. и будет длиться примерно 200 лет);

в) постиндустриальная революция (она ознаменует возврат к пря­
мым связям с природой на основе гибкой и развитой технологии).

Несколько иные периоды в развитии научно-технического про­гресса выделяет французский социолог Ж.П. Кантен. Это три волны: промышленная революция, научно-техническая революция XX в., тех­нологическая революция, которая началась в 80-е годы XX века. Эти идеи развил в своей книге «Третья волна» А. Тоффлер, выделив аграр­ную, промышленную революцию как 1-ю и 2-ю волны и показав, что технологическая революция приведет к возвращению к доиндустри-альным формам развития общества на новой основе — биоиндустрии, космической и электронной технике.

Дж. Гелберт и другие философы и социологи выдвинули идею, что каждая эпоха имеет свои ведущие средства технико-производственной деятельности: в архаическом обществе — это земля и человек, в индус­триальном — энергетика, в постиндустриальном — информационные средства. В этом обществе кто владеет информацией, владеет всем.

В сфере производства действия людей все больше связаны с опе­рированием знаково-символическими формами, а не материальными массами. Ясно, что при этом возрастает роль интеллектуальных фак­торов. С другой стороны, идет усложнение деятельности в связи с уве­личением в ней удельного веса интеллекта, а значит, удельного веса личности.


«Человек всегда был, есть и будет

Человек

наиболее интересным явлением для че-

Как центральная

ловека»,— писал древнегреческий мыс-

Философская тема

литель Эмпедокл. С древности люди за­думывались над собственной природой. «Познай самого себя» — это изречение со времен Сократа стало девизом многих философских про­изведений. Тот же Сократ любил повторять, что его интересуют не де­ревья в лесу, а люди в городах. «Что такое человек и каково его истинное назначение? Это основной вопрос — последняя цель всей человечес­кой мысли»,— отмечал русский философ Семен Людвигович Франк.

Помимо естественного интереса человека к познанию самого себя, существует ряд причин, позволяющих считать проблему человека цен­тральной философской темой. Дело прежде всего в том, что в рамках философского знания возникает потребность свести разнообразные темы к единому центру. Надо учесть, что всеохватность, присущая фи­лософии, неравнозначна раздробленности и разбросанности. Следова­тельно, философии необходим центр, способный соединить разнооб­разную проблематику в единое целое. Будучи по преимуществу рациональной формой знания, философия стремится к стройности, си­стематичности, обоснованности. Поэтому ей необходим единый отправ­ной и конечный пункт.

Философия решает вопросы о предельных основаниях бытия для того, чтобы уяснить место человека во Вселенной, разгадать смысл жизни человека и его предназначение в мире. Задумываясь над про­блемами устройства Вселенной, философ (в отличие от астронома или физика) ни на минуту не забывает о главном, что его волнует как фи­лософа,— о смысле человеческого существования. Все разделы фило­софского знания прямо или косвенно служат поискам ответов на воп­росы о человеке. К чему бы ни обращалась философия, какие бы предметы ни попадали в поле зрения, ее взор неизменно возвращается к человеку. Для философии вполне справедливо изречение древнего философа Протагора о том, что человек есть мера всех вещей.

Философия рассматривает человека как своеобразную Вселенную. Так, в античной философии человек понимался как «малый космос» — микрокосмос. Малый космос, т. е. человек, рассматривался в качестве аналога большого космоса — макрокосмоса, т. е. всей Вселенной.

Особая заслуга в постановке философской проблемы принадлежит Сократу. Именно Сократ был первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, смысл его существования, осо­бенности человеческой природы.


С философской точки зрения целесообразно выделить в составе человеческого бытия три части: дух, душа и тело.

Понятие духа первоначально имело исключительно религиозный смысл. Так, в христианстве Дух Святой есть одно из лиц божественной троицы. Выражение же «духовная жизнь» означало и нередко означа­ет сегодня жизнь религиозную. Это та часть жизни человека, которую он непосредственно посвящает Богу. Со временем понятие духа приоб­рело более широкий смысл, далеко выходящий за пределы религиоз­ного. Однако известная связь между религиозным и философским по­нятием духа сохранилось. Дух — это сфера ценностей неутилитарного характера. Это также сфера идеалов. В духе человек поднимается до определения и уяснения высших ценностей. Он мысленно освобожда­ется от непосредственных потребностей и рутины повседневности. В то же время человек может быть охвачен не только духом добра, но и духом зла. Но и в том и в другом случае дух остается тем, что выше человека, что управляет им. Если духовная жизнь складывается благо­получно, то человек направляет свою душу ввысь в поисках возвышен­ного смысла и идеалов, способных облагородить его жизнь и его само­го. В духовном процессе, при условии внимания к нему со стороны самого человека, формируются принципы, которые он считает незыб­лемыми и во имя которых он порой готов пожертвовать своей жизнью. Понятие духа фиксирует ориентацию человека на отыскание устойчи­вых оснований своего бытия.

Наиболее полно духовная жизнь реализуется в сферах духовной культуры: искусстве, литературе, науке, религии, философии и др.

Понятие души еще более древнее. Если понятие духа мы находим только в развитых религиозных системах, то понятие души присутство­вало уже в первобытных верованиях.

Понятие души сопоставимо с понятием духа, но не тождественно ему. В духе человек как бы поднимается над собой. Душа же есть не­посредственно данное. Душевная жизнь (в отличие от духовной) — это сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей. В поня­тии души больше присутствует интимно-личностный аспект. В поня­тии же духа ярче выражено общее, универсальное. Душа более подвер­жена колебаниям и более подвижна, чем дух, который стремится сохранить устойчивость и основательность.

В силу своей неоднозначности понятие души ассоциативно. Оно вызывает множество ассоциаций художественного, поэтического, ре­лигиозного и другого характера. Ассоциативность понятия души под­черкивает сложность и многоплановость душевной жизни. Сохране-336


ние в философии понятия души подчеркивает связь философского зна­ния с другими формами культуры, в которых идея души играла и игра­ет значительную роль.

Понятие тела отражает материально-вещественную сторону чело­века. Изучением телесных проявлений человеческого существа непо­средственно заняты конкретные науки: биология, анатомия и физио­логия, медицина и др. Философию же интересует не столько тело само по себе, сколько взаимная зависимость тела, души и духа.

Конечно, человек не есть бесплотный, т. е. бестелесный, дух. Но очевидно, что тело, или вещество, человека не есть сам человек. Что же такое человек? Видимо, не все в человеке является собственно челове­ческим. Целесообразно, следовательно, отличать человеческое в чело­веке от того, что таковым не является, но тоже присутствует в нем. Че­ловеческое, с одной стороны, не есть скотское. С другой стороны, человеческое не есть «ангельское». Собственно, человеческое распола­гается между животной и идеальной стороной человека. Следователь­но, человек — это возможность стать человеком. Это свобода выбора. Человек может пасть ниже даже животного состояния. Но он может и возвыситься до высоких образцов благородства и духовности. В каж­дой точке своего бытия он заново стоит перед проблемой выбора. Че­ловек как бы не завершен, он есть непрерывное становление. Свобода человека делает его отношения с миром и с самим собой исключитель­но сложными, подвижными, изменчивыми.

Человек — это высшая ступень жи-

Деятельностная

вых организмов на Земле, это субъект

Сущность человека

общественно-исторической деятельно­сти и культуры. Человек — предмет изучения различных областей зна­ния: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Перерабатывая многообразные данные этих наук, философия дает их определенное истолкование и осмысление.

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и на­значении, месте человека в мире — одна из основных проблем в исто­рии философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, «малый мир», мик­рокосм, который является отражением, символом Вселенной. Человек состоит из тела и души, ему присуще стремление к освобождению от пут эмпирического существования.

В христианстве библейское представление о человеке как «образе и подобии Бога» сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в личности Христа. Эпоха Возрождения


проникнута пафосом автономии человека, его безграничных творчес­ких возможностей. Специфическая особенность человека, его сущность усматриваются в мышлении («мыслю, следовательно, существую»).

У Канта вопрос «что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии. Человек понимается как существо, принадлежащее двум различным мирам — природной необходимости и нравственной свободы; он — субъект духовной деятельности, создающей мир куль­туры. В антропологическом материализме Фейербаха человек высту­пает как чувственно-телесное существо, живая встреча «Я» и «Ты» в их конкретности.

В иррационалистических концепциях человека XIX–XX вв. доми­нирующим становятся внемыслительные способности и силы (чувства, воля и др.). В экзистенциализме и персонализме человек рассматрива­ется как целостность сущностей (биологической, психологической, социальной, духовной). Человек живет в чуждом ему мире. Его бытие иррационально, бессмысленно и непостижимо. Смысл жизни челове­ка — в мистическом общении с Богом, с узким кругом «духовной» ари­стократии, в индивидуальной жизни. Человек, по З. Фрейду, машина, приводимая в движение комплексом сексуальной энергии (либидо). В марксистской философии человек — продукт и субъект обществен­но-трудовой деятельности.

Человек есть живая система, представляющая собой единство фи­зического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизи­ческим, биохимическим, физиологическим) законам на уровне созна­тельной психики и личности. Человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. В своей целостности он вы­ступает как биопсихосоциальная система.

На рубеже тысячелетий особенно актуализируется проблема чело­века как предмета философской рефлексии. Развитие человека пред­ставляет собой саморазвертывание биологических (адаптация, приспо­собление к изменчивым условиям) и социологических программ (реализация своего биографического проекта, преобразование мира на основе собственного выбора). При удачном синтезе биологического и социального человек становится индивидуальностью, когда внутрен­няя психическая жизнь из средства перерастает в самоценность. Чело­век мечтает, вспоминает, медитирует, так как это становится высшей потребностью. Таким образом, целостный человек есть здоровый био­логический индивид, ответственный и надежный член социума, и ин-338


дивидуальность, устремленная к самоценной духовности. Биологичес­кая природа требует и позволяет выполнить функцию приспособле­ния к среде, социальная — функцию ее преобразования.

Схема 47. Общество как целостная система


 
 


сфера духовной жизни

сфера идеологии

сфера социальных отношений

сфера политической жизни

сфера быта и семейных отношений

экономическая деятельность

материально-производственная деятельность


Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через приоб­щение к культурной традиции, и через механизм биологической наслед­ственности. Человек творит общество благодаря своей деятельности, духовности, коллективности. Общество представляет собой как бы за­стывшую деятельность, духовность и коммуникативность, ведь после­дующие поколения пользуются результатами материальной и духов­ной культуры предыдущих поколений, развивают формы общения, взаимодействия, заложенные в прежние времена.

Человек находится в сложном взаимодействии с обществом. По отношению к обществу он выступает как: 1) активный реализатор его объективных тенденций и проектов; 2) «ключ» для раскодирования социокультурных программ деятельности общества; 3) носитель соб­ственной творческой активности, индивидуализирующей социальную жизнь. Общество же по отношению к человеку выступает как: 1) необ­ходимое условие его жизни в качестве социального существа; 2) сово­купность возможностей, способствующих индивидуализации; 3) сово­купность требований, стандартов социализации, которые могут входить в противоречие с тенденциями индивидуализации. Причем первые две характеристики выражают взаимозависимости человека и общества, а третья — их противоположную направленность.

На основе деятельности формируются отношения людей к природе и между собой. В деятельности человек становится сознательным, активным, познающим и созидающим предметный мир и тем самым удваивающим природу и совершенствующим себя существом, субъектом.

Деятельность — это новый, преобразующий природу и самого че­ловека тип активности.


Как закономерный и естественно упорядоченный процесс деятель­ность имеет структуру:

1. Деятельность всегда осуществляется в системе взаимодействия субъекта деятельности и объекта. Субъект — личность, социальные группы, общество, осуществляющие познавательную и практическую деятельность в соответствии с необходимостью, потребностями, целью. Субъект — носитель деятельности. Объект — предмет направленности человеческой деятельности (мир в целом, природа, конкретные пред­меты, процессы, теоретические модели, сам человек). Объект является источником познавательной и практической деятельности.

2. В системе объект-субъектных отношений деятельность прояв­ляется как связь, взаимодействие. Человек создает орудия труда, про­дукты производства, передает духовное наследие от поколения к поко­лению, создает информационную среду, раздвигает горизонт творческих возможностей человека.

3. По этому содержательному признаку следует различать типы, формы и виды деятельности.

Типы деятельности: материальная и духовная.

Материальная деятельность — предметно-практическая деятель­ность, направленная на производство материальных ценностей.

Духовная деятельность связана с производством духовной сферы бытия (наука, искусство, религия и т. п.). Высшим качественным уров­нем интеллектуальной и всей духовной деятельности является творче­ство.

Особую роль в развитии и реализации деятельности как активного отношения человека к миру играет система мотиваций: потребности, интересы, воля, цель.

Таким образом, деятельность — это развивающийся процесс, выс­шая форма универсальной активности, способ жизнедеятельности человека, его совершенствования, причина и способ становления и раз­вития социально-организованной системы, основание единства мате­риальной и духовной сфер бытия.

Человек, индивид, личность

Проблема личности является одним

из актуальных и перспективных направ­лений философских исследований. Это предопределяет не только множество подходов к изучению проблемы, но и многообразие определений самого понятия «личность». В их чис­ле имеются: а) описательное; б) субъективное; в) поведенческое; г) пси­хологическое; д) биофизическое; е) биосоциальное; ж) структурное; з) моральное, морально-правовое, морально-интеллектуальное и др.


Несмотря на такое многообразие определений, все они проблему личности рассматривают в связи с понятиями «индивид», «индивиду­альность», «человек», «личность».

Под индивидом понимается единичный представитель человечес­кого рода без учета его биологических особенностей, специфики ре­альной жизни и деятельности. Индивидуальность — это неповторимое своеобразие человека.

Что касается понятий «человек» и «личность», то нередко допуска­ется их отождествление, приводящее к ошибкам, неточностям, о кото­рых следует знать. Все дело в том, что в соотношении понятий «чело­век» и «личность» необходимо различать их объем и содержание. По объему эти понятия тождественны, так как все люди независимо от пола, расы, национальности — личности.

Однако по своему содержанию эти понятия различаются. Во-пер­вых, человек есть целостность, а личность есть часть, компонент челове­ка. Во-вторых, человек есть существо биосоциальное, тогда как понятие «личность» характеризует общественную сторону человека. В-третьих, человек является материальным носителем личности, а последняя вы­ражает совокупность общественных свойств человека. Иначе говоря, понятие «личность» обозначает тот же предмет, что и понятие «чело­век», но уже поднявшийся до определенного уровня социализации.

Личность — это отдельный человек с определенными чертами ха­рактера, индивидуальными способностями и наклонностями.

Атрибутивными признаками личности признаются разумность, обладание речью, способность к трудовой деятельности, самостоятель­ность, определенность, стремление к свободе, сила воли, собранность, оригинальность чувств, ответственность. Эти признаки личности де­терминируются всей системой, всем укладом общественной жизни. Личность — это человек, выделивший в процессе общественных отно­шений свое «Я» из «не-Я» и не только осознавший свои взаимоотно­шения с «не-Я», но и активно воздействующий на «не-Я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.

Анализируя данное положение, видим, что человек не только про­дукт общественных отношений, но и их творец. Такой вывод становит­ся само собой разумеющимся, если принять во внимание тот факт, что человек — существо деятельное, а основным видом его деятельности является труд. В труде проявляются творческие, созидательные, соци­альные качества человека, которые и делают его личностью. Это по­зволяет с полной уверенностью говорить, что общество формирует лич­ность путем ее социализации, через влияние на нее социальной среды.


В то же время личность не только формируется социальной сре­дой, но и сама влияет на нее в зависимости от образования, профессии, общественного положения и активности. Определяющая роль среды в формировании личности и обратное влияние личности на среду — основной закон взаимосвязи личности и общества. Вместе с тем надо учитывать, что эта взаимосвязь проявляется и в зависимости индиви­дуальной жизнедеятельности личности от потребностей и возможно­стей общества, и в том, какие условия созданы в нем для общения и обособления личности, для ее самосозидания.

Таким образом, человек — высшая ступень развития живых орга­низмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Поэтому понятие «человек», которым определяется телесно-духовное социальное существо, шире понятия «личность», которое выражает социальную сущность человека. Личность — это субъект де­ятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоз­зрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса, познания действительно­сти, эстетических и этических норм.

В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек; сколько людей, столько и индивидуальностей со своими особенностя­ми памяти, внимания, мышления, наблюдения и т. д. Человек стано­вится личностью благодаря самопознанию, которое позволяет подчи­нять свое «Я» нравственному закону. В структуре личности представ­лены все уровни культуры, познавательные процессы, сознание и самосознание, эмоции и воля, темперамент, интуиция, ценностная ориентация, убеждения, идеалы. Ядром структуры личности является мировоззрение как свойство социального и мыслящего существа.

Собственность как корень развития

Особым способом человеческого

отношения к предметному миру высту­пает собственность. Ее смысл для «мо-

Личности

его Я» раскрывается через три среды

«моего бытия»: безопорности, безосновности и отягощенности смер­тью; ограниченности другими; устремленности к абсолютному, потен­циальной безграничности.

В соответствии с этими тремя средами собственность переживает­ся «Я» в трех аспектах: 1) собственность становится опорой и основани­ем «моего бытия», ведь земельный участок, дом, счет в банке становятся символом устойчивости, они запечатлевают навечно на себе отпечаток личности, хозяина; 2) собственность становится средством самоиден­тификации, поскольку указывает границы «моего индивидуального


мира» (мода, коллекционирование); 3) собственность — средство экс­пансии Я, его безграничного расширения. Жизнь человека подменяет­ся «жизнью частной собственности».

Наряду с индивидуальным, субъективным основанием собствен­ности — его стремлением к освоению мира, слиянию с бытием, преодо­лению собственной «малости» и ограниченности — вырисовывается «родовое» основание собственности — ограниченность возможностей самого человечества. Через отношения собственности индивиды полу­чают своеобразный способ автономизации и одновременно втягиваются в социально-исторический процесс. Собственность указывает место че­ловека в социальной дифференциации, определяет характер социаль­ного бытия человека.

Антисобственническая ориентация сознания обычно опирается на мо­ральные аргументы. Действительные же ее основания, думается, лежат глубже. Это, во-первых, стремление к подлинности человеческого бытия, освобождению от власти вещей и отчужденных форм существования; во-вторых, отрицание ценности индивидуального, эмпирического бытия в пользу бытия высшего, воплощенного в Боге или человечестве; в-третьих, отрицание ограниченности, исчерпаемости материальных благ, убежден­ность в объективной возможности превратить всех людей в цель. Эти три вида аргументов в определенной мере соответствуют особеннос­тям менталитета современного человека, ведь он складывался деся­тилетиями под влиянием экономики, в которой собственность носила случайный и условный характер. И все же в современном общественном сознании доминирует идея возрождения чувств хозяина, понимание соб­ственности как корня развития индивидуальности. Именно собствен­ность и конкретность «отшлифовывают» личностные качества человека, развивают его индивидуальную сущность, ведь в конечном итоге смыслом и целью истории является Человек — это вершина биологического и со­циального синтеза, устремленная к высотам Истины, Добра и Красоты.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...