Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы терапии. Длительность лечения. Ожидаемые результаты лечения. Р73 Умственная отсталость глубокая. Характеристика состояния




Принципы терапии

При выявлении специфической нозологической формы, приводящей к умственной отсталости (в первую очередь, обменного характера — ФКУ,


гипотериоз) лечение должно быть строго специфическим в специализиро­ванном учреждении — медико-генетические консультации, консультации ( эндокринологом. Медикаментозное лечение во всех остальных случаях на­правлено, в первую очередь, на осложняющую симптоматику, а также должно быть связано с характером и патогенезом нарушений. Семейная пси­хотерапия.

Длительность лечения

а) амбулаторное наблюдение в течение всей жизни при содержании в
семье;

б) при пребывании в учреждениях социального обеспечения также посто­
янный врачебный контроль;

в) для данного контингента детей необходимо организовывать учреждения
с недельным пребыванием с целью неполного отрыва от семьи (в городах с
населением более 100 тысяч человек).

Ожидаемые результаты лечения

Возможная адаптация ребенка в условиях семьи, специализированного учреждения, редукция осложняющей психопатологической симптоматики.

Р73 Умственная отсталость глубокая

Характеристика состояния

Ориентировочно IQ ниже 30 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера):

а) неосложненная;

б) осложненная.

Условия лечения

Пребывание в учреждениях социального обеспечения. Оформление инва­лидности.

Перечень необходимых обследований

— педиатр (1 раз в год, по показаниям — повторно);

— окулист (1-2 раза в год, кратность — по показаниям);

— невролог (1 раз в год, кратность — по показаниям);

— отоларинголог (1 раз в год, кратность — по показаниям);

— общие анализы крови и мочи (кратность — по показаниям);

— ЭЭГ;

— Эхо-ЭЭГ (1-2 раза в год, чаще — по показаниям).
По показаниям:

— логопед;

— аудиограмма;

— рентгенограмма черепа;


— КТ;

— ЯМР;

— РЭГ;

— нейропсихолог;

— дерматолог;

— стоматолог.

Вспомогательные исследования для установления этиологии:

— составление родословной — обязательно;

— исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) — обязательно;

— цитогенетическое обследование — практически во всех случаях, за ис­
ключением нозологически самостоятельных этиологически известных форм
(болезнь Дауна, ФКУ, гипотериоз, мукополисахаридозы и др. ).

Принципы терапии

При выявлении специфической нозологической формы, приводящей к ум­ственной отсталости (в первую очередь, обменного характера — ФКУ, гипоте­риоз), лечение должно быть строго специфическим в специализированном уч­реждении — медико-генетические консультации с эндокринологом. Медика­ментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую очередь, на осложняющуюся симптоматику, и должно быть связано с характером и па­тогенезом нарушений. Совместная с социальными службами работа по оказа­нию помощи семье.

Длительность лечения

Врачебное наблюдение в течение всей жизни и в семье, и при пребывании в учреждениях социального обеспечения; для данного контингента детей не­обходимо организовывать учреждения с недельным пребыванием с целью не­полного отрыва от семьи (в городах с населением более 100 тысяч человек).

Ожидаемые результаты лечения

Большая упорядоченность поведения, возможное усвоение навыков само­обслуживания и других социальных навыков.


Письмо от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 Министерство образования Российской Федерации

Рекомендации по организации

логопедической работы в специальном

(коррекционном) образовательном учреждении VIII вида

(Извлечение)

Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его проис ходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточ няется словарь, совершенствуется умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется зву­ковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.

Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех умствен­но отсталых детей, у значительной части обучающихся коррекционного уч­реждения имеются те или иные нарушения речи: неправильное произноше­ние звуков — фонетический дефект, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание.

Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познава­тельной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют про­цесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи.

Коррекция нарушений речи умственно отсталых обучающихся требует организации специальной логопедической работы. Поэтому в учебном плане специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида пре­дусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем-логопедом, имеющим соответствующее образование.

Обследование речи обучающихся и отбор их для логопедических занятий

В начале учебного года должны быть обследованы все вновь принятые обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены).

Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выяв­ления состояния речи к началу учебного года).

Обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма.

Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности могут иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой деятельности.

Например, нарушения произношения могут затрагивать только произно­сительные процессы и выражаться в нарушениях внятности речи. Другие


компоненты устной речи, а также письменная речь оказываются ненарушен­ными.

В некоторых случаях нарушения произношения выступают вместе с на­рушениями фонематической системы языка, что влечет за собой нарушения чтения и письма.

И наконец, нарушения произношения могут выступать на фоне общего недоразвития речи, охватывающего фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны.

Логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер нарушения рече­вой деятельности и потенциальные возможности обучающегося.

Первичное обследование речи обучающихся может проводиться в класс­ной обстановке. Каждому обучающемуся предлагается ответить на несколько вопросов бытового характера, прочесть наизусть стихотворение или повторить за логопедом одну-две специально подобранные фразы. Изучение состояния письма у ранее обучавшихся в иных образовательных учреждениях обучаю­щихся проводится при помощи диктантов, тексты которых должны отвечать условиям логопедической проверки и соответствовать требованиям програм­мы каждого класса.

Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате пер­вичного обследования, логопед отмечает в специальном журнале учета (При­ложение 1).

Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первич­ном обследовании, подробно изучается логопедом в условиях индивиду­ального обследования обучающихся традиционными логопедическими приемами.

Для обследования произношения могут применяться фонетические альбо­мы, в которых даются слова различной слоговой структуры, а проверяемые звуки предлагаются в разных положениях (в начале, середине, конце слова).

При изучении навыков звукового анализа проверяется умение обучаю­щихся узнавать и различать на слух изолированные звуки, звуки в слогах и словах, умение сосчитать количество звуков в слове, произвести последова­тельное и выборочное выделение звуков.

Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи (Приложение 2).

Обследование речи обучающихся, занимавшихся у логопеда в предыду­
щем году, может проводиться не полностью, а только по тем параметрам, ко­
торые были намечены логопедом для продолжения занятий. Соответственно
заполняется и речевая карта.                                                                        

Из числа обучающихся, имеющих нарушения речи, отбираются остро ну­ждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере устранения нарушений речи у ра­нее принятых обучающихся.

Основным критерием при зачислении на занятия является характер рече­вого нарушения и его значение для успеваемости и общения обучающегося.

 


Первоочередному зачислению на логопедические занятия подлежат обучаю­щиеся с такими нарушениями произношения, которые мешают их речевому общению, усвоению чтения и письма, а также обучающиеся, недостатки речи которых обусловлены ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми другими.

К речевой карте каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается план занятий с ним. План составляется на основании ло­гопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Организационный период, предшествующий началу систематических ло­гопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, ком­плектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две-три недели учебного года.

Организация и проведение логопедических занятий

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с уче­том классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.

На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от класс­ных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и учителями клас­сов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2-4 раза в неделю. На индиви­дуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20-45 минут.

Как правило, индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, нуж­дающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вы­звавших нарушение произношения.

Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого наруше­ния у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного класса или двух параллельных или смежных классов (например, 2-3-х классов). В первых клас­сах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.

Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий — 2-4
обучающихся.

При необходимости логопед может производить перераспределение обу­чающихся по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно объединить обучающихся в группы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе часть обучающихся группы может быть выделена для ин­дивидуальной работы.


Логопедические занятия рекомендуется проводить в логопедическом ка­бинете. Для логопедического кабинета отводится изолированное помещение, оснащенное необходимым учебно-дидактическим материалом (Приложе­ние 3).

Посещение логопедических занятий обязательно для всех принятых на занятия обучающихся. Ответственность за посещение обучающимися логопе­дических занятий возлагается на логопеда, учителя класса и руководителя уч­реждения.

Логопед ведет журнал учета посещаемости занятий, для которого может использоваться обычный классный журнал или журнал, изготовленный по ти­пу классного журнала. По окончании учебного года логопед составляет отчет о проделанной работе (Приложение 4).

Контакт логопеда с учителями, воспитателями, педагогом-психологом

Логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и воспита­телями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.

Контакт логопеда с учителями может осуществляться на всех этапах лого­педической работы, начиная с первичного обследования, о результатах кото­рого логопеду рекомендуется поставить в известность учителя и воспитателя данного класса, и кончая выпуском обучающегося. В случае необходимости учитель и воспитатель должны создать, по рекомендациям логопеда, опреде­ленные условия для обучающегося (индивидуализация контрольных работ по родному языку в особо тяжелых случаях нарушения письма, организация ре­чевого режима для заикающихся обучающихся и т. п. ).

Для информации о состоянии произношения обучающихся, посещающих логопедические занятия, может использоваться таблица произношения, из ко­торой видно, какой звук поставлен и что следует требовать от обучающихся в произношении.

При завершении логопедических занятий с обучающимся логопед инст­руктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время.

Логопед может посещать уроки родного языка, развития речи, чтения и другие с целью проверки речевых возможностей обучающихся, имеющих на­рушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь учителя и воспитатели могут также периодически присутствовать на логопе­дических занятиях, чтобы постоянно быть в курсе проводимой работы с обу­чающимися данного класса.

Логопед должен хорошо ориентироваться в программных требованиях, в методах и приемах обучения родному языку и учитывать их в своей работе. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если логопед использует дидак-


тический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В первых и вторых классах логопед помогает учителям консультациями, соответствующей методической литературой в организации фронтальных уро­ков по развитию фонематического восприятия, формированию звукового ана­лиза; особое внимание на этих уроках должно уделяться выделению и после­дующей дифференциации смешиваемых звуков. Для проведения этих уроков требуется знакомство учителей с основными принципами и приемами логопе­дической работы.

Поэтому особенно важна помощь логопеда в случаях, когда учитель не имеет специального образования.

Лучшей формой работы может являться педагогический семинар, во время которого логопед проводит занятия как с отдельными обучающимися, так и с группами обучающихся (того или иного класса или с теми или иными недос­татками речи), и детально разъясняет как демонстрируемые речевые наруше­ния, так и приемы логопедической работы. Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь и другие формы: индивидуальные беседы, откры­тые занятия, сообщения на заседаниях методических объединений с демонст­рацией магнитофонных записей речи обучающихся при поступлении и выпус­ке, сравнение письменных работ на разных этапах работы.

Логопед должен помочь и воспитателям в организации речевой работы с обучающимися.

Помимо включения определенных требований к речи обучающихся во все режимные моменты, воспитателю рекомендуется проводить так называе­мые «логопедические минутки», составляемые логопедом в зависимости от состава класса. В воспитательские часы могут быть широко включены рече­вые игры.

Воспитатель совместно с логопедом, поставив определенную цель (выра­ботка темпа, четкости, выразительности в речи, закрепления словаря и т. п. ), во время игры предъявляет обучающимся соответствующие требования, ис­пользуя эмоциональную заинтересованность детей в игре.

Логопеду следует работать в тесном контакте с педагогом-психологом, так как занятия педагога-психолога с обучающимися могут оказывать существен­ную помощь в формировании психологической базы речевой деятельности обучающихся.

В конце учебного года логопед может проводить речевой утренник, на ко­тором обучающиеся, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В речевом утреннике могут принимать участие все обучающиеся, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях для них подбирается соот­ветствующий материал.

Рекомендуется практиковать выступления логопеда на педагогических советах с целью пропаганды логопедических знаний среди учителей.


Контакт логопеда с врачом

Очень важен деловой контакт логопеда с врачом учреждения. Логопед должен быть знаком с данными медицинского обследования для уточнения этиологии и характера речевого нарушения обучающихся с целью нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода к ним, соот­ветствующего тому или иному нарушению.

Связь логопеда с родителями

Работа логопеда с родителями может осуществляться путем личного контакта с отдельными родителями, участия в родительских собраниях, во­влечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой пред­полагается организация правильного отношения к речи ребенка в домаш­ней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых ло­гопедом.

Документация логопеда

В начале учебного года логопед планирует работу на год, вводя в план все разделы своей деятельности (ориентировочно по тем же пунктам, которые ука­заны в отчете за год).

На основании материалов обследования обучающихся логопед состав­ляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для ка­ждой группы обучающихся. В плане для группы отмечается: состав обу­чающихся с краткой характеристикой имеющихся нарушений речи, основная последовательность работы и ориентировочные сроки, учебно-наглядные пособия.

Кроме того, логопеду рекомендуется иметь планы ежедневных занятий.

Логопед ведет журнал учета обучающихся с недостатками речи, журнал учета посещаемости; заполняет на обучающихся, принятых на логопедические занятия, речевую карту.

В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...