Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

принятых Центральным банком РФ




· Положение Банка России от 26.03.2007 № 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"[1]

· Положение Банка России от 24.12.2004 № 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платёжных карт"[2]

· Положение Банка России от 01.04.2003 № 222-П "О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в Российской Федерации"[3]

· Положение Банка России от 31.08.1998 № 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)"[4]

· Положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности"[5]

 

9. План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010). План счетов применяется в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Каждый счет предназначен для отражения конкретных объектов бухгалтерского учета. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные только по однородным хозяйственным операциям.

Его основные расдели:

Раздел I. Внеоборотные активы

Раздел II. Производственные запасы

Раздел III. Затраты на производство

Раздел IV. Готовая продукция и товары

Раздел V. Денежные средства

Раздел VI. Расчеты

Раздел VII. Капитал

Раздел VIII. Финансовые результаты

Забалансовые счета.

 

10.

 

11. Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (Board of the International Accounting Standards Committee) (IASC) и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS). В 2001 году IASC был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (IASB). В апреле 2001 года IASB принял (adopted) существовавшие IAS и продолжил работу, выпуская вновь создаваемые стандарты под названием IFRS.

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в четко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип непрерывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

Принципы составления финансовой отчетности в соотвтетствии с МСФО подразделяются на две группы: основополагающие допущения и качественные характеристики финансовой отчетности. Основополагающие допущения состоят из двух базовых принципов:

1. Учет по методу начисления, согласно которому, результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся.

2. Непрерывность деятельности предполагает, что компания будет действовать в обозримом будущем и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности. Если такое намерение или необходимость существует, финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и принимаемая основа должна раскрываться.

Качественные характеристики определяются четырьмя основными атрибутами отчетности, делающими ее полезной для пользователей:

1. Понятность. Основным качеством информации представленной в финансовой отчетности, является ее доступность для понимания пользователем.

2. Уместность. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять прошлые оценки.

3. Надежность. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда пользователи могут положиться на нее как представляющую правдиво то, что она должна представлять.

4. Сопоставимость. Измерение и отражение финансовых результатов от аналогичных операций и других событий должны осуществляться по методологии, единой для всей компании и на протяжении ее существования, равно как для разных компаний.

 

 

12.Хозяйственный учет слагается из наблюдения, измерения, регис­трации, систематизации фактов и процессов общественного воспро­изводства.

Наблюдаемые факты и явления измеряют в соответствующих еди­ницах (тоннах, литрах и т.п.) и регистрируют в первичных докумен­тах. Данные первичных документов систематизируют и записывают в специальные учетные регистры - книги, карточки, свободные лис­ты и др. На основании записей в учетных регистрах составляют и осуществляют контроль за деятельностью предприятий, организа­ций, учреждений.

В настоящее время в России можно выделить четыре вида хозяй­ственного учета: статистический (статистика), оперативный (или опе­ративно-технический), бухгалтерский (бухгалтерия) и налоговый.

Статистический учет изучает закономерности и взаимосвязи массовых общественных явлений и процессов. При наблюдении за различными массовыми явлениями, происходящими на предприяти­ях, в организациях и учреждениях, в статистическом учете исчисля­ют количественные и качественные показатели производительности труда, объема производства, заработной платы и др. Полученные ре­зультаты обрабатывают и обобщают в масштабе районов, областей, республик, отдельных отраслей и народного хозяйства в целом.

Оперативный учет применяют для наблюдения и контроля за от­дельными фактами и операциями хозяйственной деятельности пред­приятия, организаций, учреждений с целью оперативного на них воз­действия.

Оперативный учет вводится в основном в тех случаях, когда не­обходимо быстрее получить данные о хозяйственных операциях (ежедневные сведения о выпуске продукции, расходе фонда заработ­ной платы, себестоимости продукции, рентабельности, сведения о поставках нефти, газа в другие страны и др.).

Бухгалтерский учет служит для наблюдения и контроля за хо­зяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций и их объединений. Он охватывает менее широкий круг объектов, чем статистический, но является более широким, чем оперативный учет.

В бухгалтерском учете отражаются все виды имущества органи­зации и все операции, вызывающие его движение, поэтому его необ­ходимо вести постоянно, с охватом всех без исключения хозяйствен­ных операций по движению имущества.

Понятие налогового учета введено Налоговым кодексом Россий­ской Федерации (НК РФ). Налоговый учет осуществляется организа­циями для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Для ведения налогового учета используются правильно оформленные бух­галтерские документы. Налоговый учет можно вести в общеустанов­ленных регистрах бухгалтерского учета, в которые при необходимо­сти вводятся соответствующие изменения, или использовать специ­альные регистры налогового учета.

 

13. Существует три вида учетных измерителей.

Натуральные измерители (кг, м, шт., л, кв. м, куб. м и т.д.) необходимы при учете материальных запасов, а также основных средств, готовой продукции и пр. С помощью натуральных измерителей осуществляется контроль за сохранностью имущества организации, за процессами заготовления, производства, реализации. С помощью натуральных измерителей соизмеряются и анализируются производственные задания и отчетные показатели. Данные в условно-натуральных измерителях используются в основном для планирования и анализа распределения затрат на производство, а также для расчета себестоимости продукции.

Трудовые измерители предназначены для измерения времени, затраченного для выполнения той или иной работы, а также видов деятельности. На их основе нормируются задания, начисляется заработная плата, рассчитывается производительность труда. Основными единицами трудовых измерителей являются человеко-дни, человеко-часы, нормочасы и др.

Денежные измерители являются обобщающими, т.к. через них определяется объем имущественных прав предприятия, а также затраты организации ранее выраженные в трудовых и натуральных измерителях. С помощью денежных измерителей составляются сметы, производственные задания, балансы и другие формы бухгалтерской отчетности.

 

14. Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении, путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Отличительные черты бухгалтерского учета:

· непрерывен во времени;

· ведется строго на основании документов;

· применяются счета для группировки однородных хозяйственных средств;

· используется двойная запись на счетах;

· проводится инвентаризация (проверка фактического наличия материальных ценностей, денежных средств и расчетов);

· составляется бизнес-баланс (отчетная итоговая таблица.

Задачи Бухгалтерского учета:

 Формирование достоверной информации.

 Обеспечение сохранности собственности.

 Выявление внутренних резервов.

 Предотвращение ухудшения финансовой деятельности.

 

15. Пользователями учетной информации являются собственные (администрация, акционеры, менеджеры) и сторонние потребители (инвесторы, банки, налоговые организации, биржи, кредиторы и т.д.)

· Внутренние пользователи.

o Руководство хозяйствующего субъекта — для принятия обоснованных хозяйственных решений

o Собственники предприятия (учредители, акционеры) — для принятия обще-стратегических решений и других в круге своей компетенции

o Работники предприятия и их профессиональные союзы

· Внешние пользователи.

o кредиторы

o инвесторы

o контрагенты (поставщики и покупатели)

o Правоохранительные органы — в случае наличия сведений о деструктивных отклонениях в деятельности хозяйствующего субъекта, о правонарушениях, допускаемых должностными лицами и работниками хозяйствующего субъекта в экономической и налоговой сфере.

o Правительственные структуры — для обработки информации:

 

 

16. Бухгалтерский учет ведется на основе следующих 5–ти принципов.

1. Принцип сохранения информации заключается в том, что если в документах была сделана определенная запись, то она обязательно окажет свое влияние на дальнейший ход событий и на баланс предприятия.

2. Принцип взаимосвязи событий и явлений заключается в том, что бухгалтерская запись в виде проводки всегда затрагивает две статьи. Если какая – то сумма из одной статьи выбыла, то она обязательно появится в другой статье, записанной в этой проводке.

3. Принцип сопоставления ценностей и операций заключается в том, что все записи производятся с использованием общепринятых единиц измерения: натуральных, трудовых, денежных.

4. Принцип остановки заключается в том, что в определенные моменты времени предприятию необходимо подвести итоги деятельности в виде баланса и отчетности и предоставить их руководству и в контролирующие органы.

5. Принцип минимальности заключается в том, что предприятие в лице главного бухгалтера имеет право применять минимальное количество показателей и измерителей при учете, например, количество счетов, типовых бланков, единиц измерения и т.п. Единственное условие при этом заключается в том, чтобы по этим показателям можно было бы провести проверку деятельности предприятия.

 

.

 

17. Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятель­ность предприятий, организаций и учреждений. Эта деятельность осуществляется при помощи хозяйственных средств.

Объектами бухгалтерского учета являются имуще­ство организации, источники его формирования, обязательства и хо­зяйственные операции, осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности.

Объектами, обязательно отражаемыми в системе бухгалтерского учета, являются:

· движимое и недвижимое имущество;

· права пользования интеллектуальной и промышленной собственностью, товарными и фирменными знаками;

· цена фирмы (goodwill;

· денежные средства, ценные бумаги, расчеты с юридическими и физическими лицами, инвестиции;

· амортизационные отчисления и накопление износа амортизируемых объектов;

· доходы и расходы по видам и периодам, прибыли и убытки;

· обязательства по кредитам и займам, безвозмездное получение средств и их использование;

· образование резервов и фондов предприятия, уставной капитал.

 

 

18. Средства организации:

· Основные средства – это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности продолжительное время, изнашиваясь постепенно.

· Нематериальные активы – это объекты длительного пользования не являющиеся материальными, но имеющие стоимостную оценку.

· Оборотные средства –это средства, которые используются в одном цикле производства и всю свою стоимость одновременно переносят на себестоимость изготовленной продукции. К ним относятся: сырье и материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, комплектующие изделия и запасные части, тара и топливо, незавершенное производство и готовая продукция и т.п.

· Денежные средства – это деньги и ценные бумаги в кассе, средства на расчетном, валютном и специальных счетах в банках и т.п.

· Средства в расчетах – это средства, которые еще не получены предприятием по обязательствам других предприятий и физических лиц. К ним относятся: дебиторские задолженности предприятию за поставленные товары и услуги, задолженности поставщиков по выданным им авансам, по полученным в счет оплаты векселям, а также задолженности подотчетных лиц.

· Отвлеченные средства – это суммы, которые предприятие зарезервировало для выполнения определенных обязательств или целей, но еще не использовало по назначению. К ним относятся средства, подлежащие уплате в виде налогов или сборов, а также сосредоточенные в различных фондах.

 

19. Источники формирования средств организации:

· Собственный капитал: установочный, добавочный, резервный, нераспределенная прибыль, целевое финансирование и поступление;

· Заемный капитал: кредиты банка, обязательства по распределению, кредиторская задолженность, заемные средства

 

 

20. Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.

Документация является одной из основных отличительных особенностей бухгалтерского учета, так как позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами.

Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.).

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия.

 

21. Система счетов и двойная запись – прием, который означает, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется также и с помощью системы счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.

Счет – экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.

Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.

 

22. Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Реальность и правильность оценки имущества предприятия и его источников имеют важнейшее значение для построения всей системы бухгалтерского учета. В основе оценки имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении. В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в балансе должна проводиться единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки.

Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) – способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг).

 

23. Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе и обязательствах предприятия, организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца.

Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая – из каких источников они возникли.

Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой – по источникам его образования. Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием на предприятии.

Отчетность предприятия (организации) представляет собой систему показателей, характеризующих производственно – хозяйственную и финансовую деятельность предприятия (организации) за определенный период (месяц, квартал).

Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния предприятия, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, для оценки положения предприятия на рынке.

 

24. На бухгалтерскую службу организации возлагаются ведение своевременного и достоверного бухгалтерского учета, формирование полной и достоверной информации о ее деятельности и имущественном положении, необходимой также для контроля за соблюдением законодательства, за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, предотвращение негативных явлений в деятельности организации, осуществление строжайшего режима экономии. В случае значительного объема учетной работы и при наличии трех и более бухгалтеров на предприятии учреждается структурное подразделение — бухгалтерская служба. Организационная структура бухгалтерской службы зависит прежде всего от организационной структуры самой организации, поскольку в состав могут входить филиалы, представительства, обособленные подразделения.

Главный бухгалтер организации:

- обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству;

- обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств;

- формирует учетную политику предприятия;

- подписывает бухгалтерскую отчетность.

В связи с постоянными изменениями в бухгалтерском и налоговом законодательстве главный бухгалтер всегда находится в зоне риска возможных ошибок, за которые он может быть привлечен к ответственности. Общие основания юридической ответственности главного бухгалтера установлены п. 2 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете. Только в нем напрямую говорится об ответственности главного бухгалтера. В соответствии с этим пунктом главный бухгалтер несет ответственность за:

- ведение бухгалтерского учета;

- формирование учетной политики;

- своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Бухгалтер имеет право:

1) требовать от руководителей отделов, в необходимых случаях – и от руководителя организации принятия мер к усилению сохранности собственности организации, обеспечению правильного ведения бухгалтерского учета и контроля;

2) проверки в структурных подразделениях фирмы соблюдения установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

3) подготовки предложений о снижении размеров премий или лишении премий работников, не обеспечивающих выполнение установленных правил оформления первичной документации, ведение первичного учета и других требований к организации учета и контроля

 

25. Минфин рекомендует и допускает определенные принципы. Их четыре.

1. Имущественная обособленность - собственность организации, обладающей правами юридического лица, не есть собственность лица, которому принадлежит эта организация. Здравый смысл, казалось бы, должен требовать, чтобы собственник отвечал всем своим достоянием за просчеты в управлении принадлежащей ему организации, однако гражданское законодательство предполагает ограничение этой ответственности. Таким образом, актуальным и потенциальным собственникам гарантируется во многих случаях возможность снизить риски от последствий своих решений. Эти положения гражданского законодательства находят отражение в пункте 6 ПБУ 1/98.

2. Непрерывность - организация, созданная однажды, будет работать вечно. Совершенно очевидно, что это утверждение абсурдно, все живое имеет свой конец, а тут подчеркивается бессмертие фирм, которые часто на практике и года не могут просуществовать.

3. Последовательность. Предполагается, что однажды выбранные в учетной политике методологические варианты будут сохраняться на протяжении многих лет. Тут предусматривается обеспечение сопоставимости отчетных данных. Но здравый смысл подсказывает, что хозяйственная ситуация постоянно меняется во времени и, следовательно, администрация организации должна, подстраиваясь к ней, модифицировать и свою учетную политику.

4. Временная определенность. Это допущение коренным образом меняет традиционные представления нормального человека, ибо предполагает, что расходы возникают не тогда, когда потрачены деньги, как думает неискушенный человек, а тогда, когда у этого человека возникло обязательство, требующее его погашения. И, соответственно, доходы образуются не тогда, когда получены деньги или другие активы, а тогда, когда возникает право на их получение. Отсюда весьма распространенные парадоксальные ситуации, когда у фирмы огромные прибыли, а она объявляется банкротом или, напротив, у нее большие убытки, а она, в финансовом положении, процветает.

Система бухгалтерского учета базируется на традиционно сло­жившихся и установленных правилах-требованиях и процедурах ведения учета. Упомянутым выше Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) определен ряд требований.

Требование полноты. В бухгалтерском учете должны отра­жаться все факты хозяйственной деятельности. Это правило- требование совпадает с пятым требованием Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Требование своевременности. Предполагает отражение в учете всех без исключения операций в момент или сразу после их совершения. Эффективность бухгалтерской информации значительно повышается, если пользователь может прини­мать управленческие решения в режиме реального времени.

Требование осмотрительности. Означаетбблыиую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. Бухгалтер, основываясь на осторожности

в оценке, скорее выберет низшую оценку для доходов и ак­тивов и наивысшую — для расходов и обязательств.

Требование приоритета содержания над формой. Предполага­ет отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. В бухгалтерском учете должны быть отра­жены все хозяйственные операции независимо от того, со­ответствуют они требованиям нормативно-правовых актов или нет.

Требование непротиворечивости. При формировании учетных данных необходимо обеспечить тождество данных аналити­ческого учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца. Это правило совпадает с четвертым требованием Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Требование рациональности. Обязывает обеспечить рацио­нальное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хо­зяйственной деятельности и величины организации и объе­ма информации для принятия управленческих решений. Решение о том, какими должны быть структура и состав бухгалтерского аппарата, принимает хозяйствующий субъект самостоятельно.

Правила бухучета:

1. Ведение бухгалтерского учета осуществляется только на основании первичных учетных документов, которые должны составляться при проведении хозяйственных операций и соответствовать унифицированным стандартным формам, утвержденным Госкомстатом РФ, а при их отсутствии - разрабатываться самой организацией с наличием обязательных реквизитов.

2. Использование стандартного плана счетов бухгалтерского учета (на основе которого малое предприятие может самостоятельно сформировать свой рабочий план счетов).

3. Проведение инвентаризации для проверки данных бухгалтерского учета и отчетности и документального их подтверждения.

4. Ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации:

· непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до ликвидации или реорганизации;

· без каких – либо пропусков и изъятий со своевременной регистрацией на счетах всех операций и результатов инвентаризации;

· путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в хронологической последовательности

5. Соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

6. Организация раздельного учета:

· имущества, находящегося в собственности данной организации, и имущества других юридических лиц, находящегося у нее;

· текущих затрат на производство продукции и капитальных вложений.

7. Ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте Российской Федерации - в рублях.

8. Оценка имущества и обязательств.

9. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке.

10. Согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства несет руководитель малого предприятия. Он обязан создать необходимые условия для правильной постановки учета.

11. Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности на основании приказа руководителя предприятия и подчиняется непосредственно ему.

 

26. Способы исправления ошибок

В соответствии с положениями п. 18 Инструкции № 157н исправ­ление ошибок выполняется двумя разными способами.

1. Исправление ошибки не требует внесения изменения данных в ре­гистрах бухгалтерского учета (журналах операций), например исправ­ление пояснительных данных к бухгалтерской записи.

Исправление производится путем зачеркивания тонкой чертой не­правильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачерк­нутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бухгалтерского учета, где производится ис­правление ошибки, на полях напротив соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись "Исправлено"

2. Исправление ошибки требует внесения изменения аналитиче­ских данных в регистрах бухгалтерского учета (журналах операций).

В данном случае исправление производится методом выполнения дополнительных записей. В зависимости от вида ошибки может по­требоваться:

o выполнение дополнительной бухгалтер­ской записи;

o отмена ранее выполненной бухгалтерской записи методом "красное сторно";

o отмена ранее выполненной бухгалтерской записи методом "красное сторно" и вы­полнение дополнительной бухгалтерской записи.

Метод "красное сторно" применяется для отмены ранее выполненной операции и за­ключается в выполнении бухгалтерской запи­си, полностью аналогичной отменяемой, с теми же счетами и аналитическими разреза­ми по дебету и кредиту, но с противополож­ным знаком. Название "красное сторно" происходит от способа выполнения этой опе­рации при ведении бухгалтерского учета вручную. Операция "сторно" записывается в учетном регистре красными чернилами.

Исправление методом дополнительной записи выполняется в случае, когда ошибка заключается в том, что своевременно не была выполнена необходимая бухгалтерская запись. Например, когда обнаружен ранее утерянный первичный документ, относящийся к прошедшему периоду, опера­ции за который уже отражены в учетных регистрах.

Исправление методом "красное сторно" с дополнительной запи­сью используется, когда ошибка заключается в неправильном указа­нии кода счета, аналитических кодов, объекта учета. Для исправле­ния сторнируется, т. е. полностью сводится к арифметическому нулю ранее выполненная неправильная запись и следом выполняется пра­вильная запись.

В зависимости от периода, к которому относится выявленная ошибка, определяется дата отражения исправляемых бухгалтерских записей в учетных регистрах:

o если ошибка относится к периоду, за который бухгалтерская отчет­ность еще не сдана, исправление выполняется последней датой от­четного периода;

o если ошибка относится к периоду, за который отчетность уже сдана, исправление выполняется датой, когда ошибка была вы­явлена.

При исправлении ошибок бухгалтеры зачастую допускают непра­вильные действия, что приводит к нарушениям в системе учета.

Исправление ошибок методом "обратной проводки". Нередко бух­галтеры вместо метода "красное сторно" выполняют так называемую "обратную проводку", т. е. дополнительную запись, в которой дебет и кредит исходной записи меняются местами.

Исправление ошибок методом "внутренних оборотов". Нередко при необходимости исправить ошибку с неправильным выбором объекта учета (например, начисление кредиторской задолженности по непра­вильному контрагенту) вместо выполнения сторнирующей и испра­вительной записи делают "переброску" между объектами учета.

Исправление ошибок с использованием сокращенных проводок. Не­редко, если требуется исправить хозяйственную операцию, состоящую из нескольких последовательных записей, бухгалтер сторнирует не все записи, а только первую и последнюю корреспонденцию счетов.

Исправление ошибок за предыдущие годы в корреспонденции со сче­тами финансового результата прошлых лет. Нередко, выполняя ис­правление ошибок за предыдущие годы, бухгалтеры отражают в учете записи в корреспонденции со счетом 401 30 "Финансовый результат £у прошлых отчетных периодов".

 

27. Активные счета — счета бухгалтерского учёта, предназначенные для учёта состояния, движения и изменения хозяйственных средств по их видам.

На активных счетах отображена информация о средствах (в денежном эквиваленте), которые имеются в распоряжении организации, это могут быть банковские счета, имущество на складе и в эксплуатации.

На активных счетах:

· Начальное сальдо записывается по дебету счёта

· Записи, характеризующие увеличение хозяйственных средств записываются по дебету счёта

· Записи, характеризующие уменьшение хозяйственных средств записываются по кредиту счёта

· Конечное сальдо записывается по дебету счёта

28. Пассивные счета — счета бухгалтерского учёта, предназначенные для учёта состояния, движения и изменения источников средств предприятия.

На пассивных счетах отображаются операции, изменяющие сумму средств предприятия (активов предприятия), а также операции, изменяющие состав долгов (перемещение средств между двумя пассивными счетами, например удержание налогов из зарплаты).

На пассивных счетах:

· Начальное сальдо записывается по кредиту счёта

· Записи, характеризующие увеличение источника средств записываются по кредиту счёта

· Записи, характеризующие уменьшение источника средств записываются по дебету счёта

· Конечное сальдо записывается по кредиту счёта

 

29. Активно-пассивные счета — счета, на которых отражаются одновременно и имущество организации (как на активных счетах), и источники его формирования (как на пассивных счетах).

Активно-пассивные счета бывают двух видов:

· с односторонним сальдо (дебетовое либо кредитовое)

· с двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно).

Счётом с односторонним сальдо является счёт «Прибыли и убытки». Если у предприятия суммы доходов превысили суммы расходов, то разница между ними даёт прибыль, поэтому сальдо счёта будет кредитовым (так как кредитовый оборот будет больше дебетового). Прибыль является источником формирования имущества и отражается в пассиве баланса. Если возникают убытки, то сальдо по счёту будет дебетовым (так как дебетовый оборот превышает кредитовый).

К активно-пассивным счетам с двусторонним развёрнутым сальдо относится счёт «Расчёты с дебиторами и кредиторами». Сальдо по дебету этого счёта означает дебиторскую задолженность, а сальдо по кредиту — кредиторскую. Записи по дебету этого счёта могут иметь следующее значение: либо увеличение дебиторской задолженности, либо уменьшение кредиторской задолженности; записи по кредиту этого счёта могут иметь следующее значение: либо увеличение кредиторской задолженности, либо уменьшение дебиторской задолженности.

 

30. Каждая хозяйственная операция вызывает двойное изменение, затрагивающее два вида имущества (активов) (внутри актива баланса) или два вида источников (внутри пассива), или один вид имущества (активов) и один вид источников (пассивов) одновременно в сторону увеличения и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...