Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформы в области народного образования(1863 – 1864)

Крестьянская реформа 1861 года или Отмена крепостного права — 1861

Земская реформа и Судебная реформы — 1864

Реформа городского самоуправления — 1870

Военная реформа — 1874

Реформы в области народного просвещения - 1863

Периодизация реформ, основанная на принципе ситуации реформ

1) 1856-1860гг. Создание ситуации реформ.

2) 1861-1866гг. Интенсивные реформы (10 реформ)

3) 1866-1874/1878гг. Стабилизация реформ. (1874 - военная реформа), связанная также с постепенным разрывом между властью и обществом.

Российская революционная ситуация 50-60-х гг. XIX в. имела свои особенности:

-кризис феодально-крепостнической системы – этап разложения феодализма, когда крепостнические производственные отношения вошли в тупик и стали оковами в развитии капитализма;

-необычайная острота аграрного (крестьянского) вопроса – вопроса об отношениях по поводу земельной собственности и связанной с этим социально-политической борьбой (по статистике, к середине XIX в. в России на 110 тыс. помещиков приходилось 22 млн. крепостных крестьян);

-тяжелейшая национальная катастрофа – поражение в Крымской войне (1853 – 1855 гг.): по Парижскому трактату (1856) Россия потеряла Южную Бессарабию и устье Дуная; ей запретили не только иметь на Черном море флот, крепости и арсеналы (т. н. принцип нейтрализации моря), но и участвовать в борьбе славянских народов Балкан против турецкого владычества. Кроме того, война выявила техническое и военное отставание России от передовых европейских стран – Англии и Франции.

Таким образом, реформы были жизненной необходимостью, иначе революционная ситуация грозила перерасти в революцию, результат которой, учитывая особенности и специфику России, предугадать было невозможно. Неудачи в Крымской войне вызвали волну общественного недовольства.

Подготовка главнейшей реформы царствования Александра II – крестьянской– началась с робких попыток улучшения крепостного строя и прошла несколько этапов от создания секретного комитета (1857) до подписания Манифеста и Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости(19 февраля 1861 г.).По этим документам крепостное право в России отменялось, крестьяне становились свободными сельскими обывателями и получали ряд личных и имущественных прав. Наделение крестьян землей обставлялось рядом условий. По закону помещик сохранял право собственности на землю, но должен был предоставить крестьянину надел за выкуп.

Крушение крепостного строя влекло за собой коренной поворот в образе жизни, в быте миллионов людей. Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наемного труда в промышленности, что дало толчок экономическому развитию страны. В деревне в качестве пережитка сохранились помещичье землевладение и малоземелье крестьян. Это противоречие отражало незавершенность крестьянской реформы и выводило аграрный вопрос в разряд первоочередных проблем российской действительности. Отмена крепостного права изменила социальную структуру общества, однако сословное деление сохранялось, являясь пережитком феодальных отношений и вступая в противоречия с реальным соотношением социальных сил в обществе.

Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся система требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60 - 70-х гг.XIX в.

Судебная реформа (1864)

Реформу готовили профессиональные юристы – Н.А.Будковский,С.И.Зарудный,К.П.Победоносцев,Д.А.Ровинский,Н.И.Стояновский.Подготовка реформы началась в 1861 г. По новым судебным Уставам(20 ноября 1864 г.) судебный процесс организовывался как состязание адвоката (сторона защиты) и прокурора(сторона обвинения).Заседания проходили гласно. При рассмотрении уголовных дел присутствовали присяжные заседатели(12 чел.), представлявшие общество (избирались из местных обывателей всех сословий).В очередные списки вносились мужчины в возрасте25 – 70 лет, русские,владеющие собственностью не менее 200 руб., крестьяне,имеющие опыт работы в системе местного самоуправления. Судьи назначались пожизненно и потому были независимы от администрации. Вводился принцип бессословности суда (его решения не зависели от сословной принадлежности обвиняемых).Основными судебными инстанциями являлись мировой суд (решал мелкие уголовные и гражданские дела): мировые судьи избирались всеми сословиями на уездных собраниях сроком на три года и утверждались правительством),а также коронный суд: окружные судьи, судебные палаты, правительствующий Сенат в качестве верховного кассационного суда.

Военная реформа

Военные реформы (1862 –1874). Были проведены под руководством Д.А.Милютина, в разработке проектов военных реформ участвовали Ф.А.Гейден, Н.А.Исаков, Н.Н.Обручев, Э.И.Готлебен. После поражения в Крымской войне и подписания позорного Парижского мира правительство было вынуждено предпринять ряд мер для улучшения армии и повышения ее боеспособности:

изменение системы руководства вооруженными силами (1862 – 1864 гг. – формирование военных округов и усиление централизации в управлении сухопутными войсками; 1865 г. – создание Главного штаба в качестве центрального звена управления армией; 1868 г. – реорганизация военного министерства);

перевооружение армии;

пополнение офицерского состава квалифицированными кадрами (расширение сети военных учебных заведений, создание юнкерских училищ в 1863 – 1866 гг.);

изменение тактических приемов (принятие новых воинских уставов);

отмена рекрутской системы комплектования армии (1874) и введение всеобщей воинской повинности;

сокращение срока службы (служба в сухопутных войсках и на флоте состояла из действительной (до 6 - 7 лет) и в запасе (3 – 9 лет). Положение семейное (единственный сын) и общественное (священнослужители, ученые), а также образование давали льготы на освобождение от военной службы или сокращение ее срока);

реорганизация армии (1871) с выделением полевых (действующих) и местных (вспомогательных, резервных) войск.

Реформы в области народного образования(1863 – 1864)

За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей. В пореформенной России широкое развитие получило женское образование. Были открыты женские гимназии, при которых создавались педагогические курсы. Для дочерей лиц духовного звания создавались епархиальные училища, готовящие педагогов для начальных школ.

В1878 г. общественные активисты во главе с профессором Петербургского университета К.Н.Бестужевым-Рюминым добились открытия в столице Высших женских курсов, приравненных к университету. Такие же курсы были открыты в Москве под руководством профессора В.И.Герье. Было положено начало женскому медицинскому образованию. Реформа в образовательной сфере породила новый тип российского интеллигента: широко образованного, критически мыслящего, стремящегося к активной общественной и практической деятельности.

Цензурная реформа (1865)

Над первым проектом закона о цензуре работала комиссия под председательством кн. Д.А. Оболенского при Министерстве народного просвещения(А.В.Головнина),а второй проект составлен новой комиссией Д.А.Оболенского при МВД (П.А.Валуева).Закон был введен в действие 1сентября 1865 г.В двух городах империи – Петербурге и Москве – частично менялись порядок и условия выхода в свет книг и прессы. Серьезные научные книги и дорогостоящие периодические издания могли быть отпечатаны без предварительной цензуры с разрешения министра внутренних дел. В случае обнаружения в них "вредного"направления,виновные (автор,издатель, переводчик или редактор)преследовались судом. Вводилась система административных взысканий –предостережения министра внутренних дел с правом приостановления периодического издания на срок до 6 месяцев или окончательного его запрещения по высочайшему решению.

В исторической литературе реформы 60 – 70-х гг. XIX в. получили определение"революции сверху", которое в целом верно отражает крупнейший поворот в жизни страны. Дореволюционная историография оперировала также понятием"великие реформы".Укоренился также тезис о незавершенности реформ, их половинчатости и непоследовательности.

Крестьянская реформа

Крестьянская реформа стала одним из шагов к формированию гражданского общества в России. Хотя к концу XVIII века только-только законодательно оформилась сословная структура,которая предполагала,что каждое сословие зависит от государства.Однако в России оставался класс(сословие?),которое зависел не от государства, а от дворян-помещиков.Т аким образом, к моменту подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года было три субъекта:

-поместные дворяне

-крестьяне

-государство

Нельзя было принимать действия в отношении одного субъекта без учета интересов остальных. Так помещикам требовались денежные субсидии. Крестьянам требовалась земля. Партия реформаторов пыталась реализовать интересы всех 3-х субъектов.

Реформа должна была решить следующие вопросы:

-устроить крестьянский мир заново

-задачу аграрного устройства страны

-проблемы государственного управления

В отношении устройства крестьянского мира было решено опереться на традицию. Община находилась вне ведения государственных структур, и община же ложилась в основу социального устройства крестьянского мира. Община также разделялась на 2 слоя управления:

-сельское управление (старейшины, сельский сход,с уд)

-волостное (старейшина, волостной сход,суд)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...