Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итоги развития социологии в США




Итоги развития социологии в США

✓ Перспективы развития социологии в США стали определяться не столько индивидуальными усилиями отдельных теоретиков, сколько их объединением;

✓ Появление исследовательских коллективов, включающих представителей различных общественных наук;

✓ Стандартизация социологических терминов и исследовательских процедур;

✓ Унификация учебников и учебных курсов по различным отраслям социологического знания;

✓ Издание энциклопедий и словарей социальных наук, а также словарей по социологии;

✓ Формирование различных комитетов в рамках Американского социологического общества;

✓ Становление теоретических школ и направлений, определивших облик современной социологической науки.

10. ИССЛЕДОВАНИЕ «ПОЛЬСКИЙ КРЕСТЬЯНИН В ЕВРОПЕ И АМЕРИКЕ» У. ТОМАСА И Ф. ЗНАНЕЦКОГО: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ.

1892 год -открытие в Чикагском университете ПЕРВОГО В МИРЕ специализированного только на социологии факультета. Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского ун-та был Альбион Смол.

В 1895 году сотрудником факультета становится Уильям Айзек Томас, который изучал сообщество иммигрантов в Чикаго. В поисках истоков влияния на процесс интеграции и американизации он путешествует в Европу, где встречает Флориана Витольда Знанецкого (польский исследователь)

 

У. Томас, И. Знанецкий" Польский крестьянин в Европе и Америке" (5 томное издание исследования).  

Продолжительность исследования: 10 лет (1908-1918).

Задача исследования: исследовать те группы населения Европы, из которых формировалась эмиграция в США, а также проследить зависимость поведения этих групп в новой среде от традиционных норм и ценностей их родины.

Объект исследования: польские крестьяне, находившиеся в «промежуточном состоянии», то есть еще сохранили достаточный потенциал для того, чтобы существовать в традиционных национальных рамках, но в то же время большинство из них уже адаптировалось к новым условиям жизни в США.

Основной метод сбора данных: анализ частных и официальных документов (автобиографии и биографи мигрантов, письма родственникам и в организации, газетные статьи, квитанции и т. д. ).

В центре внимания:

· анализ социальных и индивидуальных компонентов поведения иммигрантов

· выявления механизма воздействия группы и общества на поведение индивида и на процесс его адаптации к окружающей среде

 

Они считали, что социальная теория должна исследовать как объективные культурные элементы социальной жизни — социальные ценности, так и субъективные — взгляды членов социальной группы (социальные установки) и их отношения.

Социальная ценность определялась ими как любая данность, имеющая эмпирическое содержание, доступное для членов некоторой социальной группы.

Социальная установка -  индивидуальное осознание фактической или возможной деятельности человека в социальном мире.

Выделили три типа социального характера, которым определяется процесс адаптации индивида:

· Мещанский (ориентация на стабильность, традиционные модели поведения, плохо переносит изменения и, соответственно, слабо адаптируется в новой среде).

· Богемный (спонтанность, отсутствие определенных моделей поведения (что характерно для переходных периодов общества), медленная адаптация).

· Творческий (разнообразие возможных моделей поведения, ориентацией на конкретные цели, наиболее социально эффективный для мигранта).

 

Особое внимание ученые уделили проблеме социальной дезорганизации индивида под влиянием перехода от одной социальной системе к другой (выражающейся в деморализации, эконом. зависимости, разрушению традиций, преступности).

Исследование «Польский крестьянин в Европе и Америке» повернуло американскую социологию от «абстрактной теории и книжных исследований» к изучению эмпирического мира с использованием теоретического каркаса.

11. ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

1892 год -открытие в Чикагском университете ПЕРВОГО В МИРЕ специализированного только на социологии факультета. Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского ун-та был А. Смол.

В 1895 году сотрудником факультета становится Уильям Айзек Томас, который изучал сообщество иммигрантов в Чикаго. В поисках истоков влияния на процесс интеграции и американизации он путешествует в Европу, где встречает Флориана Витольда Знанецкого (польский исследователь)

 

У. Томас, И. Знанецкий" Польский крестьянин в Европе и Америке" (5 томное издание исследования).  

Продолжительность исследования: 10 лет (1908-1918).

Задача исследования: исследовать те группы населения Европы, из которых формировалась эмиграция в США, а также проследить зависимость поведения этих групп в новой среде от традиционных норм и ценностей их родины.

Объект исследования: польские крестьяне, находившиеся в «промежуточном состоянии», то есть еще сохранили достаточный потенциал для того, чтобы существовать в традиционных национальных рамках, но в то же время большинство из них уже адаптировалось к новым условиям жизни в США.

Основной метод сбора данных: анализ частных и официальных документов (автобиографии и биографи мигрантов, письма родственникам и в организации, газетные статьи, квитанции и т. д. ).

В центре внимания:

· анализ социальных и индивидуальных компонентов поведения иммигрантов

· выявления механизма воздействия группы и общества на поведение индивида и на процесс его адаптации к окружающей среде

 

Они считали, что социальная теория должна исследовать как объективные культурные элементы социальной жизни — социальные ценности, так и субъективные — взгляды членов социальной группы (социальные установки) и их отношения.

Социальная ценность определялась ими как любая данность, имеющая эмпирическое содержание, доступное для членов некоторой социальной группы.

Социальная установка -  индивидуальное осознание фактической или возможной деятельности человека в социальном мире.

Выделили три типа социального характера, которым определяется процесс адаптации индивида:

· Мещанский (ориентация на стабильность, традиционные модели поведения, плохо переносит изменения и, соответственно, слабо адаптируется в новой среде).

· Богемный (спонтанность, отсутствие определенных моделей поведения (что характерно для переходных периодов общества), медленная адаптация).

· Творческий (разнообразие возможных моделей поведения, ориентацией на конкретные цели, наиболее социально эффективный для мигранта).

 

Особое внимание ученые уделили проблеме социальной дезорганизации индивида под влиянием перехода от одной социальной системе к другой (выражающейся в деморализации, эконом. зависимости, разрушению традиций, преступности).

Исследование «Польский крестьянин в Европе и Америке» повернуло американскую социологию от «абстрактной теории и книжных исследований» к изучению эмпирического мира с использованием теоретического каркаса.

 

Деятельность Чигагской школы охватывает период с 1915 по 1934 гг., что хронологически совпадает с периодом работы в Чикагском университете Р. Парка, который стал ее признанным лидером. Данная школа занимала едва ли не монопольное положение в американской социологии, поскольку задавала тон в теоретических дискуссиях иопределялаосновынаправленияэмпирическихисследований.

 

Именно в Чикагском ун-те были развёрнуты прикладные исследования. Это направление ориентировалось на осмысление конкретной жизнедеятельности человека и следовало сугубо американской традиции – прагматическому взгляду на знание, критерием истинности которого идеологи школы считали уровень удовлетворения потребностей человека.

Лидершколы: Роберт Парк

Представители : Э. Бёрджесс и Л. Вирт, Р. Маккензи, Х. Зорбо, Э. Богардус, Н. Андерсон, Ф. Трэшер, Л. Котрелл, Э. Хьюз и др.

Всех этих исследователей объединяли социально-экологический подход к исследованию общества и тематика исследований.

Основные положения соц-экологического подхода наиболее полно раскрыты в статьях Парка и Маккензи (Парк: «Экология человека», «Физика и общество» и др, Маккензи: «Область чел. экологии», «Понятие господства и организации мира» и др).

Исходная посылка подхода: человеческое общество следует изучать в соотнесении с окружающей его средой.

Считали, что к человеческому обществу применены те же принципы, которые определяют жизнь растительного и животного мира: каждое социальное образование так или иначе размещено в физической среде, локализовано и конфигурировано в пространстве, что роднит человека с растениями и животными.

Главнаяединицаанализа - СООБЩЕСТВО - «экологическое распределение людей и услуг, в котором местоположение каждой единицы определяется её связью со всеми другими единицами».

При изучении человеческой социальной жизни могут быть применены некоторые общие экологические принципы, разработанные в растительной и животной экологии, исследующей связь растительных и животных организмов со средой обитания.

ПРИНЦИПЫ:

· В обществе есть два уровня: биотический (низший) и культурный (высший)

· Биотический уровень предполагает возможность применения экологических принципов. На этом уровне люди функционируют как обособленные живые организмы («социальные атомы»), передвигающиеся в пространстве и связанные узами взаимозависимости.

· Конкуренция (за ресурсы) - сила, социализирующая и организующая индивидов на биотическом уровне (принимает форму борьбы за выживание). В ходе конкуренции живые организмы приспосабливаются к окружающей среде и друг к другу.

· Естественное сообщество – биотический базис для развития более сложных форм социальной жизни.

· Культурный уровень общества (надстраивается над биотическим) — это уровень установившихся обычаев, норм и ценностей. Его организует коммуникация, или субъективно осмысленное взаимодействие. На этом уровне действуют только люди, которые выступают в своем сугубо социальном качестве: уже не как обособленные организмы, а как «персоны», обладающие способностью к воображению и целеполаганию, а также выстраивающие свои действия на основе интерпретации ожидаемых реакций других и выполняющие социальные роли.

· Именно на культурном уровне становится возможной самая сложная форма человеческого социального поведения — коллективное действие, основополагающий принцип которого – принцип кооперации.

Объектисследований – население города Чикаго

Считали, что социальные проблемы - это проблемы города. Город - центр сосредоточения острых социальных проблем. «Город как социальная лаборатория». Это та лаборатория, в рамках которого может быть изучена природа человека и организации. Город - выгодное место изучения социальной жизни, где каждая черта человека не просто видна, но и ярко проявляется (таланты, стремления, желания). «Город открывает секреты человеческого сердца». Должен изучаться как пространственная конфигурация и моральный порядок. В качестве общей схемы для его изучения предложили зонирование. На его базе была разработана концентрическая модель городских зон. Согласно этой модели, город разделяется на 4 зоны. Территориальная структура связана с экологическим распределением и сегрегацией различных видов деятельности, выступает портретом общества.

Выделяли естественные ареалы – отграниченные от окружения и внутренне гомогенные районы. В 1923-1924гг Берджессом была разработана «Карта социальных исследований Чикаго».

На базе городских исследований выпустили монографии: Бродяга (Андерсен), банда(трешер), гетто (Вирта), негритянская семья в Чикаго (Фреэзера), золотой берег трущобы (Зорбо).

Много исследований посвятили СМИ, изучению феномена маргинальности и другим социальным проблемам: преступность, бедность, душевные расстройства, самоубийства, отклоняющееся поведение в молодежной среде, бродяжничество, ослабление солидарности семьи, проблемы иммигрантских сообществ.

Важнейший вклад – разработка процедур изучения города, теоретический анализ городских структур, процесса и образа жизни.

В середине 30-х гг. XX в. в связи с уходом Р. Парка Чикагский университет стал терять свою доминирующую роль в развитии социологии.

 

ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ УПАДКА ШКОЛЫ:

· Акцентирование внимания на «научности» своих исследований, результатом чего явилось стремление использовать сложные технические процедуры, основанные на анализе статистических данных. (Ранее: описательное изложение, фокус на субъективности)

·  Возмущение внечикагских социологов господствующим положением представителей Чикагской школы. В 1930 г. в противовес им было основано Восточное социологическое общество, а также учрежден новый официальный журнал «Американское социологическое обозрение».

Тем не менее сам Чикагский университет, где оставались такие известные социологи, как Герберт Блумер, основавший Чикагскую школу символического интеракционизма, а также коллега Р. Парка Эверетт Хьюз, посвятивший себя социологии труда, все же продолжал играть, хотя и не главную, но весомую роль в американской социологии. Более того, традиция повышенного интереса к социальным исследованиям, а также социологии, сложившаяся в нем со времени основания, сохранилась до настоящего времени.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...