Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сборник методических рекомендаций




Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Няганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

Согласовано

на методическом совете школы

                      Протокол № 8

от  17. 05. 2022г.

Сборник методических рекомендаций

по созданию образовательных видеоматериалов

(видеоурок, видеоконсультация) 

для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью),

в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) и  их родителей, для работы в условиях дистанционного обучения.

Составитель:  

учитель класса с умеренной и

тяжелой умственной отсталостью

Пеньковская Т. И.

г. Нягань, 2022г

Содержание:

1. Глоссарий.  ------------------------------------------------------------------------- 3-6

2. Пояснительная записка. --------------------------------------------------------- 7

3. Методические рекомендации по разработке и созданию видеоурока (учебной видео-презентации), для работы с обучающимися в условиях дистанционного обучения. ----------------------------------------------------------------------------8-12

· Типы видеоуроков.

· Общая структура видеоурока.

· Этапы разработки видеоурока.

· Требования к формату видеоурока.

4. Методические рекомендации по разработке и созданию видеоконсультаций для обучающихся и их родителей. ------------------------------------------------- 13-15

· Типы видеоконсультаций.

· Общая структура видеоконсультации.

· Этапы разработки видеоконсультации.

· Требования к формату видеоконсультации.

5. Приложения --------------------------------------------------------------------- 16-24

· Алгоритм создания видеоурока (консультации) при помощи встроенных функций программы Microsoft Power Point.

· Алгоритм создания видеоурока (консультации) при помощи бесплатной программы iSpring Free Cam.

6. Дополнительные источники. ------------------------------------------------  25

 

1. Глоссарий

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Аудиоурок – это формат дистанционного обучения для обучающихся, имеющих проблемы со зрением (слепые, слабовидящие), который предполагает передачу учебного материала через аудиозапись. Аудиоурок – это озвученный урок, записанный в формате аудиофайла. Аудиоурок должен соответствовать привычному для ученика, сценарию учебной работы, и содержать аудиосопровождение (голос учителя, звуки, музыка и т. д. ).  

Видеоурок – это формат дистанционного обучения, который предполагает передачу учебного материала через видеозапись. У видеоурока есть продуманный сценарий, наглядный видеоряд и аудиосопровождение. Учителем здесь выступает заранее записанный голос зa кадром. Записать видеоурок можно 2 основными способами: 1- с помощью видео- или фотокамеры либо мобильного телефона со встроенной видеокамерой с разрешением не менее 2 мегапикселей (иначе качество записи будет неудовлетворительным). 2 - с помощью компьютера и специального программного обеспечения для записи рабочего стола и звука (через микрофон компьютера).

Видеоконсультация – консультация, проводимая посредством видеозаписи, которая дает ответ на вопрос, раскрывает проблемную ситуацию или тему. Это средство дистанционного взаимодействия двух и более лиц по возникшим вопросам. Субъектом будет являться педагог, а объектом являются люди, которые заинтересованы в ответе на вопрос (родители, обучающиеся).

Дезадаптация (дизадаптация) — нарушения приспособления к окружающей среде. В специальной педагогике в настоящее время выделяют несколько видов дезадаптации: школьную (неумение адаптироваться к требованиям, которые предъявляет школа), социальную (неумение соответствовать требованиям окружения) и т. д.

Дети с особыми образовательными потребностями -  современный синоним термина «дети, имеющие нарушения».

Дистанционное образование (ДО) – форма образования, отличающаяся преимущественно разделенным во времени и пространстве опосредованным учебными текстами общением обучающих и обучающихся. Руководство обучением осуществляется посредством установочных занятий и инструктивных материалов, рассылаемых обучающимся тем или

иным способом, а также в ходе периодических очных контактов обучающих и обучающихся.

Знания – результат процесса познания индивидом действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Зона ближайшего развития – понятие, обозначающее реально имеющиеся у обучающегося возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны обучающего (Л. С. Выготский); в широком смысле – будущий результат, еще находящийся в процессе становления, «завтрашний день»

в психическом развитии человека.

Игра – форма организации поведения и деятельности человека в условных ситуациях, посредством которой воссоздается и усваивается общественный опыт, фиксированный в социально закрепленных способах действий и поступках людей, в предметах культуры, науки и производства. Этим обусловлено использование разного рода игр – деловых, инновационных, организационно-деятельностных и др. – в системе общего и профессионального образования.

Интерактивность – характеристика процесса обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами образовательного процесса (учителем и обучающимися, обучающимися между собой); может быть как непосредственным, вербальным диалогом, так и опосредованным диалогически организованным (интерактивным) письменным текстом, включая работу в реальном режиме времени в сети Интернет.

Коррекционная работа — система педагогических мероприятий, направленная на улучшение состояния, преодоление имеющихся нарушений, а также на развитие интеллектуальных, физических, речевых, сенсорных возможностей личности «особенных» детей и подростков.

Личностно ориентированный подход к образованию – создание психолого-педагогических условий реализации образовательной программы в соответствии с потребностями, интересами и субъектным опытом каждого обучающегося, овладение им собственно профессиональными и межпредметными способностями (мыслительными,

творческими, рефлексивными, коммуникативными, социально-культурными), развитие как личности и индивидуальности.

Метод обучения – упорядоченный способ организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса (учителя) и обучающегося или группы обучающихся), направленный на усвоение содержания образования, общее развитие личности. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.

Навык – действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате многократных упражнений.

Научение – процесс появления у человека психофизиологических и психических новообразований, приобретения индивидуального опыта в повторяющихся ситуациях поведения и деятельности. Научение может быть целенаправленным, специально организованным в процессах обучения, и непроизвольным, стихийным.

Образовательная программа (ОП) – в общепринятом смысле – это нормативный документ, в котором определены ценностно-целевые основания, раскрыто содержание образования и способы его освоения, предполагаемые результаты и формы их проверки. Иначе говоря, ОП – это проект реализации образовательных целей, включающий не только

содержание, но и способы их достижения.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)– физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обучающийся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)- обучающиеся с интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или

системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний.

Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения.

Обучение – «Совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание» («Российская педагогическая энциклопедия», 1999, т. 2, с. 66); обучение – педагогически обоснованные формы общения и взаимодействия преподавателя и обучающегося (обучающихся), направленные на достижение целей образования; обучение представляет собой единство преподавания и учения, а в открытом дистанционном образовании – единство консультирования, наставничества учителя  и учения обучающегося.

Педагогическая технология (отвечает на вопрос «Как это делается? ») – нормативное описание деятельности (исходного, текущих и конечного состояния обучающегося, процесса, методов, средств и способов достижения результатов) и взаимодействия обучающего и обучающихся, характеризующееся ориентацией на деятельность обучающегося (в отличие от предметной ориентации), надпредметностью, воспроизводимостью, цикличностью и направленное на достижение запланированных целей.

План – нормативное представление, в котором указывается последовательность промежуточных и конечного продуктов.

Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Развивающий уход – это метод ухода за детьми, в том числе имеющими тяжелые и множественные нарушения развития. Метод сочетает задачи как непосредственного ухода,

так и установления эмоциональных отношений и развития способностей и возможностей подопечного, а именно – развития собственной активности, развитие коммуникативных способностей ребенка, навыков самообслуживания, социализации.

Рефлексия- оперирование субъекта с собственным сознанием, обеспечивающее выявление условий и оснований системысобственных действий и поступков. Рефлексия означает «выход» субъекта из текущего процесса осуществлениядеятельности и проектирование будущего шага ее развития. Наличие рефлексии связывается всовременных психологии и педагогике с развитием творческого мышления и деятельности обучающегося.

Сценарий – это проект хода взаимодействия персонажей, подчиненный идеям события (игры, спектакля, учебного занятия). Поэтому в сценарии, главным образом, отражен процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса, а в проекте, помимо этого, – цель, промежуточные и конечный результат, способы и средства их достижения.

Таким образом, сценарий является (так же, как план) частью проекта.

СИПР - специальная индивидуальная программа развития, учитывающая  индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. СИПР разрабатывается педагогами и специалистами образовательной организации для каждого обучающегося  с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), получающего образование по варианту 2, АООП.

Умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. Поражение может быть результатом воспалительного заболевания (энцефалитов и менингоэнцефалитов), интоксикации (эндокринной, обменной и др. ), ушибов головного мозга (родовых и бытовых травм), а также унаследованных генетических аномалий.

Учебная задача - цель, которую надлежит решить ученику в определенных условиях учебного процесса. Основное отличиеучебной задачи заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а неизменении предметов, с которыми действует субъект (Д. Б. Эльконин).

Источники глоссария:

1. https: //mgsu. ru/universityabout/Struktura/Kafedri/SPPK/mmaterials/osnovy-pedagogiki-i-andragogiki/gloss. pdf

2. https: //infourok. ru/glossariy-slovar-terminov-3853815. html

3. https: //antitreningi. ru/

4. Сетевое издание «Современные проблемы науки и образования»

5. https: //mintrud. gov. ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-92-src-1573727506. 0161. pdf

6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...