Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раскройте сущность, задачи, принципы и функции логистики.




Логистика – теоретическая и практическая деятельность планирования организации функционального управления и контроля процессов движения в совокупности материальных, финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в системе рыночной экономики от источника до конечного потребителя.

Функции логистики· определение потребности в материальных ресурсах· расчет средств на приобретение материальных ресурсов· выбор хозяйственной связи с поставщиками· определение или формирование каналов товародвижения· выбор различных видов транспорта и их рациональных комбинаций· определение условий поставки и оплаты· выбор франко-цены· определение оптимальных размеров партии и интервала поставок· выбор тары и упаковки· минимизация и оптимизация производственных и товарных запасов

В последние годы современные логистические концепции успешно применяются ведущими российскими компаниями в стратегическом и оперативном управлении основными сферами бизнеса. Внедрение современного логистического управления в практику бизнеса позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость компании на рынке. Использование концепции логистики является одним из основных резервов снижения уровня общих затрат ресурсов компании.

Основной задачей логистики является оптимизация внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутствующих им информационных и финансовых потоков, оптимизация бизнес-процессов с целью минимиза Логистическое управление компанией можно определить как сквозное (интегрированное) управление бизнес-процессами по продвижению продукции и сопутствующих ему потоков от источника его возникновения до конечного потребителя с целью достижения максимальной эффективности деятельности компании.

Логистическое управление в компании выполняет функции организации, планирования, регулирования, координации, контроля и анализа. Одной из важнейших задач логистического менеджмента в компании является координация логистических функций и согласование целей с поставщиками, подрядчиками и потребителями.

Объектом логистического управления являются потоки, потоковые процессы, любые процессы, связанные с перемещением чего-либо.

Логистическое управление компанией можно также рассматривать как систему, увязывающую в единое целое управление как внутренними бизнес-процессами, так и бизнес-процессами партнеров.

В основе логистического управления компанией лежит идея непрерывного мониторинга всей логистической цепи. Взгляд на бизнес компании в данном ракурсе открывает множество преимуществ. Руководство получает возможность увидеть насколько эффективно используются те или иные ресурсы, выявить источники потерь, оптимизировать деятельность сотрудников в целях улучшения конечных результатов деятельности компании.

Эффективное использование принципов и методов логистики позволяют руководству компании высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции.

Внедрение логистического управления позволит также снизить уровень запасов продукции в снабжении, производстве и сбыте, ускорить оборачиваемость вложенного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить удовлетворение потребностей потребителей.

В центре внимания системы логистического управления должен находиться процесс выполнения заказов потребителей.

Наблюдается тенденция повышения уровня требований, предъявляемых потребителями к качеству обслуживания. С развитием рыночных отношений потребители получают все больше возможностей для сравнения и выбора лучшего обслуживания.

Система управления логистическим обслуживанием основана на следующих основных принципах:

ориентация на потребителя;

ориентация на бизнес-процесс;

ориентация на предотвращение ошибок и сбоев;

ориентация на постоянное совершенствование.

Организация перевозок грузов – это сложный логистический процесс, затрагивающий множество ключевых аспектов деятельности не только самих перевозчиков, но и других субъектов, обеспечивающих их организацию и контроль над выполнением. Реализация каждого функционального этапа этого процесса приводит к возникновению материальных, информационных и финансовых потоков и, как следствие, к затратам, определяющим, в конечном итоге, и уровень цен на товары. По оценкам специалистов, транспортные расходы составляют от 40 до 60% от общей цены продукции. Снижение уровня этих затрат является одной из важнейших задач транспортной логистики, занимающейся решением оптимизационных задач перемещения требуемого количества продукции в нужное место, лучшим маршрутом за требуемое время и с наименьшими затратами.

Логистическая информационная система – это, прежде всего, мощный инструмент управления, способствующий повышению эффективности работы компании, ее конкурентоспособности и, следовательно, увеличить доход, поскольку оперативная и достоверная информация о ходе дел, предоставляемая системой, позволит быстро принимать правильные решения, оперативно менять политику компании и быть готовым к любым изменениям рыночной ситуации.

Благодаря целенаправленным организационным, плановым и контрольным мероприятиям возможно, с одной стороны, воспрепятствовать созданию излишних запасов продукции, а с другой – устранить такой недостаток, как отсутствие готовности к поставкам.

При осуществлении транспортно-складских операций перед специалистами службы логистики стоит задача как можно большей минимизации запасов продукции, хранящейся на складе. Главным принципом системы складского контроля компании должен являться принцип Just in time. Вся продукция должна заказываться строго под конкретного потребителя и после подтверждения факта оплаты. Служба логистики должна организовать работу таким образом, чтобы продукция доставлялась с таможенного склада или от поставщика непосредственно на склад получателя. Тем самым, достигается сокращение затрат на погрузо-разгрузочные операции, складирование, хранение, транспортировку и устранение опасности появления неликвидов.

Предметом изучения распределительной логистики является процесс развоза продукции с производства, либо с распределительного (логистического) центра по торговым точкам (складам) для дальнейшей его реализации покупателям. Задача заключается в обеспечении гарантии наличия торгового ассортимента на складах потребителей при минимальном уровне запасов и минимальных транспортных расходах на обработку заказов и их доставку.

Наряду с нарастающей конкуренцией и развитием дистрибьюторской сети, существует много возможностей для успешного развития торгового бизнеса. Одним из перспективных направлений является создание распределительных структур, объединяющих производителей, оптовиков, логистических провайдеров и розничных сетей. Согласование действий участников такой структуры, определение единых стратегических целей, идентичный уровень используемых технических средств и оборудования, технологий и информационного обеспечения на всех этапах доведения продукции до конечного потребителя позволят:

сократить общие затраты распределительной системы;

оптимизировать ассортимент продукции с учетом потребностей конечных потребителей;

сократить количество торговых посредников до оптимального уровня;

повысить уровень обслуживания, как для конечного потребителя, так и для бизнес-партнеров.

Задача эффективного распределения продукции, прежде всего, волнуют владельцев крупных дистрибьюторских, оптовых торговых и производственных компаний. Обычно функцию планирования и реализации распределения продукции возлагают на службы логистики, департаменты операций и т.д. Специалисты данных подразделений обрабатывают заказы с торговых складов, определяют необходимое количество транспортных средств, порядок объезда складов, заказывают автомобильные транспортные средства, контролируют осуществление развоза продукции, организуют работу складов и др. Логистика- направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальным потоком и связанные с ним информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения на основе системного подхода, обеспечивающего комплексную минимизацию издержек и прибыли. Шесть золотых правил: нужный товар; необходимого качества; в нужном количестве; в нужное время; в нужное место

с минимальными издержками;. Логистическая система- адаптивная система с обратной связью, обеспечивающая выполнение операций с материальным потоком в рамках определенного экономического объекта. Подсистемы логистики: *служба закупа (МТС) *складское хозяйство *управление запасами *транспортная логистика *информационная система *сбытовая логистика *производство. Уровни логистики: микрологистика (решает локальные вопросы в рамках отдельных элементов логистики (производство – внутрипроизводственная логистика)) и макрологистика (анализ рынка поставщиков и потребителей, выработка общей концепции распределения, региональные маршруты доставки продукции и т.д.)

Основные принципы логистики:

1) Системный подход, предполагает последовательный переход от общего (цели управляющей системы) к частному (анализ и выбор подсистем). В первом случае объекты управления делятся по сферам управления (производство, сбыт, снабжение), во втором – по конечному продукту.

2) Экономические компромиссы. Основные этапы:

На 1-ом этапе основной экономический критерий – совокупные издержки на материальное распределение, что позволяет минимизировать издержки хранения и транспортировки

На 2-ом этапе основной критерий – совокупные издержки фирмы, включая издержки транспортировки, хранения, производства и сбыта. Учитываются интересы всех структурных подразделений фирмы.

3-ий этап – сфера компромиссов расширяется до внешней среды хозяйствования. Критерий – максимальное удовлетворение интересов всех участников экономического воздействия, включая поставщиков, производителей, потребителей и обслуживающие организации рыночной инфраструктуры.

3) Ориентация на клиента – основа логистического управления – обязательна как при разработке рыночной стратегии фирмы, так и при организации внутрифирменного управления.

Маркетинг представляет собой систему управления, позволяющую приспосабливать производство к требованиям рынка в целях обеспечения выгодной продажи товаров. А выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки. Это возможно лишь при налаженной системе логистики. Логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, технико-технологичную и планово-экономическую согласованную систему.

Природа логистической деятельности предполагает возможность оказания потребителю материального потока разнообразных логистических услуг. Логистический сервис связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров. Объектом сервиса являются различные потребители материального потока. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического сервиса.

Все работы в области логистического сервиса можно разделить на три группы:

предпродажные (по формированию логистического сервиса: определение политики фирмы в сфере оказания услуг, а также их планирование)

работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров (наличие товарных запасов на складе; исполнение заказа, в т.ч. подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц)

послепродажный логистический сервис (гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т.д.)

Критерии качества:

надежность поставки – определяется надежностью соблюдения сроков выполнения отдельных видов работ, которые включает в себя процесс поставки; существенным фактором, влияющим на надежность поставки, является наличие обязательств (в договоре), в силу которых поставщик несет ответственность в случае нарушения сроков;

полное время от получения заказа до поставки партии товаров, которое включает: время оформления заказа, время изготовления, время упаковки, время отгрузки, время доставки (соблюдение срока поставки зависит от того, насколько точно выдерживаются эти составляющие).

гибкость поставки (способность поставляющей системы учитывать особые положения клиентов: возможность изменения формы заказа, способа передачи заказа, вида тары и упаковки, возможность отзыва заявки на поставку, возможность получения клиентом информации о состоянии его заказа и др.)наличие запасов на складе поставщика; возможность предоставления кредитов; и др.

Основные задачи логистики:Снабжения: сроки закупки (должны быть обоснованно выдержанными); обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностью в них; качество; входной транспорт. Производства: распределение между складами, выполнение требований, управление готовностью. Распределения: планирование процесса реализации; организация получения и обработки заказа; организация отгрузки продукции; организация доставки и контроль за транспортировкой; организация послепродажного обслуживания.

 

58. Охарактеризуйте содержание и структуру потоков и запасов, их взаимодействие в логистических системах.

Материальные ресурсы - часть оборотных фондов предприятия, т.е. тех средств производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства.

Для организации прибыльной работы предприятия необходимо создание правильной и реальной структуры движения материальных ресурсов предприятия. В современном менеджменте существует большое количество вариантов управления материальными ресурсами предприятия.

Наибольшую долю материальных ресурсов предприятия составляют основные материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное ее содержание. (При изготовление автомобиля - это металл, стекло, ткань и др.).

К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процессе обслуживания производства или добавляемые к основным материалам (смазочные, обтирочные, упаковочные материалы, красители и т. д.).

Основные принципы управления мат-ми ресурсами:

1. Самостоятельность предприятий - поставщиков и предприятий потребителей в использовании материальных ресурсов.

2. Саморегулирование.

3. Ресурсосбережение и противозатратность.

4. Комплексность.

5. Оперативность.

6. Восприимчивость к научно-техническому прогрессу; и др.

Перечисленные принципы должны действовать одновременно, ибо они определяют условия равновесного состояния и эффективного функционирования системы.

Основной задачей предприятия по организации и управлению материально-техническим снабжением является своевременное, бесперебойное и комплектное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами для осуществления производственного процесса в точном со­ответствии с утвержденными плановыми заданиями. При этом сам процесс снабжения должен осуществляться при ми­нимальных транспортно-складских расходах и наилучшем использовании материальных ресурсов в производстве

 

Характеристика запасов и потоков в логистике. Прежде чем готовая продукция попадет конечному потребителю, она проходит производственный цикл, начиная от сырья (полуфабриката) и заканчивая готовой продукцией. Учитывая, что ситуация на рынке носит непредсказуемый характер это отражается на производственном процессе. Назвать точную цифру, сколько будет продано готовой продукции в следующем месяце, не берется ни один специалист.

Чтобы не остановилось производство из-за отсутствия запасов сырья, по причине увеличения резкого спроса или перебоев в снабжении, то на производстве создаются запасы. Если бы производственный процесс функционировал бы как единый конвейер, то потребности в запасах сводились к нулю. В реальной жизни этого не происходит.

Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами.

Затраты, связанные с созданием и содержанием запасов можно разбить на несколько групп:

  • отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов;
  • расходы на содержание специально оборудованных помещений (складов);
  • оплата труда специального персонала;
  • дополнительные налоги;
  • постоянный риск порчи, нереализации просроченного товара, хищения.

В свою очередь отсутствие необходимого объема запасов приводит также к расходам, которые можно определить в следующей форме потерь:

  • потери от простоя производства,
  • потеря от упущенной прибыли из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса,
  • потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;
  • потеря потенциальных покупателей и др.

Кроме финансовых расходов, связанных с формированием запасов, предприниматель должен руководствоваться конъюнктурой рынка. Т. е. На рынке действуют побудительные мотивы.

Перечислим основные мотивы, которыми руководствуется предприниматель, создавая материальные запасы:

  • возможность колебания спроса;
  • сезонные колебания спроса на некоторые виды товаров;
  • скидки за покупку крупной партии товаров;
  • спекуляции на росте цен;
  • снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа;
  • снижение издержек, связанных с производством единицы изделия;
  • возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению;
  • возможность немедленного обслуживания покупателей;
  • сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей;
  • упрощение процесса управления производством.

По перечисленным выше причинам предприниматели, как в торговле, так и в промышленности, отдают предпочтение созданию запасов, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. уменьшается прибыль.

По тем же самым причинам вместо запасов можно создавать логистические технологии быстрого ответа, позволяющие достигать те же производственные или торговые результаты. Например, если срок оформления или доставки заказа для торговой точки сократить с трех дней до трех часов, то на случай непредвиденно большого покупательского спроса потребуется гораздо меньший страховой запас.

Пол назначению запасы делятся на два основных вида: производственные и товарные, которые в свою очередь делятся на три подвида: текущие, страховые, сезонные.

Управление запасами на каждом из этих участков имеет свою специфику.

Рассмотрим каждый из этих видов запасов.

Производственные запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей, предназначены для производственного потребления. Цель создания производственных запасов — обеспечить ритмичное функционирование производственного процесса.

Товарные запасы представляют собой уже готовую продукцию предназначенную для конечного потребителя, а также запасы находящиеся на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.

Товарные запасы, в свою очередь, подразделяются на запасы товарные средства производства и товарные предметы потребления.

Как уже отмечалось, производственные и товарные запасы делятся на:

Текущие запасы — главная часть всех запасов. Обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.

Страховые запасы — обеспечивают материалами или товарами производственный или торговый процесс в случае непредвиденных обстоятельств.

Страховой запас, является своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно. Однако за пользование комфортом положено платить.

При нормальном ходе производственного или торгового процесса объем страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.

Сезонные запасы — появляются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.

По отношению к производству или торговле материальные запасы разделяют на следующие виды:

  • переходящие;
  • подготовительные;
  • неликвидные;
  • запасы в пути и др.

К переходящим запасам относятся остатки материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента поставки очередной партии товара.

Подготовительные запасы — это часть текущих запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном или торговом процессе.

Неликвидные запасы — это неиспользуемые длительное время производственные или товарные запасы.

Запасы в пути — запасы находящиеся на момент учета в процессе транспортировки.

В любой момент времени в системе материально-технического снабжения обычно имеются определенные запасы, движущиеся из одной части этой системы в другую. При больших временных интервалах между моментом выхода товара со склада и моментом его получения заказчиком будет накапливаться большое количество переходных запасов. Например, при среднем уровне спроса на данный товар, равном 200 изделий в неделю, и сроке его поставки заказчику, равном двум неделям, общий объем переходных запасов этого товара составит в среднем 400 изделий.

Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями — начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя в определенный промежуток времени. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Например, движение материального потока, поступающего на склад в рабочее время, может быть сразу направлен на хранение или предварительно пройти приемку. В выходной день, прибывший груз размещают в приемочную экспедицию. В первый рабочий день из приемочной он переходит на склад. В конечном итоге весь товар перемещается на участок хранения. Далее товар перемещается различными способами на участок хранения.

По ходу движения с грузом происходят различные операции: разгрузка, укладка в соответствующую тару, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т.д. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени (месяц, год), представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

Материальные потоки (далее грузы) подразделяются по следующим основным признакам:

  • отношение к предприятию,
  • натурально-вещественный состав потока,
  • количество образующих поток грузов,
  • удельный вес образующего поток груза,
  • степень совместимости грузов,
  • консистенция грузов.

По отношению к предприятию груз различают:

Внешний — протекает во внешней для предприятия среде и имеют непосредственное к нему отношение.

Внутренний — образуется в результате операции внутри предприятия.

Входной — поступает из внешней среды и может определяться суммой величины материальных потоков при разгрузке груза.

Выходной — поступает из предприятия во внешнюю среду. «Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, отслеженные при выполнении операции по погрузке различных видов транспортных средств. При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу: Одноассортиментные и многоассортиментные — от этих параметров зависит построение логистического процесса с грузом.

По количественному признаку: Массовые, Крупные, Средние, Мелкие.
По удельному весу: Тяжеловесные и Легковесные;

По степени совместимости: Совместимые и несовместимые;

По консистенции грузов: Насыпные, Навалочные, Тарно-штучные и Наливные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...