Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии правотворческого процесса




1. правотворческая инициатива;

2. рассмотрение проекта НПА;

3. принятие НПА;

4. обнародование НПА.

Особой разновидностью правотворчества является законотворчество, что вытекает из особенностей данного НПА. Закон принимает органы гос. власти, характеризуется высшей силой, отличается установленной процедурой принятия и направлен на урегулирование особо важных общ-ных отношений.

Тоже надо

Стадия нормотворческой инициативы (круг субъектов определен)

Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работы и т.п.

Разработка проекта н.п.а. и его предварительное обсуждение

Рассмотрение проек та н.п.а. в том органе, который уполномочен его принять

Принятие н.п.а.

Доведение содержания н.п.а. до его адресатов

 

Ст. 104 КРФзаконодательная инициатива: президент; совет федерации; законодательные органы субъектов; глава совета федерации; депутаты государственной думы; правительство; КС, ВС, ВАС по вопросам их деятельности.

ФЗ принимается Государственной Думой большинством голосов, если иное не предусмотрено КРФ. В течении 5 дней направляется в Совет Федерации. В течении 14 дней Совет Федерации должен рассмотреть. Если не рассмотрел, то считается одобренным.

Группа вопросов, по которым совет федерации обязан рассматривать законопроекты и заключения по вопросам бюджета, федеральные налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и денежная эмиссия, вопрос ратификации или денонсации международных договоров РФ, статусе и охране государственной границы РФ, вопросы войны и мира.

Принятый ФЗ в течении 5 дней направляется Президенту. В течении 14 дней должен подписать. Если Президент не подписывает, то это означает, что он наложил вето, которое преодолевается квалифицированным большинством (п. 3 ст. 107 КРФ).

ФКЗ принят, если одобрен ¾ голосов СФ и 2/3 ГД. В течении 14дн. Подлежит подписанию Президентом.

61.Понятие и классификация подзаконных нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый компетентным органом в определенном процессуальном порядке, который содержит нормы права (правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное применение, обеспеченные мерами гос. воздействия).

!!Подзаконные акты –НПА, содержащие юр. нормы, ктрые принимаются на основе и во исполнение законов и не должны ему противоречить. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Признаки подзаконного акта:

1. они основываются на положениях законов и не должны им противоречить;

2. им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом;

3. подзаконные акты быстрее и более оперативно реагируют на изменение жизненной обстановки;

4. им присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну группу;

5. обладают меньшей юр. силой по сравнению с законом.

Классификация подзаконных актов:

1. по юр. силе:

1) нормативные Указы Президента как Главы гос-ва;

Обязательны для исполнения на всей тер-рии РФ, не должны противоречить К РФ и ФЗ’ам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст.-90 К РФ) и законодательными нормами. Занимают следующее после законов место (указы и распоряжения).(Например указ пр. на должность судьи, о помиловании.)

Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (н-р, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации. Акты Президента публикуются в официальных изданиях.

2) Постановления Правительства Постановления Палат Парламента (в РФ – Фед. собрание);Постановления Прав-ва РФ обязательны к исполнению в РФ. Они м.б. приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Прав-ва РФ подписываются Председателем Прав-ва РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.(например о предоставл. Временного убежища украинцам на территории РФ)

3) подзаконные НПА” центральных органов исп. власти;

Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств. Эти акты, принимаемые на основе и в соотв. с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Прав-ва РФ, регулируют общ-ные отношения, находящиеся, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть такие, ктрые имеют общее значение, выходят за рамки конкретно министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. (Н-р, акты Мин-ва финансов, МВД, ЦБ РФ, Мин-ва РФ по налогам и сборам, ФСБ.) (приказ МВД о ведомственных знаках отличия МВД)

4) подзаконные НПА S’ов РФ; Н-р Решения и Постановления областных представительных, законодательных структур – напр., Законодательной Думы ТО.(«о назанчении доп. Выборов)

5) муниципальные НПА; Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (н-р, областных глав администраций, губернаторов и пр.). (о прожиточном минимуме»)_

6) локальные НПА - нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (н-р, ПВТР).

2. по принципу федерализма: а) федеральные; б) субъектов Федерации;

3. по срокам действия: а) постоянные; б) временные.

 

62.Понятие и классификация законов. Верховенство закона в механизме правового регулирования

Закон – это н.п.а., изданный в особом процессуальном порядке высшим представительным органом или непосредственно народом, обладающий высшей юр. силой, занимающий ведущее место в системе н.п.а. и источников права, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки:

а. Принимается только органами законодательной власти или референдумом;

б. Имеет особый порядок подготовки и принятия;

в. Выражает волю и интересы народа;

г. Обладает высшей юридической силой;

д. Регулирует наиболее важные общественные отношения.

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый компетентным органом в определенном процессуальном порядке, который содержит нормы права (правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное применение, обеспеченные мерами гос. воздействия).

Виды:

закон

• подзаконный акт

Классификация законов

По юр. силе:

1)КРФ- Конституцию РФ принимают и субъекты Федерации – республики. Остальные субъекты имеют свои уставы.

2) ФКЗ (-необходимость их принятия предусмотрена Конституцией. Существует особая, усложненная процедура принятия законов. Здесь у президента нет права вето, т.к. закон принимается квалифицированным большинством, т.е. вето изначально преодолено.;(о конституц. Суде, о суд. Системе)

3)ФЗ, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов.(о полиции. О прокуратуре)

4) Законы субъектов федерации. нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо непосредственно населением (избирателями), проживающим на территории субъекта РФ, путем референдума. К основным разновидностям З.с. РФ относятся: конституции республик; уставы краев, областей, городов федерального значения; текущие (обычные) законы, принимаемые по предметам ведения субъектов РФ.

По субъектам законотворчества:

принятые в результате референдума -Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, действует на всей территории Российской Федерации.

Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, действует на территории данного субъекта Российской Федерации. Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, регистрируется в органах государственной власти или органах местного самоуправления.

принятые законодательным органом-

 

По сфере действия:

• федеральные

• субъектов федерации

• ОМСУ

По отраслевой принадлежности:

• конституционного права

• уголовного права

• …

По значимости в системе законодательства:

0) Конституционные

1) Текущие

• Обычные

• Органические – кодифицированные

• Чрезвычайные – действуют во время ч/с.

 

!!!!!Верховенство закона является одной из важнейших характеристик правового государства и означает:

1. верховенство конституции;

2. особую процедуру принятия и изменения закона (Президент не может наложить вето на ФКЗ);

3. обязательное соответствие всех иных нормативных актов закону;

4. наличие механизмов реализации и защиты закона;

5. конституционный надзор, обеспечивающий непротиворечивость всей законодательной системы.

Ведущее место закона означает:

1. Принимается только законодательными органами гос. Власти или непосредственно народом (референдум)

2. Высшая юр. Сила.

3. Все остальные правовые акты должны исходить из закона и им не противоречить

4. Не нуждаются в утверждении другими органами

5. Их никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего.

6. Регулирует основополагающие отношения

7. Особый процессуальный порядок принятия

Не путать верховенство закона и верховенство права:

Верховенство права предполагает наличие законов с правовым содержанием (правовых законов) и связанность государственной власти правовыми законами, то есть правом.

Верховенство права предполагает наличие законов с правовым содержанием (правовых законов) и связанность государственной власти с правовыми законами, то есть правом. Принципы верховенства права:

1. правительство народа, управляемое народом и существующее для народа;

2. разделение властей и принципы взаимосвязи между законодательной, исполнительной и судебной властью;

3. представительная демократия, процедурные и существенные ограничения в отношении правительственных действий, направленных против частных лиц;

4. ограниченное правительство и федерализм;

5. судебное разбирательство независимой системой судебных органов как центральный механизм проведения конституционных законов в жизнь.

Конституционный контроль – специализированный механизм охраны конституции государства как нормативного правового акта высшей юридической силы. Конституционный контроль есть специфическая деятельность компетентных государственных органов по обеспечению конституционной законности, верховенства конституции в системе нормативных актов, её прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений на всей территории государства.

Конституционная законность означает:

1. правовой характер самой конституции;

2. верховенство конституции в правовой системе государства;

3. прямое действие конституции;

4. действие конституции на всей территории государства;

5. полное осуществление, реализация конституции, всех её положений в действиях должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений;

6. эффективная система обеспечения действия конституции и её охраны.

 

63.Коллизии в праве.

Коллизии – это расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления гос. органами и должностными лицами своих полномочий.

!Они возникают в результате принятия законов в разное время и в результате наличия иерархии источников права.

!Юридическая коллизия выражается:

• в контрастных различиях правовых взглядов и позиций, в правопонимании;

• столкновении норм и актов внутри правовой системы как в отраслевом, так и в федеративном аспектах;

• неправомерных действиях внутри механизма публичной власти между государственными и иными институтами и органами;

• расхождениях между нормами иностранных законодательств;

• спорах между государствами и противоречиях между нормами национального и международного права.

 

Юр. коллизии мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами.

В росс. законодательстве противоречия существуют между отдельными отраслями права, а также внутри одного закона. Коллизионность росс. законодательства усугубляется еще и тем, что в России одновременно действуют законы СССР, РСФСР, РФ.

Виды коллизий:

· между нормами права:

темпоральные (характеризуются расхождением норм во временных пределах);

пространственные (обусловлены действием правовых норм в строгих территориальных границах);

иерархические (отличаются несогласованностью норм разной юридической силы);

содержательные (возникают между общими и специальными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений);

· между НПА”, в т.ч. внутри системы законод-ва; между законами и подзаконными актами; между фед. актами и актами субъектов федерации;

· между национальным и международным правом;

· коллизия актов толкования;

· коллизия юр. процедур и др.

Иногда называют коллизии между нормами права и нормами морали, религиозными нормами, правом и идеологией и др. Но они не имеют непосредственно юр. характера и значения.

Способы разрешения юр. коллизий:

· принятие нового акта взамен коллизирующего акта;

· отмена одного из противоречащих друг другу актов;

· внесение изменений или уточнений в действующие акты;

· разработка коллизионных норм и принципов, устанавливающих юр. приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, правоприменительные органы;

· судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское;

· судебные толкования, позволяющие устранить коллизионность норм, актов, процедур и т.д.;

· систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

· обжалование актов или действия в судебном или административном порядке;

· согласительно-примирительные процедуры;

· временные или спец. режимы, включающие приостановление действия к.-л.акта или функционирования отдельного органа или долж. лица;

· международные процедуры.

!!!Баранов А.В. считает, что принятие НПА не решает коллизию, а устраняет ее!!!

!!!Парфенов. Способы разрешения: принцип верховенства НПА. Руководствуемся юр. силой. Если юр. сила одинакова – руководствуемся более поздним н.п.а. по дате их принятия.

ДОПОЛНЕНИЕ!!!

К превентивным мерам предотвращения коллизий можно отнести:

· действие Sов строго в рамках К. установлений, законов, а также в пределах закрепленной компетенции;

· предварительные юр. экспертизы актов и согласования для предотвращения коллизий в законодательстве;

· систематизация действующего законод-ва => м. своевременно выявлять коллизии;

· периодическую инвентаризацию правотворческими органами своей продукции для выявления несогласованностей норм и других коллизий;

· анализ эффективности НПА”, что способно установить коллизии в праве;

· предвидение конфликтной ситуации в нормативном материале, что позволяет предотвратить коллизии в праве.

 

64.Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды.

 

Нормативно-правовой акт – принимаемый компетентным органом, в установленном государством порядке, официальный юр. документ, устанавливающий изменяющий или отменяющий нормы права, действие которого обеспечивается силой государственного принуждения.

Систематизация – упорядочивание НПА”, приведение их в опред. систему по соотв. критериям с целью облегчения поиска этих НПА” и их применения.

Формы cистематизации НПА: инкорпорация; кодификация; консолидация. Некоторые авторы (Морозова) выделяют учёт НПА”. Но смысла в этом нет, т.к. при любой форме происходит учёт НПА”.

1. Инкорпорация -простое внешнее объединение НПА” без изменения их содержания. Здесь акты сводятся в соотв-ющие массивы, собрания, сборники. Но это объединение внешнее. Сути, содержания НПА мы не затрагиваем, они не меняются. Субъектами м.б. любые лица: ГО, общ. организации, отдельные граждане.

Цели инкорпорации м.б. различными: цели управления и обеспечения эффективности управления, научные, учебные цели и т.д.

Инкорпорация может проводиться по различным критериям:

1. хронологический критерий – НПА” объединяют по срокам их издания;

2. субъектный критерий – НПА” объединяют по субъектам принятия актов;

3. критерий юр-кой силы;

4. предметный критерий – НПА” объединяют по предмету регулирования.

Как правило, используется несколько критериев.

В завис-ти от объёма инкорпорируемого материала инкорпорация м.б.:

1. всеобщая (генеральная) инкорпорация – предполагается объединение всех или большинства НПА, существующих в данном гос-ве (напр., Собрание Зак-ва); Высшей формой явл-ся создание Свода Закона гос-ва, ктрое предполагает собрание всех актов, ктрые действуют в гос-ве.

2. межотраслевая инкорпорация –объединение в сборник актов из нескольких отраслей зак-ва (НЕ права);

3. отраслевая инкорпорация нормы или акты одной отрасли зак-ва;

4. институциональная инкорпорация –нормы или акты одного института.

В зависимости от S’а, ктрый осуществляют инкорпорацию, выделяют:

1. официальная - объединение НПА” в сборник или собрание осущ-ляется уполномоченным на то гос-вом субъектом (соотв-ющим органом гос-ва или должностным лицом); На рез-ты официальной инкорпорации можно ссылаться в правотворческой и правоприменительной деят-сти.

2. неофициальная –объединение НПА”, ктрое осущ-ляется любым заинтересованным лицом для своих собственных или общественных нужд и целей.

Выделяют официозную (полуофициальную) инкорпорацию – когда по поручению гос-ва выполняется инкорпорация негосударственными органами.

2. Консолидация - промежуточное звено между инкорпорацией и Кодификацией. Это объединение НПА”, принятых по одному и тому же вопросу в новый, единый, укрупнённый НПА. Консолидация – это тоже одна из форм правотворческой деят-сти, что роднит её с кодификацией. Как и при инкорпорации, возможные пробелы не устраняются, хоть и создаётся новый единый НПА. Происходит редакционное право НПА”.

Пример: Указ Президента РФ “О памятных и праздничных датах РФ”, ФЗ 1995 “О гос. наградах РФ”.

Виды консолидации: всеобщая;отраслевая; институциональная.

3. Кодификация - не только внешнее, но и внутреннее упорядочивание нормативно-правового материала, устранение возможных пробелов, противоречий и коллизий, в рез-те чего создаётся новый, единый, внутренне логичный, согласованный и непротиворечивый НПА – Кодекс. Кодификация – одна из форм правотворческой деятельности и в отличие от инкорпорации, м.б. только официальной.

В завис-ти от объёма кодифицированного материала кодификация м.б.:

1. всеобщей – предполагает создание целого ряда кодифицированных НПА”, затрагивающих все ключевые сферы общ-ной жизни;

2. отраслевой – классифицируются нормы одной отрасли;

3. институциональной (напр., КоАП РФ).

Виды кодифицированных актов: 1) Кодексы; 2) Уставы (напр., Воинские уставы); 3) Основы законодательства – характерны для федеративного гос-ва; 4) Общие и типовые положения по соотв-ющей системе или подсистеме органов или организаций.

65.Понятие и условия эффективности норм права.

 

Норма права – общеобязательное, формально определенное, представительно обязывающее правило, определяющее поведение общего хар-ра, установленное или санкционированное гос-вом с целью регулирования наиболее значимых общ-ных отношений, действие ктрго обеспечивается силой гос. принуждения.

Эффективность права – важный показатель, характеризующий активную роль права в жизни общества. Эффективность показывает результативность механизма правового регулирования, ктр выражает тот реальный эффект, практический результат, ктрый достигается при осуществлении намеченного правового мероприятия.

В лит-ре, эффективность рассматривается как степень соответствия м/у нормами права и той целью, ктрая ставилась перед ними. Показатель этот количественный. Но при анализе того или иного социального правового явления мы должны пользоваться количественными и качественными критериями.

Определение эффективности:

1) фактическая эффективность -соотношение м/у фактически достигнутым действительным рез-том и той целью, для достижения ктрой были приняты соотв-ющие юр. нормы.

Цели правовых норм явл масштабом оценки их эффективности. Сопоставляя эти цели с реальным результатом действия норм можно количественно измерить степень фактической эффективности правового мероприятия. Показатель эффективности может иметь положительное и отрицательное значение.

Фактическая эффективность явл-ся решающим моментом при определении результативности правового воздействия. НО эффективность права не исчерпывается только указанным количественным измерением, д.б. учтены и др. важные моменты.

2) Обоснованность и целесообразность -условия и требования, осуществление ктрх делает само право действенным, результативным регулятором общ-ных отношений. Рассматривается соотношение м/у конечными (перспективными) целями, лежащими в основе правового мероприятия, и содержанием правовых норм. Данный момент касается правотворчества (научная обоснованность правовых норм, их соответствие назревшим потребностям общ-ного развития; степень учета общ-ного мнения).

3) Полезность -фактическая эффективность, уточненная с т.з. обоснованности и целесообразности правового регулирования. Здесь берется степень положительности реально достигнутого эффекта. Такой анализ возможен после определения фактической эффективности. Полезность является главным показателем, характеризующим активную роль права в обществе.

4) Экономичность воздействия –положительная эффективность прав. регулирования, скорректированная с учетом кол-ва материальных средств, человеческой энергии, времени и т.д. Любая деят-сть (мероприятие) требует затрат – духовных, временных, финансовых. Экономичность –важнейший момент, требующий учета при анализе эффективности права. Реальный эффект правовых мероприятий нельзя рассматривать безотносительно к тем ср-вам, ктрые были использованы в процессе правового регулирования. С учетом этих моментов фактическая эффективность, как степень соответствия, наполняется и качественными хар-ками.

Количественные критерии: экономичность; полезность; Качественные: обоснованность и целесообразность; фактич. эффективность.

При вовышении эффективности необходимо учитывать степень востребованности нормы в обществе. Напр., регулятивные нормы – чем чаще они применяются, тем они эффективней, а охранительные наоборот – чем реже применяются, тем эффективней, причем эффект за счет страха перед наказанием

Условия (общие), обеспечивающие эффективность. Эффективность права зависит от:

1. качественных характеристик отдельных средств правового регулирования:

• полезность целей, поставленных в нормах права;

• справедливость норм права;

• оптимальность способов, приемов, методов и типов прав. регулирования, используемых в нормах права;

• доступности правовых актов для населения;

• правильности выбора субъектов, ктрым предписано реализовывать возникшие правоотношения;

• степени участия гос-ва в реализации права и действенности выбранных видов юр. отв-сти;

• видов и размера наказаний;

2. действенности гос. механизма правового регулирования:

• способность органов вовремя выявлять потребности и закреплять их в нормах права;

• наличие ср-в пропаганды, принуждения, проф. навыков, ктрые реализуются и охраняют нормы права;

3. восприимчивости самого общества к регулирующему воздействию норм права:

• способность общества воспринять правовые идеи;

• соответствие идей права общ-ной морали, соответствующих экономических, организационных способностей общ-ва реализовывать нормы права.

4. качественных характеристик суд. системы;

Условия, ктр д.б. в обществе:

а) д.б. господствующие моральные и нравственные представления;

б) доступность и правильное изложение статей закона правовых актов;

в) соответствующее правоохранительное наложение деятельности.

В н.в. наиболее слабым звеном в системе правовых факторов эффективности российского законодательства является низкое социально-правовое качество законов, их неадекватность социальным реалиям, неспособность законодательства обеспечить согласование социальных интересов в рамках правообразующего интереса.

Дополнение!

Задача исследования эффективности - в каждом конкретном случае:

- найти причины рассогласования социальных интересов, которое блокируетдействие данного закона,

- выявить формы и механизмы достижения компромисса различных социальных позиций,

- найти приемлемые правовые компенсации для тех интересов, которые могут оказаться ущемлены в результате применения тех или иных законов.

 

66.Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

 

Нормативно-правовой акт – принимаемый компетентным органом, в установленном государством порядке, официальный юр. документ, устанавливающий изменяющий или отменяющий нормы права, действие которого обеспечивается силой государственного принуждения.

 

!Действие нормативно-правовых актов в пространстве показывает территорию, на которую распространяется действие нормативного акта.
По общему правилу, нормативно-правовой акт действует на всей территории, на которую распространяется власть государственного органа, издавшего этот акт. Так, акты федеральных органов власти (федеральные законы, указы президента, постановления правительства и др.) действуют на всей территории Российской Федерации, акты органов власти субъектов федерации (например, законы Думы Приморского края) действуют на территории данного субъект федерации, акты органов местного самоуправления действуют только на территории данного административнотерриториального образования и т.д.
Исключениями из общего правила являются
· акты, изданные специально для определенной территории (например, для районов Крайнего Севера);
· распространение действия акта за пределы территории государства (на территории посольств и консульств данного государства за рубежом, на территории военноморских и воздушных судов и т.д.). это так называемый принцип экстерриториальности.
Для определения пространственного действия актов, распространяющихся на территорию государства, необходимо знать, что представляет собой с юридической точки зрения территория государства. Территория любого государства очерчена государственной границей, под которой понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.
Следовательно, территория государства включает:
- часть суши с внутренним водным пространством в пределах границ государства;
- внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль; воздушный столб над территорией государства (на высоте до 35 км);
- воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом и гербом государства;
- космические объекты, находящиеся под флагом и гербом государства;
- т.н. квазитерритория (территория посольств и консульств, пользующихся особым правовым режимом).

Территориальный принцип – действие н.п.а. в пределах гос. или адм. территориальных границ деятельности правотворческого органа

Государственная территория – часть земной поверхности в пределах государственных границ, её недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

В федеративных государствах выделяют:

федеральные акты – действуют на всей территории

акты субъектов федерации – действуют на территории субъекта федерации

 

1. Экстерриториальный принцип – распространение правовых актов субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции (например: использование законодательства иностранного государства при рассмотрении внешнеторговых сделок).

Посольства, миссии, их средства транспорта признаются находящимися на территории страны, которой они принадлежат, а не страны, где они реально находятся (=> это фикция).

Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет и их действие по лицам. То есть предписания нормативного правового акта распространяются на всех указанных в нем субъектах, и находящихся на территории действия акта.

Из этого общего правила есть исключения:

1) лица, пользующиеся правом экстерриториальности (например, главы государств, дипломатические представители и члены их семей), должны подчиняться праву страны пребывания, но к ним не могут быть применены меры государственного принуждения (санкции правовых норм) данной страны;

2) иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (например, избираться в органы государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...