Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Покупка основного средства за наличные




И в заключение разберем два нюанса, которые связаны с покупкой ос­новных средств за наличные.

Ситуация 1: может ли работник купить основные средства (компью­теры) за свои деньги, а компания после возместит ему деньги из кассы?

Да, с недавних пор у фирм появилась возможность расходовать день­ги из кассы на покупку товаров. Она предусмотрена Указанием Банка Рос­сии от 20 июня 2007 г. № 1843-У.

Обратите внимание, что прежде инспекторы классифицировали си­туацию, когда работник тратит на покупку свои деньги, а лишь потом берет их из кассы, как беспроцентный заем. Иными словами, инспекторы считали, что сотрудник, поступая таким образом, кредитует свою фирму. Однако те­перь такое «кредитование» не влечет никаких неприятных последствий. Чи­новники согласились с тем, что у фирмы, которая пользуется беспроцент­ным займом, налогооблагаемого дохода не возникает (см. письмо Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/128).

И еще один важный нюанс. Если работник покупает за наличные ос­новное средство по доверенности, то его стоимость не должна превышать 100 000 руб. Именно такой лимит наличных расчетов действует сейчас (Указание Центрального банка РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У). За нарушение лимита расчетов вашу фирму могут оштрафовать на сумму от 40 000 до 50 000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ).

Ситуация 2: должна ли фирма удерживать НДФЛ при покупке основ­ного средства у физического лица? Нет, не должна.

По общему правилу, доходы от реализации имущества, принадлежа­щего гражданину, облагаются налогом на доходы физических лиц. Но фир­мы не обязаны удерживать налог из доходов, которые они выплачивают физическим лицам при приобретении у них имущества. Граждане самостоятельно исчисляют суммы налога и представляют налоговую деклара­цию (п. 2 ст. 226, ст. 228 Налогового кодекса РФ). Следовательно, фирма не должна исчислять и удерживать НДФЛ с доходов гражданина от продажи принадлежащего ему имущества.

 

3. Амортизация. Экономический смысл амортизации.

Начисление амортизации – это процесс возмещения затрат, понесенных при приобретении объектов основных средств. Протекает этот процесс не в одночасье, а на протяжении длительного периода времени – срока полезного использования. Согласно п. 4 ПБУ 6/01 срок полезного использования – это период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации. Срок полезного использования измеряется в годах, поэтому если объект предназначен для использования менее чем один год, его уже не относят к основным средствам. Необходимо осознать, что процесс погашения стоимости протекает годами. Судите сами, насколько это неудобно. Сегодня мы изымаем из оборота деньги, вкладываем в покупку основного средства, а возместить затраты сможем только через несколько лет посредством начисления амортизации. Если не понимать эту особенность и не осуществлять грамотное финансовое планирование, организация может столкнуться с дефицитом (нехваткой) денежных средств, парализующим его деятельность.

Чтобы этого не произошло, нужно понимать суть процесса амортизирования, знать каким же образом затраты на основные средства окупаются в реальности, как их можно увидеть или даже пощупать в действительности.

Теперь давайте представим себе руководителя, не разбирающегося в этих вопросах, но намеревающего­ся потратить средства на инвестиционные цели. Каким образом он сможет оценить свои финансовые возмож­ности? Примерно следующим образом. Руководитель возьмет выписку банковского счета. Если там окажется приличная сумма денег, и в ближайшее время сущест­венных затрат не предвидится (зарплата, налоги и пр.), он может сделать вывод о том, что эти суммы являются накопленной прибылью, которую можно направить по своему усмотрению, в том числе на покупку основных средств. В некотором смысле, такой руководитель ин­туитивно прав.

Прибыль действительно поступает на предприятие в составе выручки от реализации. Кроме того, там же в составе полученных доходов предприятию возвращается окупленная сумма амортизации от предыдущих капитальных вложений. С экономической точки зрения эти обе суммы можно направить на покупку новых основных средств. Только желательно, чтобы эти решения принимались руководителем не «на глаз», а были подкреплены бухгалтерским учетом и отчетностью. Когда точно известно, сколько в текущем месяце заработано чистой прибыли, какая сумма амортизации возместилась, можно более уверенно осуществлять инвестиционные вложения без опасения финансовых последствий.

Итак, не только прибыль скапливается на счетах фирм в виде свободных денежных средств. Там же скапливается амортизация, начисленная по уже имеющимся основным средствам. Ранее затраченные деньги на покупку основных средств возвращаются к нам сегодня в виде свободной наличности.

Объясним подробнее, как это происходит. Следите за нашими рассуждениями. Из чего состоит выручка от продаж? Из налогов, себестоимости и прибыли. То есть в составе полученных денежных доходов одна часть этих средств покрывает понесенные фирмой затраты (себестоимость), а другая часть приносит прибыль. Если взглянуть на свой расчетный счет в банке, то разобрать, какая часть из всех денег является прибылью, а какая себестоимостью нельзя. Помочь в этом сможет бухгалтерский учет. Вся необходимая информация содержится в Форме №2 бухгалтерской отчетности фирмы. Там подробно расписаны все нужные цифры.

Теперь дальше. В себестоимость помимо заработной платы, материальных затрат, работ и услуг входят амортизационные отчисления, а, значит, они входят и в состав выручки (о чём мы говорили выше).

ВЫВОД: суммы, затраченные на покупку основных средств, возмещаются посредством амортизации в составе выручки от продаж. Таким образом. происходит ОБОРОТ КАПИТАЛА.

Но тогда - спросите вы - там же в выручке должна быть и заработная плата, и стоимость материалов, и другие затраты. Да, безусловно, все они там есть. Но потратить эти деньги на покупку основного средства нельзя. Иначе, за счет чего в следующем месяце платить заработную плату, за счет чего погашать налоги, закупать материалы, оплачивать услуги? Да, мы возместили через выручку затраченные в текущем месяце суммы, но они нам понадобятся в следующем месяце для аналогичных затрат.

В свободном распоряжении остаются только амортизация и прибыль. Именно в пределах этих двух сумм мы можем безболезненно для работоспособности фирмы воспользоваться свободными денежными средствами на счете. Так потратив сегодня на покупку основного средства, завтра через амортизационные отчисления мы возместим уже эти затраты, и сможем снова вложить. И так бесконечно в процессе ОБОРОТА КАПИТАЛА.

Есть еще один способ, как найти деньги на покупку основного средства - это взять кредит или заем. В этом случае нам не придется отвлекать из оборота собственные деньги. Однако получить долгосрочный кредит на сегодняшний день не так-то просто, а, взяв же краткосрочный кредит, нужно быть уверенным, что вскоре мы сможем отыскать сумму на его возврат с учетом процентов.

И, наконец, существует третий - менее денежный способ в краткосрочном периоде. Мы можем взять основное средство в аренду и платить по нему только арендные платежи или же взять основное средство в аренду с правом выкупа или лизинг. В последнее время все более распространенными становятся лизинговые операции.

Но вернемся к амортизации. Итак, вы поняли, что посредством амортизации окупаются затраты, вложенные на покупку основного средства.

Но, - спросите вы - зачем такие сложности? Неужели нельзя сразу всю сумму, затраченную на покупку основного средства включить в себестоимость продукции. Зачем растягивать этот процесс? Лучше одним «махом» включить все затраты в себестоимость и забыть о таком понятии как «амортизация». К чему забивать голову? Ведь нет же такого понятия как «амортизация материалов» или «амортизация заработной платы». Эти затраты сразу относятся на себестоимость продукции. Вот так бы и с основными средствами. Никакой тебе амортизации. Все просто и понятно.

До 2001 года возможности списывать стоимость основных средств без начисления амортизации вообще не существовало. Но с появлением ПБУ 6/01 такая возможность действительно появилась. Теперь можно списывать затраты на покупку основного средства сразу на себестоимость в том случае, если стоимость актива составляет не более 20 000 руб. Но для подавляющей части основных средств по-прежнему следует применять амортизацию. Почему?

Не будем говорить об экономической сущности основных средств - о том, что, на самом деле, они являются средством труда и участвуют в производственном цикле., несколько лет, а, значит, должны переносить свою стоимость на выполняемую с помощью них продукцию также в течение нескольких лет. Обратимся к финансовой стороне проблемы.

С финансовой точки зрения, нам бы было выгодно списать сразу всю затраченную сумму, а вот с позиции государство ситуация прямо противоположная. Поче­му? Потому что если мы спишем всю затраченную сумму сразу, мы сразу увеличим себестоимость, а зна­чит, уменьшим прибыль, и соответственно налог на прибыль. Более того, налог на имущество, рассчитываемый от среднегодовой остаточной стоимости ос­новных средств, также снизится. Снова спросите: По­чему? Потому что если вся сумма затрат будет сразу включена в состав себестоимости, остаточная стои­мость основного средства автоматически станет равна нулю. Вот и подумайте: разве смирятся фискальные органы с таким положением? Пожалуй, что нет.

Финансовая сторона начисления амортизации и экономическая уже давно идут в разрез друг с другом. Так что на сегодняшний день даже существуют 2 документа, согласно которым производится начисление амортизации. Это ПБУ 6/01 - данный документ регулирует начисление амортизации для целей бухгалтерского учета, и Налоговый Кодекс, которым устанавливаются правила для целей налогового учета, в частности для налога на прибыль.

НАЧИСЛЕНИЕ АМОРТИЗАЦИИ

Следует запомнить, что начисление амортизации по основным средствам, вновь введённым в эксплуатацию,

начинается с первого, числа месяца, следующего, за месяцем их введения в эксплуатацию;

прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем их выбытия.

По полностью амортизированным основным средством начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за последним месяцем, в котором стоимость этих средств была полностью перенесена. на себестоимость продукции (товаров, работ, услуг).

Если имущество работает дольше установленного срока и полностью аморти­зировано, амортизация по нему не начисляется. Суть амортизации заключается в распределении стоимости основных средств на весь срок работы имущества, поэтому об­щая сумма накопленной амортизации никогда не должна превышать общую сумму пер­воначальной стоимости. Тот факт, что имущество всё еще находится в эксплуатации, подтверждается от­ражением его первоначальной стоимости и накоплен­ной по нему амортизации на двух различных бухгал­терских счетах (01 и 02). Если имущество больше не участвует в процессе производство, его первоначаль­ную стоимость (01-й счет) и накопленную амортизацию (02-й счет) следует списать с данных счетов.

Амортизация по основным средствам начисляется проводкой:

Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кредит 02


амортизация начисляется в корреспонденции со счетами издержек производства и обращения.

Такой проводкой амортизация одновременно относится на себестоимость продукции (через счета издержек) и в то же время скапливается на 02-м счете (как и положено).

При начислении амортизации по основным средствам, сданным в аренду, арендодатель относит начисленную сумму на другой счет.

Дебет 91/2 Кредит 02 амортизация по сданным в аренду основным средствам начисляется в корреспонденции со счетом 91/2 «Прочие расходы».

Амортизация может начисляться арендатором (не арендодателем), например в отношении капительных вложений в арендованные основные средства или при финансовой аренде.

Разница между первоначальной стоимостью и суммой амортизации по отдельному основному средству образует его остаточную стоимость. Эта величина показывает ту сумму, затрат на покупку основного средства, которая еще не окупилась через амортизационные отчисления.

Основанием для составления любой проводки в бухгалтерском учете должен служить первичный документ. Для начисления амортизации (Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44, 91/2 - Кредит 02) таким документом может быть

Расчетная ведомость по начислению амортизации основных средств, составленная в произвольной форме. Почему в произвольной? Потому что подобный документ не содержится ни в одном из известных Альбомов унифицированных форм первичной учетной документации. Следовательно, его нужно разработать самостоятельно. При этом согласно пункту 9 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» такой документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1. наименование документа;

2. дату составления документа;

3. наименование организации, от имени которой составлен документ;

4. содержание хозяйственной операции;

5. измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражение

6. наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правиль­ность ее оформления;

7. личные подписи указанных лиц.

Задача 12

Необходимо разработать документ, удовлетворяющий всем перечисленным требованиям.

Нужно заметить, что не по всем объектам основных средств производится начисление амортизации.

По используемым для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации объектам основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, амортизация не начисляется.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям и др.)

По объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом.

Износ - это характеристика физического состояния объекта основных средств, того, как долго он эксплуатируется. Амортизация же в отличие от износа отражает окупаемость затрат, понесенных, при покупке основного средства. Эти два показателя не следует путать друг с другом, хотя иногда под ними подразумевают одно и то же.

Дело в том, что износ, начисляется по тем же амортизационным нормам, что и амортизация.

И поскольку износ - это все-таки не амортизация, то он не должен начисляться на счете 02 «Амортизация основных средств» и включаться в состав себестоимости. Более того, по правилам его следует учитывать отдельно на забалансовом счете - 010 «Износ основных средств»:

Дебет 010 начислен износ по основным средствам, по которым не начисляется амортизация.

Зачем нужно начислять износ? Почему недостаточно одной амортизации? Объяснение здесь такое - износ начисляют для того, чтобы его можно было учесть при исчислении налога на имущество в соответствии со следующим документом:

Глава 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» введена Федеральным законом от 11 ноября 2003 г, № 139-ФЗ.

Дело в том, что если амортизация не начисляется, то остаточная стоимость основных средств с течением времени у данных объектов не изменяется (точнее не уменьшается). Соответственно и налог на имущество, рассчитываемый от остаточной стоимости, остается постоянным. Но в обычном порядке, когда основные средства амортизируются, их остаточная стоимость ежемесячно снижается, и налог на имущество постепенно уменьшается. Поэтому, чтобы при отсутствии амортизации налог на имущество также аналогичным образом снижался, придумали дополнительно на забалансовом счете начислять износ, который также уменьшает стоимость имущества в целях расчета налога на имущество.

С 2006 года изменился учет основных средств, которые состоят из не­скольких частей (самый распространенный пример - компьютер). Новше­ство предполагает, что далеко не всегда «составной» объект можно разбивать на несколько основных средств. А только в тех случаях, когда сроки использования отдельных частей существенно (!) отличаются.

В ПБУ 6/01 рамки этой существенности не установлены. Зато эта недоработка позволяет организациям определить данный показатель самостоятельно. Есть три варианта.

Вариант 1. Фирма может выбрать 5-процентный уровень существенности. То есть воспользоваться общим подходом, который для показателей бухгалтерской отчетности предусматривает пункт 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных При­казом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н. В этом случае сроки по­лезного использования будут существенно отличаться, если они отклоняют­ся друг от друга не менее чем на 5 процентов.

Вариант 2. Организация имеет право воспользоваться критерием, по которому активы и обязательства в балансе делятся на краткосрочные и долгосрочные. А именно: существенным отклонением считается срок, пре­вышающий 12 месяцев. То есть части имущества, у которых срок полезного использования различается более чем на год, нужно учитывать как отдель­ные основные средства.

Вариант 3. Фирма может выбрать любой иной критерий и прописать в учетной политике, сколько месяцев будут считаться существенным откло­нением сроков службы.

При этом фирма не обязана устанавливать один уровень существен­ности для всех основных средств, которые состоят из нескольких частей. Ведь ПБУ 6/01 этого не требует. Поэтому организация имеет право не про­писывать уровень существенности в учетной политике, а устанавливать его одновременно со сроком службы объектов. То есть в приказе руководителя.

Разумеется, если отдельные части основного средства стоят не более 20 000 руб., то их выгоднее учитывать как самостоятельные объекты и спи­сывать единовременно. Тогда снизится налог на имущество. У организаций есть все возможности, чтобы поступить именно так, поскольку они сами определяют сроки полезного использования и уровень существенности.

Задача 13

ООО «Сокол» приобрело в сентябре 2008 года компьютер общей стоимостью 50 000 руб. без учета НДС. Монитор стоит 15 000 руб., а системный блок – 35 000 руб. в том же месяце ООО «Сокол» ввело компьютер в эксплуатацию.

Рассмотрим два варианта:

1) предположим, что фирма учитывает компьютер, как один инвентарный объект и устанавливает для него срок полезного использования 25 месяцев и амортизацию будет начислять компания линейным методом и в бухгалтерском и в налоговом учете. Следует определить, какие суммы необходимо учесть при расчете налога на имущество;

2) фирма установила для частей компьютера разные сроки полезного использования, предположим для монитора 37 месяцев, для системного блока 25 месяца. С чего придется начислять амортизацию в бухгалтерском учете и платить налог на имущество?

 

3.1.2. Способы амортизации

В бухгалтерском учете применяется четыре метода амортизации основных средств:

1) линейный способ;

2) способ уменьшаемого остатка;

3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (кумулятивный способ);

4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Линейный способ самый простой и поэтому наиболее популярный. Чтобы начислять амортизацию линейным способом, надо разделить первоначальную стоимость основного средства на количество месяцев, которое его предполагается использовать.

Способ «уменьшаемого остатка» в отличие от всех других способов при расчете отталкивается от остаточной стоимости, а не от первоначальной. Остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью и амортизацией. Кроме того, данный способ предполагает использование коэффициента ускорения, который устанавливается в соответствии с законодательством РФ.

Хорошо то, что этот способ ускоряет процесс начисления амортизации и позволяет в первые годы возместить существенную часть затрат. Однако плохо то, что при этом способе может случиться так, что основное средство будет продолжать амортизироваться после окончания срока полезного использования, то есть в указанный срок процесс начисления амортизации не уложится.

Особенностью кумулятивного способа является то, что годовая сумма амортизационных отчислений определяется путем умножения первоначальной стоимости основных средств на расчетные коэффициенты. Расчетные коэффициенты не следует путать с коэффициентами ускорения. Расчетные коэффициенты определяются следующим образом. Записываются числа лет, остающиеся до конца срока службы объекта (т.е. мы должны записать номера лет в обратном порядке) и найти их сумму (кумулятивное число). Затем определить расчетные коэффициенты.

Задача 14

Первоначальная стоимость основного средства 100 000 руб. Срок полезного использования 4 года. Рассчитать ежегодную и ежемесячную суммы амортизации каждым из способов и выполнить анализ.

Способ начисления амортизации пропорционально объему продукции (работ) вместо показателя «срок полезного использования» предполагает объем продукции или объем выполненных работ. Окончательная сумма амортизации в отчетном периоде определяется исходя из фактического объема продукции (работ)» за данный отчетный период.

Задача 15

Первоначальная стоимость автомобиля 100 000 руб. автомобиль рассчитан на пробег в 400 000 км. Рассчитать ежегодную сумму амортизации, если пробег автомобиля составил в первый год 62 000 км; во второй – 116 000 км; в третий – 112 000 и в четвертый – 110 000 км.

При этом способе амортизация транспортного средства может продлиться 5,6,7 и т.д. лет, а может быстрее 1,2,3 года. Срок окупаемости зависит от того, как быстро фактический пробег автомобиля сравняется с предполагаемым.

Этот способ начисления амортизации существенно отличается от трех предыдущих.

Мы не знаем заранее, сколько лет продлится начисление амортизации, не можем рассчитать годовую сумму амортизации. Ее величина становится известной только по происшествии года. Месячная сумма не рассчитывается делением годовой суммы на 12, наоборот годовая сумма складывается из месячных.

Следует отметить, что данный способ можно применять не всегда. Он возможен только в том случае, когда можно четко выявить натуральный показатель, к которому следует привязать начисление амортизации. При этом очень важно, чтобы ежемесячно можно было фиксировать изменение данного натурального показателя. Например, у автомобиля имеется спидометр, который четко фиксирует километры пробега автомобиля. Они нам нужны для расчета суммы амортизации за прошедший месяц.

Если для примера рассмотрим компьютер, то здесь главный показатель его использования – это время или срок, которые относятся к трем предыдущим способам начисления амортизации, но не к четвертому.

 

 

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

И АУДИТ»

 

 

Подписано в печать Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл.печ.л. Уч.-изд.л. Тираж экз. Заказ

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...