Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие системы менеджмента качества.




 

Слово «качество» широко используется в быту, деловом общении, в прикладных и теоретических научных работах. Интуитивно смысл употребления этого слова понятен любому грамотному человеку. Но тем не менее использование термина «качество» в управлении предприятием требует его обсуждения. В литературе понятие качества трактуется по-разному. Качество в понимании производителя и качество в понимании потребителя в системе управления качеством взаимосвязаны. Основное их различие определяется условиями командно-административной и рыночной экономики.

В условиях командно-административной экономики качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя. Качество изделия может проявляться в процессе потребления. Понятие качества продукции с позиции его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики. [1, с.6]

Многими экономистами качество понимается как удовлетворение или превышение требований потребителей по такой цене, которую они могут себе позволить и тогда, когда они нуждаются в изделии или услуге. В качестве существенных критериев качества выделяются: соответствие стандарту, соответствие техническим показателям лучших товаров-аналогов, степень точности соблюдения всех производственных процессов, соответствие качества требованиям покупателей, соответствие качества платежеспособному спросу. Причем, все эти критерии являются равноценными.

Понятие качества неоднократно обсуждалось научной общественностью и практиками. Большую роль в формировании современного представления о качестве сыграла Академия проблем качества РФ. В результате ее деятельности сформировалось концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества.

В условиях конкуренции высокое качество производимой продукции становится привычным, но для этой цели проводится систематическая работа, чаще всего определяемая в научных источниках по менеджменту организации как система менеджмента качества (иначе, система управления качеством).

Система управления качеством, как и любая система, воспринимается человеческим сознанием как некое целое, элементы которого в своей совокупности обладают таким свойством, позволяющим рассматривать его как нечто завершенное, следующее определенным закономерностям, элементы которого взаимодействуют в некотором единстве. Системы менеджмента качества содействуют организациям в повышении удовлетворенности потребителей и становятся социальной необходимостью.

Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики заставляет уделять огромное внимание проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба в странах с развитой рыночной экономикой обусловила разработку программ повышения качества. Возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способности предприятий производить продукцию с необходимыми качествами характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия продукции. Многие предприятия-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. [1, с.5]

В настоящее время именно сертификат, подтверждающий соответствие продукции международным стандартам качества, служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта является главным источником существования любого предприятия.

Международная организация по стандартизации (ИСО) создана в 1946 г. ОНН на заседании Комитета по координации стандартов ООН с целью содействия стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи; для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической, экономической деятельности.

Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Стандарты ИСО являются добровольными к применению. Однако их использование в национальной стандартизации связано с расширением экспорта, рынка сбыта, поддержания конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Современные методы менеджмента качества находят все большее применение на российских предприятиях. Однако еще имеется отставание от зарубежных фирм.

Например, сертификации продукции (независимое подтверждение соответствия продукции установленным требованиям) в странах с рыночной экономикой внедрена в начале 80-х годов. В России закон "О сертификации продукции и услуг" появился в 1992 г., первый сертификат на систему качества выдан в 1994 г.

Сертификация системы качества заключается в подтверждении ее соответствия определенным требованиям, которые установил/ принял на себя изготовитель (самостоятельно или под воздействием внешних обстоятельств, например, по требованию заказчика).[4, с.5]

Требования к системам качества содержатся в стандартах ИСО серии 9000:

1. ИСО 9000"Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению."

2. ИСО 9001"Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании".

3. ИСО 9002"Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже."

4. ИСО 9003"Система качества.. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях."

5. ИСО 9004"Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие Указания".[5, с.341]

Основу Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС) составляют пять стандартов:

1. ГОСТ Р 1.0-92"Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.

2. ГОСТ Р 1.2-92"Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов."

3. ГОСТ Р 1. 3-92"Гсударственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий".

4. ГОСТ Р. 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения."

5. ГОСТ Р. 5 –"Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

В России действуют три государственных стандарта качества:

1. ГОСТ 40. 9001-88"Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании"

2. ГОСТ 40.9002-88"Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже."

3. ГОСТ 40.9003-88 2 Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

 

Условия подготовки систем качества к сертификации:

1. Наличие точно установленных процедур.

2. Незначительное число возвратов/отклонений.

3. Наличие испытательных лабораторий.

4. Высокая производительность.

5. Наличие на предприятиях менеджеров по качеству.

6. Применение статистических методов контроля процессов.

7. Наличие документально оформленных процедур

8. Наличие организационно оформленных систем качества

9. Наличие отдела качества

10. Организация контроля за продукцией

11. Точное определение ответственности.

12. Организация выявления дефектов.

Сертифицированная система менеджмента качества является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции, выпускаемой поставщиком. Наличие сертификата на систему качества является необходимым условием для сохранения конкурентных преимуществ на рынке.

Конкурентная борьба предприятий сегодня все чаще превращается в соперничество между их системами качества. Нередко предпочтение отдается тому поставщику, который имеет сертифицированную систему качества, а для успешной деятельности на внешнем рынке наличие такого сертификата является непременным условием.

Во всем мире качество продукции превратилось в основной рычаг экономического развития отдельных организаций и государств в целом. Во многих странах достижение высокого качества продукции, отвечающей требованиям потребителя, стало основным элементом экономической стратегии и важным фактором рыночного и финансового успеха.

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – одна из сложнейших и многоплановых категорий, с которой приходится сталкиваться человеку в жизни. Она пронизывает все сферы материального производства и общественных отношений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...