Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Охранительная идеология. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина




Вопрос №34

Отмена крепостного права в России предпосылки, причины, подготовка. Основные положения крестьянской реформы 19 февраля 1861 года.

Бычкова Мария.

Крепостное право – совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму зависимости крестьянина от феодала. Долгое существование крепостного права в России и суровые формы, какие оно приняло, объясняются в основном тем, что Россия, в отличие от многих западноевропейских стран, значительно позже вступила на путь капиталистического развития. Отмена крепостного права произошла не мгновенно. Проведению крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепостного права. Крепостное ии складывалось на протяжении 11-17 вв. и просуществовало до 1861 г.

Предпосылки отмены крепостного права:

1. Деятельность просвещенных императоров (Петр 1, Екатерина Великая, Александр 1);

2. Поражение в Крымской войне – недовольство народа нарастанием революционной ситуации в стране;

3. Страна переживала кризис крепостнического хозяйства. Многие помещики разорились. Росла нужда и обнищание крестьян.

4. Начало промышленного переворота в России.

5. Рост капиталистической промышленности в стране требовал все больше и больше свободных рабочих рук. Этому существенно мешала барщинная система хозяйства. Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовали отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду.

Причины отмены крепостного права:

1. крепостничество сдерживало развитие промыш­ленности, медленно шло накопление капитала. Россия мог­ла перейти в разряд второстепенных государств;

2. крестьянские хозяйства разорялись, так как по­мещики увеличивали барщину в Черноземье, а оброчные крестьяне уходили на заводы, подрывалась основа крепост­нической экономики, базирующейся на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян;

3. поражения страны в Крымской войне, которая показала военно-техническую отсталость России. Была по­дорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массо­вое бегство крестьян от помещиков;

4. рост числа крестьянских волнений (в 1860 г. произошло 126 выступлений крестьян) создавал реальную угрозу превращения разрозненных выступлений в новую «пугачевщину»;

5. осознание правящими кругами, что крепостное право - «пороховой погреб» под государством. От либе­ральных помещиков, ученых, даже родственников царя, в частности младшего брата великого князя Константи­на, в адрес правительства стали поступать предложения, проекты реформирования земельных отношений. Алек­сандр II, выступая в 1856 году перед представителями московского дворянства, говорил: «Если мы не освобо­дим крестьян сверху, то они освободят себя снизу»;

6. крепостное право, как форма рабства, осужда­лось всеми слоями русского общества.

Первые годы царствования Александра II были названы «пер­вой российской оттепелью». Была объявлена амнистия по­литическим заключенным: декабристам, участникам Польского восстания, петрашевцам, списаны недоимки по налогам крестьян, ликвидированы военные поселения, ослаб­лена цензура, разрешен свободный выезд за границу.

Подготовка крестьянской реформы:

Подготовка реформы началась сразу же после окончания Крымской войны.

1. В 1857 г. - образование Секретного коми­тета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих кре­стьян», который негласно начал разрабатывать план освобож­дения крестьян.

2. В ноябре 1857 г. Александр II дал указание виленскому и петербургскому губернаторам учредить губернские комите­ты для подготовки местных проектов улучшения быта поме­щичьих крестьян. Таким образом, реформа стала разраба­тываться в обстановке гласности. Все проекты подавались в Главный комитет во главе с великим князем Константи­ном Николаевичем.

3. В 1859 г. при Главном комитете были созданы две так назы­ваемые Редакционные комиссии для рассмотрения матери­алов, подготовленных губернскими комитетами, и для со­ставления проекта закона об освобождении крестьян.

4. Летом 1859 г. проект «Положений о крестьянах» был подготовлен, позже на разных этапах обсуждения он претерпевал изменения и уточнения.

5. 19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал «Положения о реформе» (они включали в себя 17 законодательных актов) и «Манифест об отмене крепо­стного права». Эти документы были опубликованы в пе­чати 5 марта 1861 г.

 

19 февраля ( 3 марта ) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов, касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Основные положения реформы:

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

  1. Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей.
  2. Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.
  3. Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.
  4. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
  5. За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
  6. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
  7. Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.
  8. Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Таким образом, отмена крепостного права в России была вынужденной мерой самодержавия. Манифест объявил крестьянина юридически свободным, но реформа была проведена с учетом интересов помещиков, за которыми сохранялось право собственности на землю и все имущество. Они наделяли крестьян землей за большой денежный выкуп, фактически процесс наделения землей и выкупа ее превратился в грабеж крестьян.
Отмена крепостного права ускорила переход страны от феодализма к капитализму. Личное освобождение крестьян составляло наиболее буржуазную сторону реформы. Личная свобода 23 млн. помещичьих крестьян стала непременным условием на пути всеобщего гражданского раскрепощения страны. Превращение бывших крепостных крестьян в "свободных сельских обывателей" уничтожало прежнюю систему экономического производства и создавало условия для свободных договорных отношений и развития в России капиталистического способа производства. Обезземелив крестьян, реформа в то же время сохранила многочисленные остатки крепостничества крупное феодальное землевладение, полуфеодальные методы эксплуатации, царскую монархию, сословное неполноправие крестьян.
В этом смысле непоследовательность крестьянской peформы 1861г. породила революционные выступления 1905г.

 

 

Материал взят из:

1. «История отечества с древнейших времен до конца 20 века»

2. «Русская история», Вернадский Г.В.

А также из семинарских занятий и школьных тетрадей + Интернет.

35. Политические реформы 60-70 гг. ХIХ в. Проект реформирования законодательной власти М.Т. Лорис-Меликова.

Автор-собиратель- Полубабкина Мария

«Великие Реформы» 1860-1870гг.

Император Николай I скончался в разгар Крымской войны. 19 февраля 1855 г. на трон взошел его сын, Александр II (1855 – 1881). Поражение в войне показало углубление кризиса империи и заставило Александра II начать проведение реформ, получивших название «Великих реформ».

Земская реформа 1864г. вводила в губерниях и уездах местное самоуправление: земские собрания и их исполнительные органы – земские управы. В них избирались дворяне, сельская интеллигенция, буржуазия, богатые крестьяне. Земства не имели политических прав, занимались решением местных проблем (борьба с эпидемиями, открытие медпунктов, школ, дорог, землеустройство и др.)

Судебная реформа 1864г. установила гласный бессословный суд с участием присяжных заседателей, состязательность сторон в ходе судебного процесса (введена адвокатура), независимость суда от администрации. Был создан нотариат по ведению наследственных дел, удостоверению сделок, документов.

Городская реформа 1870г. создавала городское самоуправление: городскую думу и управу, решавшие коммунальные вопросы (борьба с пожарами, контроль за санитарным состоянием, проблемы больниц, школ, приютов и др.) В думу избирались, как правило, самые зажиточные горожане, во главе думы и управы стоял городской голова.

Военная реформа 1874г. заменила рекрутские наборы всеобщей воинской обязанностью. Все мужское население, достигшее 21 года, подлежало призыву на военную службу. Сроки ставились в зависимости от образования (от 6 месяцев до 7 лет). Улучшилась подготовка офицеров, проведено перевооружение армии.

Реформа печати. В 1865г. для столичных изданий отменялась предварительная цензура.

Вывод: «Великие реформы»1860-1870гг. способствовали превращению России в буржуазную монархию, но носили половинчатых характер и закрепляли пережитки феодализма.

 

«Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

Взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г. привел, как уже говорилось, к диктатуре М. Т. Лорис-Меликова, ставшего начальником Верховной распорядительной комиссии с неограниченными полномочиями. Популярный генерал, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг., он хорошо понимал, что одними репрессиями укрепить самодержавие невозможно. Поэтому он проводил, с одной стороны, политику беспощадных репрессий в отношении участников революционного движения, а с другой - старался привлечь на свою сторону либеральное дворянство и буржуазию обещаниями “конституции”. В январе 1881 г. М. Т. Лорис-Меликов подал императору Александру II записку с проектом, который вошел в историю как “конституция Лорис-Меликова”.

Лорис-Меликов предлагал создать две временные комиссии для подготовки законопроектов по финансовым вопросам и местному управлению, а также общую законосовещательную комиссию. В эти комиссии должны были войти наряду с чиновниками выборные депутаты, избираемые губернскими земскими собраниями (по 2 от губернии) и городскими думами (от крупных городов). Предлагалось также дополнить Государственный Совет 10-15 выборными представителями общественности. При всей скромности и ограниченности этого проекта он все же вводил в государственный механизм важный конституционный принцип - принцип народного представительства. Преобразованный Государственный Совет становился как бы зародышем парламента, а сам проект знаменовал возможное зарождение парламентской системы.

Александр II в общих чертах одобрил проект М. Т. Лорис-Меликова. Он даже утвердил проект соответствующего “Правительственного сообщения”. По иронии судьбы это произошло утром 1 марта 1881 г. В этот же день Александр II был убит террористами-народовольцами.

 

Реформы Александра II:

Первые годы правления:

· закрытие Высшего цензурного комитета (1855г.)

· разрешение свободной выдачи заграничных паспортов

· прощение недоимок и освобождение податных сословий от рекрутских наборов на три года

· упразднение военных поселений

· амнистирование политических заключенных: декабристов, участников польского восстания 1831г., петрашевцев (август 1856г.)

Отмена крепостного права:

Причины долгого сохранения крепостного права:

§ огромные пространства, малая плотность населения

§ нехватка рабочих рук

§ наличие внешней опасности (монгольское иго)

§ необходимость постоянного контроля

§ постоянная «гонка» за Европой

§ европейское крестьянство бежало в города – зародыш капитализма, в России – в Сибирь

§ разорение страны во время опричнины. «Рабская» психология правящего класса – усиление крепостничества.

· январь 1857г. – учреждение Секретного комитета по крестьянскому делу (председатель – граф А.Ф.Орлов), состоящего в основном из консервативно настроенных сановников.

· февраль 1858г. – Главный комитет по крестьянскому делу.

· 19 февраля 1961г. – Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и Манифест об освобождении крестьян.

· «Положение 26 июля 1863 года» определило поземельное устройство, повинности, порядок проведения выкупной операции и принципы самоуправления бывших удельных крестьян.

 

Шаг к модернизации и гражданскому обществу. Затягивание решения аграрного вопроса и назревание революции.
Крестьяне получали личную свободу, которая была непременным условием перехода от традиционного общества, которое существовало в России на протяжении веков, к новым общественным отношениям. Крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп), выкупные платежи затянулись на 49 лет
Крестьяне получали право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия (надзор за органами крестьянского самоуправления осуществлял мировой посредник). До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.
Новые условия общественно-политической и социальной жизни обусловливали необходимость проведения других, не менее важных преобразований. Восстания крестьян 1861г. в селе Бездна Казанской губернии и Кандеевке Пензенской губернии.
  Обострение социальной борьбы в деревне
   
   
Результат компромисса между помещиками, крестьянами и правительством.

 

Американский путь развития Прусский путь развития
Помещичьего хозяйства нет, или оно разбивается революцией. Ведущая роль принадлежит крестьянину, который превращается в капиталистического фермера. Медленное перерастание помещичьего хозяйства из крепостнического в буржуазное. Помещичье землевладение не разрушено революцией, а становится базой крупного «юнкерского», но капиталистического в своей основе хозяйства. Ведущая роль принадлежит помещику, крестьянство обречено на кабалу при выделении небольшого количества крупных крестьян
В тех регионах России, где не было или почти не было крепостного права, за дело брался свободный крестьянин. В Сибири, Заволжье, Новоросии развитие капитализма шло несравненно свободнее и быстрее Преобладал в земледельческом центре России
Переплетаются в помещичьем и крестьянском хозяйстве (1909г. – эта борьба еще не закончена)

 

Либеральные реформы:

 

Характеристика реформы Результаты
  + -
Земская реформа 1864г. Реформа городского самоуправления 1870г. § земские органы становились всесословными § в ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, распределение государственных податей, назначение местных налоговых сборов, здравоохранение, народное образование, устройство благотворительных учреждений. § впоследствии земские учреждения стали центрами либеральной оппозиции правительству § в соответствии с новым «Городовым положением» создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские Думы. § реформа способствовала развитию городского хозяйства, промышленности и торговли. § запрещались межгубернские объединения земств § для содержания земских учреждений, а также их служащих был введен специальный налог – земский сбор
Стабилизация финансовой системы · 1860г. – основание Государственного банка · В.А.Татаринов настоял на гласности бюджета, осуществил «единство кассы», что означало проведение всех государственных выплат и поступлений через одну структуру – Министерство финансов. · с 1863г. вместо откупной системы вводилась акцизная, что означало продажу вина при условии выплаты акцизного сбора. · централизация финансовой и бюджетной сферы, установление гласности бюджета и финансового контроля, прогрессивные изменения налоговой системы. · народные волнения – «трезвенное движение» 1858-1859гг.
Судебная реформа 1864г. § бессословность суда, равенство всех подданных перед законом § независимость суда от администрации § создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов) § создавался институт нотариусов Меры, направленные на ограничение судебной реформы: § следствие по делам о государственных преступлениях передается жандармским органам (1871) § учреждается особое присутствие Правительствующего сената (1872) для рассмотрения этой категории дел
Военные преобразования 1860-1870-х гг. · в 1862-1864гг. было образовано 15 военных округов. · была устранена излишняя централизация управления, военное министерство освобождалось от рассмотрения военно-административных вопросов местного уровня и характера → возросла оперативность в управлении войсками. · 1867г. – создание постоянных военно-судебных органов. · реформа военно-учебных заведений · поступление на вооружение русской армии нарезного оружия · введение с января 1874г. всеобщей воинской повинности, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20 лет, срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках, 7 лет на флоте.  
Реформа системы народного образования § 16 июня 1863г. утвержден новый Университетский устав (университет образовывали 4 факультета) § среднее образование стало открытым для всех сословий § Женщины могли получить высшее образование на частных курсах § открытие прогимназий § устав лишал студентов права создавать различного рода объединения § установленная за обучение в гимназиях плата делала недоступным обучение в них детей несостоятельных родителей.
Цензурная реформа 1865г. · отменялась предварительная цензура для изданий объемом более 10 печатных листов · от цензуры были освобождены правительственные и научные издания  

 

36. Реформы Александра II в области образования: цели, направления, последствия.

Цели:

1.Повышение образовательного уровня населения;

2.Создание системы массовой подготовки специалистов.

 

Последствия:

1)К 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза.

2) Среднее образование стало доступно для людей всех сословий и вероисповеданий;

3) Преподавание в университетах получило больше свободы,они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин.(Здесь не будет лишним упомянуть, что именно при Александре II были созданы МВЖК)

4)В университетах вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы;

5)Культурный подъём в обществе.

 

На следующей странице-сами реформы:

 

Билет 37: Охранительная идеология и проправительственное движение в XIX веке.

Охранительная идеология. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина

 

Проекты Сперанского читали лишь царь и некоторые его приближенные. Однако о содержании проектов и возможностях их осуществления ходили диковинные предположения среди придворных, тем более что Александр I осуществил некоторые идеи Сперанского (создание Государственного совета, преобразование министерств и др.). Помещиков тревожили слухи об освобождении крестьян, об уравнении сословий, отмене дворянских привилегий, о введении в России гражданского кодекса французского образца. Помимо того, чиновное дворянство было возмущено попытками Сперанского навести порядок в бюрократическом аппарате империи, особенно введением экзаменов для получения некоторых чинов.

Настроения основной массы дворянства, протест против каких бы то ни было либеральных реформ, ярко выразил в "Записке о древней и новой России " автор "Истории государства Российского", "Бедной Лизы" и других произведений Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.).

В "Записке" критикуются реформы, проведенные по инициативе Сперанского, а также новшества, которые, как предполагалось, правительство намерено осуществить.

Карамзин резко осуждает какие бы то ни было попытки учреждения конституции, в чем-то ограничивающей власть царя. Примерами истории Карамзин стремился досказать, что "Россия гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием". И все же, пишет Карамзин, власть самодержца имеет границы. Александр может все, но не может законно ограничить свою власть, т.е. самодержец не имеет права упразднить самодержавие.

Пределом самодержавной власти являются и привилегии дворянства. Карамзин выступает в защиту привилегий дворянства как замкнутого сословия. Он порицает петровскую Табель о рангах, наделяющую личным или потомственным дворянством достигших определенных чинов: "Надлежало бы не дворянству быть по чинам, но чинам по дворянству".

Немалое место в "Записке" занимают рассуждения по поводу слухов, что "нынешнее правительство имело, как уверяют, намерение дать господским людям свободу". Отмена господской власти над крестьянами приведет, утверждал Карамзин, к тому, что крестьяне станут пьянствовать и злодействовать.

Идее естественного равенства людей, свойственной Просвещению, Карамзин противопоставляет суждение "в государственном общежитии право естественное уступает гражданскому". Понятия, нравы и обыкновения народа складываются веками; поэтому "для старого народа не надобно новых законов". В России, полагал Карамзин, нужно либо подготовить Кодекс, основанный на обобщении и согласовании указов и постановлений, изданных со времен царя Алексея Михайловича, либо издать "полную сводную книгу российских законов или указов по всем частям судным".

Точно так же Карамзин протестовал против преобразования государственных учреждений. Главной ошибкой законодателей своего времени Карамзин называет создание новых государственных учреждений - разных министерств, Государственного совета и пр. Умный Макиавелли советовал при переменах в государственных учреждениях сохранять для народа привычные названия; мы же, сетует Карамзин, сохраняем вещь, меняем имена. "Новости ведут к новостям и благоприятствуют необузданности произвола". Надо не перестраивать учреждения, писал Карамзин, а найти для управления Россией 50 умных и добросовестных губернаторов, которые "обуздают хищное корыстолюбие нижних чиновников и господ жестоких, восстановят правосудие, успокоят земледельцев, ободрят купечество и промышленность, сохранят пользу казны и народа".

В "Записке" Карамзина сформулированы основные принципы охранительной идеологии, несколько десятилетий противостоявшей в России идеям либеральных реформ.

Карамзин советует также возвысить духовенство, приниженное, по его мнению, во времена Петра. По своему значению Синод должен быть поставлен рядом с Сенатом. "Не довольно дать России хороших губернаторов, - надобно дать и хороших священников, - замечал Карамзин; - без прочего обойдемся и не будем никому завидовать в Европе".

"Записка" Карамзина, выражавшая настроение основной массы дворянства, сыграла решающую роль в отставке и опале Сперанского, в прекращении проектов либеральных реформ. По авторским копиям "Записка" была известна ряду современников; в 30-40-е гг. XIX в. из нее печатались отрывки в различных изданиях. Возражения Карамзина против каких бы то ни было перестроек в государственном и общественном строе России и их аргументация были восприняты охранительной идеологией николаевской эпохи.

 

Сысоева А.

Билет 38. Идейное наследи Пётра Яковлевича Чаадаева. Западники и славянофилы: становление идеологии русского либерализма. Особенности российского либерализма.

Общественная жизнь России во второй четверти 19 века происходила в сложной внутриполитической обстановке. После поражения декабристов наступила 30-ти летняя эпоха николаевского царствования. У некоторых представителей российского общества разгром декабристов вызвал отчаяние. В 1836 году Пётр Чаадаев опубликовал восемь «Философических писем», в которых он поднял вопрос о культурной обособленности России. Объектами критики Чаадаева были православие, крепостничество и самодержавие. Чаадаев высказал свои мрачные прогнозы на прошедшее, настоящее и будущее России в своем первом «Философском письме», опубликованном в журнале «Телескоп».

Его труд “Философические письма” свидетельствует о том, что как философ Чаадаев был сторонником объективного идеализма, считал, что религия и философия едины. По его мнению, история человечества движется к определенной цели, указанной Божеством.

“Чаадаев утверждал, что в России отсутствуют идеи долга, справедливости, права, порядка, которые, как он считал в это время, прочно будто бы вошли в сознание и быт европейских народов. Отсутствие этих идей можно, по его мнению, объяснить только тем, что в России не было идейной традиции, которая сделала возможным их укоренение на Западе. А поскольку, по Чаадаеву, не существовало этой традиции, постольку в истории страны не было внутреннего развития, естественного прогресса”. Отсюда он приходит к безотрадному выводу: “… мы жили и сейчас еще живем для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его; пока, чтобы там не говорили, мы составляем пробел в порядке разумного существования”. Печальную участь России он объясняет тем, что она приняла православие, а не католицизм.

Пессимистические предостережения Чаадаева были услышаны его современниками. Его первое письмо из “Философических писем”, опубликованное в журнале “Телескоп” в 1836 г., было воспринято как пасквиль (сочинения, содержащие карикатурные искажения, клевету и злобные нападки, цель которых оскорбит, скомпрометировать какое-либо лицо, группу, партию, общественное движение и.т.п. Пишется в публицистической форме, близкой к памфлету. Не является узаконенным литературным жанром.) на Россию и ее народ. Сам Чаадаев был подвергнут лечению в психбольнице и дал подписку, что больше писать не будет. Тем не менее Чаадаев до сих пор остается пророком западничества

А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву критикует его философские взгляды, он считал, что, приняв на себя удар монголов, Русь спасла западную христианскую цивилизацию; что русское духовенство достойнее, чем западное, хранило истину христианства; что русская история не ничтожна, а исполнена подлинного величия.
Под влиянием критики русскими писателями и общественными деятелями автор "Письма" признал достоинства в традициях православного христианства благотворно сказавшихся на формировании духовных качеств русского человека. Впоследствии П.Я. Чаадаев отказался от тезиса об отсутствии будущего у России. За выступление против официальной идеологии самодержавия (неограниченная монархия как форма правления, абсолютизм) он был объявлен сумасшедшим и лишен права печататься. Идеи П.Я. Чаадаева, его мировоззрение оказали определенное влияние на последующий ход либерального движения в стране, на формирование западнического и славянофильского направления в литературе.

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания.

Славянофильство. "Философическое письмо" П.Я. Чаадаева ускорило размежевание русской общественной мысли на славянофилов и западников. В 30-е гг. возникают первые оппозиционные к правительственному курсу группы, главной особенностью которых было, по словам А.И. Герцена, чувство отчуждения от официальной России, от среды, их окружавшей. В кругах либерального дворянства на рубеже 30-40 гг. возникло идейное течение, получившее название славянофильства, крупными представителями которого были литераторы, ученые, общественные деятели: А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские и И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев и др. Все они были выходцами из поместного дворянства.
Славянофилы выдвинули тезис: "Сила власти - царю, сила мнения - народу". Это означало, что русский народ не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Но правитель должен управлять страной, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь народа, считаясь с его мнением.

Главные особенности русского исторического процесса они видели в наличии земельной общины и в господстве Православной Церкви. Славянофилы идеализировали русскую старину и отрицательно относились к реформам Петра I. Они выступали за освобождение крестьян с землей, но были сторонниками сохранения помещичьего землевладения, феодальных повинностей, власти помещиков над общиной. Они высказывались за созыв Земского собора - представительного собрания от всех сословий, за свободное выражение общественного мнения, за введение свободы печати, гласности суда, обличали произвол и бюрократизм царских чиновников. Но при всем этом славянофилы были сторонниками сохранения самодержавия. Большое внимание они уделяли простому народу, изучению его быта, т.к. утверждали, что "он только и сохраняет в себе народные, истинные основы России, он только один не порвал связи с прошедшей Русью". Правительство настороженно относилось к славянофилам: пресекались попытки создания ими журналов и газет, запрещалось носить русские платья.
Один из главных идеологов славянофилов А.С. Хомяков начал выступать с пропагандой славянофильских идей с конца 30-х г. Основные положения впервые были изложены в статье "О старом и новом", не предназначавшейся для печати. Он выступает ярым защитником православия, в котором только и сохранился, по его мнению, истинный христианский дух. При цельности мировоззрения А.С. Хомякова его общественно-политические взгляды отличались известной противоречивостью. Сторонник самодержавной власти, он выступал за созыв Земского собора и проведение ряда либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни, учреждение открытого суда с участием присяжных заседателей и т.п.). А.С. Хомяков требовал уничтожения крепостного права, но в то же время предлагал сохранить основы дворянского землевладения. Основываясь на учении Шеллинга о "народном духе", он развивал мысль о противоположности коренных начал России и Западной Европы. В русской общине он видел союз людей, объединившихся на православии, на «внутреннем законе», т.е. взаимном согласии между государством и народом. Западноевропейские государства с их «кровавыми переворотами» (революциями), основаны, по убеждению Хомякова, на «внешнем законе» (на насилии), рационализме, подчинении церкви государству.
С конца 40-х годов, по мере усиления правительственного курса, у славянофилов все больше проявлялись консервативные признаки, они теряли свою оппозиционность. В подготовке и проведении крестьянской реформы они приняли активное участие. Журнал славянофилов "Русская беседа" (главный редактор - А.И. Кошелев) внес свою лепту в разработку либеральной программы накануне отмены крепостного права. В журнале особое внимание уделялось национальным проблемам, выяснению роли и значения "народности" в общественной жизни.

Западничество. Противниками славянофилов были так называемые западники. Московский кружок западников оформился в 1841-1842 гг. Современники понятие "западничество" трактовали очень широко, причисляя к западникам всех, кто противостоял в идейных спорах славянофилам. В западники наряду с такими умеренными либералами, как П.В. Анненков, В.П. Боткин, зачислялись В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Большинство западников относились к дворянской интеллигенции.
Публицисты и литераторы, историки и юристы П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин и др. выступали как идеологи либерализма и стремились к тому, чтобы Россия стала передовой державой. Западники доказывали, что Россия идет по тому же пути, что и западноевропейские страны, выступали за европеизацию России и высказывались за сближение со странами Европы. Выступали за преимущество наемного труда над крепостным, стремились ускорить отмену крепостничества с сохранением помещичьего землевладения. Западники были сторонниками гражданских свобод, конституционной монархии, рыночных отношений, предпринимательства, развития образования и научных знаний. Политическим идеалом западников был конституционный порядок монархий Западной Европы, в первую очередь Англии и Франции.
Западники считали, что Петр I "спас Россию", и всю его деятельность они рассматривали как первый период обновления страны.

Становление.
Профессор истории Московского университета Т.Н. Грановский в своих лекциях доказывал, что Россию и западноевропейские страны объединяет общность закономерностей исторического развития. Повторяя путь этих стран, Россия, по мнению ученого, должна была прийти к ограничению самодержавия и введению гражданских с<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...