Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направленность деятельности




Деятельность творческой личности

 

Активность - это экстенсивное расширение результатов научно-технического творчества, а интенсивност ь – темп действий личности.

 

Личностный подход

Он подтверждается опытом передовых стран. В статье [138] отмечается, что «В США и многих западных странах основной целью образования является развитие личности».

Далее цитируем слова Ю.В. Шленова [138] «Методы обучения, ориентированные на развитие личности, всячески поощряют творчество, самостоятельность суждений, мотивацию к любому труду. Ранжирование обучающихся с использованием строгих количественных оценок их знаний, умений и способностей в таких системах применяется в минимальной степени, так как может снизить самооценку личности. При этом, как правило, не ставится цель освоения регламентированного объема знаний всеми учащимися, однако желающие их приобрести, должны иметь соответствующие возможности. Из сказанного ясно, что необходима диверсификация форм образования на всех уровнях (детский сад, школа, техникум, вуз). В цивилизованной стране человек должен иметь возможности развивать свои творческие способности, получать нужные ему знания и быть достойным уважения независимо от их объема. Поэтому в школах, колледжах и вузах нужны образовательные программы, обеспечивающие разные уровни подготовки».

Далее: «К числу нематериальных выгод следует отнести становление в буду­щем гражданского общества, о котором мы так долго мечтали, повышение престижа труда и возможное в связи с этим решение проблемы нехватки кадров, повышение общей культуры, инициативности и ответственности граждан. Эти нематериальные выгоды суть необходимые условия успеш­ного развития любого государства и могут в будущем принести ощутимые материальные дивиденды».

Образование личности как процесс относится ко всем людям без исключения, но особенно нужно обращать внимание на образование творческой личности при формировании «касты» многочисленных изобретателей, то есть искателей новых знаний и созидателей принципиально нового на мировом уровне научно-технического прогресса.

Без раскрепощения творческой личности из затей достижения инновационной экономики в России к 2020 г., какими важными они не казались, ничего не получится без критической массы новаторов-изобретателей - фанатиков добычи нового изучением неизведанного.

Личность – 1. Совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность (воспитание личности начинается в детстве). …. Личностный [125, с.322].

Решение – 1. Решить. 2. Обдуманное намерение сделать что-либо; заключение, вывод из чего-либо (коллективное решение, принять решение, прийти к решению, не торопитесь с решениями!) [125, с.702]. 3. То, что принято после обсуждения; постановление (судебное решение),

Личностный подход требует отказа от расчленения сути человека и отрыва от него только процессов образования ума. Но наука до сих пор не знает целостного определения человека как неразрывной личности. Философия как обобщающая наука здесь также оказалась бессильной.

Приведем некоторые определения из словаря по психологии.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного осуществления той или иной продуктивной деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Талант – совокупность способностей (одаренность), позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность (от лат. genius - дух) – высший уровень развития способностей, как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

 

Направленность деятельности

В каждый момент времени любое конкретное действие имеет некое направление – вектор устремлений, сформированный на основе какого-то интереса или же простого любопытства. Очень любопытны с рождения многие животные, прежде всего, их детеныши. Поэтому любой ребенок – это активный творец личных знаний о матери, окружающих людей и признаков внешней среды. Вектор познания здесь един у всех людей – это накопление знаний, умений и навыков ухаживать за собой и вести себя (фундаментальное воспитание), общаться с другими сверстниками (цель - доминирование) и достойно жить среди других (продолжение рода), в новой среде и незнакомых условиях поведения и жизнедеятельности (фундаментальное образование), а также стараться быть активно полезным в различных делах семьи, родственников, друзей и товарищей, коллектива сослуживцев и персонала (специальное профессиональное образование).

С малолетства формируется так называемая образовательная траектория, то есть некая условная линия ведения: вначале ребенка родителями, а затем подростка родителями и школой, потом уже самостоятельно вести самого себя во времени и пространстве земной жизни.

Процесс на начальных этапах называется социализацией человека. А по мере взросления происходит социальная адаптация человека.

Структура, функции и параметры деятельности человечества неохватно обширны и необозримо многогранны. Из-за этого в любой стране каждому ребенку, а затем и подростку, с годами требуется немалая активность и энергия продвижения себя как социального субъекта по образовательной траектории.

Эта условная траектория физического, психического, умственного и иного образования очень изменчива во времени взросления. Вначале она определяется родителями, а затем самим молодым человеком. Чем раньше ребенок начнет соучаствовать в жизненных действиях родителей, тем он будет в последующем устойчивым к негативному внешнему влиянию. К окончанию школы человек самостоятелен, постоянно корректирует и укрепляет физически растущий организм, расширяет умственно свой мозг и определяет духовно-нравственное свое мироощущение. Причем любые коррекции происходят исходя из разных факторов внутреннего мира человека и внешних условий его жизнедеятельности.

Очень плохо, когда нет функционально целостной ячейки социума и от состояния внешней социальной среды не уверенны в будущей устойчивости многие семьи. Молодой человек в неопределенной среде духовно, нравственно и физически идет случайным образом, хаотически, по броуновскому движению, часто попадая в криминальный мир, где тоже нужны творческие личности. Но в душе каждый человек без исключения мечтает только о хорошем.

Творчество есть позитивно направленная деятельность.

Однако кастовая принадлежность к так называемой «элите избранных» не спасает ухоженного и богатого человека от душевного неравновесия. В российском народе издревле известна поговорка: голь на выдумку хитра. Поэтому, и биологически это видимо не случайность, талантливые особи статистические чаще всего взращиваются не из богатых (а также и не из семей отверженных), а из семей с малым и средним материальным достатком. Нобелевских лауреатов больше всего в той стране, где ребенок уже с возраста 10-12 лет активно и полезно участвует в быту и труде родителей.

Изобретает личность, а не коллектив. По мнению А.Л. Чижевского, солнце является неземной силой, воздействующей извне на развитие событий в человеческих сообществах. Одновременность колебаний солнечной и человеческой деятельности служат лучшим указанием на эту силу [136, с.52].

Конечно же, эти сила влияет и на отдельную личность. Зависимость эта между человеком, а равно животными и растениями – с одной стороны и неорганическим миром – с другой, чрезвычайно сильна, хотя и тонка до неуловимости. Герберт Спенсер (Herbert Spenser, 1820-1903) принимал жизнь за поддержание подвижного равновесия, за непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним факторам.

По исследованиям академика И.П. Павлова, чем сложнее организм, тем тоньше, многочисленнее и разнообразнее элементы уравновешивания. Таким образом, вся жизнь от простейших до сложнейших организмов, включая, конечно, и человека, есть длинный ряд все усложняющихся до высочайшей степени уравновешиваний действий от внешней среды. Академик И.П. Павлов подчеркивал, что придет время – пусть отдаленное – когда математический анализ, опираясь на естественно научный, охватит величественными формулами уравнений все эти уравновешивания, включая в них, наконец, и самого себя [136, с.53].

Колебания в личной жизни индивида и сообщества индивидов в той или иной степени подчинены ходу периодической деятельности Солнца или даже вызываются ею. Это особенно ясно и отчетливо сказывается в жизни великих государственных деятелей, государей, полководцев, реформаторов и т.д. Стоит взять биографию любого из них, чтобы убедиться в постоянном соотношении между жизнью данного лица и изменениями в ходе синхроничной кривой относительных чисел Вольфа, характеризующих солнечную активность. Это - факт, достойный изумления, внимания и изучения [136, с.66].

Однако в психологии изучение свойств личности происходит без должного учета целостного процесса образования видимого и невидимого мира и самого человека как неосознанного соединителя этих двух миров через микрокосмос личности.

Студентам можно дать напутствие к творчеству словами А.Л. Чижевского [136, с.68-69]: «В сфере точных наук ничему не следует поражаться, ничего не отрицать a priori и ничем не пренебрегать.

Может быть, понадобится много десятилетий упорного труда, прежде чем будут осуществлены замыслы ныне только проектируемые.

Но у тех, кто во имя науки готов претерпеть все лишения и все беды, годами голодая и ходя в лохмотьях, есть одно великое утешение, одна великая радость, стоящая всех благ и всех удовольствий земли. Эта радость, делающая исследователей независимыми от людской пошлости и людских суждений, и возвышающая их: они ближе всего стоят к познанию сокровенных законов, управляющих могущественной жизнедеятельностью природы. Они уже познают её внутренние механизмы, улавливают связи между валами и колесами и в неописуемом восторге приближаются к тому рычагу, один нажим на который способен немедля изменить распределение частей вечно работающего механизма и этим регулировать явления самой природы – явления, которые до этого момента двигались неисповедимыми путями. Они приближаются к возможности управлять великими событиями».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...