Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эвристические циклы обучения




Новизна в познании и техническом творчестве

 

Чем выше уровень новизны научных идей и технических решений, тем активнее творческий человек, интенсивнее процесс его творчества.

 

Уровни новизны знания, умения и навыка

Новизна научно-технического решения, аналогично и результатов научного исследования, может оказаться на различных уровнях:

1) новым является для личности (процесс самообразования);

2) новое для себя и окружающих людей (взаимное обогащение знаниями, умениями навыками);

3) новое в целом для предприятия, организации, учреждения (тогда появляется возможность подать рационализаторское предложение и работать в группе качества продукции);

4) отраслевая новизна способа или устройства (вещества). что также относится к рационализации деятельности;

5) новое для многих отраслей хозяйства страны, что может быть защищено товарным знаком, полезной моделью и др.;

6) мировая новизна, что подтверждается выдачей патента на изобретение, который имеет срок морального старения 15-20 лет.

Эти же уровни могут быть примерены к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым студентом или даже школьником.

Чаще всего мировая новизна в научных результатах защищается авторским правом на открытие нового физического явления.

Новшество – что-либо новое, вновь созданное, примененное и т.п.; нововведение (техническое новшество, новшество в обслуживании населения) [125, с.416].

Это слово пока по смыслу больше подходит для характеристики явления, чем процесса. Однако по словарю В.И. Даля новшество означает введение новизны. А новизна может быть различного уровня, но сразу же в изобретательстве нужно ориентироваться на мировую новизну и мировую систему технических средств, в последующем для эффективной и быстрой технологической адаптации изобретенного новшества.

Новый – такой, который не существовал раньше [125, с.416].

Остальные варианты смысла не относятся к изобретательству, к нововведениям и новшествам в науке и технике. А чиновники часто путают принцип мировой новизны, например, с понятием «новое для себя», а также по объему понятия [125, с.416] «2. Только что, недавно приобретённый или прибывший, поступивший куда-либо».

Многовариантный термин «новый» приведен в словаре В.И. Даля.

Новый – недавно созданный, сделанный, явленный; незадолго конченный, происшедший; нашего века, этого года, месяца, дня; другой, иной, не тот, что был прежде; доселе неведомый или небывший; недержаный, неношенный. …. В новейшее время новые изобретения изумительны. Новость – качество, свойство нового, всего, что ново; новый случай, приключенье; весть об нём, первое известие о чем-либо. Новость многих изобретений (негативный смысл, а не как запатентованный результат научно-технического творчества. П.М.) сомнительна: старое и забытое нередко берется за новость. Новизна – состоянье всего нового; нововведеиье, новый обычай. Что новизна, то и кривизна (негативный менталитет как недоверие ко всему новому. П.М.). Новина – первый плод, первое зерно в году или первый сбор нового урожая. Мы еще новины не мололи. Подымать или ломать нови - новину, пахать целину. Новшество – введенье новизны, новых обычаев, порядков. Новик – всё новое, свежее: новый хлеб, квас. …; ныне новобранец, новичок; вновь поступивший в должность, на службу, в какое-либо званье, принятый в пай, в артель, в общество, братство; в школах вновь поступивших зовут новичками. Он еще новичок в деле – не привык, недавно им занимается [19, с.420].

Возврат к русскому языку начала ХХ века, по-видимому, неизбежен и этот позволит освободиться от многих понятийных пут и терминологической шелухи от неверно истолкованных зарубежных терминов, в особенности, по словам из англий1ского языка.

Для теории научно-технического творчества представляет особый интерес термин «новость», по В.И. Далю новость – это качество, свойство нового, всего, что ново, то есть является определением важнейшего критерия оценки научно-технических идей и технических решений.

Но в нашей стране «новость» имеет только журналистский смысл.

 

Эвристические циклы обучения

Более чем 40-летний опыт работы со студентами по НИРС и изобретательству показывает, что все выделенные этапы выполняются в мозгу субъекта научно-технического творчества параллельно, то есть совместно. И сложные перекрестные ассоциации возникают, как правило, в подсознании, автоматически. Но для этого нужно не только знать эвристические приемы поиска технических решений, а также досконально нужно знать правила оформления заявок на предполагаемые изобретения. Поэтому нужны годы тренировок умений и навыков погружения в научно-техническое противоречие (проблема есть осознанное противоречие).

И это еще не всё.

Можно погрузиться так глубоко в проблематику того или иного направления, так тщательно изучить проблему или конкретную производственную задачу, что у любого профессионала в своей области знаний скоро появится так называемый психологический барьер. Он характеризуется полной невосприимчивостью к новому вектору поиска научно-технических решений, причем с высоким генотипическим расстоянием от известных примеров (аналогов и прототипа).

В итоге сообщество специалистов, замкнутое в менталитете собственной страны или прослойки избранных, превращается в собственный тормоз научно-техническому прогрессу.

В особенности ярым против высоко динамичного по активности и интенсивности обновления с крупными генотипическими шагами становятся группы узких профессионалов. Поэтому нужно было переходить на Болонский процесс еще в начала 80-х годов ХХ века, потому что через 30 лет мы в России даже не понимаем принципы бакалавриата. А западные страны уже переходят на еще более активную систему всего образования в целом, где вообще нет места отраслевому подходу и предметному обучению. Можно даже сказать, что от средневекового менталитета мы думаем перейти на промышленный 19 века и информационный 20 века, а передовые страны уже делают задел для перехода в 21 веке на технологии высокой эвристики.

Эти эвристические циклы, основанные на искусственном интеллекте, за рубежом, особенно в Японии, будут способны обновлять оснащение человека, выдавая из суперкомпьютеров с огромной по сравнению с рутинной деятельностью российского изобретателя, простые технические решения на уровне способов, устройств и вещества (устройств на атомном, молекулярном, наноструктурном уровнях синтеза). Ныне циклы обновления (не хочется употреблять слова инновация, модернизация и пр.) динамичны по-разному (5-25 лет в зависимости от менталитета надстройки и базиса общества, качества законодательной, юридической, социально-экономической и нормативно-правовой базы страны). Но Россия веками была уникальна тем, что долго запрягала своих изобретателей, вначале нещадно уничтожая их, а затем и до сих пор превратив их в бесправных крепостных различных организационных структур, во главе которых всегда были чиновники, а ныне и бизнесмены.

Весь цикл от замысла до идеи, а затем и до воплощения этой идеи, оформленной в виде заявки на предполагаемое изобретение (мы не понимаем новацию более низкого уровня), в нашей стране столь долог, что измеряется не одними циклами трудовой жизни человека.

За 100 лет в России произошли 10 модернизаций, но они всегда не доходили до своего логического конца, до завершения, то есть процессы модернизации начинались и не завершались до полного цикла реформы. Например, двуручная пила для распиловки бревен на доски внедрялась более 100 лет, а за это время сменилось множество царей. Так и ныне происходит, когда модернизация технологического оснащения страны вот уже со времен академика Аганбегяна, то есть с начала 80-х годов прошлого века, так и не может даже начаться в обыденной жизни.

В такой медленно текущем многовековом процессе обновления, во многом похожем не геологические процессы, страну спасают только богатые природные ресурсы. А ресурсом бессовестно называется до сих пор все то, что оттяпали экономисты у природы для неограниченной добычи. Поэтому-то у россиян всегда была только одна сырьевая экономика, а изобретатели в такой перевалке природных богатств за границу являются только помехой. Ведь сырье не нужно патентовать.

Не только изобретатели, но даже и авторы новых методов изобретательства в нашей стране вообще проигнорированы. Продолжатели Г.С. Альтшуллера по вепольному анализу давно были вынуждены уйти за границу и там стали миллионерами, создав консультационные фирмы.

Внешняя среда для российских изобретателей безжизненна.

Теперь отметим внутренний мир изобретателя.

Он раскован и мозг его эвристичен как у младенца, не испорченного по активности и интенсивности творчества до школьных лет внешней средой, то есть до семилетнего возраста. Вот почему японцы начинают осваивать методы технического творчества, причем на самом высоком эвристическом уровне, уже с детского сада.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...