Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Домашнее рисование учащихся




Особенно сложной формой внеклассного руководства является наблюдение за домашней работой учащихся. Педагогу необходимо регулярно просматривать, кроме домашних заданий, еще и рисунки учащихся, выполненные ими по собственной инициативе. Это даст ему возможность сохранить творческий подход школьников к работе, направлять ее и оберегать от влияния дурного вкуса, фотографичности, натурализма.

Просматривая самостоятельные работы учащихся, преподаватель в нужном случае подскажет новую тему, пути ее решения, внушит ученику, что с этой задачей он справится, напомнит, что авторы известных картин — большие художники-реалисты — всегда использовали натуру. Надо убедить учащихся в том, что залог успеха в творческой работе — регулярное рисование с натуры. Параллельно с этим


 

 

педагог указывает, какие постановки можно ставить, как их решать, какие задачи может на себя взять ученик в дальнейшем.,

Серьезное внимание надо уделять работам по декоративно-прикладному искусству. Раскрывая особенности построения орнаментов, различных рисунков для вышивок, оформления альбомов, следует постоянно воспитывать эстетический вкус.

Домашний быт учащихся влияет на психику ребенка, на его эстетические вкусы. Учитель в очень деликатной форме, на примерах работ учеников, раскрывает недостатки их художественного вкуса.

Например, девочка принесла рисунок для салфетки с нагромождением цветов, птичек, бабочек, с дисгармоничными, кричащими сочетаниями красок. Педагог объясняет ей, что нагромождение в узоре и пестрота красок еще не есть признак красоты, наоборот, часто более простое и скромное решение композиции оказывается более красивым. Для примера учитель показывает рисунки народных узоров, где каждая линия, каждое пятно говорит о высоком, веками складывавшемся вкусе.

Высокий эстетический вкус не сразу возникает, он формируется под воздействием многих факторов: и окружающей среды — природы, архитектуры зданий, интерьера, — и знакомства с произведениями живописи, музыки, литературы и т. д., и мастерства одаренного человека, в частности преподавателя. Словом, перед учителем рисования открываются богатые возможности выработки методических приемов эстетического воспитания, формирования художественного вкуса детей.

В книге "На вкус, на цвет..." А. С. Молчанова очень убедительно пишет о влиянии окружающей среды на ребенка: "...педагогика чувственного знания еще не создана. Стихийность формирования чувственной сферы личности создает видимость врожденности вкуса. На самом деле, складываясь стихийно, восприятие тем не менее формируется социальной средой. Его воспитателем является предметный мир, мир вещей и явлений, который окружает человека, особенно в детском возрасте. Отсюда первая задача в воспитании вкуса — создать среду, достойную человека, построить прекрасный мир. Это выходит за рамки собственно педагогики. Однако создание среды в более узком смысле, как непосредственного окружения ребенка, устранение из его мира всего уродливого, дисгармоничного, безобразного входит в педагогическую задачу воспитания вкуса. Педагогу не может быть безразлично, какими книжками, игрушками, предметами быта пользуется ребенок. Тот, кого в детстве приучили называть куклами разных уродов и страшилищ, вырастая, не отличит красивого костюма от безобразного, а при отсутствии исправляющих влия-

8-3312 225


 

 

ний и соответствующем выборе профессии он со временем становится производителем безвкусицы где-нибудь на посту директора артели игрушек, швейной фабрики или даже в качестве художника" '.

ШКОЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА-КОНЦЕРТЫ

В последние годы отечественная школа стала искать новые пути и методы эстетического воспитания. В эту работу включились не только учителя рисования, но и учителя истории, литературы, иностранных языков, музыки и пения, физкультуры и труда. В некоторых школах они объединяются и совместными усилиями устраивают очень интересные мероприятия: диспуты, театрализованные лекции, спектакли о выдающихся деятелях науки и искусства, вечера-концерты.

Для учителя рисования, если он желает быть организатором подобных мероприятий, больше всего подходят вечера-концерты, посвященные выдающимся художникам.

Главную роль в проведении вечеров-концертов играют дети: они и организаторы, и исполнители. Они сами, конечно под наблюдением взрослых, распределяют между собой обязанности: кому-то поручают быть ведущим, организуют музыкантов для участия в самодеятельном оркестре, подбирают чтецов-декламаторов, художников-оформителей, техников-осветителей. Эта работа вдохновляет их, обостряет интерес к тому художнику, которому посвящается вечер, заставляет глубоко изучить его биографию, его эпоху. Кроме того, такие вечера дают возможность приобщать детей к различным видам искусства в комплексе. Здесь привлекается одновременно и живопись, и литература, и музыка. Это оказывает особенно сильное воздействие на эмоциональный мир ребенка, дает яркое, образное представление об искусстве той или иной эпохи.

Ведь, к сожалению, нередко бывает такое: когда с юношей начинаешь говорить, например, о хорошо знакомом ему композиторе, он проявляет подлинное понимание, но как только переходишь к художникам, писателям, ученым, жившим в то же время, этот юноша становится совершенно беспомощным, он не может представить их всех вместе, связать их во времени. Вечера-концерты помогают ликвидировать этот разрыв, они содействуют всестороннему и гармоничному развитию личности.

Вечера-концерты, где живое слово соединено с музыкой и красочной картиной, создают волнующую и торжественную атмосферу в за-

' Мол чанов а А. С. На вкус, на цвет... М., 1966. С. 177—178.


 

 

ле. Дети, затаив дыхание, слушают своих товарищей. Даже те, кто раньше с пренебрежением относился к занятиям по искусству, теперь начинают ощущать на себе силу его воздействия, переживать моменты сотворчества.

Вот как описывает фрагмент вечера-концерта, посвященного творчеству И. Е. Репина, С. И. Дембинский:

"Постепенно звуки мелодии Рубинштейна замолкают, и, словно на смену им, откуда-то издалека несется протяжное пение "Дубинушки". Это под аккомпанемент оркестра за сценой поет хор. Звуки "Дубинушки" усиливаются, уже отчетливо слышатся слова "Эй, ухнем!", и в этот момент медленно открывается занавес. Взоры присутствующих переносятся на сцену, на освещенное яркими желтовато-золотистыми лучами света панно с изображением почти в полный рост репинских бурлаков. Раздаются аплодисменты. Их заглушает могучая русская песня, с глубоким чувством исполняемая хором и оркестром. Затем музыка так же медленно затихает, и на фоне ее отчетливо звучат слова из стихотворения Некрасова "Размышления у парадного подъезда". "Выдь на Волгу, чей стон раздается над великою русской рекой..." — выразительно читает мальчик, с которым немало потрудился Илья Николаевич в дни напряженной подготовки к вечеру" '.

В дальнейшем устройство вечеров-концертов может привести к организации школьного театра. С методикой подготовки школьного театра можно познакомиться по книге А. Н. Прийменко "Опыт эстетического воспитания в школе-интернате" (М., Просвещение, 1964).

В последние годы к внеклассной работе учителей рисования прибавился новый ее вид — проведение факультативных курсов с учащимися старших классов. Хотя он и входит во внеклассную работу, мы его выделяем в специальную главу, так как материал здесь большой, сложный и разговор о факультативах должен быть особый.

'Дембинский С. И. Вечера-концерты в школе, посвященные искусству. М., 1969. С. 26-27.


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...