Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9.3. Оценка социально – экономической эффективности социального проекта




В настоящее время существует два основных подхода к оценке социально – экономической эффективности социальных проектов: анализ «затраты – результативность» (Cost – Effectiveness Analysis, CEA) и анализ «затраты – выгоды» (COST – Benefit Analysis, CBA)[127].

Анализ «затраты – результативность» используется в тех случаях, когда выразить социальные результаты проекта в денежной форме невозможно или нецелесообразно. Данный подход предполагает определение соотношения затрат на проект, выраженных в денежной форме, и социального эффекта, который определен в форме натуральных показателей. Такое представление социального эффекта не позволяет напрямую сравнивать его с затратами на осуществление проекта. Поэтому данный подход предполагает расчет стоимости единицы социального эффекта, которая определяется как отношение объема затрат к величине показателя социального эффекта.

Применение этого метода анализа позволяет решать следующие задачи:

- сравнивать альтернативные инвестиционные проекты в одной сфере, чтобы снабдить инвестора объективной информацией при выборе объекта инвестирования;

- проводить оценку проектов в тех случаях, когда монетизация социального эффекта невозможна по каким – либо причинам (техническим, этическим и др. ).

Наибольшее распространение подход получил в сфере здравоохранения, где чаще всего приходится сталкиваться с ситуацией, когда монетизировать социальный эффект невозможно (например, «увеличение продолжительности жизни определенной группы людей»).

Очевидным недостатком данного подхода является практическая невозможность сравнивать проекты, относящиеся к разным отраслям и сферам деятельности, что усложняет инвестору задачу формирования оптимальной стратегии вложения средств.

Анализ «затраты – выгоды» заключается в сравнении агрегированных социальных эффектов проекта, оцененных в денежном выражении, с затратами на реализацию проекта. Этот подход используется в тех случаях, когда все основные социальные эффекты могут быть представлены в денежном выражении. Этот подход широко распространен в некоммерческом секторе и в социальном предпринимательстве, однако он имеет одно существенное ограничение: его реализация предполагает монетизацию всех социальных эффектов: первичных и вторичных, прямых и косвенных, что зачастую выполнить достаточно сложно.

На основе двух рассмотренных подходов зарубежными некоммерческими организациями разработан целый комплекс методик оценки социально – экономической эффективности проектов. Рассмотрим некоторые из них. [128]

Методика фонда Robin Hood Foundation (https: //www. robinhood. org/). Фонд решает проблему ликвидации бедности в Нью-Йорке за счет поддержки и финансирования различных проектов и программ. Разработанная фондом методика основана на анализе затрат и выгод и позволяет оценить отношение социальных эффектов для населения города и затрат на их получение в денежной форме. Методика используется фондом для определения значений единого индекса социальной ценности различных проектов и выбора на основе этого индекса проектов для финансирования.

Показатель оценки лучшей альтернативной возможности для благотворительности - индекс BACO (Best Available Charitable Option). Предложен фондом Acumen (https: //acumen. org/), целью которого является оказание практической помощи бедному населению. Методика, основанная на исчислении этого показателя, совмещает в себе элементы подходов CEA и CBA и позволяет сравнить результаты инвестирования в конкретные социальные проекты с простым распределением благотворительной помощи нуждающимся.

Показатель ожидаемой отдачи (Expected Return, ER) фонда William and Flora Hewlett Foundation (https: //hewlett. org/). Программы фонда William and Flora Hewlett Foundation направлены на решение задач, связанных со снижением уровня бедности, снижением рисков изменения климата, с улучшением репродуктивного здоровья населения во всех странах. Модель показателя ожидаемой отдачи, предложенная фондом, предполагает монетизацию социальных эффектов и основана на подходе CBA.

Однако наибольшее распространениепри анализе социально – экономической эффективности получил метод SROI (Social return on investment). Причинами популярности данного метода являются следующие его характеристики и особенности:

- метод является универсальным и может использоваться для оценки эффективности различных социальных проектов в различных областях;

- метод предоставляет информацию об эффективности для каждого стейкхолдера, участвующего в проекте;

- для оценки социального эффекта возможно использование широкого набора индикаторов.

Необходимо, однако, отметить, что имеется целый ряд ограничений в использовании данного метода:

- не все виды социального эффекта удается монетизировать, т. е. выразить в денежной форме (например, повышение самооценки личности, улучшение взаимоотношений внутри социальной группы либо внутрисемейных отношений);

- применение метода SROI требует значительных затрат времени и ресурсов;

- часто при использовании данного метода исследователи делают акцент на те эффекты, которые можно монетизировать, при этом другие важные социальные процессы остаются без внимания.

Дополнительная информация

Метод SROI или социальный возврат на инвестиции был разработан фондом REDF (https: //redf. org/) в Сан- Франциско, который занимался поддержкой различных проектов в сфере социального предпринимательства. В нынешней трактовке метод впервые был представлен группой из США, Канады, Великобритании и Нидерландов. В России метод SROI был впервые использован в 2007 году для оценки социального возврата на инвестиции программы «Будь здоров! », реализуемой фондом CAF Россия. Программа направлена на обучение школьников основам здорового питания и повышение их физической активности [129]

Применение метода SROI предполагает четкое следование ряду базовых принципов.

1. Вовлечение в проведение оценки всех заинтересованных групп (стейкхолдеров).

Данный принцип предполагает, что перед началом исследования будет определен круг всех основных стейкхолдеров данного социального проекта. При этом стейкхолдерами являются как доноры и инвесторы проекта, так и благополучатели, а также органы государственного и муниципального управления, общественные организации. С каждым из стейкхолдеров должно быть налажено взаимодействие на всех этапах исследования. На основе контактов с заинтересованными сторонами в форме опросов, интервью, анкетирования можно установить основные социальные эффекты от реализации данного проекта и определить социальную отдачу от инвестиций.

2. Анализ изменений.

Необходимо обязательно установить, какие изменения произошли в результате реализации проекта. Анализ изменений должен охватывать всех стекхолдеров, вовлеченных в проект, причем для каждого стейкхолдера эти изменения могут быть как заранее прогнозируемыми, так и неожиданными, позитивными и негативными.

3. Выявление существенных социальных результатов.

Методика SROI предполагает, что оцениваются в денежном выражении только значимые социальные эффекты. Однако здесь возникает опасность, что некоторые социальные результаты, на первый взгляд, могут казаться несущественными, в результате они выпадут из анализа.

4. Комплексность анализа изменений.

Следует учитывать, что разные стейкхолдеры могут по-разному оценивать отдельные социальные результаты проекта, поэтому необходим комплексный анализ социальных эффектов, учитывающий мнение всех основных стейкхолдеров. Игнорирование кого-то из стейкхолдеров может привести к искажению общей картины изменений, возникших в результате реализации проекта.

5. Учет результатов только собственного проекта.

Необходимо учитывать, что социальные ценности могут быть созданы не только данным проектом, но и в результате деятельности других организаций в этой или смежных областях. Поэтому следует выделить только «свои» результаты, другими словами, «не преувеличивать собственных заслуг».

6. Прозрачность расчетов.

При обнародовании результатов анализа по методике SROI необходима публикация всей информации и доведение этой информации до всех стейкхолдеров. Это позволит избежать искусственного завышения значений показателей социально – экономической эффективности.

7. Верификация результатов.

Концепция методики SROI предполагает использование субъективной информации о социальных эффектах проекта, поэтому обязательной является проверка полученных в ходе анализа оценок эффективности. Для осуществления процедур верификации целесообразно привлечение внешних независимых экспертов.

Предлагаемый специалистами алгоритм проведения анализа социального возврата на инвестиции обычно включает 5 основных этапов. Рассмотрим эти этапы.

 

Этап 1. Выбор объекта исследования, формулировка цели, определение основных стейкхолдеров.

В качестве объекта исследования может быть выбран либо конкретный проект, либо деятельность социального предприятия в целом. Основной целью анализа является оценка социально- экономической эффективности проекта / деятельности для отчета перед донорами или инвесторами, а также для получения дополнительного финансирования. На этом же этапе определяются основные участники исследования, организуется их участие и устанавливается роль каждого участника.

Этап 2. Формирование карты результатов

Карта результатов (ее называют также «теория изменений») показывает связь между ресурсами, вложенными в проект каждым из стейкхолдеров, его продуктами, непосредственными результатами и социальными результатами (эффектами).

Чтобы использовать метод SROI, все ресурсы должны быть выражены в денежной форме. Для измерения социальных результатов в каждом конкретном случае должен быть разработан соответствующих набор показателей.

Этап 3. Монетизация социального эффекта

На этом этапе все существенные социальные результаты должны быть выражены в денежной форме. Денежная оценка социального эффекта – наиболее сложная процедура в методе SROI, так как общепринятых методик не существует, и каждый исследователь подбирает собственные денежные эквиваленты социальных результатов.

Этап 4. Корректировка показателей социального воздействия

Корректировка необходима, чтобы исключить из оценки социального эффекта ту часть, которая была получена в результате изменений, не связанных с данным проектом или с данным социальным предприятием, т. е. в в полученный социальный результат внесли свой вклад другие субъекты, не имеющие отношения к анализируемому процессу.

Этап 5. Расчет коэффициента социального возврата на инвестиции (SROI).

Определяется суммарный социальный эффект от реализации проекта, причем позитивные изменения входят в сумму со знаком «плюс», а негативные – со знаком «минус». Затем определяется коэффициент социального возврата на инвестиции (SROI) по формуле:

SROI = Стоимостная оценка суммарного социального эффекта / стоимость затраченных ресурсов.

Экономическое содержание этого показателя заключается в определении социальной отдачи на одну денежную единицу (1 рубль), вложенную в данный социальный проект.

Как отмечалось выше, социальный эффект от реализации проекта может быть значительно отдален во времени от момента инвестирования в данный проект и периода реализации проекта. Поэтому для объективной денежной оценки отложенных социальных эффектов необходима процедура дисконтирования денежных потоков.

Основной проблемой при дисконтировании является обоснованный выбор используемой процентной ставки. В литературе существуют различные рекомендации по выбору процентной ставки. В частности, могут быть использованы: средняя на соответствующий период банковская ставка по кредитам; уровень рентабельности активов данного социального предприятия; средневзвешенная цена капитала предприятия; норма доходности для наилучшей из имеющихся альтернатив вложения средств[130].

 

Контрольные вопросы:

8. В чем отличия непосредственного и социального результатов проекта?

9. Охарактеризуйте основные виды социальных эффектов.

10. В чем состоит основное отличие социально – экономической эффективности от коммерческой?

11. Какие требования предъявляются к показателям, используемым для измерения социальных результатов?

12. Укажите основные показатели социальных результатов для различных бизнес – моделей социального предпринимательства.

13. Охарактеризуйте два основных подхода к оценке социального эффекта. В чем их различия?

14. В каких ситуациях для оценки социально – экономической эффективности проекта используется анализ «затраты – результативность»?

15. Чем объясняется популярность метода оценки социального возврата на инвестиции SROI?

16. Каковы ограничения в использовании метода SROI?

17. Сформулируйте базовые принципы метода SROI.

 

 

Список литературы:

1. Рождественская Н. В., Богуславская С. Б., Боброва О. С. Оценка эффективности проектов некоммерческих организаций, социального предпринимательства и гражданских инициатив. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2016. - 168с.

2. Рекомендации по оценке социально – экономической эффективности социальных программ. Определения, подходы, практический опыт / Е. И. Андреева, И. Д. Горшкова, А. С. Ковалевская. М.: Издательство «Проспект», 2014. - 72 с.


[1] Жохова В. В. Социальное предпринимательство: сущность и понятие // Известия ДВГУ. Экономика и управление. 2015. №1. С. 87-88.

[2] «Гражданский кодекс РФ (часть1)» от 30. 11. 94 №51-ФЗ (ред. от, 03. 08. 2018), с изм. и. доп., вступ. в силу с 01. 01. 19), ст. 2, п. 1.

[3] Цит. по: Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше. М.: Альпина Паблишер, 2014, с. 30.

[4] Социальное предпринимательство в России и в мире: практика исследования / отв. ред. А. А. Московская. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. С. 15-16.

[5] Социальное предпринимательство в России и в мире: практика исследования / отв. ред. А. А. Московская. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. С. 16.

[6] Mair, J., & Noboa, E. (2006). Social entrepreneurship: How intentions to create a social venture are formed в книге J. Mair, J. Robinson, & K. Hockerts (Eds. ) Social Entrepreneurship. New York: Palgrave Macmillan.

[7] Цит. по: Ярмоленко А. В. Социальное предпринимательство как феномен // Вестник университета. 2013. №4. С. 286-288.

[8] Timmons, J., Spinelli, S. New venture creations: Entrepreneurship fir the 21st century. New York: McGray-Hill/Irwin. 2007.

[9] Stevenson, H. H., Roberts, M. J., Bhaide, A., Sahlman, W. A. Some thoughts on business plans. 1999.

[10] Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше. М.: Альпина Паблишер, 2014, с. 50-52.

[11] Prahalad C. K. The Fortune of the Bottom of the Pyramid. Wharton School Publishing, 2005.

[12] Борнштейн Д. Как изменить мир: социальное предпринимательство и сила новых идей. М.: Альпина Паблишер, 2012.

[13] Социальное предпринимательство в России и в мире: практика исследования / отв. ред. А. А. Московская. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. С. 18-19.

[14] Жохова В. В. Социальное предпринимательство: сущность и понятие // Известия ДВГУ. Экономика и управление. 2015. №1. С. 86.

[15] Федеральный закон от 05. 04. 2010 г. № 40-ФЗ (ред. от 27. 05. 2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»

[16] Письмо Министерства экономического развития РФ от 22. 12. 2011 г. № ОГ-ДО5-2585. https: //zakonbase. ru/content/base/261461

[17] Приказ Министерства экономического развития РФ от 24. 04. 2013 № 220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации». https: //normativ. kontur. ru/document? moduleId=1& documentId=215588

[18] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2. 06. 2016 г. № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года». http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_199462/

[19] Проект № 620203-7 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части закрепления понятий «социальное предпринимательство, «социальное предприятие)». w. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc& base=PRJ& n=179426#09809530260802672

[20] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11. 1994 № 51-ФЗ (ред. от 03. 08. 2018)

[21] http: //www. shkolafermerov. ru/#& slider1=1

[22] http: //dospehi. com/

[23] http: //nadezda. spb. ru/glavnaya/

[24] http: //dreamski. ru/

[25] http: //vvoilok. ru/

[26] В. И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. Т 2. - М.: Русский язык, 1981, с. 8.

[27] Зверева Н. Создание успешнрго социального предприятия. М.: Альпина Паблишер, 2015, с. 20-21.

[28] Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше. М.: Альпина Паблишер, 2014, с. 66-80.

[29] Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 401с.

[30] Горшкова Н. В., Иванов В. Ю. Исследование дефиниций «инновация» и «инновационная деятельность»: теоретический подход // Фундаментальные исследования. - 2016. - №10-2. - С. 380-385.

[31] Веселков А. В., Кашник О. И. Социальные инновации: научные идеи и подходы в практике европейского сообщества и современной России // Интерэкспо Гео – Сибирь. - 2013. Т. 6. №1. - С. 251-258.

[32] Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23. 08. 1996г. № 127-ФЗ (с изменениями на 23 мая 2016г. ).

[33] Краснопольская И., Мерсиянова И. Гражданское общество как среда производства и распространения социальных инноваций //Форсайт. 2014. Т8. № 4. - С. 40-53.

[34] Попов Е. В., Омонов Ж. К. Сущность и типология социальных инноваций // Инновации. 2016. № 1. - С. 53-58.

[35] Социальные инновации. https: //ru. wikipedia. org/wiki/

[36] Попов Е. В., Омонов Ж. К. Сущность и типология социальных инноваций // Инновации. 2016. № 1. - С. 53-58.

[37] https: //www. ou-link. ru/ou. html

[38] Зверева Н. Создание успешнрго социального предприятия. М.: Альпина Паблишер, 2015, с. 147.

[39] Блинова Е. А. Партисипаторное бюджетирование и управляемость государства в Бразилии // Человек. Сообщество. Управление. 2016. Т. 17. № 4. - С. 31-44.

[40] Цитируются по работе: Меркушова Н. И., Павлюк А. К. Использование конструкта «бизнес – модель» в современном предпринимательстве» // Вопросы экономики и управления. 2015. № 2. - С. 100-104.

[41] Арай Ю. Н., Бурмистрова Т. А. Специфика бизнес – моделей в социальном предпринимательстве // Российский журнал менеджмента. 2014. Т. 12. № 4. - С. 55 – 78.

[42] Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. М.: Альпина Паблишер, 2016. - 288с.

[43] Арай Ю. Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: подход к построению типологии //Российский журнал менеджмента. 2018. Т. 16. № 2. - С. 253- 272.

[44] https: //ru. wikipedia. org/wiki/

[45] Здесь и далее, несмотря на имеющиеся отличия данных понятий в научной литературе, будем использовать их как тождественные.

[46] https: //cyberleninka. ru/article/n/v-a-bazarov-i-ego-vzglyad-na-postroenie-perspektivnogo-plana

[47] Управление-это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. – М.: Республика, 1992., с. 42.

[48] от англ. «stá keholder» - одно из физических или юридических лиц, заинтересованных в финансовых и иных результатах деятельности компании: акционеров, кредиторов, держателей облигаций, членов органов управления, сотрудников компании, клиентов (контрагентов), общества в целом, то есть те группы без поддержки которых компания прекратит свою деятельность.

[49] Анненков П. Ошибки на миллион. – М.: Эксмо, 2015.

[50] Все примеры приводятся лишь для пояснения сказанного, являются вымышленными и не имеют отношения к разработке какого-либо бизнес-плана.

[51] Ниже по тексту слова «расходы», «затраты», «издержки» не опираются на критерии экономической обоснованности затрат и употреблены как синонимы.

[52] Артемьева Т. В., Тульчинский Г. Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. СПб.: Изд-во « Лань»; Изд-во «Планета музыки», 2010, с. 3.

[53] Грищенко Ю. И. Фандрайзинг как способ привлечения средств некоммерческой организации // Некоммерческие организации в России. 2012. № 4. - С. 42-48.

[54] Нгуен Тхи Ча Ми, Толстяков Р. Р. Фандрайзинг в благотворительных организациях // Вестник научных конференций. 2015. № 1. - С. 117 – 121.

[55] Шекова Е. Л. Развитие фандрайзинга в России: вопросы методологии // Вестник СПбГУ, Сер. 8. 2005. Вып. 1. - С. 101 – 121.

[56] Грищенко Ю. И. Фандрайзинг как способ привлечения средств некоммерческой организации // Некоммерческие организации в России. 2012. № 4. - С. 42-48.

[57] Шекова Е. Л. Развитие фандрайзинга в России: вопросы методологии // Вестник СПбГУ, Сер. 8. 2005. Вып. 1. - С. 101 – 121

[58] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05. 08. 2000 № 117-фз (Ред. от 11. 10. 2018)

[59] Зверева Н. Создание успешного социального предприятия. М.: Альпина Паблишер, 2015, с. 74-75.

[60]Морозов А. С., Мавлюдов Д. В. Благотворительные фонды: возможный источник финансирования // Вестник Университета. 2014. № 12. - С. 142 – 146.

[61] Кумаритова А. А. Государственные и муниципальные гранты: возникновение, становление и перспективы развития в российском гражданском праве //Журнал российского права. 2008. № 7, с. 88-99.

[62] http: //www. nb-forum. ru/business/advices/otkuda-dengi. html

[63] http: //cso-central. asia/12424-2/

[64] Плюто А. Аналитическая записка «Основные схемы распределения государственных средств на деятельность некоммерческих организаций за рубежом». http: //kaknado. info/home/

[65] Пономарев С. Дополнительные источники финансов для социальных предпринимателей. http: //www. nb-forum. ru/business/advices/dopolnitelnye-istochniki-kapitala. html

[66] http: //konkurs. nb-fund. ru/info/conditions

[67] Денисов С. А., Джазовская И. Н. Социальные облигации как финансовый инструмент преобразующего инвестирования // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Том 7. № 4А. С. 62-71.

[68] Социальная инженерия на венчурной основе. http: //2035. media/2018/05/30/venture-philanthropy/

[69] Изместьева Е. Как найти инвестора и финансирование на социальный стартап. https: //te-st. ru/2016/03/22/seeding-mission-driven-startups/

[70] https: //www. rbc. ru/newspaper/2017/02/22/58aafc159a794777cb10fdad

[71] Латышева А. Это не просто бизнес: социальная составляющая российского краудфандинга //Журнал исследований социальной политики. – 2017. № 15. - С. 660 – 668.

[72] https: //planeta. ru/about

[73] http: //boomstarter. ru/

[74] Спиридонова Е. В., Шумовская А. С., Сошников Д. С. Инновационные способы финансирования проектов: теория и практика краудфандинга //Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 17. - С. 2179 – 2192.

[75] Рукавишников С. В. Краудфандинг в системе предпринимательства, его виды и используемые технологии // Вестник университета. 2017. № 2. - С. 189 – 193.

[76] Баева О. Н. Особенности управления персоналом в малом и среднем бизнесе // Электронный научный журнал «Известия Иркутской государственной экономической академии». - 2010. № 6. https: //docplayer. ru/26629778-Osobennosti-upravleniya-personalom-v-malom-i-srednem-biznese-personnal-management-feature-on-small-and-medium-enterprises. html

[77] Максимцов М. М. особенности управления персоналом малого предприятия. http: //www. elitarium. ru/upravlenie-personalom-maloe-predpriyatie-rabotnik-rukovoditel-trud-rabota-oplata-deyatelnost-kollektiv-organizaciya-obshchenie-obuchenie-razvitie-vzaim

[78] Кудрявцева Е. И. Проблемы управления персоналом на предприятиях и в организациях малого и среднего бизнеса // Управленческое консультирование. - 2007. № 4.

[79] Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) Третье издание, 2004. Project Management Institute, Four Campus Boulevard, Newtown Square, PA 19073-3299 USA / США

[80] Белый Е. М. Управление проектами ( с практикумом): учебник. – М.: КНОРУС, 2019, с. 53.

[81] Фунтов В. Н. Основы управления проектами в компании. СПб.: Питер, 2008, с. 74-75.

[82] Зверева Н. Создание успешного социального предприятия. - М.: Альпина Паблишер, 2015, с. 101.

[83] Headhunting – что это такое? URL.: http: //hr-portal. ru/article/headhunting-chto-eto-takoe

[84] Что такое «executive search»? URL.: http: //hr-portal. ru/blog/chto-takoe-executive-search

[85] Махмудова И. Н. Методы обеспечения кадровой безопасности при подборе персонала: организация бизнес-процесса// Международный научно-исследовательский журнал. 2017. №11. - С. 180-184.

[86] Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. - 4-е изд., доп. И перераб. М.: Инфра М, 2019. - 695с.

[87] Баева О. Н., Хлебович Д. И. Обучение персонала в малом бизнесе: проблемы и возможные решения (мнение предпринимателей) // Российское предпринимательство. 2014. № 12. С. 123 – 134.

[88] Уфимцев В. В., Мезенцев Е. М. Эффективная мотивация персонала на малом предприятии – важнейшее условие успешного развития организации // Известия ИГЭА. 2012. № 3. С. 91 – 96.

[89] Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. М.: Проспект, 2010, с. 562.

[90] Федорова Н. В., Минченкова О. Ю. Управление персоналом организации: учебник. М.: Кнорус, 2011, с. 320.

[91] Российская газета – Федеральный выпуск №7476 (13). 23. 01. 2018. https: //rg. ru/gazeta/2018/01/23. html

[92] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990, с. 172.

[93] Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11. 08. 1995 № 135 – ФЗ (редакция от 18. 12. 2018)

[94] Жукова Е. А., Фарздинова З. А. История и развитие волонтерского движения в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. [Электронный ресурс]. URL: http: // web. Snauka. ru /issues /2016/07/70379

[95] Мироненко Н. В. Волонтерская деятельность в системе социального партнерства некоммерческих организаций // Управление экономическим развитием. 2014. № 3, с. 109 – 116..

[96] Холина О. И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 71 -73.

[97] Масюк Н. Н., Конюхова Т. В. Волонтерство как первый шаг студентов к предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. 2013. № 5. С. 54 – 59.

[98] Зверева Н. Создание успешного социального предприятия. - М.: Альпина Паблишер, 2015, с. 108 – 109.

[99] Сафаров С. М. Основы социального предпринимательства. - Иваново: Издательство «Роща», 2014. - с. 165.

[100] Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше. М.: Альпина Паблишер, 2014, с. 227-228.

[101] Федеральный закон от 12. 01. 1996 № 7 – ФЗ (ред. от 29. 07. 2018) «О некоммерческих организациях».

[102] Зверева Н. Создание успешного социального предприятия. М.: Альпина Паблишер, 2015, с. 110.

[103] Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше. М.: Альпина Паблишер, 2014, с. 230.

[104] Арай Ю. Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: подход к построению типологии //Российский журнал менеджмента. 2018. Т. 16. № 2. - С. 253- 272.

[105] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11. 1994 № 51 – ФЗ (ред. от 03. 08. 2018).

[106] Иванова Ю. Н. Технологии масштабирования и реплицирования бизнес – систем в современной практике российских трансрегиональных корпораций // Вестник РЭУ. 2012. № 4. - С. 103-110.

[107] http: //www. nb-fund. ru/projects/

[108] Бакшт К. Построение удаленного отдела продаж. https: //www. fif. ru/stati/postroenie-udalennogo-otdela-prodazh/

[109] https: //avoski. livejournal. com/

[110] Репликация – от лат. Replication – возобновление, повторение

[111] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26. 01. 1996 № 14- ФЗ (ред. от 29. 07. 2018).

[112] Франчайзинг для социальных проектов: чему можно научиться у бизнеса? / О. П. Недоспасова, Е. А. Ефремова, А. А. Сондор, К. И. Хайдарова, А. А. Недоспасов //Baikal Research Journal. 2017/ Т. 8, № 1

[113] Юдин А. Социальный франчайзинг как современная модель развития социальной деятельности // Христианское чтение. 2012. № 6. – С. 147-164.

[114] Московская А. Время масштабирования и тиражирования социальных инноваций и международный опыт франшизы. - Бюллетень «Мир социального предпринимательства, 2016, № 7, с. 3 – 8.

[115] https: //cafe-anderson. ru/about/

[116] http: //xn--b1adda0cza1a. xn--p1ai/index. php/glaavnaya

[117] biznesplan-primer. ru/franshizy/parikmaherskaya/kudryashka

[118] Юдин А. Социальный франчайзинг как современная модель развития социальной деятельности // Христианское чтение. 2012. № 6. – С. 147-164.

 

[119] Франчайзинг для социальных проектов: чему можно научиться у бизнеса? / О. П. Недоспасова, Е. А. Ефремова, А. А. Сондор, К. И. Хайдарова, А. А. Недоспасов //Baikal Research Journal. 2017/ Т. 8, № 1

[120] https: //ru. wikipedia. org/wiki/

[121] Social Franchising Bundesverband Deutscher Stiftungen. Ibidem.

[122] Living Goods. https: //livinggoods. org/

[123] http: //nb-forum. ru/stories/social-franshiza

[124] https: //sgc-opeca. ru/o-kompanii/

[125] Арай Ю. Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: подход к построению типологии / Российский журнал менеджмента. 2018. Т. 16. № 2, - С. 253- 272.

[126] Белый Е. М., Мингачева Л. Р. Оценка социального воздействия проектов в сфере социального предпринимательства // Финансовая экономика. 2019. № 1. - С. 428 – 430.

[127] Рождественская Н. В., Богуславская С. Б. Измерение социального эффекта социологических инициатив // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 1. - С. 198 – 205.

[128] Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше. М.: Альпина Паблишер, 2014, с. 208-212.

[129] Романенко Ю. Социальный возврат на инвестиции: зачем оценивать то, что бесценно? // Электронный журнал о благотворительности «Филантроп». http: //philanthropy. ru/blogs/2015/10/20/30130/

[130] Белый Е. М. Управление проектами (с практикумом): учебник. М.: Кнорус, 2019, с. 80.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...