Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные характеристики деятельности




Вопрос 10. Основные виды деятельности. Их характеристика и развитие.

Видов деятельности человека существует много, но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся: общение, игра, учение и труд.

Общение, в самом широком смысле, может быть определено, как взаимодействие индивидов, в котором происходит обмен информацией на основе взаимного психического отражения. Потребность в общении у высших животных и у человека — врожденная, запрограммирована природой. У ребенка потребность в общении проявляется уже в младенческом периоде, когда он ищет контакта с матерью. Затем его связи с окружающими быстро расширяются по мере роста его возможностей общения. Если у животных не только потребность общения, но и язык общения также запрограммирован, то дитя человека еще должно овладеть языком общения окружающих его людей и, прежде всего, языком речевого общения как главного средства обмена информацией.

Общение может использоваться не только как самостоятельная деятельность со своей целью, мотивами, действиями, способами их выполнения и результатами, т.е. со своей структурой как вида деятельности, но и как компонент и условие выполнения других видов деятельности (игровой, учебной и трудовой). Для выделения общения, как самостоятельного вида деятельности, необходимо, чтобы у него были свои, осознаваемые субъектом, цели и другие компоненты структуры. В качестве целей в общении, как самостоятельной деятельности, могут выступать следующие: 1) постижение внутреннего мира другого человека или открытие ему собственного внутреннего мира; 2) воздействие на психику другого человека с намерением привить ему определенные мотивы.

Общение в широком смысле слова может использоваться не только как самостоятельная деятельность со своей целью, мотивами, действиями, способами их выполнения и результатами, т.е. со своей структурой как вида деятельности, но и как компонент и условие выполнения других видов деятельности (игровой, учебной и трудовой).

Игра — это вид поведения животных и деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая «деятельность», а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью. В данное определение понятия «игра» не случайно включено поведение животных. Игровое поведение отмечается для многих видов молодых животных. Это всевозможная возня, имитация драк, беготня и т.д. У некоторых животных наблюдаются и игры с вещами. Так, котенок подстерегает движущийся клубок и бросается на него, щенок таскает по полу и раздирает найденную тряпку.

Поведение молодых животных в процессе игры можно рассматривать, прежде всего, как реализацию потребности организма в активности, разрядке накопленной энергии. Если животное лишить на некоторое время партнеров для игры, то его возбудимость и игровая активность затем резко повышаются, т.е. происходит как бы накапливание соответствующей энергии. Это явление называют «игровым голодом».

Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Но, как и откуда появляются формы игрового поведения? Наблюдения за различными видами животных показывают, что источники действий, совершаемых детенышами, те же, что и у взрослых животных, — видовые инстинкты, подражание, научение. Если у взрослых животных эти действия служат для удовлетворения определенных реальных биологических потребностей (в пище, защите от врагов, ориентировке в среде и т.д.), то у малышей те же действия совершаются ради самой «деятельности» и оторваны от их реальных биологических целей. В играх молодые животные не только получают энергетическую разрядку, но и отрабатывают формы приспособительного поведения к изменяющимся условиям среды.

Исследования показывают, что и у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Но игровые действия ребенка с самого начала развиваются на базе человеческих способов употребления вещей и человеческих форм практического поведения, усваиваемых в общении и под руководством взрослых. Игра вызывает у детей повышенное внимание к отдельным предметам и помогает овладеть значением слов. Когда игра становится сюжетной, ребенок овладевает с ее помощью действиями в отношении вещей, а затем и в отношении к другим ролям, как носителям определенных требований (правил).

Распределяя роли в игре, обращаясь друг с другом, в соответствии с принятыми ролями дети осваивают социальное поведение, подчиненное требованиям коллектива. У них создаются определенные представления о социальных ролях, возникают различные чувства, связанные с переживанием ролевых действий. Благодаря этому расширяются знания о свойствах предметов и их назначении, о взаимоотношениях людей, об их достоинствах и недостатках.

В игре формируются нравственные качества человека, потому что она отражает общественные отношения, а поэтому каждый участник игры психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского и подросткового возраста. Но и игры взрослых (например, спортивные) также активно влияют на развитие их сознания. Кроме того, имеются учебные игры (деловые, сюжетно-ролевые), которые в последнее время получают все большее распространение в процессе обучения, поскольку позволяют отчасти сочетать в себе качества деятельности игровой и учебной.

Учение — это деятельность, непосредственной целью которой является усвоение человеком определенных знаний, навыков и умений. Знания — это информация о значимых свойствах мира, необходимая для успешной организации тех или иных видов теоретической или практической деятельности. Навыки — это действия, которые, будучи сформированными в результате упражнения, характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Умения — это способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков, в изменяющихся условиях.

Учение — это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества. В учении все подчинено развитию личности. Это особая деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые наилучшим образом должны обеспечить формирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В этом ее основное отличие от игры и труда, преследующих ряд других целей.

Основные характеристики деятельности

Деятельность человека как сознательная активность формируется и развивается в связи с формированием и развитием его сознания. Она же служит основой формирования и развития сознания, источником его содержания.

Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений человека с другими людьми. Она требует помощи и участия других людей, т.е. приобретает характер совместной деятельности. Ее результаты оказывают определенное влияние на окружающий мир, на жизнь и судьбы других людей. Поэтому в деятельности всегда находит свое выражение не только отношение человека к вещам, но и его отношение к другим людям. Иными словами, в деятельности выражается личность человека и одновременно деятельность формирует его личность.

Участие в целеустремленной общественно полезной деятельности дружного, организованного коллектива развивает у человека коллективизм, организованность, умение связать свои интересы с интересами общества. Понимание ведущего влияния деятельности на формирование личности было положено А.С. Макаренко в основу разработанной им теории и практики воспитательной работы. Он писал: «…я требую, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек…». В соответствии с этим требованием вся жизнь коллектива воспитанников была организована так, что она включала детей в различные виды деятельности, требующие проявления определенных качеств личности (целеустремленности, дисциплинированности, честности, ответственности, настойчивости). Например, ночные походы и дежурства требовали от колонистов преодоления страха, проявления выдержки и самообладания. Акты смелого поведения, повторяясь, переходили в привычку. Потребность в определенных поступках, совершаемых в определенных условиях, порождает привычки, перерастающие в качества личности.

Следует отметить, что деятельность человека всегда следует отличать от его активности. Активность - это присущая живому существу способность к самостоятельной силе реагирования на внешние и внутренние воздействия.

Источником активности живого существа являются его потребности, побуждающие его действовать определенным образом и в определенном направлении. Потребность - это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий его существования, порождающую активность по отношению к этим условиям.

Активность человека проявляется в процессе удовлетворения потребностей. И здесь же обнаруживается различие в формах активности человека и активности поведения животных. Животное активно в своем поведении благодаря тому, что его природная организация (строение его тела и органов, фонд инстинктов) как бы заранее предопределяет круг вещей, которые могут стать объектом его потребностей и вызовут его активное стремление обладать ими. Процесс удовлетворения потребностей животных и обеспечивает им наиболее полное приспособление к среде. Например, врожденная программа поведения бобра фиксирует не только его строительные потребности, но и запечатлевает в них объекты их удовлетворения: породы деревьев, из которых будет сооружена плотина, близость деревьев к воде, способы «лесоповала» (подтачивая дерево, бобры грызут удаленную от воды сторону ствола, давая дереву упасть именно в воду).

Таким образом, в потребностях животного непосредственно представлена природная вещь как стимул его активности.

Иную картину представляют активность человека и источники этой активности - человеческие потребности. Потребности человека формируются в процессе его воспитания, т.е. приобщения к миру человеческой культуры. Природная вещь перестает являться простой добычей, т.е. предметом, имеющим лишь биологический смысл: быть пищей. С помощью орудий человек способен видоизменять предмет, приспосабливая его к собственным потребностям, которые являются продуктом исторического развития. Поэтому у человека процесс удовлетворения потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определенной общественным развитием.

В отличие от активности, направление которой регулируется потребностью, деятельность человека не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Основанием регулирования деятельностью человека выступает не потребность, а осознаваемая цель. Цель деятельности - это образ ее результата, конечного продукта, который осознается человеком, как субъектом деятельности. Именно наличие сознаваемой цели является основным отличительным признаком деятельности, в отличие от простой активности человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...