Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды информационных технологий

Раздел 1. Теоретико-прикладные аспекты информатики и ИКТ

Тема 1.1. Понятие информации и ИКТ. Операционная система Windows

Понятие информации, ИКТ и ее виды.

Понятие информации

Термин информация происходит от латинского information, что означает разъяснение, осведомление, изложение.

Информация (И) – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности.

Свойства информации

Возможность и эффективность использования информации обусловливаются такими основными ее потребительскими показателями качества (свойствами), как репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность актуальность, своевременность, точность, достоверность.

Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта. Важнейшее значение здесь имеют:

- правильность компетенции, на базе которой сформулировано исходное понятие;

- обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления.

Нарушение репрезентативности информации приводит нередко к существенным ее погрешностям.

Содержательность информации отражает семантическую емкость, равную отношению количества семантической[1] информации в сообщении к объему обрабатываемых данных.

Достаточность (полнота) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения состав (набор показателей). Понятие полноты информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой[2]. Неполная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений.

Доступность информации восприятию пользователя обеспечивается выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования. Например, в информационной системе информация преобразовывается в доступную и удобную для восприятия пользователя форму.

Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.

Своевременность информации означает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного со временем решения поставленной задачи.

Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. Для информации, отображаемой цифровым кодом, известны четыре классификационных понятия точности:

- формальная точность, измеряемая значением единицы младшего разряда числа;

- реальная точность, определяемая значением единицы последнего разряда числа, верность которого гарантируется;

- максимальная точность, которую можно получить в конкретных условиях функционирования системы;

- необходимая точность, определяемая функциональным назначением показателя.

Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Измеряется достоверность информации доверительной вероятностью необходимой точности, т.е., вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.

 

Информационная технология

Технология в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение, а это ни что иное, как процессы. Под процессом следует понимать совокупность определенных действий, направленных на достижение поставленной задачи.. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных средств и методов.

Технология материального производства – это процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи с целью получения нового продукта.

 
 

 


Информация является ценнейшим ресурсом, а значит процесс ее переработки можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо определение:

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

 
 

 

 


Цель материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы. Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Известно, что применяя различные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

Сопоставление основных компонентов технологий представлены в таблице:

Компоненты технологий для производства продуктов
материальных информационных
Подготовка сырья и материалов Сбор данных или первичной информации
Производство материального продукта Обработка данных и получение результатной информации
Сбыт производственных продуктов потребителям передача результатной информации пользователю для принятия на ее основе решения

2. Новая информационная технология

Информационная технология является важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе главным техническим средством обработки и преобразования информации является персональный компьютер. Внедрение ПК в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и в ее названии появилось прилагательное «новая», что подчеркивает ее новаторский характер.

Новая информационная технология – информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.

Основные характеристики новой информационной технологии:

Методология Основной признак Результат
Принципиально новые средства обработки информации «Встраивание» в технологию управления Новая технология коммуникаций
Целостные технологические системы Интеграция функций специалистов и менеджеров Новая технология обработки информации
Целенаправленное создание, передача, хранение и отображение информации Учет закономерностей социальной среды Новая технология принятия решений

Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:

· интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

· интегрированность (взаимосвязь) с другими программными продуктами;

· гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

3. Инструментарий информационной технологии

Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с помощью различных технических средств: станков, инструментов, оборудования и т.д. По аналогии и для информационной технологии должно быть нечто похожее. Такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием.

Инструментарий информационной технологии – один или несколько программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры (редакторы), электронные таблицы, настольные издательские системы, системы управления базами данных, электронные календари, записные книжки, экспертные системы, графические системы и т.д.

4.Иинформационная система и информационная технология

Информационная технология тесно связана с информационной системой, которая является для нее основной средой.

Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютере. Основная цель информационной технологии – в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, люди, различные технические и программные средства связи и т.п. Основная цель – организация хранения и передачи информации. Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.

Таким образом введем более узкие определения:

Информационная технология – совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере.

Информационная система – человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.

5. Проблемы использования информационных технологий

5.1. Устаревание информационной технологии

Для информационных технологий является вполне естественным, что они устаревают и заменяются новыми. При внедрении новой информационной технологии нужно всегда учитывать риск ее устаревания, так как информационные продукты как никакие другие имеют высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года. Если этому фактору не придавать большого внимания, то может оказаться, что к моменту перевода фирмы на новую информационную технологию, ее уже нужно модернизировать. Такие неудачи часто связаны с несовершенством технических средств.

5.2. Методология использования информационной технологии

Часто причиной неудач при внедрении новой информационной технологии является слабая проработка методологии ее использования. Сложилось две методологии:

1. Централизованная обработка информации.

Эта технология была первой исторически сложившейся. Создавались крупные информационные центры коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ. Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации и получать на этой основе различные виды информационной продукции, которая затем передавалась пользователям.

Достоинства данной методологии:

· возможность обращения пользователя к большим массивам информации в виде баз данных и к информационной продукции широкой номенклатуры;

· сравнительная легкость внедрения новых методологических решений по развитию и совершенствованию информационной технологии благодаря централизованному их принятию.

Недостатки:

· ограниченная ответственность низшего персонала, который не способствует оперативному получению пользователями информации;

· ограниченные возможности пользователей в процессе получения и использования информации.

2. Децентрализованная обработка информации

Эта методология связана с появлением персональных компьютеров и развитием средств телекоммуникаций. Она весьма потеснила предыдущую технологию, поскольку дает пользователю широкие возможности в работе информации и не ограничивает его инициативы.

Достоинства такой методологии:

· гибкость структуры, обеспечивающая простор инициативам пользователя;

· усиление ответственности низшего звена сотрудников;

· уменьшение потребности в пользовании центральным компьютером и соответственно контроле со стороны ВЦ;

· более полная реализация творческого потенциала пользователя благодаря использованию средств компьютерной связи.

Недостатки:

· сложность стандартизации из-за большого числа уникальных разработок;

· неравномерность развития уровня информационной технологии на локальных местах, что определяется уровнем квалификации конкретного работника.

Описанные достоинства и недостатки двух представленных методологий привели к необходимости разумного использования обоих подходов. Такой подход назовем рациональной методологией, которая распределяет обязанности следующим способом:

· вычислительный центр отвечает за выработку общей стратегии использования информационной технологии, помогает пользователям как в работе, так и в обучении, устанавливает стандарты и определяет политику применения программных и технических средств;

· персонал, использующий информационную технологию, должен придерживаться указаний вычислительного центра, осуществлять разработку своих локальных систем и технологий в соответствии с общим планом организации.

 

Виды информационных технологий

 

1. Информационная технология обработки данных

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:

· обработка данных об операциях производимых фирмой;

· создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;

· получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

Например:

· операция проверки уровня запасов товаров на складе; при уменьшении уровня запасов выдается заказ поставщику с указанием нужного количества товара и сроки его поставки;

· операция продажи товаров, в результате которой выдается выходной документ в виде чека или квитанции;

· ежедневный отчет и поступлениях и выдаче наличных средств в банке, составляемый в целях контроля баланса наличных средств.

Существует несколько особенностей, связанных с обработкой данных, которые отличают эту технологию от всех прочих:

· выполнение необходимых фирме задач по обработке данных. Каждой фирме предписывается законом иметь и хранить данные о своей деятельности, которые можно использовать как средство обеспечения и поддержания контроля в фирме;

· решение только хорошо структурированных задач, для которых можно разработать алгоритм;

· выполнение стандартных процедур обработки. Существующие стандарты определяют типовые процедуры обработки данных и обязательны для всех организаций;

· выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием человека;

· использование детализированных данных. Записи о деятельности фирмы должны иметь подробный характер, допускающий проведение ревизий;

· акцент на хронологию событий;

· требование минимальной помощи в решении проблем со стороны специалистов другого уровня.

Основные компоненты информационной технологии обработки данных представлены на схеме:

 


1. Сбор данных. По мере работы фирмы каждое ее действие сопровождается соответствующими записями данных. Обычно действия, затрагивающие внешнее окружение, выделяются особо как операции, производимые фирмой.

2. Обработка данных. Для создания из поступающих данных информации о деятельности фирмы используются следующие типовые операции:

· классификация или группировка. Первичные данные имеют обычно вид кодов, эти коды, выражающие определенные признаки объектов, используются для идентификации и группировки записей;

· сортировка, с помощью которой упорядочивается последовательность знаний;

· вычисления, включающие арифметические и логические операции;

· укрупнение или агрегирование, служащее для уменьшения количества данных и реализуемое в форме расчетов итоговых или средних значений.

3. Хранение данных. Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо сохранять для последующего использования. Для этого создаются базы данных.

4. Создание отчетов (документов). В информационной технологии обработки данных необходимо создавать документы для руководства и работников фирмы, а также для внешних партнеров. При этом документы могут создаваться как по запросу, так и периодически в конце каждого месяца, квартала, года.

2. Информационная технология управления

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех работников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне. Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, чем задачи, решаемые технологией обработки данных.

Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникновения отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:

· оценка планируемого состояния объекта;

· оценка отклонений от планируемого состояния;

· выявление причин отклонений;

· анализ возможных решений и действий.

Информационная технология управления рассчитана на создание различных видов отчетов.

Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком их создания, например месячный анализ продаж компании.

Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло что-то незапланированное.

И те и другие отчеты могут иметь форму суммирующих, сравнительных или чрезвычайных отчетов.

В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных отчетов по отдельным полям.

Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используются с целью сравнения.

Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного (чрезвычайного) характера.

Основные компоненты информационной технологии управления показаны на схеме:

 

 

 


Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде. Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующими в принятии решения. База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов:

1) данных, накапливаемых на основе оценки операций, производимых фирмой;

2) планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления.

3. Информационная технология поддержки принятия решений

Система поддержки принятия решений и соответствующая информационная технология появилась усилиями американский ученых в конце 70-х – начале 80-х гг., чему способствовали широкое распространение персональных ЭВМ, стандартных пакетов прикладных программ и успехи в создании искусственного интеллекта. Главной особенностью информационной технологии принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют:

· система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;

· человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

Этот процесс представлен на схеме:

 


Окончание процесса происходит по воле человека. В этом случае можно говорить о способности информационной системы совместно с пользователем создавать новую информацию для принятия решения. Дополнительно к этой особенности данной информационной технологии можно выделить следующие:

· ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;

· сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;

· направленность на непрофессионального пользователя компьютера;

· высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения.

 


В состав системы поддержки принятия решений входят три основные компонента: база данных, база моделей и программная подсистема.

1.1. База данных

Играет в информационной системе поддержки принятия решений важную роль. Данные могут использоваться непосредственно пользователем для расчетов при помощи математических моделей. Рассмотрим источники данных:

· 1.1.1. Часть данных поступает из ИС операционного уровня. Чтобы эффективно их использовать, они должны быть предварительно обработаны.

1.1.2. Помимо данных об операциях фирмы требуются внутренние данные, например, данные о движении персонала, инженерные данные и т.п., которые своевременно собраны, введены и поддержаны.

1.1.3. Данные из внешних источников. В их числе данные о конкурентах, национальной и мировой экономике и т.п. В отличие от внутренних данных, внешние обычно приобретаются у специализирующихся на их сборе организаций.

1.1.4. Документы, включающие в себя записи, письма, контракты и т.п. Если содержание этих документов будет записано в памяти, а затем обработаны по некоторым ключевым характеристикам, то система получит новый источник информации.

2. База моделей

Целью создания моделей является описание и оптимизация некоторого объекта или процесса. Использование моделей обеспечивает анализ в системах поддержки принятия решений. Они при помощи определенных алгоритмов способствуют нахождению информации, полезной для принятия правильных решений. Существует множество типов моделей и способов их классификации.

По цели использования модели делятся на оптимизационные, связанные с нахождением точек минимума или максимума некоторых показателей (например, какие действия приведут к максимизации прибыли и минимизации затрат), и описательные, описывающие поведение некоторой системы.

По способу оценки модели делятся на детерминистские, использующие оценку переменных одним параметром при конкретных значениях исходных данных, и стохастические, оценивающие переменные несколькими параметрами при задании исходных данных вероятностными характеристиками.

По области возможных применений модели разбиваются на специализированные, предназначенные для использования только одной системой, и универсальные – для использования несколькими системами. Специализированные системы более дорогие, они обычно используются для описания уникальных систем и обладают большой точностью.

В системе поддержки принятия решений используются следующие виды моделей (см. схему):

2.1. Стратегические модели используются на высшем уровне управления для установления целей организации, объемов ресурсов, необходимых для достижения этих целей, политики приобретения ресурсов. Для них характерны широта охвата, множество переменных. Часто эти данные базируются на внешних источниках и имеют субъективный характер. Временной охват – несколько лет. Эти модели обычно детерминистские, описательные, специализированные для использования на одной фирме.

2.2. Тактические модели применяются управляющими среднего уровня для распределения и контроля использования имеющихся ресурсов. Среди возможных сфер их применения можно указать финансовое планирование, планирование требований к работникам, планирование увеличения продаж и т.п. Эти модели применимы лишь к отдельным частям фирмы. Временной охват – от нескольких месяцев до двух лет. Здесь также могут потребоваться данные из внешних источников, но основное внимание уделяется внутренним данным. Обычно тактические модели детерминистские, оптимизационные и универсальные.

2.3. Оперативные модели используются на низших уровнях управления для поддержки принятия оперативных решений с горизонтом, измеряемым днями и неделями. Возможное их применение: календарное производственное планирование, управление запасами и т.д. Эти модели используют внутренние данные. Они, как правило, детерминистские, оптимизационные и универсальные.

2.4. Математические модели состоят из совокупности модельных блоков, модулей и процедур, реализующих математические методы. Он могут использоваться как поодиночке, так и комплексно для построения и поддержания моделей.

3. Программная подсистема управления

3.1. СУБД – система управления базой данных – должна обладать следующими возможностями:

· составление комбинации данных, получаемых из различных источников, посредством использования процедур агрегирования и фильтрации;

· быстрое прибавление или исключение того или иного источника данных;

· использование и манипулирование неофициальными данными для экспериментальной проверки рабочих альтернатив пользователя;

· обеспечение полной логической независимости этой базы данных от других баз данных, используемых этой фирмой.

3.2. СУБМ – система управления базой моделей – должна обладать следующими возможностями: создавать новые модели или изменять существующие, поддерживать и обновлять параметры моделей, манипулировать моделями.

3.3. Система управления интерфейсом.

Эффективность и гибкость информационной технологии во многом зависит от характеристик интерфейса. Интерфейс определяется языком пользователя, языком сообщений компьютера, знаниями пользователя.

Язык пользователя – это те действия, которые пользователь производит в отношении системы путем использования клавиатуры, джойстика, мыши, электронных карандашей, команд, подаваемых голосом и т.п.

Язык сообщений – это то, что пользователь видит на экране дисплея, данные полученные на принтере, звуковые сигналы и т.п. Важным измерителем эффективности используемого интерфейса является выбранная форма диалога между пользователем и системой. Наиболее распространенные: запросно-ответный режим, командный режим, режим меню и т.д.

Знания пользователя – это то, что должен знать пользователь, работая с системой. К ним относятся учебники, инструкции, справочные данные как на бумажных носителях, так и электронные.

Совершенствование интерфейса системы поддержки принятия решений зависит от успеха в развитии каждого из трех его компонентов.

Интерфейс должен обладать следующими возможностями:

· манипулировать различными формами диалога, изменяя их в процессе принятия решения по выбору пользователя;

· передавать данные системе различными способами;

· получать данные от различных устройств;

· гибко поддерживать знания пользователя.

4. Информационная технология экспертных систем

Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Под искусственным интеллектом понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Работы в области искусственного интеллекта не ограничиваются экспертными системами, они также включают в себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение, способность к обучению.

Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая компания может позволить себе иметь в штате экспертов по всем связанным с ее работой областям или даже приглашать их каждый раз, когда возникает проблема. Главная идея использования экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникает необходимость. Экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических знаний (эвристик). Эвристики не гарантируют получение оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, однако они дают в достаточной степени приемлемые решения. Это делает возможным использование экспертных систем в качестве советующих систем.

Сходство информационных технологий, используемых в системах принятия решений и экспертных системах, состоит в том, что они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три существенных отличия:

1. Решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решения отражает уровень ее понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности.

2. Экспертные системы поясняют свою рассуждения в ходе принятия решений, часто эти пояснения бывают важнее, чем само решение.

3. Экспертные системы используют новый компонент информационной технологии – знания.

Основные компоненты экспертной системы представлены на схеме:

 

 


инструкции и информация

решение и объяснения

знания

4.1. Интерфейс пользователя

Специалист использует интерфейс для ввода информации и команд в экспертную систему и получения выходной информации из нее. Команды включают в себя параметры, направляющие процесс обработки знаний. Информация обычно выдается в виде значений, присваиваемых определенным переменным.

Можно использовать 4 метода ввода информации: меню, команды, естественный язык и собственный интерфейс.

Технология экспертных систем предусматривает возможность получать в качестве выходной информации не только решения, но и необходимые объяснения. Различают два вида объяснений:

· объяснения, выдаваемые по запросам;

· объяснения полученного решения проблемы.

4.2. База знаний

Она содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежит правилам. Правило определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условие, которое может выполняться или нет, и действия, которое следует произвести, если условие выполнится. Все используемые в экспертной системе правила образуют систему правил, которая даже для сравнительно простой системы может содержать несколько тысяч правил.

4.3. Интерпретатор

Это часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил (правило за правилом). Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется определенное действие, и пользователю предоставляется вариант решения его проблемы.

Кроме того, во многих экспертных системах вводятся дополнительные блоки: база данных, блок расчета, блок ввода и корректировки данных. Блок расчета необходим в ситуациях, связанных с принятием управленческих решений. При этом важную роль играет база данных, где содержатся плановые, физические, расчетные, отчетные и другие постоянные и оперативные показатели. Блок ввода и корректировки данных используется для оперативного и своевременного отражения текущих изменений в базе данных.

4.4. Модуль создания системы

Он служит для создания набора (иерархии) правил. Существуют два подхода, которые могут быть положены в основу модуля создания системы: использование алгоритмических языков программирования и использование оболочек экспертных систем. Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду, которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний. В большинстве случаев использование оболочек позволяет создавать экспертные системы быстрее и легче по сравнению с программированием.

 


1 семантический – смысловой

[2] прагматический – признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...