Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слово некоего христолюбца. XIV в.




Вопросы и задания

1. Какое явление в духовной культуре населения Руси описано в приводимом фрагменте? Являлось ли оно новым для XIV в.? Когда оно впервые проявилось на Руси? Чем было вызвано?

2. Какие языческие обряды и суеверия описаны? Чем они типичны для славянского языческого пантеона? Как отражают отношения древнего славянина с миром, природой, коллективом людей?

3. Против каких проявлений язычества выступает «некий христолюбец»? Почему языческие обряды и идолопоклонство вызывают его гнев и осуждение?

4. О каких особенностях развития традиционной русской культуры говорит этот документ? Почему через 400 лет после Крещения Руси в обществе оставалась нужда в осуждении язычества?

5. Является ли двоеверие особенностью Древней Руси, или оно было присуще многим другим народам?

6. В чем причины сохранения языческих обрядов, оставшихся привычными в наши дни?

7. Объясните, как в язычестве отражалась природа, климат, условия обыденной жизни восточных славян.

8. Проследите на примерах язычества миграции народов и взаимодействия культуры древних славян и их соседей.

2.

Исторические корни русского фольклора

В. Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки

В. Я. Пропп (1895—1970) — советский литературовед и историк, известный своими работами о фольклоре.

Вопросы и задания

1. Почему В. Пропп ищет в сказках исторические корни реальных традиций и верований? Что сближает язычество и фольклор в миропонимании древних славян?

2. Как можно объяснить то, что языческие верования и обряды в сказках становились сюжетом с противоположным по смыслу концом? О чем свидетельствует тенденция уйти от жестокого и непонятного варварства?

3. Считаете ли вы былины, сказания, сказки достаточно достоверным и убедительным источником знаний о бесписьменном периоде истории? Попробуйте проанализировать любую русскую народную сказку как исторический источник.

4. Фрагмент книги достаточно сложен. Поэтому важно после ознакомления с ним учащихся провести фронтальную беседу и прокомментировать сложные вопросы.

3.

Родоплеменные ценности в Древней Руси

Повесть временных лет. XI—XII вв.

Вопросы и задания

1. Перечислите, какие родоплеменные обычаи и ценности были у различных племен восточных славян, указанных в летописи.

2. Какие факты свидетельствуют о преобладании родовых обычаев над семейными?

3. Что является основной причиной перехода от родовых устоев к семейным? В чем смысл этого перехода? Чему способствует победа семейных ценностей? Как это связано с проблемой собственности?

4. Когда в истории Древней Руси усиливается преобладание семейных ценностей над первобытно-общинными, родовыми? Какую роль в этом сыграла Русская Правда?

5. Почему ритуалы брака и похорон — одни из самых древних в жизни народов? Какие рудименты язычества, несмотря на тысячелетие христианства, чувствуются иногда на свадьбах и похоронах и сегодня?

6. Объясните, какое влияние на разрушение родоплеменных ценностей оказало создание государства и Крещение Руси.

4.

Придворная рациональность» и русские оригиналы XVIII в.

С. М. Соловьев. Учебная книга по русской истории

С. М. Соловьев (1820—1879) — один из крупнейших русских либеральных историков, автор многотомной «Истории России с древнейших времен», «Общедоступных чтений по русской истории» и др. Четырнадцать раз была переиздана его «Учебная книга по русской истории». Приводимый фрагмент представляет образную картину поведения А. В. Суворова в обыденной жизни.

Вопросы и задания

1. Вспомните, чем знаменит А. В. Суворов в русской истории. Перечислите важнейшие сражения, где он добился победы.

2. Как развивались отношения Суворова с царской властью? Какие черты характера великого полководца они раскрывают?

3. Что характерно для Суворова в его отношениях с солдатами? Как относился Суворов к прусской системе подготовки солдат и офицеров?

4. Можете ли вы привести некоторые выражения Суворова, обращенные к солдатам и офицерам? В чем особенность стиля этих обращений? Почему некоторые из них напоминают пословицы?

5. Как вы можете объяснить странности поведения Суворова в обществе? Говорит ли это о его конфликте с обществом, с общепринятыми взглядами?

6. Почему Суворов прибегал к такой странной форме поведения, как юродство? Было такое поведение сугубо личным качеством Суворова или это была дань моде, принятой в обществе, где любили чудачества, оригинальность и даже самодурство?

С. А. Князьков. Быт дворянской Москвы конца XVIII — начала XIX в.

С. А. Князьков — профессиональный историк середины XIX в., знаток быта и нравов Москвы.

Вопросы и задания

1. Почему в конце XVIII — начале XIX в. в дворянской среде распространилось много чудаков и оригиналов? Чем можно объяснить это стремление жить и вести себя «не как все»?

2. Объясните, почему нередко эти чудачества переходили в самодурство и грубость. Что толкало дворян на самодурство? Что позволяло им нарушать признанные в обществе нормы поведения?

3. Как можно объяснить мысль о том, что эта «грубость москвичей не задевала, ее ждали и прощали»? Какие другие формы развлечения были распространены в дворянском обществе?

4. Какие традиционные развлечения в Древней Руси напоминают эти чудачества? Шутовство на балу — общеевропейская традиция или специфика только России?

5. Щегольство роскошью, соревнование в богатстве — о каких старых традициях или, наоборот, о каких новациях свидетельствует такое поведение дворянства?


 

Приложение №3

Вопросы для семинарских занятий

1. «Революция и культура. Социалистическая модель общества»

1. Теоретические споры (дискуссии) о месте культуры (художественной

культуры) в социалистической модели общества. (В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, Н.И.Бухарин, А.В.Луначарский и др.).

2. «Культурная революция» и перестройка системы народного образования.

3. Новые формы «культурного быта».

4. Революция и интеллигенция. «Философские пароходы» России.

5. Культура «русского зарубежья».

2. Сталинизм и культура. Феномены советской культуры

1. Идеология и культура.

2. Шедевры «соцреализма»: мифы официальной идеологии и их трансляция художественными средствами в общественном сознании.

а) Советская киноутопия 1930-х годов.

б) Литература и «правда жизни».

в) Культурный герой в изобразительном искусстве 1930-1950-х годов:

3. Сталинизм и судьбы российской интеллигенции.

3. Культура и общество эпохи застоя

1. Власть и художник в эпоху «позднего социализма»: особенности официальной политики в сфере культуры в конце 1960-х – начале 1980-х годов.

2. Официальная культура – нарастание застойных явлений. Погружение в трясину.

3. «Эзопов язык» в художественном творчестве легальной оппозиции.

4. «Другая культура» и искусство советского андеграунда в эпоху застоя.

Приложение №4

Тестовые задания

История русской культуры 9 – начала 19 вв.

Часть А

1. Крещение Руси привело к

1) усилению языческих обычаев

2) полному искоренению язычества

3) введению патриаршества

4) укреплению государственности

2. Какой из названных памятников был построен в 12 веке

1) церковь Покрова на Нерли

2) Архангельский собор Московского Кремля

3) Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве

4) церковь Вознесения в селе Коломенском

3. Одним из первых древнерусских каменных храмов был собор

1) Успенский в Москве

2) Софийский в Киеве

3) Покровский в Москве

4) Дмитриевский во Владимире.

4. В честь какого события в Киеве был возведен Софийский собор?

1) победа над монголо-татарами

2) победа над печенегами

3) победа над шведами

4) победа над Казанским ханством

5. К памятникам древнерусского зодчества нельзя отнести:

1) Софийский собор в Киеве

2) Софийский собор в Новгороде

3) Золотые ворота в Киеве

4) Новоиерусалимский монастырь.

6. Живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку при строительстве храмов в Древней Руси, называлась

1) фреской 2) акварелью 3) мозаикой 4) парсуной

8. Какое из названных произведений было создано в 17 веке?

1) «Слово о полку Игореве»

2) «Задонщина»

3) «Хожение за три моря»

4) «Житие протопопа Аввакума»

9. В каком веке «в воспоминанье о победе над Казанью» был воздвигнут «пестрый сказочный собор» на Красной площади в Москве

1) 13 в. 2) 14 в. 3) 15 в. 4) 16 в.

10. Кого из названных лиц А.С.Пушкин назвал последним летописцем

1) Н.М.Карамзина 2) Г.Р.Державина 3) В.А.Жуковского 4) Д.И.Фонвизина

11. Автором «Истории государства Российского» является

1) Соловьев С.М. 2) Ключевский В.О. 3) Карамзин М.Н. 4) Платонов С.Ф.

12. Кто из деятелей русской культуры напечатал книгу «Апостол»

1) Афанасий Никитин 2) Феофан Грек 3) Иван Федоров 4) Андрей Курбский.

13. Как называлось скрытое от мира поселение раскольников

1) монастырь 2) посад 3) скит 4) хутор

14. Кто из названных лиц был выдающимся русским портретистом 18 века

1) И.Крамской 2) А.Рублев 3) Ф.Рокотов 4) И.Репин

15. Когда в России было ведено новое летоисчисление

1) с 1 января 1700 года

2) 1 сентября 1709 года

3) с 1 января 1725 года

4) 1 сентября 1721 года

16. Кто из названных лиц был автором памятника Петру I в Петербурге

1)Э.Фальконе 2) Ф. Шубин 3) М.Козловский 4) П.Клодт

17. Историческое полотно В.И. Сурикова «Меншиков в Березове» воссоздает события, связанные

1) с дворцовыми переворотами

2) с Северной войной

3) со стрелецкими бунтами

4) с крестьянским восстанием под руководством Кондратия Булавина

18. Царскосельский лицей был основан в

1) 1811 г. 2) 1842 г. 3) 1864 г. 4) 1881 г.

19. Теория официальной народности возникла в годы царствования

1) Екатерины II 2) Павла I 3) Николая I 4) Александра III

Часть В

1. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и назовите князя, о котором идет речь

«…(Он) строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивлении современников великолепием, он построил церковь Покрова при устье реки Нерли и много других каменных церквей.

Властолюбивый князь, изгнавши братьев и тех бояр, которые недостаточно ему повиновались, правил в своей земле самовластно, забывши, что он был избран народом, отягощал народ поборами и по произволу казнил смертью всякого, кого хотел»

1) Юрий Долгорукий

2) Владимир Мономах

3) Ярослав Мудрый

4) Андрей Боголюбский

2. Установите соответствие между именами творцов культуры и их произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Аристотель Фиораванти 1) Икона «Троица»

Б) Иван Федоров 2) «Хожение за три моря»

В) Андрей Рублев 3) книга «Апостол»

Г) Афанасий Никитин 4) Успенский собор в Москве

3. Какие из названных имен связаны с развитием художественной культуры 18 века

А) С,Дежнев

Б) В,Баженов

В) Е,Канкрин

Г) М,Казаков

Д) А.Сумароков

Е) И.Ползунов

1) АБВ 2) БГД 3) БГЕ 4) ГДЕ

4. Какие из названных ниже понятий, терминов характеризуют развитие русской культуры в 18 веке?

А) модерн

Б) сентиментализм

В) классицизм

Г) фреска

Д) барокко

Е) передвижники

1) АБВ 2) ВГД 3) БВД 4) ГДЕ

5. Установите соответствие между именами исторических лиц и видом их деятельности

ИМЕНА ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) Николай Новиков 1) журналист, издатель

Б) Василий Баженов 2) изобретатель

В) Иван Ползунов 3) писатель

Г) Денис Фонвизин 4) архитектор

5) скульптор

6. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) А. Захаров 1) Зимний дворец

Б) К. Росси 2) Генеральный штаб

В) В. Растрелли 3) здание Адмиралтейства

Г) О. Бове 4) Большой театр в Москве

5) Исаакиевский собор

7. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) К. Брюллов 1) «Явление Христа народу»

Б) А. Иванов 2) «Всадница»

В) П. Федотов 3) «Свежий кавалер»

Г) М Глинка 4) «Жизнь за царя»

5) «Борис Годунов»

8. Прочтите отрывок из сочинения историка о Соловецком монастыре и напишите название явления в церковной жизни, с которым связаны описываемые события

«Монахи, искушенные книжники, обладатели богатейшей библиотеки, и «мирские» поселенцы болезненно восприняли незначительные изменения в богослужебных книгах, признав их злостным отступлением от истинной веры и благочестия. И когда в первых, доставленных в 1657 году в монастырь, исправленных книгах были обнаружены многие «богопротивные ереси и новшества лукавые», их решено было, не принимая к службе, спрятать»

9. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления в отечественной культуре

А) Кунсткамера

Б) парсуна

В) фреска

Г) лицей

Культура эпохи Ивана III и Ивана Грозного

Часть А

1. Прочтите отрывок из работы искусствоведа Л.Любимова и укажите имя архитектора, о котором идет речь

«Приглашенный Иваном III (он) широко проявил свои дарования в России, которая, как некогда для Феофана Грека, стала для него второй родиной. (ему) было предложено съездить во Владимир и взять образец для нового кремлевского Успенского собора (который, как требовал того Иван III, должен был своей внушительностью превзойти все соборы на Руси) тамошний знаменитый Успенский собор… Неоспоримы заслуги (…): этот виртуоз строительной техники проникся духом русского искусства. Ведь точно рассчитанный в фасадах белокаменный собор, увенчанный золотом куполов идеальных пропорций, - чисто русский в своей богатырской мощи»

1) Алевиз Новый 3) Пьетро Солари

2) Аристотель Фиораванти 4) Бон Фрязин

2. В каком веке итальянскими мастерами был построен Успенский собор Московского Кремля

1) 13 в. 2) 14 в. 3) 15 в. 4) 16 в.

3. Прочтите отрывок из послания Филофея великому князю и укажите век, в котором оно было написано

«Как выше писал тебе, так и теперь говорю: помни и слушай, благочестивый царь, - все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть; твое христианское царство иным не заменить»

1) 13 в. 2) 15 в. 3) 16 в. 4) 17 в.

Часть В

1. Кто из названных исторических лиц являлись современниками

А) Петр I В) Э. Фальконе

Б) Иван III Г) П. Солари

2. Кто из названных исторических лиц являлись современниками

А) Иван IV В) Доменико Трезини

Б) Иван III Г) Аристотель Фиораванти

3. Расположите хронологической последовательности следующие события

А) строительство Десятинной церкви в Киеве

Б) сооружение Грановитой палаты

В) сооружение Софийского собора в Новгороде

Г) строительство Дмитриевского собора во Владимире

4. Расположите в хронологической последовательности следующие события

А) сооружение Софийского собора в Киеве

Б) сооружение церкви Покрова на Нерли

В) сооружение колокольни Ивана Великого

Г) постройка Собора Василия Блаженного

Часть С

1. Прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы С1 - С2

«Почувствовав себя в новом положении и еще рядом с такой знатной женой, наследницей византийских императоров, (князь) нашел тесной и некрасивой прежнюю кремлевскую обстановку, в какой жили его невзыскательные предки. Вслед за царевной из Италии выписаны были мастера, которые построили Ивану новый Успенский собор, Грановитую палату и новый каменный дворец на месте прежних деревянных хором. В то же время в Кремле при дворе стал заводиться тот сложный и строгий церемониал, который сообщал такую чопорность и натянутость придворной московской жизни»

С1. Назовите имя великого князя, о котором идет речь в тексте, и укажите годы его правления

С2. Используя текст и знания из курса истории, назовите факты, свидетельствующие об усилении самодержавной власти великого московского князя

Тест. Русская культура первой половины 19 века

Часть А

1. Художественный стиль в литературе, живописи и архитектуре, для которого характерно обращение к наследию античности, называют

1) классицизмом 2) барокко 3) эклектикой 4) авангардизмом

2. Известными учеными России 19 века были

А) М.В. Ломоносов

Б) С.В. Ковалевская

В) П.Л. Капица

Г) Н.А. Лобачевский

Д) В.О. Ключевский

Е) И.В. Курчатов

1) АБД 2) БГД 3) АВЕ 4) ВГЕ

Часть В

3. Установите соответствие

А) К. Брюллов 1) «Явление Христа народу»

Б) А. Иванов 2) «Всадница»

В) П. Федотов 3) «Свежий кавалер»

Г) М. Глинка 4) «Жизнь за царя»

5) «Борис Годунов»

4. Установите соответствие между именами деятелей культуры их произведениями

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) О.А. Кипренский 1) «Последний день Помпеи»

Б) К.Тон 2) портрет А.С. Пушкина

В) М.Микешин 3) храм Христа Спасителя в Москве

Г) К.Брюллов 4) памятник «Тысячелетие России»

5) памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве

5. Установите соответствие

А) А. Захаров 1) Зимний дворец в Санкт - Петербурге

Б) К. Росси 2) здание Генерального штаба

В) В. Растрелли 3) здание Адмиралтейства

Г) О. Бове 4) Большой театр в Москве

5) Исаакиевский собор

6. Установите соответствие между именами ученых 19 века и областью знаний, в которой они работали

УЧЕНЫЙ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ

А) А.С. Попов 1) астрономия

Б) П.Л. Чебышев 2) физика

В) В.Я. Струве 3) химия

Г) П.Н. Яблочков 4) математика

5) радиотехника

7. Установите соответствие между именами ученых 19 века и областью знаний, в которой они работали

УЧЕНЫЙ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ

А) А.С. Попов 1) математика

Б) Н.И. Лобачевский 2) химия

В) В.Я. Струве 3) радиотехника

Г) А.М. Бутлеров 4) астрономия

5) биология

8. Установите соответствие между именами ученых 19 века и областью знаний, в которой они работали

УЧЕНЫЙ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ

А) Г.И. Невельский 1) географические исследования

Б) И.И. Мечников 2) медицинские исследования

В) Н.И. Пирогов 3) проблемы органической химии

Г) Н.И. Лобачевский 4) неевклидова геометрия

5) изучение иммунитета

Часть С

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...