Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Измените ( устно) последнее предложение так, чтобы получилось СПП и БСП

ХОД УРОКА

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня нас ждет интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок!

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

(А.С.Пушкин)

Как вы думаете, ребята, над чем мы будем работать? Действительно, мы сегодня будем говорить о матушке-зиме. На наших окнах мороз нарисовал причудливые узоры, а природа так красива в это волшебное время года! Ребята, как вы думаете, почему зима считается волшебным временем года?

 

Проверка дом. задания

Актуализация знаний

Ребята, мы продолжаем изучать тему «Предложение».

Ответим на вопросы:

  • Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
  • По эмоциональной окраске? (Восклицательные, невосклицательные).
  • По наличию главных членов предложения? (Двусоставные и односоставные)
  • По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)
  • По составу? (Простые и сложные)
  • Чем они отличаются друг от друга.
  • Синтаксический разбор предложения, составьте схему, характеристику предложения.

В морозном воздухе плавно кружатся и летают нежные снежинки.

  • Карточки

1. Солнце св..тило ярко и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, выт…щил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.

 

1.Долго б…р…лась зима с ненас…ной ос…нью. 2. В ноябре снег покрыл землю, и наступила настоящая зима. 3.Завывает в поле х..лодный ветер, гуляет вьюга. 4. А в лесу тихо. 5.Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. 6.Всё ут…нуло под снегом. 7.Спрятались в норку ежи, укрылись от мороза белочки.

- Прочитайте предложения. Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. (Выполняется проверка на интерактивной доске)

- Прочитайте 2, 4 и 5,6 предложения. Найдите в них общее. (это простые предложения, осложненные однородными сказуемыми)

Составьте схемы этих предложений.

- Прочитайте 1, 3, 7 предложения. Отметьте в них общее.
(В первом, третьем и седьмом предложениях по две грамматические основы).

Формулирование темы и цели урока

- Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?
(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными).

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения).
На доске записывается тема урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться с... и...;
2) учиться различать... и...;
3) учиться ставить...

Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Закрепление пройденного материала

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Сравните: Выпал снег, и деревья оделись пушистым покрывалом.

 

Выпал снег, деревья оделись белым покрывалом.

Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).

Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами. Что еще мы узнали нового? (Сложные союзные предложения бывают сложносочиненные (ССП) и сложноподчиненные (СПП).

Закрепление изученного материала

Учитель. А сейчас проведем небольшой эксперимент.

Какие это предложения? Составьте их схемы.

1. Пришла осень.

2. Пришла осень и позолотила листья на деревьях.

3. Пришла осень, и лес надел золотой наряд.

Измените (устно) последнее предложение так, чтобы получилось СПП и БСП

Составьте из двух простых ССП, СПП и БСП (задание выполняется по вариантам):

1. вар. Ночью поднялся сильный ветер. Море разбушевалось.

2 вар. Стояли ясные дни. Птицы готовились к отлету.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место ти...


Игра «Определи предложение по структуре». (Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).

  • Пришла долгожданная весна.
  • Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.
  • Появились первые клейкие листочки.
  • Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.
  • Выбирается из берлоги медведь.
  • Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.

Учитель. Продолжим наш разговор о сложном предложении Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание. (Нужно продолжить предложения так, чтобы они стали сложными). Составляем и записываем.

1. Каждый вечер шел дождь, и…

2. Каждый вечер шел дождь, но…

3. Каждый вечер шел дождь, а…

4. Каждый вечер шел дождь, потому что…

5. Каждый вечер шел дождь, однако…

Учитель. Ребята, сегодня мы очень хорошо поработали, пришло время проверить, чему научились. Вам предложены задания, выполните их.

Проверочная работа.

1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.

Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада.

2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.

Всю ночь зима вязала(1), плела кружевные узоры(2), чтобы принарядились деревья.

3. Укажите верную характеристику предложения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...